С кем вы, мастера халтуры?

Оскорбленная Натали, оклеветанный Александр – результат 12-серийного киновранья

Александр Зарядин в роли Александра Сергеевича Пушкина. Кадр из сериала «Натали и Александр» Александр Зарядин в роли Александра Сергеевича Пушкина. Кадр из сериала «Натали и Александр»

В 1932 году Максим Горький обратился в «Правде» к собратьям по цеху со статьей «С кем вы, мастера культуры?» Сейчас суть не в статье, а в том, что великому писателю было к кому обращаться. Сомневаюсь, что сегодня он использовал бы тот же заголовок. По простой причине: нет адресата. А если и есть, то, подозреваю, старательно скрывается. Отсиживается в темном углу – оглохший, ослепший, давно выбывший из цеха мастеров.

Дело даже не в самом фильме, а в полном отсутствии реакции на него со стороны культурной общественности

К такому выводу неизбежно приходишь после просмотра 12-серийного фильма «Натали и Александр». Но дело даже не в нем. А в полном отсутствии реакции на него со стороны культурной общественности. Осталась одна некультурная. Или не совсем.

Фильм этот якобы о Пушкине Александре Сергеевиче. Так было объявлено. И нужно сказать сразу: фильм – знаковый для нашего времени. И весьма замечательный. Как замечательной может быть граната с выдернутым кольцом, но в яркой конфетной упаковке. Вам говорят: «Вкусно, угощайтесь». Вы доверчиво берете и в течение 12-ти сеансов так же доверчиво, как последний олух, ее разворачиваете. И бум! – мозги набекрень: граната-то электронная, насмерть не убивает, только лишает разума или способности ориентироваться во времени и пространстве.

Что было обещано и в чем убеждают нас создатели фильма? «Пушкин у нас живой человек со своими плюсами и минусами». Замечательно. Очень интересно. И хоть о Пушкине как о живом человеке – в России, по крайней мере, – известно очень много, если не почти все, и написаны и напечатаны погонные километры разных текстов, почему бы и не посмотреть большой красивый фильм? Особенно полезно для молодого поколения, для тех бедняг, которых именуют жертвами ЕГЭ.

Кадр из сериала «Натали и Александр» Кадр из сериала «Натали и Александр»

Да, у поэта, как у «просто человека», была масса «минусов». То есть слабостей, недостатков и всяких отрицательных черт характера. Он волочился чуть ли не за каждой юбкой, охотился за чужими женами. Менял женщин как перчатки (до женитьбы, отметим). Не отказывал себе в лишнем бокале шампанского, хотя мозги не пропил. Он был игрок, азартный картежник, страдал этой зависимостью, как наркоманией. Он был вспыльчив, часто неоправданно дерзок, терял самообладание, мог незаслуженно обидеть человека (случай с графом М.С. Воронцовым), ссорился иногда по пустякам, чуть что – хватался за дуэльный пистолет… И еще 144,5 «минуса». Я могу представить большой список грехов и грешков гения и уверен, что обыватель в него жадно вчитается. Ведь давно известно: пошляку интересны в первую очередь слабости гения, ибо, наслаждаясь видом этих слабостей, пошляк как бы становится гению равным.

Но при всем при том Пушкин никогда не был хамом, пропойцей, да и просто жлобом, каким он предстал перед нами в сериале «Натали и Александр».

Александр Мизёв в роли императора Николая I. Кадр из сериала «Натали и Александр» Александр Мизёв в роли императора Николая I. Кадр из сериала «Натали и Александр»

Еще один важный персонаж оттуда же – император Николай I. Тоже «минусов» не счесть. И недалекий, и упрямый, и бабник, и ретроград, и Палкин, и… добавьте, кто что хочет. Но никогда Николай I не был идиотом, каким он изображен.

Собственно, уже в начале зритель начинает подозревать: что-то неладное творится в этом кино.

