Феномен отца Тихона

Писатель Алексей Варламов о том, почему «Несвятых святых» признали миллионы читателей, но игнорировало жюри.

Чудо книжного рынка

Алексей Варламов
Алексей Варламов
— Алексей Николаевич, как вы, лауреат премии «Большая книга» за 2007 год, можете прокомментировать нынешний выбор жюри? По итогам читательского голосования с большим отрывом победил архимандрит Тихон (Шевкунов) с книгой «Несвятые святые». Но он даже не вошёл в список лауреатов. Что это — модное нынче неприятие церковной темы?

— Для меня это тоже была очень большая странность.Честно, я ожидал, что эта книга войдёт в число лауреатов. Здесь могла сработать какая логика у людей, которые голосовали: если у человека есть такой книжный успех, зачем ему премия? У кого-то могло вызвать раздражение, что автор книги — монах, священнослужитель — вдруг оказался в числе претендентов на сугубосветскую литературную премию. Если бы я входил в жюри, то, безусловно, проголосовал бы за эту книгу.

— Успех «Несвятых святых» показывает, что был бы хороший текст, а читатель найдётся.

— Я считаю, что миллионный тираж и неоднократное переиздание этой книги опровергают утверждения о полной гибели хорошей, серьёзной литературы, что рынок всё под себя подмял. Классная, человечная книга побила рекорды тиражей детективов, женских романов... Это какое-то чудо.

— И какое может быть объяснение?

— Видимо, цепная реакция, сарафанное радио. Книга пошла. Думаю, этот успех больше никем не может быть повторён. Разгадка чуда, может быть, в самих героях книги — старцах, подвижниках, святых людях. Может быть, это их воля, их воздействие. Я этого не исключаю. «Несвятые святые» для меня как для историка литературы ценны ещё и тем, что русская литература и XIX, и XX веков недостаточно описывала повседневную церковную жизнь. Мало образов священников, мирян. В этом смысле книга архимандрита Тихона восполняет очень важный пробел. И плюс ещё она обращена и к верующим, и к неверующим.

Писать о духовном стало труднее

— Вы как-то говорили, что советская литература была более христианской, чем нынешняя…

— В советской литературе были писатели, может быть, и не воцерковленные и напрямую о Церкви не пишущие, но сам дух их произведений, их герои, поступки, их повседневная жизнь выражали больше христианского смысла и христианской устремленности, чем многие герои книг нынешних, даже если эти герои формально верующие. Это прежде всего вся деревенская проза — Шукшин, Распутин, Василий Белов, Евгений Носов, Виктор Лихоносов, Борис Екимов, Леонид Бородин. И то, что это именно писатели-деревенщики, «почвенники», тоже понятно, поскольку церковная традиция наиболее отзывчива на эту устойчивую национальную сторону бытия. Военная проза тоже ориентировалась на христианскую традицию. Это Василь Быков, Виктор Астафьев, Константин Воробьёв. Думаю, что-то похожее можно найти и у Бакланова, у Бондарева, и даже у Симонова. Я уж не говорю о таком русском классике, как Андрей Платонов, который, будучи писателем богоборческого склада в начале своего литературного пути, стал в конце жизни человеком абсолютно христианского воцерковленного сознания. И движение его судьбы показательно.

— Сегодня выходят сотни произведений, герои которых — священники, монахи, верующие...

— Да, по теме они принадлежат к церковной территории, но душевно, духовно на неё попадают далеко не всегда. Эта территория стала менее достижима, чем раньше.

Что-то изменилось. Даже книга отца Тихона немного ретроспективна, она не про нашу сегодняшнюю жизнь, а про недавнее прошлое. Тоже самое можно сказать и про книгу Олеси Николаевой «Небесный огонь». Она пишет о 80-х, 90-х, начале «нулевых» годов. Такое ощущение, что тогда тучи на небесах раздвинулись и появилось особое измерение, и оно пролилось на землю. Сегодня небеса опять закрылись. Литература это чувствует и реагирует на это.

Страшной правде нужна «форточка»

— А что должно присутствовать в книге, чтобы она для вас являлась христианской?

— Любовь автора к своим героям, возвышение, а не унижение человеческого достоинства. Преодоление отчаяния. Есть писатель, которого я очень люблю, — Роман Сенчин. Он написал прекрасную книгу «Елтышевы». Это история жизни одной семьи, её глава — бывший милиционер. Потеряв работу, поехал с семьёй жить в родную деревню. И дальше автор показывает, как эта семья вымирает. И как вымирает деревня. Очень честная, замечательная книга. Но не могу назвать её христианской. В ней нет «форточки». Допустим у Достоевского в «Идиоте» тоже страшный финал: мёртвое тело Настасьи Филипповны, сошедший с ума князь Мышкин и убийца Рогожин. Но в этой сцене как будто есть «форточка», высшее измерение, которое не отменяет того, что произошло на земле. А у Сенчина нет «форточки», точнее, он специально её заколотил. Страшные романы писал Достоевский, но они являются примером христианского миросозерцания. На какое бы дно ты ни опускался, ты всегда помнишь о горнем свете.

В конце ноября объявили лауреатов национальной литературной премии «Большая книга» за 2012 год. В списке финалистов было 14 произведений. Среди них книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», переведённая уже на несколько языков, с тиражом более 1 миллиона 200 тысяч экземпляров.


Однако жюри присудилопервую премию роману Даниила Гранина «Мой лейтенант», вторую — воспоминаниям Александра Кабакова и Евгения Попова о Василии Аксёнове, третью — книге Марии Степановой n«Женщины Лазаря». На сайте премии «Большая книга» параллельно шло голосование читателей. Там с огромным отрывом лидером оказалась книга архимандрита Тихона. Она набрала голосов почти в три раза больше, чем все три лауреата вместе взятые. Совокупный тираж трёх книг — победителей «Большой книги» — в 60 раз меньше, чем тираж «Несвятых святых».

