Среди «детских страхов», которыми подчас терзается душа христианина, есть и совсем, казалось бы, нелепый, даже постыдный, но тем не менее совершенно реальный: «А не попустит ли мне Господь потерять то, что для меня дорого, без чего мне трудно обойтись, без чего я вроде бы и не я буду?» Или ещё определенней: «А не отнимет ли у меня это Господь?»
Откуда такое малодушие, такое недоверие, доходящее порой до стремления от Бога «обособиться», не отдать, не выпустить из своих рук того, что из них Он — Господь и Создатель наш — потихоньку «тянет»? Не должно так быть, не может в принципе быть места подобным мыслям и расположениям в сердце верующего человека? Не должно, но может и есть. Иначе не приходилось бы слышать об этом то и дело в беседах в храме и за его пределами, а еще чаще — наблюдать в реальной жизни проявления такого настроения с сопутствующей ему ожесточенной борьбой за «свое» против... Даже язык не поворачивается сказать, против чего, а точнее — против Кого...
Все, что есть у нас, — самая жизнь наша, бесценный дар бытия — от Него, Им нам дано. И все, что к жизни этой действительно потребно, — от Него тоже. Как же зарождается в душе такой страх? Что лежит в основе его, чем питается и поддерживается он?
Живя невнимательно и нерадиво, мы очень часто оказываемся не в состоянии должным образом осмыслить и то, что делаем сами, и то, что происходит с нами, и то, что творится внутри нас. Но сама душа наша, несмотря на это, практически всегда ощущает те неправильности, которые мы допускаем, приходит в состояние тревоги, беспокойства, лишаясь таким образом мира. И неясные, не до конца понятые страхи именно здесь, в этой области, коренятся.
Никого и ничто не должен любить человек больше, нежели Бога. И не потому только, что таков закон, не потому, что такова заповедь даже, не потому, что таково непреложное требование Творца по отношению к Своему созданию. Просто нет у нас никого ближе и дороже, чем Он, нет никого, кто бы так нас любил, кого настолько касалось бы все, что касается нас. И любовь к Нему, всякую другую любовь превосходящая, — естественна, можно сказать, природна для человека. И если забыта эта истина напрочь человеком, от Бога далеким, то не может она не быть очевидна для христианина.
Слишком часто мы любим какой-то тлен больше, чем Своего Небесного Отца
Не может... Но слишком часто оказывается, что на самом деле мы куда больше, нежели Своего Небесного Отца, любим какую-то суету, какой-то тлен, то, что, появившись на краткое время, бесследно исчезнет потом. И неважно, что это такое: богатство, какое-то имущество, положение в мире, слава, отношение к нам людей или наши отношения с людьми. Человек в своем падшем состоянии способен привязываться, страстно отдаваться всему, что связано в свою очередь с землей, к которой после грехопадения обратился его взор. И привязывается. И чувствует неправильность этого. И гонит это чувство прочь, пытается «закрыться» от него, не обращать на него внимания. Но оно все равно прорывается сквозь выстроенные на его пути преграды, добирается до сердца, и отзывается в нем тем самым страхом: «А вдруг потеряю?.. А вдруг отнимет?..»
И ведь не назовешь это предположение совершенно бессмысленным. Если «чужому», «внешнему» человеку и не попустит порой такой потери, такого «отъема» Господь, то у своего — того, кто хочет быть Его учеником, но не решается, продав имение, за Ним идти, — отнимет почти наверняка. Да и как же иначе? Ведь видит Христос сокровенное в нас, знает, что сердце наше стремится, рвется к Нему. Видит и то, что именно связывает и лишает нас свободы. И если обретается для этого хоть какое-то действительное основание в нас самих, разрешает от уз. Иногда нечувствительно, незаметно, иногда болезненно и тяжело.
Впрочем, и боль, и тяжесть — лишь оттого, что довериться часто не удается. Забывается: «Господь мой еси Ты, яко благих моих не требуеши» (Пс. 15:2) — не нуждаешься Ты, Господи, в моих благах и не забираешь их у меня, если они для меня и вправду благи. А если забираешь, то лишь потому, что благо именно в том, чтобы забрать.
Нелегко дается человеку эта борьба. Нелегко дается настоящее, простирающееся на всю жизнь и все, что может в ней статься с нами, доверие Тому, кто эту жизнь нам дал: слишком уж ценим мы ее саму по себе, слишком привязываемся к ней, воспринимая дар как данность. Но без доверия нет и подлинной веры, а только лишь самое начало ее, первые ростки. Без испытаний, без опыта потерь и лишений им не окрепнуть. Не почувствовав себя хоть в самой малой степени сидящим на гноище Иовом, не пережив, пусть даже в самой мизерной мере чего-то подобного, не сказав — сразу или же в конце концов — «Как Богу угодно, так тому и быть, буди благословенно имя Его во веки», не стать никому настоящим христианином. Поэтому путь Иова — путь каждого, кто когда-то решился взять крест и пойти за Христом и впоследствии решения своего не изменил. И не надо этому удивляться. Но и бояться тоже не надо.
