«Кто ты?» – «Я Марфа из Ивановского монастыря»

Памяти блаженной Марфы Московской (†1/14 марта 1638 г.)

Блаженная Марфа Московская Блаженная Марфа Московская Московский Ивановский монастырь, посвященный Святому Пророку и Предтече Господню Иоанну, считается одним из древнейших монастырей столицы. Возникновение девичьей Ивановской обители в Белом городе историки связывают с рождением первого русского Царя. В 1530-м году у Великого князя Московского Василия III (1479–1533) родился долгожданный первенец, будущий Царь Иоанн IV Грозный (1530–1584). Небесным ангелом Наследника, уже в 3 года ставшего властителем великой державы, являлся Иоанн Предтеча, святой покровитель Ивановского девичьего монастыря.

Первый Царь из династии Романовых – Михаил Федорович (1613–1645), его супруга Евдокия Лукьяновна Стрешнева и их дети, в том числе будущий Царь Алексей Михайлович, любили посещать Ивановский монастырь, молиться вместе с сестрами обители, а также обращаться за советами и молитвами к блаженной схимонахине Марфе.

Особенно была расположена к старице Ивановского монастыря Царица Евдокия, которая доверяла ей свои переживания, просила молитв и духовных советов. Первыми в Царской семье родились две девочки, которые умерли во младенчестве. Для продолжения династии в Царской семье ждали наследников, супруги просили молитв у многих угодников. Царица Евдокия много и горячо молилась о наследниках в Ивановском монастыре. Часто Царица хаживала в монастырь пешком, как на богомолье, раздавала милостыню нищим, служила молебны, панихиды, строила келлии сестрам обители.

Ивановский монастырь, XIX век Ивановский монастырь, XIX век

Вскоре в семье родился Наследник, будущий Царь Алексей Михайлович. Всего в Царской семье с 1627 по 1639 год родилось 10 детей. В те годы нередко можно было наблюдать, как вместе с малыми детьми Царица спешила на службу в Ивановский монастырь. В Рождественские и Пасхальные дни вся Царская семья, по старинному московскому обычаю, посещала обитель, высокие гости поздравляли игуменью и сестер, оказывая особое почитание старице Марфе.

Блаженную Марфу любила вся Царская семья, чувствуя молитвы праведницы, которая с большой любовью принимала голубушку-Царицу и ее деток

Блаженную Марфу любила вся Царская семья, чувствуя молитвы праведницы, которая всегда с большой любовью принимала голубушку-Царицу и ее деток, разделяя их радости и тревоги.

О блаженной схимонахине Марфе сохранилось мало сведений. В миру ее звали Дарья, неизвестно, из какой она происходила семьи. В монастыре приняла постриг в схиму. Спала подвижница на простом голом камне, который стал ее посмертным изголовьем, ходила босиком, не надевала теплых одежд, терпела голод.

Особенно любила блаженная Марфа Воробьевы горы, куда в летнее время уходила на целые ночи, молилась там, а к утру всегда возвращалась в монастырь и не пропускала ни одной монастырской службы. Рядом с подвижницей богомольцы ощущали особую умиротворенность, а ее советы, исполненные духовной мудрости и силы, старались исполнить.

Почила блаженная схимонахиня Марфа 1/14 марта 1638 года, в День ангела Царицы. При царском дворе известие об этом было получено в тот же день. По высочайшему распоряжению, гроб подвижницы был поставлен в монастырском соборе на полу, обложен кирпичом и украшен надгробием из белого камня с надписью:

«Лета 7146 (1638) марта в 1 день на память святыя преподобномученицы Евдокии преставися раба Божия Дария, во инокинях схимонахиня Марфа юродивая».

Издревле на Руси, как и в Греции, так хоронили только князей и архиереев. Такой же чести удостоилась и юродивая старица Марфа.

Гробница блаженной Марфы Московской. Фото: glukovarenik.livejournal.com Гробница блаженной Марфы Московской. Фото: glukovarenik.livejournal.com Царская чета продолжала почитать почившую старицу; богатый покров на ее гробницу был прислан из дворца по указу Царя Михаила Феодоровича.

