Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 2-9 февраля. – Народный Собор. – Роль Православия. – Православная модель хозяйствования. – Газетный бред. – Аксиомы для выживания. – Центр, а не периферия. – Православие в школе. – Автоматическое противостояние. – Долой принудиловку. – Гораздо дальше декабристов. – Красивая жизнь на 500 рублей. – Взрыв. – Сдаться Чечне. – Ходынский фарс. – 900 дней. – Святая блаженная Ксения.
Основной темой прошлой недели, активно обсуждаемой в прессе, стал Всемирный русский народный Собор, проходивший 3-4 февраля в Троице-Сергиевой лавре и в московском Свято-Даниловом монастыре. Накануне этого мероприятия «Радонеж» сообщил о том, что в заседаниях Собора примут участие представители Русской Зарубежной Церкви и всего православного мира. Тема собора – «Россия и православный мир». Как отмечает сайт «Newsru.com», в соборе примут участие более 500 человек: «Это государственные деятели всех ветвей власти, руководители российских регионов, представители правительств всех стран СНГ, крупные бизнесмены, научная и творческая элита, лидеры общественных организаций».
По сообщению агентства «Регионы России» «на предстоящем Соборе планируется принятие Свода нравственных правил и принципов в экономике». Наиболее подробный отчет с пресс-конференции, прошедшей 2 февраля и предварившей начало собора, публикует со ссылкой на официальный сайт Русской Православной Церкви портал «Богослов.Ru».
«Во вторник в Троице-Сергиевой Лавре открылся Всемирный Русский Народный Собор», - передает с места событий корреспондент «НТВ». А сайт «Вести» продолжает тему: «Патриарх Алексий открыл Всемирный русский народный собор». Также об открытии Собора сообщили РИА «Новости», «Первый канал», «Newsru.com». Собор привлек внимание практических всех крупных светских средств массовой информации. При этом попытки выдержать новостийный формат иногда приобретали курьезное звучание: «Как сообщает корреспондент НТВ Татьяна Ильина, заседание началось с молитвы Царю небесному», - можно прочитать «отчет» на сайте НТВ.
Корреспондент «Страны.Ru» Мария Свешникова в своем материале уделяет основное внимание докладу Патриарха Московского и всея Руси Алексия, который в своем выступлении выразил уверенность, что «настала пора переосмыслить роль православия в мировой истории». Глава Русской Православной Церкви считает, что эта особенно актуально в наше время, когда «странам, близким по культуре, мировоззрению и духовной традиции, необходимо объединяться». … По мнению Патриарха Алексия, настало время задуматься, «каким будет приговор нам, если будет предан забвению уникальный опыт нашей цивилизации, соединяющий в себе исполнение заповедей христовых и богатство материальной культуры». Также она кратко упоминает о выступлениях некоторых политиков.
О выступлении Патриарха Московского и всея Руси рассказывается и в сообщении сайта «Регионы России». В частности, в информации цитируются следующие слова: «Русь не стремится властвовать и обладать. Русская Православная Церковь желает служить делу единства и общности православных народов», - подчеркнул Патриарх Алексий, - «Ради сохранения единства православного мира мы должны помнить об общности духовных путей братских православных церквей... Отрадно, что наметились положительные тенденции в отношениях с Русской Зарубежной Православной Церковью. И есть надежда, что разделение, порожденное трагическими событиями истории прошлого столетия, будет, наконец, преодолено», - отметил Патриарх.
Полностью «Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия при открытии VIII Всемирного русского народного Собора» можно прочитать на сайте «Седмица.Ru».
«Президент России Владимир Путин направил приветствие участникам и гостям VIII Всемирного русского народного Собора», - сообщает «Интерфакс». «Более десяти лет ваш Форум собирает представителей православного духовенства, научной, творческой интеллигенции и общественных объединений для обсуждения актуальных вопросов развития страны. И тема вашей встречи – «Россия и православный мир» - как в фокусе, соединяет в себе многие важные аспекты современной жизни» - говорится в телеграмме.