Осень 1826 года. Николай I возвращает поэта из ссылки в Михайловском. Между прочим, по просьбе самого Пушкина – он подал прошение, чтобы ему разрешили лечиться у московских докторов: здоровье, дескать, пошатнулось. Действительно, его замучил варикоз. Он в Москве, встреча с царем в Кремле, в помещении Чудова монастыря. О чем говорили царь и поэт, доподлинно неизвестно. Есть, правда, записи барона М. Корфа, директора Публичной библиотеки, который утверждает, что император лично отчитался перед бароном о встрече, но полной веры записям все-таки нет. И, конечно, при передаче беседы в художественном произведении могут быть допущены некие вольности – но строго в рамках логики и исторического контекста.

Что же мы видим на экране?

В Кремле поэта принимает какой-то молодой тип с бритой рожей, но в старинном мундире. Авторы сериала не потрудились даже выяснить, как выглядел на самом деле Николай I. Денег не хватило на грим, чтобы нацепить на актера известные всем бакены и усы?..

Кадр из сериала «Натали и Александр» Кадр из сериала «Натали и Александр»

Происходит важная беседа царя и поэта, определившая всю судьбу Пушкина и в итоге судьбу русской литературы и культуры. Царь задает поэту сокрушающий вопрос прямо в лоб: «Оправдываете ли вы мятеж (декабристов)?» И что же отвечает «второй ум империи», каким его только что назначил император? «Оправдываю цели замысла. Но не оправдываю средства». И тут (внимание!) царь и бухнул: «Тогда мы с вами союзники». Дальше Пушкин рассказывает, как Россия стонет под гнетом тирании, а тиран соглашается и заявляет: замысел и цели мятежников он положил в основу реформ, которые он сейчас и проводит.

Так-так, интересное дело. Какими же были замыслы и цели декабристов? Течений декабристского движения было несколько, одно радикальнее другого, но в главном сходились: цареубийство, а лучше всего с истреблением всех Романовых. Уничтожение самодержавия и введение республики, в крайнем случае – конституционной монархии. Уничтожение крепостного права, рекрутчины и много еще чего, что «положил в основу своих реформ» идиот, представленный в кино в виде Николая I. Попросту говоря, киношный Пушкин царю предложил: «Иди и застрелись». Царь ответил: «С удовольствием. Давно мечтал».

Барон Корф утверждает, что Николай спросил поэта, где он был бы 14 декабря 1825 года. Тот поколебался, но честно ответил: «На Сенатской площади». Только не сказал, в какой роли. Тем не менее он покаялся в своих тогдашних незрелых мыслях, на царя его искренность произвела впечатление, царь Пушкина простил. Тем более что Пушкин пообещал: он больше не позволит себе ничего такого, что «противуречило бы» правительству. Разрешение лечиться у столичных докторов получено, оба довольны.

В кино перед нами беседуют не Николай I с Пушкиным, а болван с дураком

В кино же перед нами беседовали болван с дураком. Один сообщил, что он закоренелый государственный преступник, другой ответил, что и он в принципе такой же, а вдобавок еще и самоубийца.

Мы много раз еще встречаемся с царем в этом кино, но один из важнейших эпизодов – усмирение холерного бунта. Оно отображено даже на знаменитом конном памятнике Николаю перед Исаакиевским собором.

Холерные бунты происходили в Тамбове, Старой Руссе, Севастополе и в Петербурге.

Они подавлялись войсками с примерной жестокостью. Один из бунтов подавил сам император – в Петербурге.

Но фильм переносит это событие… в Москву. Зачем?

А просто так.

Вот как все это происходило в изображении новых интерпретаторов истории.

Мы видим на какой-то площади мучной лабаз, его грабят с десяток мужичков, растаскивая мешки. Тут откуда ни возьмись – император. Возмутился, конечно, выпрыгнул из кареты и закатил умильно-истерическую речь:

– Узнаете ли вы меня? Вижу, узнали. Я со своим народом! Не бегу, ничего не боюсь! Говорю вам с полным уважением. Мы одолеем болезнь. Но и вы ведите себя хорошо.

