«Да!» – отвечают участники круглого стола, проведенного на тему «Православный банкинг и финансовые инструменты в России» в рамках ХIХ Рождественских образовательных чтений. Но для этого нужно, чтобы каждое объединение бизнесменов в финансовой, банковской и проектной сфере ставило целью проверять все свои действия и проекты на соблюдение нравственных законов, заповедей Божиих.
Участники круглого стола «Православный банкинг и финансовые инструменты в России» |
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин |
– Мировой экономический кризис, – подчеркнул он, – еще раз напомнил всем нам о том, что финансовая сфера – это, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, «сфера нравственного риска». В ней присутствует огромный капитал, который, как принято считать, должен приносить новый капитал. Проблема денег, не связанных с трудом, – нерешенная нравственная проблема современного мира, и искать ответ на нее следует совместно представителям экономического и экспертного сообществ, религиозным общинам, лидерам общественных сил.
Вместе с тем, как обратил внимание отец Всеволод, тема православного банковского продукта все еще воспринимается как «экзотическая».
– Я практически уверен в том, что если сегодня потребителю предложат этот продукт, то он вряд ли найдет массовую поддержку, – заметил он. – И дело в том, что многие православные люди, в том числе глубоко воцерковленные, слишком привыкли существовать в условиях некоей раздвоенности: нравственные правила – для религиозной жизни, а вот в области жизни практической действуют иные правила. И все же молодое поколение общественно активных людей, склонных выстраивать свою жизнь в согласии с принципами православного вероучения, может со временем принять идею о том, что православный банковский продукт более приемлем, чем отличающийся от него.
Сегодня в нашей стране, как отмечалось на круглом столе, после долгих лет засилья коррупции, взаимного недоверия и обмана начали прорастать робкие ростки православного отношения к ближним не на словах, а на деле.
Так, в Клуб участников проектного процесса, который помогает подготовить проекты к рассмотрению на кредитных комитетах и организует финансирование проектов, приходит все больше порядочных людей, уставших бояться нечестных партнеров. Они готовы публично заявить о строгом выполнении заповедей Божиих в бизнесе и о своем желании объединить усилия с другими православными бизнесменами в выработке особого регламента работы, более открытого и препятствующего злоупотреблениям. А Совет по православным финансовым услугам и продуктам подготовил специально к Рождественским чтениям презентацию, в которой подробно рассматривается механизм создания и внедрения таких услуг и продуктов в повседневную практику.
На встрече прозвучали различные точки зрения по проблематике православного банкинга и необходимости создания соответствующих специализированных банков, при этом все собравшиеся были единодушны в том, что эта тема требует первостепенного внимания и ее значение со временем будет только возрастать. Вот некоторые мысли и оценки участников круглого стола.
Павел Шашкин, ответственный секретарь Патриаршего совета «Экономика и этика»:
Протоиерей Всеволод Чаплин и Павел Шашкин – ответственный секретарь экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси |
Естественно, было бы неправильно оставлять за скобками этого процесса ведущие религиозные организации страны, такие как Русская Православная Церковь, в первую очередь. Нужны ли нам православные банки как самостоятельный вид финансовых институтов? Вряд ли это возможно сегодня, но нам совершенно точно нужны честные и ответственные банкиры, необходима культура взаимовыручки и взаимоподдержки, в том числе в реализации бизнес-проектов. Наконец, нужна сильная нравственная мотивация в достижении экономических целей. Такую степень взаимного доверия, как показывает практика, могут дать только вера и традиция, которые людей объединяют.
Анатолий Милюков, исполнительный
вице-президент Ассоциации российских банков:
Анатолий Милюков, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков
– Когда говорят о православном банке, главный стержень здесь в том, что его работу должна пронизывать нравственность, человечность. И эти элементы призваны развиваться, расширяться. Ведь банк должен работать, прежде всего, для человека, и только потом через это достигается прибыль, доходность и т.д.
Три года назад наша ассоциация одобрила Кодекс этических принципов банковского дела. Там подробно расписано, по каким направлениям должен банк реализовывать эти принципы. Прежде всего, благотворительность. Это общеизвестно, традиционно; мы можем привести массу примеров того, как банки занимаются добрыми делами. Через систему кредитования все более реализуется поведение социально ответственного банка: не навязывание кредита людям любой ценой, поставив их потом в тяжелейшие условия, а всемерная поддержка людей, обеспечение их подробной информацией.