О выступлении министра иностранных дел Игоря Иванова сообщает «Newsru.com». Он отметил, что «невозможно говорить о будущем России, и ее месте в Европе и мире в отрыве от цивилизационных, культурных и духовных традиций, к которым всеми историческими корнями привязана наша страна... С другой стороны, мы не можем рассматривать развитие православного мира вне того глобального контекста, в котором решаются сегодня наиболее важные задачи нашей внешней политики», - подчеркнул глава МИД РФ. По его словам, эпоха глобализации открыла невиданные возможности для экономического и научно-технического прогресса, для обмена информацией, культурными и духовными ценностями. Но вместе с тем, глобализация таит в себе ряд опасностей, в частности, угрозу «размывания цивилизационного многообразия современного мира», «утраты национальной самобытности, ее растворения в массовой культуре», отметил министр. «В этой связи сохранение духовной и культурной самобытности является для нашей страны одним из главных вызовов», - сказал Игорь Иванов.
«Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании», принятый Собором, полностью опубликован на официальном сайте Русской Православной Церкви. В первых абзацах этого документа отмечено: «Этот документ не повторяет положений законодательства. Не затрагивает он и технической конкретики экономических отношений, которая регулируется специальными установлениями государства и профессиональных сообществ. Сформулированные ниже нравственные принципы и правила основываются на десяти заповедях, данных Богом, а также на опыте их усвоения христианством и другими религиями, традиционно исповедуемыми в России… Свод нравственных принципов и правил описывает идеальную модель хозяйствования, которая не существует сейчас, но к воплощению которой можно и должно стремиться в повседневности».
Авторов «Независимой газеты» Олега Недумова и Даниила Щипкова больше всего заинтересовал «седьмой пункт документа» - о разведении политической и экономической власти. По их мнению, «политика государства в отношении бизнеса получила благословение со стороны Церкви». Автор «Газеты» Надежда Кеворкова отмечает другой пункт: «Привычка воровать у государства должна быть осуждена». Однако никакого анализа в ее материале, по большому счету, не содержится – статья представляет собой отчет о первом дне заседания с кратким цитированием некоторых фраз, взятых из «Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании». Также построена и более краткая статья в «Комсомольской правде». Автор Владимир Ворсобин назвал ее «Церковь подарила бизнесменам десять заповедей».
Более подробно на «Своде» останавливается автор «RBC Daily» Анна Попова в материале «В России выведут новый тип бизнесмена». По ее мнению «появление «Свода нравственных принципов» для бизнесменов свидетельствует о том, что российскому бизнесу требуется «этическое руководство». Однако, со ссылкой на экспертов, автор отмечает «у идеи поделить всех коммерсантов на «чистых» и «нечистых» найдется немало противников»: «Постиндустриальное общество подозрительно смотрит на религиозную деятельность, – сказал RBC-daily Иосиф Дискин. –…А противниками «Свода» и Русской Православной Церкви в роли лидера будут российские либералы, которые и не рассматривают вопросы бизнеса с этических позиций».
Проблему того, как будут восприняты в обществе «правила хозяйствования» поднимают и авторы «Газеты» Николай Макеев, Наталия Биянова, Надежда Кеворкова, Андрей Литвинов, Алексей Редичкин и Александр Царенок в статье «Популярная деловая библия». В частности, в коллективном труде шести авторов отмечено: «Разработчики свода не учли, что российские бизнесмены далеко не все поголовно православные. А как быть представителям других конфессий, cвод не указывает». Затем авторы делают весьма странное, если не сказать, бредовое, заявление: «Конечно, заповеди предлагается принимать добровольно. Однако, пояснили «Газете», тем, кто не примет или примет и не будет соблюдать, грозит публичное порицание Церкви. «Возможно, Патриархия будет публиковать список тех, кто присоединился к cводу – это механизм еще не проработан», - сообщил источник «Газеты» в ОПОРЕ». Здесь хочется обратить внимание на своевременное появление очередного анонимного мифического источника, который говорит то, что нужно журналистам – об усилении власти Церкви, о каком-то возможном давлении, о «жестком контроле».
Все это нужно для того, чтобы задать измышленный коллективным журналистским разумом вопрос: «Может, это одна из форм давления?». Журналисты взахлеб рассказывают о недовольстве и недоумении «большинства представителей бизнеса», а также «аппарата правительства». Вновь из уст неназванного комментатора, «пожелавшего остаться неназванным» говорится о давлении, более того, устами пресс-секретаря Кахи Бендукидзе инициатива Собора называется «глупостью». В конце приводятся комментарии двух политологов, один из которых, Глеб Павловский, известен своими страхами по поводу усиления России как самостоятельного государства, и своей нелюбовью к Православной Церкви, которая может сыграть в этом процессе важную роль. Авторы старательно проводят одну, столь любимую ими мысль, о том, что, мол, влияние Церкви все больше, она, того и гляди, она будет давить на всех, и главное – и самое ужасное – на нас, свободных от всего и вся журналистов.