Пообещав бунтовщикам докторов, холерные бараки и чуть ли не бесплатную ипотеку, дед Мороз, простите, император исчезает. Все пляшут от радости и поют.

Тут и задумаешься: что это было?

А на самом деле было нечто иное.

Петербургский холерный бунт случился в июне 1831 года. Озверелая толпа бросилась громить холерную больницу на Сенной площади под тем предлогом, что «лекари по приказу правительства» отравляют народ. На усмирение были брошены Саперный и Измайловский батальоны и взвод жандармов. Под прицелами ружей бунтовщики замерли. И тут под занавес появился царь.

Игорь Верник в роли Бенкендорфа. Кадр из сериала «Натали и Александр» Игорь Верник в роли Бенкендорфа. Кадр из сериала «Натали и Александр»

Как писал граф Бенкендорф,

«…государь остановил свою коляску… и громовым голосом закричал: “На колени!” Вся эта многочисленная толпа, сняв шапки, тотчас приникла к земле. Тогда… он сказал: “… Русские ли вы? Вы подражаете французам и полякам! Вы забыли долг покорности мне, я сумею привести вас к порядку и наказать виновных!»

И никаких шоколадок и докторов. Есть разница? Вместо хотя бы упрощенной исторической правды нам на голову вылили ведро сиропа – для чего? Реального императора превратили в ходячий леденец. Но это жанром не было предусмотрено! Тогда зачем все это?

Реального императора создатели фильма превратили в ходячий леденец

Скажу, но немного позже. Вернемся к Пушкину.

В декабре 1828 года Пушкин случайно заглянул в танцевальную школу Брайоля и неожиданно увидел там прелестную девушку, совершенно юную Наталью Гончарову. Ей было тогда всего 16 лет и 3 месяца, и, хотя ее по-настоящему еще не вывозили в свет по причине несовершеннолетия, поклонники у Наташи были. И Пушкин сразу, с первого взгляда был ею «огончарован». Навсегда. Помните (и это цитируется в фильме): «Чистейшей прелести чистейший образец»?

Как должен вести себя поэт по отношению к почти небесному существу, которое внушило ему столь глубокие и тонкие чувства?

А вот как. Он надирается как свинья, вопит под окнами дома Гончаровых, вызывая Наташу на улицу. Потом врывается в дом (кто его туда пустил?) и, еле ворочая языком, требует девушку себе в жены. Этого жлоба с бакенбардами и во фраке с трудом выталкивают, и он уходит, нисколько не озабоченный тем, что он только на всю жизнь (!) опозорил несчастную. И ее репутацию не поправит даже замужество с императором, ибо в свете над ней будут смеяться и травить до самой смерти.

На самом деле Александр Сергеевич был так пленен Натальей Николаевной, что (известный повеса!) не осмелился сразу высказать ей свои чувства. И только спустя полгода набрался храбрости сделать предложение. И не лично, а через приятеля Федора Толстого (Американца). Ответ он получил неопределенный, но надежда оставалась. Трижды сватался Пушкин, прежде чем получил согласие.

Женился и киношный Пушкин. Но нет же, ему неймется. Его сжигает идея-фикс – заставить весь высший свет, а также чиновников, министров, царских друзей и помощников изъясняться только по-русски. Он хамит своему начальнику Карлу Нессельроде, нагло уходит с приема, хлопая дверью. А когда жена пытается пристыдить поэта за непотребное поведение, он в гневе выскакивает из коляски и тут же справляет свои физиологические надобности. Помочился при жене, проще говоря.

