«Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами»

Разговор о принятии решений, ошибках и молитве

    

Во всех жизненных обстоятельствах нам надо помнить: решение, которое мы найдем, не всегда приятно, но оно, без сомнения, всегда полезно. И еще: не всё, что приятно, является решением. Мы хотим расслабляющего нас решения. «Пусть Бог решит мои проблемы, но чтобы сложилось всё так, как я хочу!» – говорим мы.

– Я должен выучить 200 слов. Что мне делать?!
– Учи!

Кто-то написал мне: «Я должен выучить 200 слов и составить из них фразы. Скажи, что мне делать, дай мне какое-нибудь решение!» Я ответил ему: учи! Решение заключается в том, чтобы ты упражнялся. Снова и снова. Чтобы дошел до грани усталости, но не перешел ее, не переутомился. Чтобы ты продвинулся, насколько можешь, вперед, устал, и тогда ты принесешь плод, и будет результат. Это измотает, но не существует другого решения для того, кто идет на приемные экзамены, для того, кто читает и устает. Это полезно для души, но неприятно нашему нраву. Приятно нам то, что расслабляет. Нам хочется отдыхать, сидеть, смотреть телевизор – это приятно. А когда надо читать по 4–5 часов и выполнять домашнюю работу, это утомляет.

Потому я и говорю, что решение, которое Бог иногда дает нам, приходит нам от Него, но нам не нравится, потому что оно неприятно. Оно немного болезненно. Оно немного трудно, а мы привыкли к подаркам и всегда связываем их с приятным чувством и говорим: а какой подарок сделал мне Бог?

И, несмотря на это, всё – дар. Всё, что Бог дает нам в ответ на то, о чем мы молимся, – идет нам во благо. Ничего, что мы поплачем. В тот час, когда плачем, мы хорошо делаем, что плачем, у нас есть право на это, но через месяц, через год мы будем вспоминать этот плач и говорить: «Ничего, что я плакал; я плакал потому, что был тогда упрямым. Случившееся со мной, по сути, было благом, это было для меня, это помогло мне, растопило в моей душе пристрастия, болезненные состояния, путаницу в душе. Бог стряхнул их с меня, и всё сложилось к добру, хотя мне было больно и я в тот момент плакал».

Ум, создающий проблему и путаницу, не может сам решить ее

Эйнштейн сказал нечто весьма хорошее: ум, создающий проблему и путаницу, не может сам решить ее. Мне это очень понравилось. Иногда запутываешься в собственном уме и оказываешься в ступоре. А тот ум, который запутался, не может сам решить проблему, потому что он ее и создал. Значит, что нужно? Другой ум. И это ум Христов, ум Христовых людей, ум какого-нибудь нашего друга или подруги, более просвещенный и более быстрый в данный момент.

Иногда у нас бывают трудности, мы запутываемся и сами пытаемся их решить. Но не получается. Например, одна девушка писала мне о лекарствах, которые она семь месяцев не принимала, и всё писала и писала, а я ей не отвечал, потому что, если ответишь, начнется бесконечный диалог. Всё начинается с одного: «Здравствуй, мне не хотелось бы тебя утруждать!» — и так проходят два часа. Я сказал себе, что подожду, прежде чем писать ей. Она мне написала: «Я не принимаю лекарств, думаю, что… – и так далее, а в конце пишет: – Думаю, единственный выход – это разойтись с тем человеком, который со мной, или покончить жизнь самоубийством!»

То есть естественно, что она это сказала: ведь ее ум был запутан, и она не могла сама найти решения.

Потому мы и встаем, пусть немножко и через силу, идем и говорим: «Прошу вас, отче, скажите мне что-нибудь, помогите мне». Мы идем к нашему духовнику. Или к какому-нибудь человеку, своему другу, христианину, которого можно спросить: «Как ты смотришь на это? Это нормально, или мой ум затуманился и я не нахожу решения, потому что запутался?»

Идите к своему духовнику, чтобы он прочел над вами разрешительную молитву, отпустил вам грехи, а не для бесконечных разговоров.