На первый взгляд, комментариям прессы, политиков и политологов «заповедей для предпринимателей» посвящен материал на сайте «Newsru.com». Однако на самом деле, публикация содержит фактический полное дословное изложение вышеупомянутой безусловно-рефлекторной статьи в «Газете».
Авторы издания «Время новостей» Кирилл Василенко, Вера Ситина, Алексей Рожков и Андрей Денисов в своем материале заявляют: «Русская православная церковь сделала беспрецедентно серьезную заявку на участие во внешней и внутренней государственной политике». В публикации отмечается, что «Свод» «составлен универсально и отвечает настроениям очень широких слоев населения. Однако его политическое измерение настолько неясно, что представители бизнеса вчера комментировали документ либо хорошо, либо никак».
На сайте «СМИ.Ru» в материале «Православие. Самодержавие. Равноудаленность» можно прочитать обзор некоторых статей, посвященных Собору и принятому на нем «Своду нравственных принципов и правил в экономике».
«Принятый VIII Всемирным Русским Народным Собором «Свод нравственных принципов и правил хозяйствования» уже получил положительный отклик среди российского бизнес-сообщества, заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» секретарь по связям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Дудко. По его словам, «эти 10 заповедей носят условный характер и не обязательны для исполнения, подобно заповедям закона Божьего».
В «Российской газете» о нравственных принципах хозяйствования рассуждает «Елена Яковлева» в статье «Не закажи». Она задается вопросами о том, что представляет из себя документ, принятый Собором: «очередное наступление на свободу предпринимательства в России или попытку помочь этой свободе осуществиться?». Отвечая на вопросы журналистки завслужбой коммуникации Русской Православной Церкви Виктор Малухин отмечает: «Свод - не церковная инициатива и не церковный документ. Его выработал и утвердил VIII Всемирный Русский Народный Собор, общественная организация, институт гражданского общества. … Люди церковные говорят о необходимости утверждения христианских норм нравственности во всех аспектах жизни современного российского общества. Если оно хочет быть жизнеспособным, здоровым и открытым к развитию».
На вопрос о том, будет ли Свод «подписываться бизнесменами» и «что, начнется деление на тех, кто подписал и не подписал?», Виктор Малухин заявляет о том, что подобные разговоры это «злонамеренная глупость»: «Церковь никого силком в рай не затаскивает. Она может только предложить, а уж дело совести и нравственной зрелости человека принять что-то или отказаться, Бог наделил нас свободной волей. Церковь никогда не имела и не собирается приобретать функции директивно-принудительного управления людьми. Никто ни к кому не придет и не предложит ничего подписывать… Человек, поставивший подпись, - не избранный, не занесенный в привилегированные списки за какими-то льготами. По-моему, его подпись свидетельствует о том, что люди не думают, что мир начинается с них и только с них. А признают над собой нравственное начало».
«3 февраля 2004 года в перерыве между заседаниями VIII Всемирного русского народного Собора Патриарх Московский и всея Руси Алексий встретился с представителями Поместных Православных Церквей, принимающими участие в работе Собора», - сообщается на официальном сайте Русской Православной Церкви.
А участники собора «призвали страны православной традиции «поставить на качественно новый уровень» сотрудничество перед лицом современных угроз, в частности террора и экстремизма», - сообщает со ссылкой РИА «Новости» сайт «Мир религий». «Необходимо консолидировать усилия православного мира в духовно-культурной, внешнеполитической и экономической сферах - не для противостояния остальным цивилизациям, но для взаимодействия с ними на более глубоком уровне», - говорится в итоговом документе Собора. «В то же время мы не готовы примириться с ролью христианского Востока как лишь «связующего звена» между более крупными и сильными на сегодня группами стран, - подчеркивают участники Собора. - Наша цивилизация имеет, что сказать миру, и может участвовать в начертании его судьбы как самостоятельная сила».