Будущему Царю Алексею Михайловичу было 9 лет, когда скончалась блаженная Марфа, у которой он не раз бывал вместе с матерью. В 1669-м году по указу Царя было писано стенное письмо в церкви на стене, у северных дверей, над гробом юродивой.

Предание о святой жизни старицы благоговейно сохранялось в монастыре долгие годы, многие богомольцы приходили помолиться у раки, заказывали панихиды. Особенно часто молились о чадородии, о благополучных родах, о помощи в разных житейских трудностях.

Молитва святых подвижников и после их праведной кончины так же сильна и горяча у Престола Божиего, как и при их жизни. По слову Евангелия, велика слава праведников у Господа, они «воссияют, как солнце, в Царствии Отца их» (Мф. 13, 43). По толкованию Блаженного Феофилакта Болгарского на этот евангельский стих:

«Так как солнце кажется нам сияющим более всех звезд, поэтому Господь сравнивает славу праведников с солнцем. Но они будут сиять ярче солнца. Так как Солнце правды есть Христос, то праведники просветятся тогда подобно Христу…».

И после своей праведной кончины блаженная старица, будучи в небесных селениях, хранила попечение о родной обители.

Как известно, после войны 1812 года разоренный французами Ивановский монастырь был упразднен. Но в его келлиях доживали свой век четыре старицы, которые рассказывали, что они часто видели храм освещенным, а в храме – молящуюся с воздетыми руками схимницу. Старицы были убеждены, что молящаяся старица – это схимница Марфа, и что по ее честным молитвам рано или поздно монастырь будет возобновлен. Это рассказывали они и местному причту и другим тогдашним жителям и посетителям монастыря.

По благословению Митрополита Московского и Коломенского Филарета, монастырь стал восстанавливаться в середине XIX века. По завещанию подполковницы Елисаветы Алексеевны Макаровой-Зубачёвой (1810–1858), ее родственница и душеприказчица Мария Александровна Мазурина († 1878) посвятила свою жизнь этому богоугодному делу, не дожив немного до открытия монастыря, которое состоялось в 1879-м году. Проект архитектурного ансамбля монастыря был создан известным московским архитектором Михаилом Доримедонтовичем Быковским (1801–1885).

При разборке старого храма в 1860-м году возник вопрос, как поступить с гробом и останками схимонахини Марфы. Опустить ли их в могилу или на время перенести куда-либо? Мария Александровна Мазурина обратилась за разрешением этого вопроса к московскому Митрополиту Филарету (Дроздову). Мудрый пастырь сказал:

«Более двухсот лет старица Марфа почивает в храме; кто же мы, чтобы лишать ее этой чести? Как почивает она теперь в старом храме, так нужно упокоить ее и в новом».

Владыка приказал сделать ящик наподобие гроба, кирпич с одной стороны надгробия разобрать и, отслужив панихиду, без посторонних свидетелей, с особенной осторожностью передвинуть гроб, если он еще цел, в ящик и потом на время реставрации перенести в монастырскую часовню.

Оказалось, что крышка гроба и боковые стороны сгнили, но нижняя доска цела. Косточки блаженной старицы сохранились; голова лежала на камне, некогда служившем ей подушкой; руки были сложены прямо на груди; сохранилась и одежда. С пением «Святый Боже» останки блаженной Марфы перенесли в часовню. А в 1875-м году они вернулись в новый храм, с благоговением положены были в новую мраморную гробницу, украшенную изящной резьбой.

Возобновительница монастыря Мария Александровна Мазурина вспоминала:

«Как-то осенью 1878 года, часу в третьем дня, сижу я одна в своем доме (на Воронцовом поле), в зале против входной двери; направо от меня – комната, в которой на полу и стульях стояли новые иконы для иконостаса Ивановского монастыря. Вдруг слышу в комнате шорох; смотрю – какая-то монахиня, старушка лет шестидесяти, высокая ростом, худощавая, в черном платье, покрытая белым платком, поднимает с пола иконы и ставит их на диван и стулья. Я сначала испугалась, но потом пришла в себя и спросила ее:

– Матушка, откуда ты?

– Я – Марфа из Ивановского монастыря, – ответила незнакомка.