Елена Алексеева

Источник: "Крестовский Мост"

26 декабря 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Страсти по Тихону Страсти по Тихону
Алиса Панфилова
В конце прошлой недели отец Тихон посетил Саратов и в рамках Х Межрегиональных Пименовских чтений в Институте филологии и журналистики СГУ встретился со студентами и преподавателями. Послушать автора «Несвятых» и взять у него автограф пришло чуть ли не полгорода…
Конец «Большой книги» Конец «Большой книги»
О нервной реакции «креативного класса» на настоящую литературу
Конец «Большой книги» Конец «Большой книги»
О нервной реакции «креативного класса» на настоящую литературу
Владимир Бондаренко
Главной задачей господствующей в жюри «Большой книги» либеральной и антиклерикальной ее части было – не допустить «Несвятые святые» до премии. А как это сделать при таком народном признании? В большое жюри премии входит до ста человек. Я сам – член жюри «Большой книги». Ну и что? 68 человек, то есть почти 70 процентов жюри отдали голоса за книгу отца Тихона.
Гибель империи. Урок еще не окончен Гибель империи. Урок еще не окончен
Александр Данилов
Бытует мнение, что моему собеседнику известны самые сокровенные тайны Президента России. Кроме того, архимандрита Тихона (Шевкунова) называют человеком, близким к ФСБ. Но наша беседа с наместником московского Сретенского монастыря, ответственным секретарем Патриаршего Совета по культуре, членом Высшего Црковного Совета Русской Православной Церкви началась не с вопроса о Путине и чекистах. Мы говорили о его литературной деятельности.
«Большая книга» отметила литературу вчерашнего дня «Большая книга» отметила литературу вчерашнего дня
Андрей Рудалев
Некоторое время назад зарекался высказываться о премиальных выборах, говорил даже о необходимости временного моратория на литературные премии, но вот здесь ситуация казалось понятной. В списке была книга, которая, казалось, безусловно, является большой, как по мнению профессионалов, так и читателей, которые, как известно, голосуют рублем, покупая томики.
Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Нечитающие читатели» и другие феномены нашей жизни Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Нечитающие читатели» и другие феномены нашей жизни
Елена Бейлина
«Несвятые святые» и другие рассказы» я прочитала давно. Честно говоря, даже не была удивлена откликам читающей аудитории и победам книги в многочисленных книжных премиях. Скорее наоборот, я была поражена реакцией и впечатлениями людей, мягко говоря, не очень читающих книги.
«Событие для русской литературы...» «Событие для русской литературы...»
Светлана Шепель (Юнжакова)
В апрельском номере 2011 года журнал опубликовал главы из работы известного церковного деятеля архимандрита Тихона (Шевкунова). В том же году книга вышла отдельным изданием. И сразу вызвала широкий читательский отклик — писали в редакцию, автору, оставляли записи в интернете. Публикуем наиболее интересные отклики.
Книжное обозрение: «Несвятые святые» Книжное обозрение: «Несвятые святые»
Людмила Ильюнина
За последнее время ни одна книга православной тематики не имела такого невероятно широкого читательского спроса, как книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Причем одинаково сильный интерес проявляют как светские, так и церковные люди. Зададимся вопросом: отчего это происходит?
Комментарии
Анна 2 января 2013, 18:58
и действительно, книга самая простая. Просто хорошая, светлая, беспроблемная книга. Раскрутка и реклама, вероятно, имела место быть.
Очень большое хорошее впечатление на меня произвела "Монахиня из разведки" (о м.Адриане Малышевой), составитель Анна Данилова.
Василий30 декабря 2012, 14:25
Александр Храмов:
Мир вам, господа!
Как-то нескромно столько писать об одном и том же (имею ввиду "Несвятых святых"). Складывается неприятное впечатление саморекламы. Чем произведение лучше и достойнее - тем самодостаточнее. Не стоит об этом забывать.
Благопоспешайте!
С почтением, грешный р.Б. Александр.


Согласен.
Александр26 декабря 2012, 17:52
"Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" (Ин.15:17-18)

Мария26 декабря 2012, 11:28
Спасибо за интервью!Буквально на этой неделе прочитала сборник повестей Алексея Варламова "Стороны света" и немногим раньше прочла "Несвятые Святые" (и являюсь фанаткой Достоевского).
Как современный читатетель-христианин хочется отметить, что в произведениях самого Варламова действия происходят в 20 веке (причем как и кв начале века, так и в "нулевых годах").
Я прочитала множество современной христианской лит-ы и рус-й классики. Разница в присутствии и отсутствии этой "форточки" чувствуется.
"Несвятые святые" ... в этой книге есть то, чего не хватает другим - умение писать. От этого страдает множ-о книг соврем-и и, позвольте сказать, книги Варламова тоже. Очень много личных замечаний к сюжету.
"Несвятые святые" читаются очень спокойно и часто захватывает сюжет. Хочется перечитывать эти рассказы снова и снова. В них есть доброта, христианская доброта, которая кстати присутствует в рассказах и других современных писателей, например у Юлии Вознесенской. Один минус, ее книги для девочек 9-14 лет. Архимандрита Тихона можно читать как и подросткам, как и взрослым, так и пожилым.
С самого начала я скептически отнеслась к этой книге, я считала ее самой обычной и простой, и возвращалась к рассказам любимого Достоевского. Но потом поняла почему ее все восхваляют - Лучше пока никто не написал.
В любом случае я бы хотела, чтобы на страницах учебника "литературы" или "истории" у моих внуков было написано про эту книгу, как сейчас пишут про Чернышевского или Лермонтова.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×