Выступление Константина Затулина на Всемирном русском Соборе, названное «Москва – Третий Рим», опубликовано на сайте «Радонежа». Он отмечает, что сегодня, когда «Россию пытаются превратить в поле, на котором в свою игру готовы сыграть все крупные религиозные, цивилизационно-культурные центры и силы» России отводится роль «провинции», «периферии»: «попытки втягивания России в чужие сферы влияния грозят в итоге потерей нашего суверенитета, как минимум – самостоятельности во внешней и внутренней политике. Заметим, что основные глобальные политические силы, действующие в мире, основаны на той или иной религиозной традиции, действуют в ее духе. Таким образом, религиозный фактор отнюдь не является второсортным или маргинальным явлением в мировой политике». К тому же, внутри страны существуют группы, утверждающие, «что Церковь – опасный конкурент государству»: ими «предлагается поддержать в противовес «слишком влиятельной» Русской Православной Церкви любые смехотворные группы раскольников, изгнанные из Церкви в том числе и по морально-нравственным причинам».
Но «в наше время, как ни в какое другое, страны православной традиции могут сохранить свою религиозную и национальную идентичность только благодаря России – до тех пор, пока она является пусть ослабленной и расчлененной, но мировой державой… Православный мир не выживет без сильной России, а Россия не сможет вернуть себе статус самостоятельной мировой силы, не возглавив Православный мир, не решив опереться на свою главную и единственную силу – Православие. Эти аксиомы должны быть усвоены и политической элитой России», - считает Константин Затулин. Он уверен в том, что «вопрос единства Русской Православной Церкви на всей ее канонической территории, воссоединения патриарших и зарубежных частей нашей Церкви, вопрос сохранения Православия – это вопрос выживания, возрождения нашей страны».
Итоговый документ - «Соборное слово VIII Всемирного русского народного Собора» опубликован на официальном сайте Русской Православной Церкви.
Главным итогом состоявшегося Собора «Союз православных граждан» считает то, «что не только Церковь, но и значительная часть политической элиты России прямо заявили аксиому, что Россия является естественным центром восточнохристианской цивилизации, а не «мостом» между другими цивилизационными системами, не периферией других центров власти и культур».
Другим важным документом Собора стала резолюция о духовном и религиозном образовании в России. Как сообщает РИА «Новости», «участники VIII -го Всемирного русского народного Собора просят разрешить преподавание основ православной культуры в школах»: «Собор считает жизненно необходимым для России снятие всех бюрократических препонов для преподавания в средних школах основ православной культуры при соблюдении принципа добровольности в качестве предмета по выбору или, в крайнем случае, факультативно», - сказано в резолюции. Собор также обращается к законодательной и исполнительной власти России с ходатайством о государственной аттестации и аккредитации духовных учебных заведений.
Как сообщает патриарший сайт, на прошлой неделе министр образования РФ Владимир Филиппов заявил о том, что Основы православной культуры будут преподавать в российских школах: «первоначально вопрос стоял довольно жестко: пускать Православие в школы или нет. Сейчас, когда этот вопрос решен, наше дело оформить внедрение православного компонента в среднее школьное образование мягким образом». Предполагается, что православный компонент будут вводить в школы по желанию субъектов Федерации.
Вполне предсказуемую реакцию получило это заявление в светской прессе. Как заявляет автор «Независимой газеты» Олег Недумов, «министерство образования делает новую попытку внедрения в школьную программу основ православия».
А Николай Ерофеев из «Вечерней Москвы» записывается в пророки и вещает: «Не мир, но меч принесет в страну преподавание основ православия в российских школах». Автор с завидным упорством, присущим некоторым видам животного мира, повторяет все тот же тезис о том, как можно преподавать основы православной культуры в многоконфессиональной стране, а также упорно сравнивает ОПК с партийными документами периода застоя. И вообще, переживает, что всех заставят молиться «под гребенку», хотя, как известно никакого отношения культурологический предмет к молитвенным и богослужебным практикам не имеет. Он безапелляционно заявляет, что Православная Церковь «стоит особняком - и довольно агрессивным - к остальному христианскому миру» и кликушествует, и заламывает в тоске руки. И это не удивительно: ведь воспитанное советской системой упорное восхищение своим героическим противостоянием системе срабатывает автоматически. Главное, чтобы было чем противостоять, а герои найдутся. Вроде Николая Ерофеева и других журналистов и псевдо-правозащитников, дружными рядами ринувшимися в очередную атаку. Из этого же разряда «диссидентской войны» и заявление института свободы совести по поводу «клерикальной идеологизации государственной системы образования», опубликованное на сайте «Благовест-инфо».