Следующее направление – вклады. Вспомните, как в 1990-е годы несчастные вкладчики штурмовали банки, чтобы получить свои деньги. После принятия закона о страховании вкладов положение принципиально изменилось. В последние годы у населения появилось доверие к банкам – ведь это факт, что в кризис вклады растут невероятно быстрыми темпами.
Важное направление – финансовая грамотность, осознанная деятельность человека во взаимоотношениях с банками. Многие из-за недопонимания идут в суды. А мы создали службу финансового омбудсмена в рамках Госдумы. Ее задача – до суда примирить клиента и банк, исходя из принципов нормальных, человеческих взаимоотношений.
Опираясь на профессиональные ассоциации, российские банки должны «раскручивать» и развивать вот эти черты человечности. Это будет серьезным шагом на пути применения православных этических норм в банковской деятельности.
Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков, депутат Государственной Думы:
– Сегодня в сфере социально-банковского взаимодействия скопилось много проблемных вопросов. Один из них – проблема недобросовестных заемщиков. Нам крайне необходимо внедрять в жизнь нравственное отношение и банкиров, и заемщиков, и клиентов к выполнению своих обязательств. Даже если мы сейчас ужесточим законодательство, мы проблему не решим. Поскольку в основе лежат все-таки нравственные принципы, которые в значительной степени нивелированы в нашем обществе – в кризисный период это особенно проявилось.
На мой взгляд, ошибочен постулат о том, что Церкви не надо создавать свой финансовый институт. Церковь осуществляет в нашем обществе важнейшую миссию, и для того, чтобы вести эту миссию успешно, наступательно, приобщая население к православным ценностям, необходимо иметь мощную финансовую опору. Сейчас же работа Церкви строится в основном на пожертвования.
Надо создавать соответствующий институт. Важно, что доверие населения к Церкви намного больше, чем к гражданским институтам, и многие православные могли бы стать вкладчиками такого банка.
Этот финансовый институт демонстрировал бы пример работы другим институтам. Сила примера здесь даже намного важнее, чем сила закона. Если бы православный банк реально показывал, какие должны быть проценты от вкладов, как добросовестно работать с клиентом, как оформлять кредит, график платежей, если бы он демонстрировал прозрачность своей работы, то и другие банки были бы вынуждены в условиях конкуренции работать по тем же принципам.
Владимир Сидоров, исполнительный директор Центра государственно-частного партнерства «Внешэкономбанка»:
Владимир Сидоров, исполнительный директор Центра государственно-частного партнерства «Внешэкономбанка» |
Известно, что опыт ведения православного банкинга сегодня существует. Причем существует в рамках целого государства, которое называется Кипр. Там очень влиятельна Православная Церковь, и она является одним из крупнейших финансовых деятелей этого острова: на 720 тысяч человек полмиллиарда евро выданных кредитов в год – это серьезная вещь. Естественно, нам нужно изучить этот опыт, подробно рассмотреть, каким образом ведется эта деятельность.
Хотел бы упомянуть о проектном подходе, который может быть применен к сфере православного банкинга, параметры которого мы пытаемся нащупать в рамках нашего круглого стола. Речь идет о создании церковно-государственно-частного партнерства, в котором существовала бы взаимозависимость между участниками договорного процесса контрактных отношений – нечто вроде концессии.
Примеры в российской практике уже существуют. У нас есть обращения со стороны губернаторов, в частности в Архангельской области есть такой «континент», который называется Соловецкий монастырь. Ведь это явление, которое не может быть превращено в некую «туристическую аттракцию», как это пытаются сделать сегодня. Здесь Церковь могла бы предъявить спрос на оказание чисто финансовых договорных услуг. Та же модель церковно-государственно-частного партнерства отрабатывается в Ростовском государственном историческом заповеднике. Но если существует понимание на уровне региональных властей, то на уровне федеральных властей и федерально значимых финансовых институтов такое понимание пока не отработано.
Я убежден, что именно на базе проектного подхода может возникнуть и понимание концепции православного банкинга, и возможное развитие конкретных механизмов его реализации. У меня тут список уникальных церковных объектов – есть чем заняться банкирам! Нужно сформулировать принципы, параметры и утвердить нравственное начало.
Максим Тууль, председатель правления «Надежный банк», директор Клуба участников проектного процесса:
– Я хочу поспорить с отцом Всеволодом о том, что будто сегодня нет спроса на православный банкинг. Долгий опыт работы в банковской сфере привел меня к выводу, что сегодня отсутствует доверие населения к государству, я уже не говорю о доверии к бизнесу. Для этого есть объективные причины. Но самое страшное – отсутствие доверия банкиров друг к другу. В рамках нашего клуба мы часто занимаемся формированием банковских пулов или банковских синдикатов. 90% времени у нас уходит на то, что мы пытаемся убедить банкиров сесть за один стол друг с другом.