Карл и Мария Нессельроде в исполнении Владимира Большова и Александры Ребенок. Кадр из сериала «Натали и Александр» Карл и Мария Нессельроде в исполнении Владимира Большова и Александры Ребенок. Кадр из сериала «Натали и Александр»

Вообще говоря, эту хамскую манеру – описывать в книгах и показывать в кино процессы, которая сама природа стыдливо прячет, – наши современные творцы рабски заимствовали из западных образцов. Больше ничего привлекательного не способны придумать? Да знаем мы, как человек устроен, даже такой, как Пушкин! О котором нам создатели фильма внушают: никаким солнцем русской поэзии он не был, а был натуральный сукин сын.

Особенной злобой киношный Пушкин воспылал к… родному лицею, о котором у настоящего Пушкина осталось столько нежных и благодарных воспоминаний.

Что же там еще стряслось такого? Да мучит их Пушкина все та же остервенелая борьба за русский язык, которая почему-то очень напоминает известное требование «усим розмовляты тилькы дэржавною мовою!» Прямо маньяк какой-то на языковой почве.

Надравшись вместе с Гоголем до поросячьего визга (Гоголь вообще уснул в канаве), сей Пушкин врывается в Александровский лицей. И попадает как раз на урок российской словесности, который ведется преподавателем… на иностранном языке! Ну, тут уж кто угодно возмутился бы. Это же надо – учить русскому на немецком! И кого – русских детей. Совсем обнаглели царские приспешники в учительских мундирах. Естественно, что даже тот Пушкин возмущается. Полный гнева, он кричит на все Царское Село: тут неправильно преподают великий и могучий, долой мерзавцев! Главный мерзавец – преподаватель (иностранец, конечно) злобно орет, что за такое поведение полагаются розги, на что бывалый Пушкин привычно соглашается и обнажает для розог свой афедрон (извините, злоупотребил иностранным словом).

Кирилл Фролов в роли Николая Васильевича Гоголя (слева). Кадр из сериала «Натали и Александр» Кирилл Фролов в роли Николая Васильевича Гоголя (слева). Кадр из сериала «Натали и Александр»

Впрочем, жадные до подобных зрелищ пошляки так и не узнали, высекли Пушкина розгами или нет. Но зато я знаю.

В жизни не высекли бы. Столь дикой сцены по определению быть не могло. Не тот человек был Александр Сергеевич, он любил и уважал свою альма-матер. А ведь авторы фильма обещали нам показать Пушкина именно как человека, в первую очередь.

Но даже если представить себе, что показанное нам сумасшествие и имело место, все равно его не высекли бы. По одной простой причине: телесные наказания в Александровском лицее были строжайше запрещены, что нашло отражение даже в лицейском уставе.

Идиотский эпизод с манией преследования на почве русского языка не мог состояться еще и потому, что российскую словесность в лицее преподавали очень хорошо. Я бы сказал, для тех времен – высший класс. Любимым учителем русской словесности у Пушкина был профессор Николай Федорович Кокшанский. Да и как мог состояться сам Пушкин без глубокого знания русской филологии?! А знания российской словесности у Пушкина были научные, он был высокообразованным филологом. И это не удивительно: по уровню своему лицей был приравнен к университету. И никогда бы из его стен не вышли такие поэты, как Дельвиг, Кюхельбекер, Лев Мей, великий прозаик Салтыков-Щедрин, если бы их учил русскому языку и литературе невежда, показанный в кино. Это знают все мало-мальски грамотные люди в России, за исключением создателей фильма.

Если уж вы, киношники, изображаете Пушкина «как человека», то он и был человеком – светским, хорошо воспитанным, соблюдал условности света, на приемах и даже в узком кругу часто говорил, как было принято, на французском языке – его он знал блестяще с раннего детства. А за торжество русского языка боролся вполне цивилизованными методами и средствами.