Исповедь. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru Исповедь. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
    

Когда я стал священником и начал исповедовать, то есть когда архиепископ прочел над нами специальную молитву, был один игумен в монастыре Оропо, и он сказал мне: «Да пребудут мои молитвы с тобой! Теперь ты, как духовник, будь осторожен с женщинами! Как бы они не свели тебя с ума!» Я сказал ему: «Совершенно исключителен этот совет!» Здравствуйте! Мы стали духовниками, и чтобы мне сказали такое? Я сказал себе: «Совершенно исключительным кажется мне этот игумен». Так я сказал себе тогда. А сейчас говорю: Пресвятая Богородице, даруй ему долгих лет жизни! Он знал, что говорил, потому что сам испытал это. Кто сам испытал, тот знает и учит других. Он сказал мне эти слова: «Смотри, как бы они не свели тебя с ума!»

Некоторым не исповедь нужна, а разговор. Давайте не путать этих вещей

Итак, мы идем к духовнику или к каким-нибудь другим людям – потому что некоторым не исповедь нужна, а разговор. Давайте не путать этих вещей. Духовник исповедует, но у исповеди нет цели – подробно обсудить с ним всю твою жизнь. Давай объясню тебе это по-другому.

Психоаналитик или психолог держит тебя 45 минут, ты говоришь, говоришь, затем суешь руку в карман и протягиваешь ему 50 евро. А тут по-другому. Потому что это работа другого сорта. Духовник исповедует, выслушивает грехи, и если бы надо было выслушивать каждого по часу, то ему пришлось бы исповедовать в день по два-три человека, чтобы всё это выдержать. Но у аналоя ждут не двое-трое, а гораздо больше людей, и всем нужно время. Конечно.

Однако некоторым нужен не духовник, а человек, перед которым можно было бы раскрыть свою душу, а это мы прекрасно можем сделать в какой-нибудь хорошей компании, в семье друзей, с хорошим другом, открыться ему и поговорить. Кто делает это, те находят и утешение, и решение своих проблем. Кто-то сказал мне: «Отче, я рад, что у меня есть хорошие друзья, и когда у меня возникает какая-нибудь путаница и ум застопоривается, я иду к ним, чтобы поделиться проблемой и помочь себе».

Не ищи решения ни у духовника, ни у друга! Ты сам должен принять его

Но скажу вам и другое. Другой не даст тебе готового решения. Не ищи решения ни у духовника, ни у друга: ты сам должен принять решение, касающееся твоей жизни и твоих проблем. Очень легко отфутболить мяч, у нас есть такая привычка – отфутболить другому мяч и сказать: «Отче, что мне делать? Скажите мне! Принимать это решение или не принимать?» Да, но если я скажу тебе: «Не принимай его», – а через несколько лет случится что-нибудь со здоровьем, появятся душевные проблемы, болезни, пятое, десятое, тогда ты будешь говорить себе: «Он сказал мне, и я принял его!»

Что бы ни случилось, ты будешь кивать на меня. А ответственность должна принадлежать тебе. Это очень важно.

Христос пришел на землю, чтобы мы научились ступать собственными ногами и искать у нашего духовника прощения наших грехов, просвещения, чтобы по его молитвам очистился наш ландшафт. Когда туман и облака исчезнут, ты будешь видеть всё ясно и примешь решение.

Ты говоришь: «Я хочу сделать то-то и то-то!» Не я буду говорить, что тебе делать. Потому что таким образом мы не воспитываем зрелых людей во Христе, а «больных» людей, которые всё время спрашивают: «Скажи мне, что делать? Отче, какую машину купить? “Тойоту Ярис” или “Фиат”?.. Я решил в конце концов: возьму “Фиат”. Но серебристый или белый?»

Научись молиться, чтобы Бог просветил тебя

Я слышал о невероятных случаях, когда обо всем спрашивают решения у других. Но это для монастыря, где монахи по 24 часа в сутки вместе, они вместе живут, вместе едят, обитают в одной среде, и их жизни переплетаются. А здесь, в миру, каждый не может спрашивать духовника обо всем, чтобы тот решал его проблемы. Научись молиться, чтобы Бог просветил тебя.

    

Тут мы подходим к другому серьезному вопросу: «Хорошо, но если я сделаю что-то и выйдет ошибка?» Если выйдет ошибка? Тогда у тебя получится то, что получалось у всех людей. Что? Ошибка. Почему ты так боишься ошибки? «А если я совершу ошибку…» Я не говорил тебе, чтобы ты совершал ошибку. Я просто объясняю, что в жизни никто не учится чему-то, не совершая ошибок. Никто.

