Писатель Алексей Варламов о том, почему «Несвятых святых» признали миллионы читателей, но игнорировало жюри.
Чудо книжного рынка
—
Алексей Николаевич, как вы, лауреат премии
«Большая книга» за 2007 год, можете
прокомментировать нынешний выбор жюри? По итогам
читательского голосования с большим отрывом победил
архимандрит Тихон (Шевкунов) с книгой «Несвятые
святые». Но он даже не вошёл в список
лауреатов. Что это — модное нынче неприятие
церковной темы?
Алексей Варламов
— Для меня это тоже была очень большая
странность.Честно, я ожидал, что эта книга войдёт в число
лауреатов. Здесь могла сработать какая логика у людей,
которые голосовали: если у человека есть такой книжный
успех, зачем ему премия? У кого-то могло вызвать
раздражение, что автор книги — монах,
священнослужитель — вдруг оказался в числе
претендентов на сугубосветскую литературную премию. Если
бы я входил в жюри, то, безусловно, проголосовал бы за эту
книгу.
— Успех «Несвятых святых» показывает,
что был бы хороший текст, а читатель найдётся.
— Я считаю, что миллионный тираж и неоднократное
переиздание этой книги опровергают утверждения о полной
гибели хорошей, серьёзной литературы, что рынок всё под
себя подмял. Классная, человечная книга побила рекорды
тиражей детективов, женских романов... Это какое-то
чудо.
— И какое может быть объяснение?
— Видимо, цепная реакция, сарафанное радио. Книга
пошла. Думаю, этот успех больше никем не может быть
повторён. Разгадка чуда, может быть, в самих героях книги
— старцах, подвижниках, святых людях. Может быть,
это их воля, их воздействие. Я этого не исключаю.
«Несвятые святые» для меня как для историка
литературы ценны ещё и тем, что русская литература и XIX,
и XX веков недостаточно описывала повседневную церковную
жизнь. Мало образов священников, мирян. В этом смысле
книга архимандрита Тихона восполняет очень важный пробел.
И плюс ещё она обращена и к верующим, и к
неверующим.
Писать о духовном стало труднее
— Вы как-то говорили, что советская литература была более христианской, чем нынешняя…
— В советской литературе были писатели, может быть,
и не воцерковленные и напрямую о Церкви не пишущие, но сам
дух их произведений, их герои, поступки, их повседневная
жизнь выражали больше христианского смысла и христианской
устремленности, чем многие герои книг нынешних, даже если
эти герои формально верующие. Это прежде всего вся
деревенская проза — Шукшин, Распутин, Василий Белов,
Евгений Носов, Виктор Лихоносов, Борис Екимов, Леонид
Бородин. И то, что это именно писатели-деревенщики,
«почвенники», тоже понятно, поскольку
церковная традиция наиболее отзывчива на эту устойчивую
национальную сторону бытия. Военная проза тоже
ориентировалась на христианскую традицию. Это Василь
Быков, Виктор Астафьев, Константин Воробьёв. Думаю, что-то
похожее можно найти и у Бакланова, у Бондарева, и даже у
Симонова. Я уж не говорю о таком русском классике, как
Андрей Платонов, который, будучи писателем богоборческого
склада в начале своего литературного пути, стал в конце
жизни человеком абсолютно христианского воцерковленного
сознания. И движение его судьбы показательно.
— Сегодня выходят сотни произведений, герои которых
— священники, монахи, верующие...
— Да, по теме они принадлежат к церковной территории, но душевно, духовно на неё попадают далеко не всегда. Эта территория стала менее достижима, чем раньше.
Что-то изменилось. Даже книга отца Тихона немного
ретроспективна, она не про нашу сегодняшнюю жизнь, а про
недавнее прошлое. Тоже самое можно сказать и про книгу
Олеси Николаевой «Небесный огонь». Она пишет о
80-х, 90-х, начале «нулевых» годов. Такое
ощущение, что тогда тучи на небесах раздвинулись и
появилось особое измерение, и оно пролилось на землю.