Ростислав Бершауэр в роли отца Натальи Гончаровой. Кадр из сериала «Натали и Александр» Ростислав Бершауэр в роли отца Натальи Гончаровой. Кадр из сериала «Натали и Александр»

Список глупостей, откровенного вранья, тупых выдумок настолько велик, что я его даже не привожу

Список глупостей, откровенного вранья, тупых выдумок о Натали и Александре и о других действующих лицах настолько велик, что я его даже не привожу. Они в каждом эпизоде. Ну чего стоит такая брехня. У отца Натальи было не все в порядке было с головой – упал с лошади. Иногда на него находило, говорят, и попивал тайком. Это правда. Но нет же, не успокаиваются киноклеветники: им понадобилось превратить его в злостного алкоголика в последней стадии, который набрасывается на лакея с ножом и требует: «Водки давай! Водки!» Да уймитесь вы, кинохамы, водку не пили тогда повседневно, даже в деревнях. И отец Натальи был тихим, совершенно безобидным человеком, хоть и нездоровым. За нож никогда не схватился бы.

Влад Егоров в роли Давыдова. Кадр из сериала «Натали и Александр» Влад Егоров в роли Давыдова. Кадр из сериала «Натали и Александр»

Или еще один фокус, тоже с ножом. Давыдов, отвергнутый поклонник, бросается на Гончарову и пытается ее зарезать. Тут, правда, кино-Пушкин ведет себя как настоящий Сильвестр Сталлоне: профессионально наносит возможному убийце апперкот, потом правый хук, левый…

Да не было этого, братцы, хоть режьте, и быть не могло! Поневоле вспоминается милый Винни-Пух, который все же был настолько честен, что признался: «В голове моей опилки. Да-да-да!» Дорого бы я дал, чтобы посмотреть, чем набиты черепа создателей сериала. Впрочем, авторы фильма тоже делают свои признания – о них в конце моей скорбной статьи.

Я уже не говорю о тяжелой и фальшивой игре большинства актеров, которые изо всех сил тужатся, пытаясь изобразить высший свет. Щеголяют современными жаргонными словечками типа «более чем» и «между ними химия», а не любовь! Девчонки-актрисы вполне современные: они изъясняются в модной нынче американо-нижегородской манере: «по-заграничному» растягивая ударные гласные, напирая на «о», где надо и не надо, и произнося утвердительные фразы с английской восходящей интонацией. И так говорят не разные иностранки типа Нессельродихи, а даже вполне русская жена русского поэта Наталья Пушкина.

Легче всего объяснить всю эту несусветную чушь неграмотностью сценаристов и режиссера. Двойками, которые они получали по истории и по русской литературе. Может, они типичные жертвы ЕГЭ и не ведают, что творят.

Но все не так просто.

Сценарист Елена Лисасина не только признается в намеренном вранье, но и ищет ему оправдание: «Мы позволили себе фривольность додумать…»

Словарь Ожегова: «Фривольность – непристойность, наглость, нескромность». А если я позволю себе фривольность и раззвоню всему свету нечто очевидно выдуманное и возмутительное в адрес мадам Лисасиной, это тоже можно показать в кино? Пусть только в 10-ти сериях. И ничего не будет мне за это, правда?

Еще откровеннее высказался о своем главном герое режиссер фильма Владимир Щегольков. Пушкин для него «просто рок-звезда или даже панк», но никак не солнце русской поэзии.

Скажу больше, для этой публики Пушкин – всего лишь бренд, вывеска для лавочки, где торгуют гнилым товаром, но за очень большие деньги.

Для создателей фильма Пушкин – всего лишь бренд, вывеска для лавочки, где торгуют гнилым товаром, но за очень большие деньги

Нет, они не знают, не понимают и понимать не хотят простой вещи: Пушкин давно не «просто» человек, хотя, повторю, ничто человеческое ему не было чуждо. Он – национальное достояние России и обращения с собой требует соответствующего. И клевета в его адрес должна быть наказуема.

Мой давний и добрый знакомый профессор славистики венского университета Дитер Поль как-то сказал мне: «Удивительный вы народ, русские. У вас Пушкин в каждой семье – как родственник».