На этом пути теряя — обретаешь, скорбя — радуешься, отдавая — обогащаешься
Ведь путь этот — такой удивительный и ни на какой другой не похожий. На нем теряя — обретаешь, скорбя — радуешься, отдавая — обогащаешься. Надо просто верить, доверять и всегда помнить, что ничего случайного в нашей жизни с того момента, как мы в нее вошли, нет, что все — и подаренное и отнятое — на пользу подарено или отнято. А потери... Потери неизбежны.
Хотя... Хотя есть одна дивная, но очень логичная закономерность. Меньше всего теряют люди, которые потерь не боятся. Меньше всего «забирает» Господь у тех, кто всегда и все готов отдавать. Потому что какая нужда в лекарстве, а тем более в операции, когда и болезни-то нет? Зачем освобождать того, кто ничем не связан?
Не хочешь терять и не хочешь лишаться? Не привязывайся ни к чему и не держись ни за что.
Я же не знаю, чего Господь от меня хочет. Не могу смириться со словами "если на то воля Божья будет", лучше уж пусть он наказывает, болезни какие-нибудь мне пошлет, чем сделает, чтобы я из университета вылетел.
Вы о-очень молоды!
И есть все основания полагать, что она сама нагрянет.
Отец Нектарий, ответьте, пожалуйста, не Сереге.
Сергей, Вы по-видимому человек энергичный, скорей всего не бедный, и уж точно - молодой.
Вам надо полюбить"
Энергичный -- был, не бедный -- ну да, если не с Рублевкой сравнивать, молодым был когда-то, а сейчас 40.
Любить когда-то мог Серега, который был молодым, энергичным, мечтательным, да это был атеист. Но случилось то, что случилось: обычные люди сказали, что Серега не нужен -- тогда Серега умер. Не стал верующим, а вообще освободил людей от своего присутствия. Место увлеченного занял обыватель; место патриота -- потенциальный предатель; место энергичного занял некто, живущий по правилу: меньше всего боится, что Господь отнимет что-нибудь тот человек, который палец о палец не ударил, чтобы это получить. Это уже не Серега. Любить мог Серега, я же не помню о чем это.
Господу нашему,Иисусу Христу,Слава во веки!!!Слава Пречистой Богородице во веки! Аминь!!!
Если рассматривать с этой точки зрения, то все правильно.Господь нас любит и ВСЕ ДЕЛАЕТ ВО БЛАГО ДУШЕ. Но детей за то, что мы их любим не забирает.
Спаси Бог.
"Не хочешь терять и не хочешь лишаться? Не привязывайся ни к чему и не держись ни за что. " и еще помнить Иова Многострадального.
Спасибо за статью. Очень вовремя.
Особенно трудное испытание - любовью к детям. Историю Авраама и Исаака вряд ли кто повторит. Даже духовенство (белое). Создается впечатление, что не ищется Бог, а доминирует забота о своем воспроизводстве (простите). Тогда чем мы лучше язычников?
Хотелось бы ошибиться, но есть подтверждающие данные, например, на lenta.ru 10.09 появился материал о священниках, уезжающих за границу. Хотя можно увидеть в этом действие Промысла Божия...
Про животных точно не известно - есть ли у них бессмертие. Моя кошка перед смертью со всеми прощалась, вставала из последних сил на лапы, когда кто-то молился... Но у всех у нас есть любящее существо - Ангел-Хранитель. Его мы неизбежно встретим. Помоги Вам Бог.
Отец Нектарий, помогите ради Христа! "Не привязывайся ни к чему и не держись ни за что".
А дети, близкие и родные люди?
......Значит, те кто никого не любит-правильно делают? Не могу этого понять.Простите меня, но тема волнующая.....И никто до сих пор не смог объяснить....
Простите меня, дорогая Галина, что влезла. Очень сочувствую Вам, крепитесь и терпите... Должно пройти время после такого удара, чтобы Вы ГОТОВЫ были услышать объяснение; а может, и сама дойдёте и поймёте. На каждого человека у Бога свои планы, мы их не знаем. Вспомните историю с кем-то из декабристов: когда он ещё в детстве был при смерти, мать вымаливала его, и Господь сказал: возьму сейчас - спасён будет, вырастет, сам погибнет и людей погубит...и показал ей сцену казни. Мать выбрала второе. (Простите, всё очень приблизительно изложила, но при желании найдёте в инете эту историю). Пожил её сын на белом свете ей на радость, а для вечности погиб. И ещё надо понять, что бОльшая часть из нас МАЛОВЕРЫ (сама такая). Мы только ХОТИМ верить в Бога, а ДОВЕРЯТЬ Ему - совсем не готовы. Простите меня. Пусть Господь поможет и укрепит Вас!
