Блаженная Марфа Московская Московский Ивановский монастырь, посвященный Святому Пророку и Предтече Господню Иоанну, считается одним из древнейших монастырей столицы. Возникновение девичьей Ивановской обители в Белом городе историки связывают с рождением первого русского Царя. В 1530-м году у Великого князя Московского Василия III (1479–1533) родился долгожданный первенец, будущий Царь Иоанн IV Грозный (1530–1584). Небесным ангелом Наследника, уже в 3 года ставшего властителем великой державы, являлся Иоанн Предтеча, святой покровитель Ивановского девичьего монастыря.
Первый Царь из династии Романовых – Михаил Федорович (1613–1645), его супруга Евдокия Лукьяновна Стрешнева и их дети, в том числе будущий Царь Алексей Михайлович, любили посещать Ивановский монастырь, молиться вместе с сестрами обители, а также обращаться за советами и молитвами к блаженной схимонахине Марфе.
Особенно была расположена к старице Ивановского монастыря Царица Евдокия, которая доверяла ей свои переживания, просила молитв и духовных советов. Первыми в Царской семье родились две девочки, которые умерли во младенчестве. Для продолжения династии в Царской семье ждали наследников, супруги просили молитв у многих угодников. Царица Евдокия много и горячо молилась о наследниках в Ивановском монастыре. Часто Царица хаживала в монастырь пешком, как на богомолье, раздавала милостыню нищим, служила молебны, панихиды, строила келлии сестрам обители.
Вскоре в семье родился Наследник, будущий Царь Алексей Михайлович. Всего в Царской семье с 1627 по 1639 год родилось 10 детей. В те годы нередко можно было наблюдать, как вместе с малыми детьми Царица спешила на службу в Ивановский монастырь. В Рождественские и Пасхальные дни вся Царская семья, по старинному московскому обычаю, посещала обитель, высокие гости поздравляли игуменью и сестер, оказывая особое почитание старице Марфе.
Блаженную Марфу любила вся Царская семья, чувствуя молитвы праведницы, которая с большой любовью принимала голубушку-Царицу и ее деток
Блаженную Марфу любила вся Царская семья, чувствуя молитвы праведницы, которая всегда с большой любовью принимала голубушку-Царицу и ее деток, разделяя их радости и тревоги.
О блаженной схимонахине Марфе сохранилось мало сведений. В миру ее звали Дарья, неизвестно, из какой она происходила семьи. В монастыре приняла постриг в схиму. Спала подвижница на простом голом камне, который стал ее посмертным изголовьем, ходила босиком, не надевала теплых одежд, терпела голод.
Особенно любила блаженная Марфа Воробьевы горы, куда в летнее время уходила на целые ночи, молилась там, а к утру всегда возвращалась в монастырь и не пропускала ни одной монастырской службы. Рядом с подвижницей богомольцы ощущали особую умиротворенность, а ее советы, исполненные духовной мудрости и силы, старались исполнить.
Почила блаженная схимонахиня Марфа 1/14 марта 1638 года, в День ангела Царицы. При царском дворе известие об этом было получено в тот же день. По высочайшему распоряжению, гроб подвижницы был поставлен в монастырском соборе на полу, обложен кирпичом и украшен надгробием из белого камня с надписью:
«Лета 7146 (1638) марта в 1 день на память святыя преподобномученицы Евдокии преставися раба Божия Дария, во инокинях схимонахиня Марфа юродивая».
Издревле на Руси, как и в Греции, так хоронили только князей и архиереев. Такой же чести удостоилась и юродивая старица Марфа.
Гробница блаженной Марфы Московской. Фото: glukovarenik.livejournal.com Царская чета продолжала почитать почившую старицу; богатый покров на ее гробницу был прислан из дворца по указу Царя Михаила Феодоровича.
Будущему Царю Алексею Михайловичу было 9 лет, когда скончалась блаженная Марфа, у которой он не раз бывал вместе с матерью. В 1669-м году по указу Царя было писано стенное письмо в церкви на стене, у северных дверей, над гробом юродивой.
Предание о святой жизни старицы благоговейно сохранялось в монастыре долгие годы, многие богомольцы приходили помолиться у раки, заказывали панихиды. Особенно часто молились о чадородии, о благополучных родах, о помощи в разных житейских трудностях.
Молитва святых подвижников и после их праведной кончины так же сильна и горяча у Престола Божиего, как и при их жизни. По слову Евангелия, велика слава праведников у Господа, они «воссияют, как солнце, в Царствии Отца их» (Мф. 13, 43). По толкованию Блаженного Феофилакта Болгарского на этот евангельский стих:
«Так как солнце кажется нам сияющим более всех звезд, поэтому Господь сравнивает славу праведников с солнцем. Но они будут сиять ярче солнца. Так как Солнце правды есть Христос, то праведники просветятся тогда подобно Христу…».
И после своей праведной кончины блаженная старица, будучи в небесных селениях, хранила попечение о родной обители.
Как известно, после войны 1812 года разоренный французами Ивановский монастырь был упразднен. Но в его келлиях доживали свой век четыре старицы, которые рассказывали, что они часто видели храм освещенным, а в храме – молящуюся с воздетыми руками схимницу. Старицы были убеждены, что молящаяся старица – это схимница Марфа, и что по ее честным молитвам рано или поздно монастырь будет возобновлен. Это рассказывали они и местному причту и другим тогдашним жителям и посетителям монастыря.
По благословению Митрополита Московского и Коломенского Филарета, монастырь стал восстанавливаться в середине XIX века. По завещанию подполковницы Елисаветы Алексеевны Макаровой-Зубачёвой (1810–1858), ее родственница и душеприказчица Мария Александровна Мазурина († 1878) посвятила свою жизнь этому богоугодному делу, не дожив немного до открытия монастыря, которое состоялось в 1879-м году. Проект архитектурного ансамбля монастыря был создан известным московским архитектором Михаилом Доримедонтовичем Быковским (1801–1885).