Не в каждой, дорогой Дитер, как обнаружилось, не в каждой. И далеко не каждый человек, именуемый русским, решается защитить своего родственника. Особенно если тот давно умер. Кто же станет на защиту доброго имени Пушкина и его чести? На его голову некая шайка вылила несколько бочек дурно пахнущей субстанции, и что? Сам себя защитить Пушкин сегодня уже не может. Снова пал, оклеветанный молвой.

Кадр из сериала «Натали и Александр» Кадр из сериала «Натали и Александр»

Я очень сомневаюсь, чтобы французы (а у них действуют очень жесткие законы в защиту отечественной культуры) позволили бы даже Щеголькову изобразить Виктора Гюго в виде грязного хиппака, обкурившегося анашой. А показали бы англичане Шекспира в образе «пьяного дикаря», как его несправедливо назвал Лев Толстой? Уверен, те, кто осмелился бы на такое, основательно пострадали, быть может, даже физически.

И только у нас в XXI веке, когда в РФ столько всяких советов и комиссий по культуре при бесконечных органах власти и госкормушках – полная тишина.

Вот что еще сказала эта Лисасина: «Мы не раз думали, что пушкинисты побьют нас тапками. Конечно, не всё, что показано, было на самом деле».

Уж слишком высокого она мнения о нынешних пушкинистах! Целый институт исследовательский в Питере есть, Пушкинский Дом называется, – и что? Замерли, как перепуганные мыши. Или тапок своих нет? Наверное, в очереди за ними в магазине выстроились.

Ну а мастера, мастера?! Где они?

Посмеяться бы над сериалом о Пушкине, поскрипеть зубами, плюнуть и забыть. Если бы не одно: этот сериал – компонент системной, мощной диверсионной работы против отечественной культуры. Его посмотрели миллионы любознательных и доверчивых людей и решили: если уж Пушкин у нас такой дефективный, эдакая свинья в ермолке, то что говорить о России вообще, коль скоро он объявлен ее символом.

И за то время, пока нас кормили подобными шедеврами, выросло поколение, которое всерьез считает, что «Муму» и «Пиковую даму» сочинил ВТБ (Внешторгбанк с его рекламой, в которой он безжалостно эксплуатирует русскую классику).

Должен все же отметить, что на разных ресурсах, где шло обсуждение сериала, немало резко отрицательных отзывов, которые можно уместить в одну фразу: «Ватная кукла с бакенбардами, а не Пушкин!». Но встречается и немало, больше половины, восторженных вздохов: «Ах, как показан высший свет! Какая мебель! Какие наряды!» Что же, цифровая камера делает чудеса, она властно вовлекает зрителей, особенно тех, кто пожелал испить из чистого родника. Но ему предложили подслащенную отраву. Многие досмотрели сериал до конца и остались довольны. Втянулись поневоле.

Ну, знаете ли, Воробьянинов тоже подарил своему дворнику Тихону очки. Сначала тот сквозь них ни черта не видел, а потом ничего – привык.

Николай Волынский,
писатель и журналист (Санкт-Петербург)

14 марта 2025 г.