В доме, где я живу, есть девочка, которая играет на пианино. Я знаю момент, когда она не на ту клавишу нажмет. Есть одно место, где – динь, динь, дин-н-нь! – она пропускает одну ноту, и каждый раз я говорю себе: «Ну давай, девочка моя, научись играть это место правильно!» Потому что если ты делаешь это пять месяцев, тебе, наверно, пора уже выучить это.

В начале пути мы будем делать и ошибки. Мать, когда видит, что ее ребенок выводит буквы в начальной школе, не ругает его, если он пишет ужасно, неправильно и всё марает, потому что говорит: «Он ребенок, он сейчас будет учиться, будет и ошибки делать». Важно то, что он прикладывает усилия, не сидит просто так, что он активен, берет жизнь в свои руки и борется.

Сделай что-нибудь! Даже если это будет ошибка, ты делаешь это не для того, чтобы оно стало ошибкой

Ты сделай что-нибудь! Даже если это будет ошибка, ты делаешь это не для того, чтобы оно стало ошибкой. Твое желание таково, чтобы это оказалось добром, – если же оно окажется ошибкой, пусть Бог просветит тебя, чтобы ты вовремя понял это и вернулся назад.

Это мне сказали в одном монастыре, потому что я тогда ни жениться не женился, ни монахом не становился, а всё сидел и ждал. Один духовник сказал мне:

– Ты стоишь на одном из путей, перед тобой пять дорог, и ты ищешь решения. Так чего ты дожидаешься?

Я сказал:

– Я должен сделать самое хорошее! Я хочу сделать такой выбор, который будет самым лучшим решением.

– А кто ты такой, чтобы делать самое лучшее? То есть 6 миллиардов людей на планете Земля постоянно рискуют, теряют, выигрывают, а ты хочешь, чтобы у тебя всё было совершенным?

– Так что же мне делать?

– Иди по одному из пяти путей, лежащих перед тобой, решись и скажи: «Я пойду этим путем!» И если он ошибочен и ты почувствуешь это, то развернешься – то есть еще до того, как отправишься в путь. А если выберешь его и пойдешь по нему, то уже иди вперед. Если он ошибочен, то ты будешь идти с одной ошибкой.

Что делать? В жизни мы совершаем ошибки. Я купил дом, в котором сыро, и т.д. Можешь ли ты поменять его? Да. Поменяй. Не можешь? Оставайся там. Ты не выдерживаешь? Тогда переезжай. Но найди какое-нибудь решение в этом своем затруднении.

В любом случае не трясись перед ошибкой. Бог не смотрит строго на людей, прилагающих усилия. Вы видели, что сказал Христос той бедной вдовице? (См.: Мк. 12: 42–43) Денег, которые она опустила в ящик для пожертвований, было так мало, что они не решали ничего, потому что этими монетами не решалась экономическая проблема бедности, но Христос сказал не это, а: «Я смотрю на ее сердце, она положила в ящик от избытка души. Она положила больше всех, сделала самое лучшее из всего, что могла».

Это я могу, пусть просветит меня Бог, чтобы это оказалось хорошо. А брак – это лотерея, и монашество – лотерея. И жениться, и безбрачная жизнь – это как выйдет. Никто не может с уверенностью сказать: «Это у тебя выйдет хорошо». Откуда я знаю? Так что каждый может делать, что хочет, – своей ценой.

У меня есть дядя, который был не слишком церковным человеком, и пару лет тому назад он говорит мне:

– Отлично! Сейчас, когда ты уже устроился, тебе пора и жениться! Ты нашел работу, стал попом, преподаешь в школе. Отлично!

Я ему сказал:

– Но, дядя, это не получится. Поезд уже ушел!

– Как, действительно?

– Да!

– О-о-о, дитя мое, то, что ты сделал, это очень серьезно!

Преподобный Порфирий Кавсокаливит Преподобный Порфирий Кавсокаливит
Какие решения давали святые? Некто пошел к старцу Порфирию и спросил о своем родственнике, продолжать ли ему принимать лекарства-антидепрессанты. Он спросил его, каким будет решение: принимать лекарства или перестать?

Потому что в Церкви некоторые говорят: «Я здесь нашел всё, я не хочу ничего другого. Бог лечит меня от всего!» То есть если он сломает ногу, то идет к Богу, когда головная боль – идет к Богу, проблемы с желудком – всё к Богу. Преподобный старец Порфирий, однако, говорит:

– Скажи своему родственнику, пусть продолжает принимать их, потому что не может быть решения без лекарств.