При разборке старого храма в 1860-м году возник вопрос, как поступить с гробом и останками схимонахини Марфы. Опустить ли их в могилу или на время перенести куда-либо? Мария Александровна Мазурина обратилась за разрешением этого вопроса к московскому Митрополиту Филарету (Дроздову). Мудрый пастырь сказал:
«Более двухсот лет старица Марфа почивает в храме; кто же мы, чтобы лишать ее этой чести? Как почивает она теперь в старом храме, так нужно упокоить ее и в новом».
Владыка приказал сделать ящик наподобие гроба, кирпич с одной стороны надгробия разобрать и, отслужив панихиду, без посторонних свидетелей, с особенной осторожностью передвинуть гроб, если он еще цел, в ящик и потом на время реставрации перенести в монастырскую часовню.
Оказалось, что крышка гроба и боковые стороны сгнили, но нижняя доска цела. Косточки блаженной старицы сохранились; голова лежала на камне, некогда служившем ей подушкой; руки были сложены прямо на груди; сохранилась и одежда. С пением «Святый Боже» останки блаженной Марфы перенесли в часовню. А в 1875-м году они вернулись в новый храм, с благоговением положены были в новую мраморную гробницу, украшенную изящной резьбой.
Возобновительница монастыря Мария Александровна Мазурина вспоминала:
«Как-то осенью 1878 года, часу в третьем дня, сижу я одна в своем доме (на Воронцовом поле), в зале против входной двери; направо от меня – комната, в которой на полу и стульях стояли новые иконы для иконостаса Ивановского монастыря. Вдруг слышу в комнате шорох; смотрю – какая-то монахиня, старушка лет шестидесяти, высокая ростом, худощавая, в черном платье, покрытая белым платком, поднимает с пола иконы и ставит их на диван и стулья. Я сначала испугалась, но потом пришла в себя и спросила ее:
– Матушка, откуда ты?
– Я – Марфа из Ивановского монастыря, – ответила незнакомка.
Больше спрашивать я не могла, сообразив, кто эта Марфа. Прошло минуты две, монахиня стала невидима; а иконы оказались все поднятыми с полу. Явлением этим дано мне вразумление – с благоговением обращаться с иконами, даже и неосвященными, – и утешение: есть в монастыре праведница, которая заботится о нем и помогает мне в устройстве его».
По просьбе М.А. Мазуриной житие старицы Марфы составил церковный историк иерей Василий Федорович Руднев (в монашестве архимандрит Тихон).
После восстановления монастыря память о блаженной старице свято хранилась в обители
После восстановления монастыря память о блаженной старице свято хранилась в обители. Постоянно «при гробнице схимонахини Марфы» дежурила одна из сестер. Пение панихид на гробе ее не прекращалось. Как свидетельствовал один из посетителей монастыря:
«Молящихся много, и некоторые действительно получают помощь».
После революции Ивановский монастырь, расположенный в центре Москвы, был закрыт одним из первых. Согласно декрету «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» от 23 января 1918 года, уже в первой половине 1918 года монастырь юридически перестал существовать. 22 августа 1918 года ВЧК выдала ордер на «очистку» помещений Ивановского монастыря от «нетрудового элемента». Оставшиеся в монастыре сестры, около 200 человек, жили в страшной тесноте. Согласно отчету комиссии, обследовавшей помещения монастыря в 1926-м году, на каждую из них приходилось 2,8 квадратных метра жилой площади. Окончательно сестры были изгнаны из монастыря в феврале 1927 года; тогда же был закрыт и Иоанновский собор, в котором разместили губернский архив.
Чтобы спасти святые мощи старицы Морфы от поругания, община верующих обратилась к властям с просьбой о перезахоронении мощей блаженной Марфы на Ваганьковском кладбище:
«В храме б. Ивановского монастыря, у задней выходной двери, имеется мраморная гробница, высотой над полом более аршина и в длину более двух аршин. Под этой гробницей имеется гроб с останками схимонахини Марфы, в настоящее время храм из рук общины изъят, а посему считаем своей обязанностью просить Вас разрешить вынести указанный гроб для погребения на Ваганьковском кладбище. Председатель общины и церковного совета. Н. Вяхирев. 1/III.1927 г.».
Иоанно-Предтеченский монастырь. Фото: experience.tripster.ru
В день преставления блаженной Марфы, 1/14 марта 1927 года, общине монастыря была выдана справка о том, что с санитарной точки зрения нет возражений против вскрытия гроба схимонахини Марфы.
Место перезахоронения подвижницы остается неизвестным, однако ее молитвенную помощь ощущают сестры и прихожане монастыря
До сих пор место перезахоронения подвижницы остается неизвестным, однако ее молитвенную помощь ощущают сестры и прихожане монастыря. Лидия Алексеевна Шитова, почетный реставратор г. Москвы, посвятившая много лет восстановлению Ивановского монастыря, рассказывает о чуде, с которым они столкнулись во время проведения реставрационных работ в соборе монастыря – под разобранными деревянными настилами полов были обнаружены сохранившиеся резные мраморные плиты раки блаженной схимонахини Марфы. Одна из больших плит была разбита на отдельные фрагменты, но лицевая и особенно верхняя плита уцелели, имеются лишь небольшие повреждения. После изготовления утраченных торцевых плит рака была полностью отреставрирована и установлена в соборе.
Святая блаженная Марфа прославлена в соборе Московских святых, день ее памяти – 1/14 марта.
Святая блаженная Марфо, моли Бога о нас!