По этому поводу в редакционной заметке сайта общества «Радонеж» говорится следующее: «Российские СМИ, у которых нравственные искания прекратились окончательно, наговорили очень много всего интересного. Вот минобразования, которое выразило намерение все-таки знакомить российских школьников с основами православной культуры. Ату его! «Министр Филиппов вынес святых за рамки школьной программы» (это «Коммерсант» - о факультативном преподавании православной культуры), «Вопрос «кто виноват?» чужд православному. Проясняется цель церковно-министерских инициатив»: цель, оказывается, - «взращивание послушного электората» («Новая газета»). А бывший протоиерей Ардов (в «Новых известиях») договорился до «православной принудиловки», ссылаясь при этом на «собственный плачевный жизненный опыт» (и ведь действительно, плачевный): «школьная программа по литературе внушила мне полнейшее отвращение к поэзии Маяковского». … Вот ведь как опасна принудиловка. Так и закроем тогда школы. Будем искать примеров нравственного совершенства в поэзии самоубийц и мемуарах расколоучителей. Но чемпионом как всегда оказался интернет-портал Кредо, опубликовавший стенограмму передачи Радио «Свобода» под заголовком «Представители традиционных религиозных конфессий в России заявляют, что не приветствуют идею ввести в средних школах предмет «Основы православной культуры». Интересно - накануне в новостях появились сообщения о том, что Межрелигиозный совет России (в который именно и входят «представители традиционных религиозных конфессий») высказался за введение в школах преподавания основ православной культуры. Вот странность! Так все-таки «за» или «не приветствуют»? При внимательном рассмотрении обнаруживается, что в так лихо озаглавленной передаче «Свободы» участвовали корреспондент все той же «Свободы» Лиля Пальвелева и редактор «НГ-Религий» Марк Смирнов. … Выходит, что интернет-портал рассматривает в качестве традиционной конфессии представителей «третьей беды» России – «аналитиков» и «экспертов» СМИ, а про остальные конфессии попросту наврали. При этом главное, что беспокоит «бедовых экспертов» - в нашей стране очень много атеистов, и вот именно их права могут быть нарушены введением изучения православной культуры».
Другой темой, не менее активно заинтересовавшей журналистов, стало соглашение о начислении полноценных пенсий священнослужителям и монахам, подписанное Патриархом всея Руси Алексием и главой Пенсионного фонда Михаилом Зурабовым. Автор «Газеты.ru» Ольга Кучерова в статье «Церковь заплатит государству за священников и монахов» рассказывает об истории вопроса: «Инициатива внесения изменений в пенсионное обеспечение священнослужителей принадлежит Патриарху, который обратился к Президенту России от лица священнослужителей Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Священники были ущемлены в пенсионном обеспечении, поскольку их стаж рассчитывался, начиная с 1990 года. В советские времена на священников не распространялось государственное социальное страхование, поэтому трудовой стаж священников до 1990 года не учитывается. … По словам Патриарха, подписанное соглашение обеспечивает возможность защиты стажа священнослужителей до 1990 года».
Материал Александра Гудкова на эту тему появился и в издании «Время новостей». В «Новых известиях» Михаил Камышин также написал довольно сумбурную и рефлекторно-возмущенную статью, в которой высказал весьма оригинальную мысль – мол, «красиво жить не запретишь и монахам». Красивой жизнью вышеупомянутый автор считает прибавку к уже существующей, кстати, пенсии рублей в 500-600. Страшно далеки наши журналисты от народа. Еще дальше, чем декабристы в свое время…
«Периодически возникающие пропагандистские кампании против Русской Православной Церкви связаны с укреплением ее положения в обществе», - считает митрополит Кирилл. Как цитирует сайт «Регионы России», владыка Кирилл напомнил, что «в течение почти 80 лет мы жили в условиях господства атеизма, и профессиональные атеисты, которые боролись с Церковью, никуда не исчезли… Сейчас никто не будет устраивать общенациональных дискуссий на тему «есть Бог или нет», но будут использоваться другие поводы для того, чтобы сделать ту же самую работу, которую делали профессиональные атеисты в Советском Союзе», - сказал митрополит.