У Богом озаренных людей была уравновешенность, они не бросались в крайности. Они не говорили: «Брось лекарства, обращайся только к Богу!» – потому что лекарства Бог дал.

Наши обычные решения – это панические решения

Второе. «Мой ребенок запутался. Какое решение мне найти? Начать кричать на него, ругаться?» Наши обычные решения – это панические решения. Решение, которое мы находим, принято нами в тревоге и стрессе. А результат таков, что, когда ты в стрессе, ты всё делаешь неверно. Святые же, которые были просвещеннее нас, не делали столько грубых ошибок.

Какие бы решения мы ни принимали, мы поймем, годятся ли они, по результатам, то есть не по тому, что мы говорим, а по тому, каков плод. Невозможно, чтобы мы говорили хорошие слова, а в доме царил разлад, были нервы, ссоры, чтобы мы не разговаривали друг с другом, но твердили: «Я в любом случае говорил правильно!» Чтобы нашлось решение, твое поведение должно быть хорошим.

Святые давали советы каждому человеку в отдельности. Один нуждается в этом лекарстве, другой в другом, третий в аспирине, четвертый в операции, а пятый в трансплантации органов за границей. У всех не одно и то же. И мы должны говорить это: «Боже, просвети меня, какое решение мне принять!»

Чтобы Он мог нас просветить, мы должны войти в себя: где-то в глубине нашей души нет нерешенных проблем. Запомните это: человек, который молится, входя в глубину своей души, увидит там состояние полного спокойствия, где все проблемы решаются.

Все наши проблемы – внешние. Всё это на периферии души. Христос говорит: «Не бойтесь людей, которые смущают вас внешне и могут предать на смерть, потому что они вам ничего сделать не могут» (См.: Мф. 10: 28). Внутри вас есть сад, там, где находится Святое Крещение, где Святой Дух, где полный покой и полное умиротворение. Не знаю, сколько раз в день вы заходите в этот сад. То есть, когда сидишь на диване, в кресле, на кровати, надо закрывать глаза и убегать от стресса, который причиняет тебе рассудок, потому что не душа причиняет стресс – у души в ее глубинах нет стресса, там тихое море, там Святой Дух, – а помыслы, рассудок несут стресс.

Рассудок сводит человека с ума. Когда мы выступим за пределы рассудка и остановим свои мысли, – кто ощущает это даже на несколько секунд, те чувствуют себя так, словно поехали в путешествие на Гавайи, то есть исключительно прекрасно, ничего на них не давит, всё исключительно хорошо. Как влюбленный, которому говоришь: «У нас экономический кризис», – а он отвечает: «Какое мне до этого дело! Я влюблен». «Когда я целую девушку, – говорил один человек, – кризис меня не интересует. Я где-то в другом месте».

    

Все проблемы решатся: если не в этой жизни, то придет конец, и он их решит

Вот это «в другом месте». Когда мы почувствуем это «в другом месте», тогда решения будут приходить легче, потому что мы будем в контакте с «каналом коммуникации» с Богом, а им является именно молитва. Не знаю, сколько времени вы с утра до этой минуты молились, не знаю, сколько вы молились на святой Литургии, на которую ходили, – ведь ты можешь ходить в церковь, а ум не желает умиротвориться и всё думает о проблемах, волнуется и думает о чем-то другом. Однако все проблемы решатся, и если не решатся в этой жизни, то придет конец, и он их решит. Поймите это.

У одного человека была теща, которая много говорила, и решения этому не находилось. Она говорила-говорила-говорила и не останавливалась. Когда она умерла, под ее именем написали: «Наконец умолкла такая-то». Человек, написавший это, сказал себе: этому нашлось решение. То есть теми или другими путями, но решение непременно придет.

Некоторым людям, которые ругаются между собой, моим родственникам, и ищут решения этой проблемы, я говорю: «Ну, чадо мое, подумай о том, что когда-нибудь придет конец, и ты будешь об этом жалеть. Пойми, что человек, с которым вы ругаетесь, однажды уйдет из этой жизни, и ты потом будешь говорить себе: “Ну почему же мы не помирились?” Поэтому найдите какое-нибудь решение этому».