Комментарии
Ирина18 марта 2025, 01:04
Жванецкий говорил про моральный цирроз в литературе и искусстве, и обидно, что это правда. Бесконечный жуткий, пошлый, глупый шлак по телевидению. Целенаправленная политика.
иПавел17 марта 2025, 11:02
Мы живём в эпоху виртуализации, культура в том числе виртуализируется - берутся реальные культурные феномены и подаются однобоко, смешиваются с чем угодно. На этом фоне деловитые бездари приноровились насмехаться над гениями и продавать свою "десакрализацию объектов культурного значения".
Павел К.17 марта 2025, 09:24
Враг обильно забрасывает грязью всех выдающихся людей России .Нет ни трепета ,ни благоговения перед великими выразителями русской души ,кто чувства добрые лирой пробуждал ,будил совесть народа ,воспевал высшие идеалы .Как Есенин ответил "Демьяну Бедному" на его пасквили -"ты хрюкнул словно жирный боров ,Лакей Ефимович Придворов (настоящая фамилия) ." Вот и нынешние "придворовы" ,льстящие властям и проедающие бюджетные деньги ,выделенные на культуру, выдают "на гора" вредоносную адскую бредятину.
Алексей17 марта 2025, 08:47
Я мне очень даже понятно, почему мало кто высказался против. На фоне общей вакханалии в культуре, образовании, воспитании и прочего хамства на такие вещи уже не хочется говорить. Страна захвачена иноагентамм. Тут чистить надо, а не говорить...
Марина17 марта 2025, 00:02
Огромнейшее спасибо, что заступились за честь и достоинство Пушкина. Немыслимое кинобезобразие состряпали эти "мастера", чудовищное по своей пошлости. Неслучайна, конечно, и реклама ВТБ с этим "чертом из табакерки" - вице-президентом банка. Ощущение, что снимала одна и та же команда.
Мария16 марта 2025, 13:58
Уважаемый автор! Спасибо вам большое за эту статью, как глоток свежего воздуха! Сериал не смотрели и не собираемся. А что вы скажите про новый фильм "Пророк"? Он, похоже, также плох, но многие из окружения, кто смотрел - в восторге. Люди перестали видеть истину, и даже не хотят знать правду, верят тому, что видят на экране ((
Марина Бирюкова 16 марта 2025, 08:59
Необходимы законодательные меры, защищающие от подобных "продуктов", от опошления нашей истории и культуры. Ну что даст рецензия, пусть и блестящая? Они скажут - "Это ваше мнение, только и всего". И продолжат в том же духе. Нужно останавливать принудительно,разработав соответствующие законы
Сергей16 марта 2025, 00:11
Ну наконец-то кто-то выразил мое наболевшее! Спасибо автору статьи! После просмотра "шедевра" долго плевался и не мог сформулировать что же именно оставило в душе гадкое и мерзкое чувство от просмотра. Дилетанты и хайпожоры продолжают снимать ахинею на гос. деньги (наши с вами налоги в т.ч.). Впрочем, после Ромео и Джульетты с неграми в ролях и хип-хопом в диалогах чему еще удивляться? а наши "мастера" копируют эту гадость, искренне считая, что это модно и теперь так принято снимать "по-новому". Чем подтверждают свою ущербность и неспособность мыслить свободно, не "по-западному".
Ольга15 марта 2025, 01:51
Такое чувство сложилось, что фильм снят русскими без России! Зачем же так пошло интерпретировать историю жизни « Солнца русской поэзии»? И это киновранье должны смотреть наши дети?!
Анна14 марта 2025, 20:24
Не смотрела, и не собираюсь. Жуть какая. Когда же всё это кончится?! Нам хоть преподавали нормально, а молодёжь теперешняя.. Страшно что их ждёт и нашу страну.
Юрий14 марта 2025, 19:01
Здравствуйте,
Вы совершенно верно все подметили в этом сериале. Опошлены все герои. Но видимо этого и добивались создатели этого произведения, чтоб на знаменитых и почитаемых именах изобразить то, что легче всего торгуется: пошлость, секс и недостатки героев Посмотрите какие были воспетые вами герои -как бы говорят авторы. Просмотрите, что всякий блуд и у великих сильных талантливых людей, кумиров, которым можно подражать в обиходе. А отсюда напрашивается что можно и нам так же.
Верна мысль, видимо назрела необходимость законодательно запрещать опошливать достояние и героев нашей Родины. Раз уж мы потеряли чувства достоинства и хоть малого уважения к окружающим. Стыдно за сериал