6 февраля в тоннеле метро, в 300-х метрах от станции «Автозаводская» произошел взрыв. Полную картину событий пытается восстановить журналист портала «Страна.Ru» Роза Цветкова. Как сообщает «Интерфакс», в результате взрыва в Москве погибли 39 человек, 122 госпитализированы, из числа пострадавших 16 человек находятся в тяжелом состоянии.
Патриарх Алексий выразил соболезнования в связи с терактом в московском метрополитене, передает агентство РИА «Новости». «С великой болью и скорбью узнал о новом жестоком и бессмысленном злодеянии, совершенном в столице нашего Отечества, - говорится в заявлении Святейшего Патриарха Алексия II. Преступники, подготовившие и совершившие этот страшный террористический акт, «в очередной раз намеревались посеять в нашем народе страх, отчаяние, межнациональную и межрелигиозную вражду», отметил Патриарх. Однако «мы не должны уповать только на государство; христиане знают, что одних лишь человеческих сил недостаточно для противостояния ежедневной грозной опасности». «Да упокоит Господь души безвинно убиенных и дарует нам силы пережить трагедию и общими силами побороть зло и очистить наше Отечество от скверны террора», - сказал предстоятель Русской Православной Церкви. Свои соболезнования президенту Российской Федерации Владимиру Путину в связи с террористическим актом в московском метро направил предстоятель Украинской Православной Церкви.
«Два священника Русской Православной Церкви направлены для оказания духовной помощи пострадавшим во время теракта в Московском метрополитене и всем людям, находящимся на месте трагедии», - говорится в другой информации РИА «Новости».
На сайте «Соотечественники» в аналитическом материале «Взрыв на Автозаводской» отмечено, что «цели организаторов взрыва в тоннеле станции «Автозаводская», следы которых ведут в Чечню и зарубежные террористические центры, не вызывают сомнений»: «Как и прежде они стремятся дестабилизировать обстановку в стране, дискредитировать власть в глазах народа, посеять страх и панику в российских городах». Также в материале говорится о том, что многие противники президента стремятся использовать подобные ситуации для давления на российскую власть. Это отметил и сам Владимир Путин, который заявил: «Не исключаю, что террористические действия и призывы из-за границы вести переговоры с Асланом Масхадовым будут использоваться в ходе внутриполитических дебатов в рамках выборов президента России и в качестве рычага давления на действующего главу государства». Президент также обратил внимание на то, что Россия уже не в первый раз сталкивается с синхронизацией преступлений, совершаемых на территории страны, и призывами к переговорам с террористами.
И буквально в тот же день, когда произошел взрыв в метро, сайт РБК сообщил о том, что «на этой неделе европейские парламентарии выступили с очередной инициативой в поддержку чеченских боевиков. Почти четверть депутатов Европарламента подписали петицию, в которой потребовали вывода российских войск из Чечни и установления в республике временной администрации ООН. По сути, европейские законодатели поддержали так называемый «мирный план», выдвинутый лидером чеченских террористов Асланом Масхадовым. И хочет ввести иностранные войска в Чечню». Далее автор статьи Михаил Чернов говорит о том, что «заявление депутатов Европарламента не обладает никакой формальной юридической силой, однако, по словам опрошенных RBC daily экспертов, отражает усиление антироссийского вектора европейской внешней политики. Активизация европейцев на кавказском направлении и поддержка действий чеченских боевиков против России обусловлены тем, что государства ЕС, в первую очередь Германию и Францию, не устраивает зависимость Евросоюза от поставок газа и нефти из России и стран СНГ… Опрошенные RBC daily эксперты считают, что европейцы склоняются к «военному решению вопроса обеспечения углеводородами».
Поводом для вмешательства может стать разрастание чеченского конфликта и военные акции федеральных сил по подавлению бандформирований. Именно поэтому Евросоюз заинтересован в косвенной поддержке диверсионно-террористической войны против России. Заявление в поддержку чеченских бандитов подписали 145 европейских парламентариев, представляющих весь спектр политических партий Европы. «Мирный план», поддержанный европейцами, предусматривает, по сути, отторжение Чечни от России и передачу территории республики под иностранный суверенитет».