Никто не может реально помочь нам в том, что мы должны сделать сами. Другие нам помогают, но давайте главную роль в своей жизни мы сыграем сами. Пусть каждый находит решение в своем борении. Ведь решение есть у всего.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Священник — врач, а не волшебник» «Священник — врач, а не волшебник»
Митр. Лимасольский Афанасий в СДС (+ФОТО)
«Священник — врач, а не волшебник» «Священник — врач, а не волшебник»
Митрополит Лимасольский Афанасий отвечает на вопросы будущих пастырей (+ФОТО)
О старце Паисии и проповеди Христа в современном мире, о послушании, монашестве и браке, об истинной Церкви и ее предназначении...
Власть Каа и ответственность вопрошающего Власть Каа и ответственность вопрошающего
Игумен Нектарий (Морозов)
Власть Каа и ответственность вопрошающего Власть Каа и ответственность вопрошающего
Игумен Нектарий (Морозов)
Игумен Нектарий (Морозов) продолжает размышлять об истинном и ложном духовном руководстве. Как распознать в священнике проявления лжестарчества? Что делать, если близкие попали под влияние такого «духовного наставника»? Можно ли себя заранее обезопасить от этого?
Вопросы – детские и взрослые Вопросы – детские и взрослые
Игум. Нектарий (Морозов)
Вопросы – детские и взрослые Вопросы – детские и взрослые
Игумен Нектарий (Морозов)
Значительная часть вопросов, задаваемых священнику, начинается словами: «А можно ли…» Есть в них что-то очень детское… Но всегда ли хорошо – простое и детское?
Комментарии
Elena 7 сентября 2019, 18:11
Как же я люблю отца Андрея! Как же он помогает, когда понимаешь, что никто вокруг не поможет! Спаси Господи этого батюшку!
Людмила18 июля 2018, 10:24

ОЧЕНЬ часто совершаю ошибки,о которых приходится потом сожалеть,хотелось бы никого не обижать ,но почему-то не получается.Может,есть такая молитва?Спаси ,Господи
р. Б. Наталия 3 марта 2017, 22:48
Замечательная статья. Именно эти слова мне были нужны. Архимандрит Андрей (Конанос) всегда просто, доступно, понятно говорит о главном в нашей жизни. Слава Богу за все!
Михаил Бородин 2 марта 2017, 17:14
Первый святой Китая сказал-Путь размышлений самый благородный ибо размышляя ты находишь то, что искал. Впустую же рассуждать-это удел болтунов.
Виктор Елене21 октября 2016, 22:07
Порфирий Кавсокаливит - канонизированный святой.

Совершил множество чудес (то есть Бог по его молитвам совешил). Вместо того чтобы воевать с бесами, он был в Боге.
Путь у него такой.
Так что профессор Осипов неправ. У него вообще такое отношение к исихазму -рациональное, "профессорское". Он считает прелестью то, чего никогда не чувствовал и не представляет себе.
Елена19 мая 2016, 13:34
Разъясните, пжл., по поводу старца Порфирия. Слышала в лекции проф. Осипова о том, что старец был в прелести. В частности профессор зачитывал советы старца о Иисусовой молитве и т.д. Советы весьма сомнительные. Многие могут сказать, что профессор не священнослужитель, однако у него имеется очень хорошее качество - трезвомыслие + он говорит не от себя, а от Святых Отцов.
Ирина Земцова 7 марта 2016, 13:58
Спасибо,батюшка,очень своевременная для меня статья
Юлия11 февраля 2016, 23:42
Очень помогла статья!
Сильно! Решилось сразу всё в голове, что раньше боялась решить. Думала , что всегда надо спрашивать духовника. Ан нет! Спаси Господи!!!
Инна11 февраля 2016, 14:28
СПАСИБО ОГРОМНОЕ за статью.Очень своевременно.
Татьяна 5 декабря 2015, 10:06
"Идите к своему духовнику, чтобы он прочел над вами разрешительную молитву, отпустил вам грехи, а не для бесконечных разговоров"- если человек доверяет священнику,то можно и совета спросить и поговорить,если не во время исповеди,то некоторые священники уделяют другое более удобное время для беседы.Советы мудрых священников очень помогают в жизни и направляют на путь истинный,ведь они духовно совершенней чем мы миряне.
А уж воспользуется ли человек этим советом или нет ,это его право!
Недавно я слышала такой разговор:пришла женщина к священнику впервые и рассказала о своем грехе,а он ей и говорит:-"Вот и иди и подумай,какой ты грех совершила!"-больше она не пришла в церковь,и очень пожалела,что пошла на исповедь.Так может нужно было поговорить с ней и разьяснить,что ей нужно сделать ,чтобы искупить свой грех и приобщить ее к церкви!