Здоровый бизнес устал сегодня жить по «волчьим законам», он ищет объединяющие основы. Недаром появляются разные клубы и ассоциации, которые основываются на неких внутренних принципах.
Православный банкинг своим примером, своим успехом может и должен стать объединяющим началом, внедряющим в среду взаимоотношения между людьми, основанные на морально-этических принципах. А далее такой инструмент будет расширять нравственную сферу вокруг себя, заставляя все новых участников понять, что для успеха и доверия нужно честное ведение дел. Возможно, что в результате возродится «принцип гильдии», когда слово члена гильдии было тверже стали, а изгнанный из гильдии разгильдяй и обманщик был пожизненно заклеймен и больше никогда не мог появиться в бизнес-сообществе.
Роман Белоусов, руководитель Совета по православным финансовым услугам и продуктам:
– Мы сегодня много говорили о возможности создания православного банка. Банк называется православным не только потому, что его акционеры являются православными или в его названии есть это слово, но, прежде всего, потому что он предоставляет соответствующие услуги и продукты.
Конечно, нужно четко осознавать те продукты, которые может предоставить православный банк своим клиентам. На сегодняшний день первый шаг в этом направлении сделан: совместно с Клубом православных предпринимателей и Советом «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси создан Совет по православным финансовым услугам и продуктам. Это некая общественная инициатива, основная площадка для обсуждения и создания продуктов, которые впоследствии смогут предложить банки (кстати, не только православные банки, но и те, которые согласятся предложить своим клиентам продукты, основанные на православных принципах).
Сегодня всем нам нужно переходить от таких отдельных встреч (хотя и они, безусловно, необходимы!) к кропотливой ежедневной работе. Приглашаю всех к работе в рамках совета по разработке услуг, которые будут представлены бизнес-сообществу.
Дмитрий Любомудров, член комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ, генеральный директор Клуба участников проектного процесса:
– Что мы, православные банковские менеджеры, можем продемонстрировать в качестве альтернативы современной неустойчивой финансовой системе? Это называется проектный подход и система прямого распределения рисков. Здесь ничего нового нет, но такой подход нужно реализовывать на практике. Люди принимают не краткосрочное участие в проекте, а «закладываются» на весь его жизненный цикл, что делает их партнерами в истинном смысле этого слова. Взаимное участие в рисках, взаимная ответственность и активное соучастие в проекте – таков инструмент, который может предлагаться и продвигаться православным сообществом.
Православный банк должен обслуживать не только православных бизнесменов, а любых деловых людей, которые подпишутся под принятым им кодексом – полной прозрачности и пониженной рискованности. То есть нам нужен агентский банк (швейцарские банки потому и устойчивы, что исполняют поручения клиентов – и уже 300 лет так работают). Такой банк не может обанкротиться – ведь он только выполняет поручения клиентов за определенную комиссию. В ходе проектного процесса предприниматели должны сами принимать на себя определенные риски. Банк, конечно, помогает им оценить этот риск и берет на себя обязательство по должному контролю всего процесса.
Мы с коллегами уже 15 лет работаем в этой сфере, и у нас есть специальные технологии, которые применялись в крупнейших казначействах, сравнимых по уровню с федеральным казначейством. Наши подходы показали свою эффективность в кризис. И мы стремимся преодолеть стереотип, будто русский православный человек очень далек от банков, денег, экономики – мол, пусть об этом думает государство… Ничего подобного! Думать об этом должны все мы, православные, и помогать друг другу таким образом. Иначе будут выстраиваться очереди из православных у липовых банков.
Если мы сумеем создать хотя бы одну такую «территорию доверия» в виде православного банка под эгидой патриарха и докажем на деле, что этот банк является низкорисковым и прозрачным, тогда мы покажем всему обществу, что возможна православная альтернатива! Возможны православные механизмы!
Отрадно также, что, как показал данный круглый стол, расширяется общественная база Рождественских чтений, которые, по словам отца Всеволода, все больше превращаются из «собрания православных педагогов» в деловой форум для обсуждения насущных проблем жизни России и мира.