К тому же Европу, по-видимому, пугают и тенденции к усилению самостоятельности России и укреплению государственнических интересов среди населения. «Россияне больше всего ждут от президента возвращения стране статуса великой державы», - 58% россиян, сообщает «Интерфакс». «К такому выводу пришли социологи Аналитической службы под руководством Юрия Левады, на основе проведенного в январе опроса почти 1600 россиян и аналогичного исследования четырехлетней давности». На том же сайте сообщаются и данные другого социологического исследования: «Русской Православной Церкви доверяет более двух третей россиян», а именно, около 73% россиян.
На прошлой неделе была ориентировочно намечена дата предстоящего визита Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра в Россию. Как сообщает «Радонеж», он приедет в Москву во второй половине марта.
На этой неделе пресса касалась конфликта, связанного со строительством кришнаитского храма на Ходынском поле. Изложение бурной полемики в обществе в связи с государственным протекционизмом движения, имеющего устойчивую репутацию деструктивного культа, приводит сайт «Религия в светском обществе».
На том же сайте сообщается, что 2 февраля с протестами против выделения мэрией земельного участка для строительства храма к Генеральному прокурору РФ и самому мэру обратился «Общественный комитет по правам человека». Автор этих обращений, председатель правления комитета Т.А. Квитковская резко критикует «экстремистскую религиозную организацию «Московское общество сознания Кришны».
На сайте «Народного радио» опубликован эмоциональный материал «Ходынское поле – место трагедии или фарса?», в котором решение мэрии Москвы названо «бредом»: «Какое отношение имеют кришнаиты – сомнительная американская (а не индийская, как кажется многим непосвященным) секта – к месту скорби русского народа? Да никакого, кроме одного-единственного – у них есть деньги – как на строительство, так и на «благодарность» отзывчивым московским чиновникам… Тысячи людей, без преувеличения, оглушены и раздавлены этим решением. Тысячи людей пытаются звонить в мэрию, в приемную Президента, в правительство. И все их обращения сводятся к одной простой фразе – «Что же вы делаете?!» … На Ходынском поле место только одному храму – православному – в память о погибших при коронации Николая II русских людях. Возведение именно такого храма – наша дань памяти предкам, наш прямой святой долг. На русских костях не место иноземным капищам!»
На сайте «Газеты» опубликована статья Надежды Кеворковой «Важен человек, а не пахан», в которой рассказывается о новом сериале «Спас под березами», который автор называет «первым опытом освоения церковной тематики в отечественном телевизионном кино»: в фильме снялись многие известные актеры, среди них - Георгий Тараторкин, Ирина Муравьева, Ирина Пегова. Исполнитель главной роли – священника Георгия – актер Театра на Таганке Юрий Беляев беседует с корреспондентом о своей работе над фильмом.
Статья Михаила Шкаровского - доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Центрального государственного архива Санкт-Петербурга о тяготах блокадной жизни в Ленинграде «Девятьсот дней в аду» публикует сайт «НГ-религии». В материале рассказывается о том, что все тяжелое время блокады Церковь была с народом, наравне со всеми перенося весь ужас и все страдания этого времени: «Ленинград сражался не только силой оружия, но и молитвой Церкви, силой общего воодушевления. В чин Божественной литургии вводились специальные молитвы о даровании победы нашему воинству и избавлении томящихся во вражеской неволе».
6 февраля Православная Церковь праздновала память святой блаженной Ксении Петербургской. Об этой святой рассказывается на сайте «Православной газеты». В издании «Невское время» Павел Виноградов также пишет о блаженной Ксении. Его статью «Безумием мнимым» перепечатывает сайт «Русская линия». В конце материала, после рассказа о посещении часовни блаженной Ксении на Смоленском кладбище, автор пишет: «В толпе, идущей к Ксении, можно видеть странных личностей и слышать странные речи. Ксения принимает всех и всем может помочь: бесплодным женщинам, девушкам в любви, потерявшему джип бизнесмену, полусумасшедшему бомжу. Не потому, что возвращение джипа или любимого Бог весть, какие важные дела в виду Вечности, а чтобы знали, что есть Ксения, что она говорит о нас с Богом. А значит, для нас есть надежда».