Храни вас господь!
Николай Старостин 3 декабря 2015, 23:21
Спаси Бог! По себе скажу, что чем большее у человека страстей (и чем они сильнее),увлечений, желаний, тем медленнее скорость принятия правильных решений. Никакие благословения увы не помогают... И мудрствования в духовной сфере тоже ведут к обратно пропорциональному эффекту. Вроде стремишься к гармонии духа, души и тела, а получаешь клубок противоречий. Правильно - сфокусироваться на Духе, но увы, этот путь для немногих. Дорога проб и ошибок самая распространенная. Дураки и дороги...)
Ирина 1 декабря 2015, 00:54
Правильно то, что в первую очередь, когда есть проблема, надо молиться, просить у Бога вразумления, пойти исповедоваться, причаститься, чтобы не принимать этих "панических" решений.Тогда, может, и на проблему будем смотреть по другому, и решение придёт само собой.
Это понятно более менее воцерковлённым и имеющим хоть мало-мальский духовный опыт. В свою очередь, священникам надо каким-то образом наставлять паству и особенно новоначальных, как надо исповедоваться, что говорить на исповеди. Некоторые пользуясь "добротой" батюшки, превращают исповедь в беседу. Надо учить людей. Если у священника проблема с несчастными женщинами, которым порой невыносимо тяжело самим принимать решения по разным причинам, то можно в конце концов провести специальную лекцию, где Богом поставленный священник разложит всё по полочкам и объяснит толково и глубоко что такое "исповедь", кто такой "духовник", и как НАУЧИТЬСЯ решать проблемы самим. Особенно новоначальным, особенно женщинам. Как апостол Павел наставлял Тимофея обращаться и со вдовами, и со стариками, и с молодыми - как с членами одной семьи! А прежде чем отфутболивать "принимать решение самим", посмотрите, кто перед вами. Сможет ли этот человек сам разобраться? Научите, наставьте нас, не жалейте времени и сил для миссионерской и просветительской работы, уважаемые Пастыри, и увидите, что после ваших трудов и женщины вас "сводить с ума" перестанут, и исповедь упорядочиться.
Mallla Stavtseva27 ноября 2015, 12:18
Спасибо!
Олег15 ноября 2015, 18:32
Спасибо за статью, очень правильные и нужные слова. Уже много лет я с неподдельным чувством благодарности просвещаю свою дремучесть словами владыки Андрея, да благословит его Господь наш Иисус Христос. Спаси Господи !
Ираида Костюкова18 октября 2015, 10:44
я очень рада,просто с благовением прочитала статью,поучительна и интересная. Сделала выводы для себя. Не надо бояться ошибок, ибо учимся на них. Слушаю советы, делаю по- своему, иногда мое решение совпадает советом. Спасибо.
mila toll18 октября 2015, 06:42
Человек который молится входя в глубину своей души увидит там состояние полного спокойствия где все проблемы решаются
.................
я выписала себе и вложу в молитвенник ,
чтобы перед Правилом прочитать и стараться молиться именно ....входя в глубину своей души
низко кланяюсь святый отче Андрей
а я вас записала и поминаю в утренней молитве как вы однажды просили в одной из ваших бесед помнится год или два тому назад
Виктория17 октября 2015, 18:53
В который раз помогают такие публикации. Именно сегодня у меня был помысел о том что никак не удаётся найти духовника. Пожалуйста ответ. Действительно мы сами должны лучше разбирать ситуации а не переносить и на плечи других. Действие с нашей стороны и есть работа и есть молитва и есть решение как правило самое правильное. Как учил меня мой папа слушай всех но решение принимай сам.
Н.А.16 октября 2015, 14:42
На серьёзные дела, разумеется, надо брать благословение у священника. Просто мера "серьёзности" у всех разная...
Обычно человек (мирянин), помолившись, принимает решение сам или с помощью духовника, заручаясь его молитвенной поддержкой. И, через благословение, просит благодатных сил у Бога на совершение угодного Ему действия. В любом случае, предаёт себя и ход всех событий в волю Божию.
Надежда16 октября 2015, 00:11
Согласна, что на каждый чих не нужно брать благословение, все таки мы живем в миру, а не в монастыре. Есть риск совершения ошибки, потому что все мы страстные, и если даже духовные отцы иногда ошибаются то, что говорить о нас. Но все таки не просто так есть эта стезя - благословение. Благословение на брак например. Батюшки могут ошибаться, но они молятся и риск совершения ошибки у них меньше.
Valeriya Mikhailova15 октября 2015, 14:57
Очень полезная статья! Действительно ведь, большинство из нас инфантильны и, словно дети, ищут, на кого бы переложить ответственность за свою жизнь. Священник - очень удобный объект. Многих из нас с детства учат панически бояться ошибок. А ведь любое решение = ответственность право на ошибку. Спасибо, о.Андрей!
Антоний14 октября 2015, 17:22
Оля, а вы духовника спрашиваете, какую марку машины покупать, какую прическу в парикмахерской делать и пр.?
Статья-то об этом.
Перечитайте внимательнее.
За разрешением серьёзных ДУХОВНЫХ проблем -- к Богу и духовнику после молитвы. За разрешением житейских СВЕТСКИХ проблем -- к соотв. специалистам и друзьям.
И в любом случае -- ответственность будет за нами.
Оля14 октября 2015, 16:31
Противоречивая статья.
Всю жизнь все русские православные стремились жить получая благословения на повседневные дела у своих духовников. Много общались с ними, рассказывали о своих проблемах и получали совет. Духовник на то и духовник, чтобы оказывать поддержку в ситуации когда не знаешь как поступить. А принимать решения поговорив с друзьями, часто которые даже не воцерковлены это страшно. Если уж батюшки не хотят общаться и выслушивать народ, поддерживая советом и не давая сойти с правильного пути кто же будет это делать?
Виктория Журжина14 октября 2015, 14:21
Как исренне и правдиво сказано.Иной раз думаю,не у кого спросить,а Господь посылает утешительную статью или близкого по духу человека и уходит недоумение.Спаси Вас Господи за труды.С праздником!
Лариса Воронина14 октября 2015, 10:33
Раньше мне нравилась форма "вопрос-ответ", а сейчас с трудом её воспринимаю. У большинства греческих авторов изложение такое: "он меня спросил, и я ответил... а потом пришел другой".
Andrey14 октября 2015, 09:40
Спасибо за статью. Жаль только если ошибки идут как то слишком уж часто...
Елена Должикова14 октября 2015, 08:19
Спасибо. А ведь и правда, очень много решений (по крайней мере, мною) принимается в панике, если принимается вообще. А надо-то просто решиться и делать!
Н.А.13 октября 2015, 23:31
Понятно, не надо брать благословения у духовника на каждый свой чих (простите). Говорим: "Благословите!" - и берём благословение в целом на повседневную жизнь. Дальше действуем сами, по молитве и по обстоятельствам, в сложных случаях - по совету.