Больше спрашивать я не могла, сообразив, кто эта Марфа. Прошло минуты две, монахиня стала невидима; а иконы оказались все поднятыми с полу. Явлением этим дано мне вразумление – с благоговением обращаться с иконами, даже и неосвященными, – и утешение: есть в монастыре праведница, которая заботится о нем и помогает мне в устройстве его».

По просьбе М.А. Мазуриной житие старицы Марфы составил церковный историк иерей Василий Федорович Руднев (в монашестве архимандрит Тихон).

После восстановления монастыря память о блаженной старице свято хранилась в обители

После восстановления монастыря память о блаженной старице свято хранилась в обители. Постоянно «при гробнице схимонахини Марфы» дежурила одна из сестер. Пение панихид на гробе ее не прекращалось. Как свидетельствовал один из посетителей монастыря:

«Молящихся много, и некоторые действительно получают помощь».

После революции Ивановский монастырь, расположенный в центре Москвы, был закрыт одним из первых. Согласно декрету «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» от 23 января 1918 года, уже в первой половине 1918 года монастырь юридически перестал существовать. 22 августа 1918 года ВЧК выдала ордер на «очистку» помещений Ивановского монастыря от «нетрудового элемента». Оставшиеся в монастыре сестры, около 200 человек, жили в страшной тесноте. Согласно отчету комиссии, обследовавшей помещения монастыря в 1926-м году, на каждую из них приходилось 2,8 квадратных метра жилой площади. Окончательно сестры были изгнаны из монастыря в феврале 1927 года; тогда же был закрыт и Иоанновский собор, в котором разместили губернский архив.

Чтобы спасти святые мощи старицы Морфы от поругания, община верующих обратилась к властям с просьбой о перезахоронении мощей блаженной Марфы на Ваганьковском кладбище:

«В храме б. Ивановского монастыря, у задней выходной двери, имеется мраморная гробница, высотой над полом более аршина и в длину более двух аршин. Под этой гробницей имеется гроб с останками схимонахини Марфы, в настоящее время храм из рук общины изъят, а посему считаем своей обязанностью просить Вас разрешить вынести указанный гроб для погребения на Ваганьковском кладбище. Председатель общины и церковного совета. Н. Вяхирев. 1/III.1927 г.».

Иоанно-Предтеченский монастырь. Фото: experience.tripster.ru Иоанно-Предтеченский монастырь. Фото: experience.tripster.ru

В день преставления блаженной Марфы, 1/14 марта 1927 года, общине монастыря была выдана справка о том, что с санитарной точки зрения нет возражений против вскрытия гроба схимонахини Марфы.

Место перезахоронения подвижницы остается неизвестным, однако ее молитвенную помощь ощущают сестры и прихожане монастыря

До сих пор место перезахоронения подвижницы остается неизвестным, однако ее молитвенную помощь ощущают сестры и прихожане монастыря. Лидия Алексеевна Шитова, почетный реставратор г. Москвы, посвятившая много лет восстановлению Ивановского монастыря, рассказывает о чуде, с которым они столкнулись во время проведения реставрационных работ в соборе монастыря – под разобранными деревянными настилами полов были обнаружены сохранившиеся резные мраморные плиты раки блаженной схимонахини Марфы. Одна из больших плит была разбита на отдельные фрагменты, но лицевая и особенно верхняя плита уцелели, имеются лишь небольшие повреждения. После изготовления утраченных торцевых плит рака была полностью отреставрирована и установлена в соборе.

Святая блаженная Марфа прославлена в соборе Московских святых, день ее памяти – 1/14 марта.

Святая блаженная Марфо, моли Бога о нас!

Варвара Каширина

14 марта 2025 г.

Смотри также
Комментарии
рБ Марина14 марта 2025, 21:29
СВ.БЛ.МАРФО! Помолись о нас ГОСПОДУ бол Варвары бол Елены Андрея Евгения Александра Алексея Димитрия Ксении Софии Екатерины мл Алексея отр Анастасии Киры Марины бол Фотины Лидии Дарии. Спаси Господи Варвара за статью!
Татьяна 14 марта 2025, 13:29
Спасибо, Варвара! Я ничего не знала о блаженной Марфе до прочтения Вашей статьи. Святая блаженная Марфо, моли Бога о нас!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×