Галина Фомина, вице-президент Национального банковского клуба Ассоциации российских банков:
Национальный банковский клуб очень заинтересован в сотрудничестве с Клубом православных предпринимателей, и мы уже наметили серьезные вопросы для взаимодействия. И, безусловно, сегодня на первый план выходят вопросы нравственности, социальной ответственности бизнеса. Недаром практически каждый банк фактически имеет свою социальную ответственность: заботится о детских домах, строительстве храмов, деятелях искусства и так далее, а многие компании стали включать в свою миссию вопросы, связанные со стандартами социальной и духовно-нравственной ответственности. Нынешний круглый стол дает нам вектор для подготовки большого финансового форума в нашей стране.
***
После трехчасовой дискуссии участники круглого стола пришли к заключению, что духовная роль Русской Православной Церкви, участие религиозных организаций в финансовой деятельности сегодня, как никогда, востребованы обществом и могут стать объективным примером ответственного и честного хозяйствования. Создание тех или иных финансовых инструментов с учетом норм православной этики действительно может стать реальностью. Многие банки, в том числе ведущие, открыты такому диалогу и готовы применять эти инструменты в своей работе, после того как их предложения будут одобрены патриархом Кириллом. В ближайшем будущем пакет таких предложений, подготовленный совместно с Патриаршим советом «Экономика и этика», будет представлен вниманию Его Святейшества.
Такие банки, как банк Тинькофф, например, через почту активно продают свой продукт. Напористо, деловито, по-протестантски? И очень надеется найти в России покупателей - рынок? История 19-н.20 века обогащений зарубежных граждан на рынке России вдохновляет?
Государство боится, что не сможет создать конкуренцию (все силы брошены на газофикацию?) или финансовой статистики численности населения (результаты переписи не опубликованы?)? Спаси Бог.
Мф 21, 13 и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.
Мк. 11, 17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.
Лк. 19, 46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.
Ио. 2, 16-17 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. 17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.
Личено для Всеволода Чаплина.
Кулакова Татьяна Фёдоровна, инвалид-детства, колясочница, мне 62г
г. Москва ул. Болотниковская д. 33 корп. 2 кв. 186 тел.8 499 317-01-19 в марте перенесла инсульт лежала в неврологии № 79
ул Миллионщикова д 1 и мне нужен спокойный образ жизни, дома условий нет, я семье мешаю, город мне условия не создал, я
незнаю что мне делать, очень нуждаюсь в помощи, в сборе денег, на покупку квартиры, сколько можите. Ваше святейшиство Всеволод Чаплин, я вас умоляю, ради всех святых помогите мне пожалуйста рабе болящей Татьяне, не дайте погибнуть, мои реквизиты: ОАО Сбербанк России Данское отделение лицевой счёт 42307 810 6 3811 4755055 Кулакова Татьяна Фёдоровна. С уважением к вам и храни вас Господь.
Татьяна.
даже затрудняюсь представить, что у нас следующее захотят сделать "православным"
сам Спаситель сказал: "кесарево кесарю, а Божие Богу"
не надо этих замесов бизнеса и веры
работаю у т.н. "православного" бизнесмена
стыдно кому сказать, что он имеет отношение к православию
хочется бежать от такого не оглядываясь
так некуда
кризис, видите ли
потому что та же банковская система и создала этот кризис загребущими ручками масонов
вот и интересно как будет вести себя т.н. "православный" банк в очередной грязной банковской афере по выкачиванию денег из простых людей?
будут вопросы, пишите
shevimi@mail.ru
Чтобы уяснить себе размеры и мертвящее значение этой пустоты, давайте выпишем некоторые её симптомы/следствия (и именно СИМПТОМЫ, а не самостоятельные проблемы, как будет показано ниже), которые видны, как говорится "невооружённым глазом" (не в порядке важности, а в алфавитном):
1. Аборты.
2. Алкоголизм.
3. "Диалог" с инославными.
4. Гомосексуализм.
5. Наркомания.
6. Порнография.
7. Преподавание секса в школах.
8. Преступность.
9. Проституция.
10. Разводы.
11. Сектантство, западные конфессии.
12. Экуменизм.
13. ... и т.д. — этот список можно продолжить .
вместо этого Чаплина беспокоит отсутсвие православных банков, введение дресс-кода, дружеского сожаления о поведении Ксениии Собчак и желании видеть ее среди ПРАВОСЛАВНОЙ молодежи.
что это курс такой, или ....скрытая провокация, направленная на отторжение от РПЦ не только ее приверженцев, но и другой более значительной части нашего общества. неужели история с 1917 г. ничему не научила наше священноначалие.