Статья довольно пространная - как, видимо, исповеди тех несчастных женщин, которые мучают своих духовников...
Наталья13 октября 2015, 23:04
Спасибо огромное!
Марина Семкина13 октября 2015, 21:47
Полезная для меня статья!Так просто и доходчиво объяснено! Нашла ответы на мучающие меня вопросы! Спаси,Господи!
Наталья Смирнова13 октября 2015, 17:12
Да! Статья классная, я давно искала ответы на мучающее меня, пока не заболела и вынуждена была бросить всё: потому что решения надо принимать самим, пусть и ошибочные!!!
Наталья13 октября 2015, 16:15
Очень полезная статья. Как знакомо чувство нерешительности при нескольких вариантов действий. Надо просто действовать.
*13 октября 2015, 16:00
Отличная статья.
Елизавета13 октября 2015, 13:33
Спасибо огромное!
Евгения13 октября 2015, 13:18
То ли бомба, то ли прикол?
Ну уж точно честно!
Русским надо поучиться у европейцев тому, что они, и будучи в сане, смело говорят об "общечеловеческих ценностях". Действительно, все мы знаем, во что мы превращаем нашу исповедь! А нас всё слушают, слушают...

Галина Захарова13 октября 2015, 13:03
Спасибо за то,что на некоторые свои вопросы,я нахожу ответы здесь и мне становится тепло и радостно. Слава Богу за всё!
вера13 октября 2015, 12:29
Спасибо!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×