Сегодня небеса опять закрылись. Литература это чувствует и
реагирует на это.
Страшной правде нужна «форточка»
— А что должно присутствовать в книге, чтобы она для вас являлась христианской?
— Любовь автора к своим героям, возвышение, а не унижение человеческого достоинства. Преодоление отчаяния. Есть писатель, которого я очень люблю, — Роман Сенчин. Он написал прекрасную книгу «Елтышевы». Это история жизни одной семьи, её глава — бывший милиционер. Потеряв работу, поехал с семьёй жить в родную деревню. И дальше автор показывает, как эта семья вымирает. И как вымирает деревня. Очень честная, замечательная книга. Но не могу назвать её христианской. В ней нет «форточки». Допустим у Достоевского в «Идиоте» тоже страшный финал: мёртвое тело Настасьи Филипповны, сошедший с ума князь Мышкин и убийца Рогожин. Но в этой сцене как будто есть «форточка», высшее измерение, которое не отменяет того, что произошло на земле. А у Сенчина нет «форточки», точнее, он специально её заколотил. Страшные романы писал Достоевский, но они являются примером христианского миросозерцания. На какое бы дно ты ни опускался, ты всегда помнишь о горнем свете.
В конце ноября объявили лауреатов национальной литературной премии «Большая книга» за 2012 год. В списке финалистов было 14 произведений. Среди них книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», переведённая уже на несколько языков, с тиражом более 1 миллиона 200 тысяч экземпляров.
Однако жюри присудилопервую премию роману Даниила Гранина «Мой лейтенант», вторую — воспоминаниям Александра Кабакова и Евгения Попова о Василии Аксёнове, третью — книге Марии Степановой n«Женщины Лазаря». На сайте премии «Большая книга» параллельно шло голосование читателей. Там с огромным отрывом лидером оказалась книга архимандрита Тихона. Она набрала голосов почти в три раза больше, чем все три лауреата вместе взятые. Совокупный тираж трёх книг — победителей «Большой книги» — в 60 раз меньше, чем тираж «Несвятых святых».
Очень большое хорошее впечатление на меня произвела "Монахиня из разведки" (о м.Адриане Малышевой), составитель Анна Данилова.
Мир вам, господа!
Как-то нескромно столько писать об одном и том же (имею ввиду "Несвятых святых"). Складывается неприятное впечатление саморекламы. Чем произведение лучше и достойнее - тем самодостаточнее. Не стоит об этом забывать.
Благопоспешайте!
С почтением, грешный р.Б. Александр.
Согласен.
Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" (Ин.15:17-18)
Как современный читатетель-христианин хочется отметить, что в произведениях самого Варламова действия происходят в 20 веке (причем как и кв начале века, так и в "нулевых годах").
Я прочитала множество современной христианской лит-ы и рус-й классики. Разница в присутствии и отсутствии этой "форточки" чувствуется.
"Несвятые святые" ... в этой книге есть то, чего не хватает другим - умение писать. От этого страдает множ-о книг соврем-и и, позвольте сказать, книги Варламова тоже. Очень много личных замечаний к сюжету.
"Несвятые святые" читаются очень спокойно и часто захватывает сюжет. Хочется перечитывать эти рассказы снова и снова. В них есть доброта, христианская доброта, которая кстати присутствует в рассказах и других современных писателей, например у Юлии Вознесенской. Один минус, ее книги для девочек 9-14 лет. Архимандрита Тихона можно читать как и подросткам, как и взрослым, так и пожилым.
С самого начала я скептически отнеслась к этой книге, я считала ее самой обычной и простой, и возвращалась к рассказам любимого Достоевского. Но потом поняла почему ее все восхваляют - Лучше пока никто не написал.
В любом случае я бы хотела, чтобы на страницах учебника "литературы" или "истории" у моих внуков было написано про эту книгу, как сейчас пишут про Чернышевского или Лермонтова.