ГОСПОДИ образумь меня несмышленного православного и дай смирение.
Банки - это просто инструмент финансовой системы, он предоставляет услуги. Как и, к примеру, сапожник, починяющий сапоги или электрик, ремонтирующий электропроводку. И все должны кормиться со своего дела и кормить своих детей!
Православный банк - это необходимость для Православной России, я бы первый перевел расчетный счет в такой банк! И радовался бы, что та прибыль, которую получает банк с моих операций, идет не на обогащение неправославных, невоцерковленных и закушавшихся банкиров.
Церкви, братьям и сестрам во Христе я доверяю, а если кто и оступиться-не страшно, одумается...вспомните отречение апостола Петра.
Православный банкинг - да это пример для всех, что Православная Церковь - это не только старые бабушки со свечками, это - сама жизнь! Наша жизнь!
раб Божий Евгений
Суть Православия - правильно славить Бога - это путь к спасению. Да, есть нечестность, обман в общественных и экономических институтах Но это не повод Церкви заменять их. Это повод обращаться к людям, - чтобы менялись сердца, помышления тех, кто ими руководит. Внутреннее воздействует на внешнее. А если есть потребность защищать наших граждан от произвола (особенно стариков и малоимущих), то делать это надо, создавая соответствующие организации, в которых будут высокие морально-нравственные устои. А иначе, простите, под вывеской "православный" может оказаться нечто, совершенно чуждое по духу Православию.
Все эти два года я чувствую какое-то нервное движение в церковной жизни Млсквы.Именно Москвы.Это может быть инфекция денежная у всех? Только недавно делили церковную утварь,старинные Иконы,которые могут нынче украсть из Храма оченьпросто,да еще и жизнь чью-нибудь прихватят.Хочется о духовном!!! Видеть глаза не алчные,а в которых вселенская любовь..
Еще об электронных картах- весь мир вводит это.Одни боятся котроля,но ведь Господь все и так все про всех знает.Мы призваны будем пострадать за Христа.Писание исполнится вновь,так кто же хочет скрыть свои счета в банках?Не лукавые ли люди. Вот интересно,как бы в похожей ситуации действовали наши российские святые.Приведите пример.Что-то нитак...помогите разобраться,а то мы можем во искушение впасть.Обсуждение,осуждение-это уже теряется Божия Благодать.Церковь-это мать родная,которая примет и утешит,а нас втягивают в различные дебаты,противостояние вызывающие в обществе.Помогите,объясните и наставте на путь истинный
Ага банк будет деньги Ваши тратить на благотворительность. Вы часом банк и благотворительный фонд не попутали? Читайте внимательнее.
комментарии тут модерируются, поэтому постараюсь помягче выражаться. Церковь - ради денег, похоже решилась на нарушение собственных канонов - печально это.
где моль и ржа истребляют
и где воры подкапывают и крадут,
20
но собирайте себе сокровища на небе,
где ни моль, ни ржа не истребляют
и где воры не подкапывают и не крадут,
21
ибо где сокровище ваше,
там будет и сердце ваше.
Так где же истина?
Мне кажется очень важным тезис отца Всеволода о том, что даже глубоко верующие люди не всегда задумываются о том, каковым должно быть христианское поведение вне духовной плоскости - например, в деловых вопросах. Думаю, что тема правильного православного отношения к различным феноменам современности изучена далеко не достаточно. И эта публикация является важным подспорьем в выработке такого отношения к сфере банковского дела.
Спасибо за содержательный материал!
Заявляющие о православности своего дела бизнесмены должны осознавать, что в случае провала своего дела, а бизнес - всегда риск, они нанесут удар не только по своей деловой репутации, но и по православной церкви.
А потому, на мой взгляд, со стороны церкви должны быть адекватные меры ответственности. Например, у бизнесмена, открыто заявляющего о православности своего дела, должен быть православный священнослужитель - поручитель, поручающийся за православность этого бизнеса, своего рода "крёстный отец" бизнеса. За провал которого, этот священнослужитель должен нести церковное наказанеие.
Это подразумевает, что у бизнесмена должен быть духовник, который доверял бы ему настолько, что мог бы за него поручиться.
Поддерживаю!
2) А как вы предполагаете противостоять банкам-хищникам, которые поглощают все, что "плохо лежит", например поступок Альфа-Банка в связи с покупкой Банка Москвы или с попыткой разорения этим же банком(и попыткой купить)ФГУП -производителя радаров для СУ-35 ?