Простите за простарнную цитату. По-моему это очень важное место в статье. Это и предостережение, и утешение.
Все можно (а если можно, то и нужно): и стихи, и красивая одежда. Расставаться надо легко. Новогодняя ёлка не вечно же у нас в квартире стоит - согласно анекдоту, только до майских праздников.
"Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною." (1Кор.6:12).
А дети, близкие и родные люди?
Я каждый день молилась за них, просила Господа,чтобы сохранил.....а год назад сын, 27 лет....любимый и родной.Много раз возвращаюсь к этой теме.....как можно быть готовой отдать......Да я готова сейчас отдатьвсе материальное лишь бы он вернулся......
"Никого и ничто не должен любить человек больше, нежели Бога".А как этого достичь?Я бы хотела, но ведь любовь так не появляется просто....
"Меньше всего теряют люди, которые потерь не боятся. Меньше всего «забирает» Господь у тех, кто всегда и все готов отдавать. Потому что какая нужда в лекарстве, а тем более в операции, когда и болезни-то нет? Зачем освобождать того, кто ничем не связан?"Значит если бы я не любила сына. то Господь его не забрал?...Значит, те кто никого не любит-правильно делают? Не могу этого понять.Простите меня, но тема волнующая.....И никто до сих пор не смог объяснить....
Мне кажется, статья не о том, что не нужно никого любить или ничего не нужно делать... Мне кажется, она о наших пристрастиях, вещах или занятиях, которыми мы живем, которые занимают наши мысли и чувства в то время, как главное в жизни - Господь и наши близкие... А любить нужно и молиться Господу о наших близких... Простите, если что-то не так поняла.
Сергию. Я Вам очень сочувствую. Только, пожалуйста, не отчаивайтесь! Может быть, все-таки, есть человек, который любит Вас, а Вы этого не замечаете?.. Попросите Господа подарить Вам друга. Только, пожалуйста, не отчаивайтесь!
Слава Богу за все.
Сергей, Вы по-видимому человек энергичный, скорей всего не бедный, и уж точно - молодой.
Вам надо полюбить. Удобней всего любить ребенка. Если Вы, творя благо для ребенка, никогда! не будете толкаться локтями, Вы будете иметь потрясающий рост. Я это предчувствую. От Вас еще толпа народа согреется.
Не подумайте, что я Вас подозреваю в том, что Вы сейчас толкаетесь. Просто, если часто говорить себе, что не могу я у этого отнять и отдать своему, происходят чудеса.
И за свои грехи теряет...
Помоги, Господи, полюбить тебя так, чтобы выдержать и пережить!
Только есть тут несколько сложностей, с которыми я просто не знаю как быть.
Сложность 1. "слишком часто оказывается, что на самом деле мы куда больше, нежели Своего Небесного Отца, любим какую-то суету, какой-то тлен, то, что, появившись на краткое время, бесследно исчезнет потом"
В том-то и дело, что не исчезнет. Вся упомянутая суета останется в нашей памяти, минутами радости (ура -- дорвался и т.п.), привычками -- оно оставляет отпечаток на нас самих. Полезно оно или вредно нам не видно. Бог может этого просто не дать, а мы тратим кучу сил -- впустую.
Сложность 2. Ради достижения цели, Богу не угодной, которая не была достигнута, было потрачено много сил, от многого пришлось отказаться (например, не начать курить со всеми вместе), пришлось еще и себя воспитывать (один спорт чего стОит) -- все впустую! Что теперь? Выбросить все это, начать пить, курить и пр? А на кой оно, раз не помогло? Поможет в другом -- этот аргумент можно и не произносить, потому как дохлый довод. Не поможет в другом, потому как не для другого назначалось и, не будет для другого применяться.
Сложность 3. Как после этого определять цели, разбивать на задачи, планомерно решать их? А может просто ни к чему усилий не прилагать -- пусть будет, что Ему угодно, а я при чем? Делать-то что? Запить? Легче всего.
Конечно, не в порядке возражения, разрешите упомянуть об особом страхе.
О тревоге матери и жены нигде не читала лучше, чем у Федора Михайловича в романе "Идиот" о тревоге Лизаветы Прокофьевны. Если кто захочет перечитать, могу поточнее указать место, т.к. перечитывала недавно. Это самое начало III части романа.
...Если у вас нет собаки,
Ее не отравит сосед.
И с другом не будет драки,
Если у вас друга нет....
Думайте сами
Решайте сами
Иметь или не иметь...
Какое счастье, что Господь даёт понимать это!!
Моя замершая беременность год назад - не знаю, как восприняла бы это раньше; а с Божьей помощью - как данность, Его волю, спокойно (уже после, а до часа операции надеялась и плакала, что вдруг врачи ошибаются и просто не слышат ничего). Так спокойно было на душе, смирил Бог. Меня близкие успокаивают, а мне не от чего и успокаиваться)
Слава Богу за ВСЁ!!!