Алла14 марта 2025, 15:50
Забавно, что мы переняли от американцев худшее, и сделали это худшее ещё хуже. Они любят чужих исторических деятелей выставлять в плохом свете (мне сразу вспоминается нетрадиционно ориентированный Александр Македонский с Колином Фареллом в главной роли, до кучи ещё с Эдиповым комплексом), но своих значимых персон особо не трогают. А мы зачем-то своих же порочим. Ладно мы тут в России ещё более-менее про Пушкина знаем, даже "жертвы ЕГЭ" что-то слышали, а посмотрит на это все иностранец, и... какой вывод сделает? Раз уж мы сами показываем себя в таком свете, наверное так оно и есть... P.S. Николай I красивый мужчина, хоть какой-то плюс)
Елена14 марта 2025, 15:33
Спасибо. Это не Пушкин и не Наталья Николаевна.
Марина Анатольевна14 марта 2025, 15:05
Спасибо, за правильные слова.
Елена О.14 марта 2025, 13:44
"Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед."
Антон14 марта 2025, 12:44
Спасибо за статью! Стыдно за современное российское кино, за всю нашу нынешнюю масс-культуру. Если судить по современной культуре, создаётся впечатление, что страну захватили дикие и самодовольные Варвары, которые считают свои обезьяньи кривлянья высоким искусством. Невольно вспоминается фильм "Кин-дза-дза".
Сергей Вяз14 марта 2025, 11:30
Спасибо автору за отличную рецензию. Давно уже нет кино как искусства, есть аудио-визуальные ряды, театр в основном вернулся к примитивному лицедейству, и т.д. Разборы подобных продуктов сродни труду проктолога, не каждому по силам сдерживать рвотные рефлексы. Заголовок льстит авторам продукта - налицо не мастерство а рукомесло, вполне заменимое ИИ. Даже халтурой это не назовёшь, в богемной среде так называлось пусть второстепенное и некачественное, но всё-таки подобие творчества. Ну а "с кем" - понятно, эта шушера всегда на стороне больших денег, тупое освоение бюджета с обязательными плевками в кормящую руку своего государства. И пока не произойдёт "смена энергий", ничего не изменится.
Галина14 марта 2025, 11:11
Не смотрела и смотреть не собираюсь. А что, сериалы о Н.В. Гоголе или С. Есенине лучше? Или последняя экранизация "Мастера и Маргариты"? Такая же бездарность и пошлятина. Если ничего сделать не умеют - ни сценарий написать, ни играть, ни снимать, но очень хочется - то значит можно? От этих потуг не пострадает ни Александр Сергеевич, ни Николай Васильевич, ни их произведения. Вот только жаль незрелые умы, наполняемые не красотой и любовью, а нечистотами.
Татьяна 14 марта 2025, 10:44
Как хорошо,что нашелся человек,грамотно и трезво оценивший этот плод современной кинематографии , не поленившийся и не побоявшийся открыть глаза телеобывателям. В отношении создателей фильма к Александру Сергеевичу отсутствует всякое уважение,зато явствует желание извратить и опошлить русскую историю. Стыд и гнев обуревает за то,что этот ядовитый продукт уже употребило огромное количество молодежи.Дай Бог,чтобы ей хватило разума почувствовать и отвергнуть эту ложь!
Ирина. 14 марта 2025, 10:25
Браво. Полностью с вами согласна, хотя посмотрела только начало первой серии в течении 20-30 минут, на больше меня не хватило.Было противно смотреть.
Константин14 марта 2025, 09:31
Дело в том, что этот сериал почти никто и не смотрел. По причине того, что его показывали по телевизору. С удовольствием прочитал статью, поверю автору, а смотреть не буду. Эта ситуация напоминает "возню" вокруг новой экранизации "Мастера и Маргариты". Мне хватило аннотации к фильму. Просто упоминаемые автором статьи силы всеми силами (простите) пытаются разделить общество. Им не важно на основе чего возникнет распря, им не важно какие аргументы будут приводить с обоих сторон баррикад, потому, что они выполнили заказ - в публичном пространстве "загудели". Не нужно на это обращать внимания и через неделю все забудут, а некоторые так и не узнают, что был такой сериал. Может я, конечно, не прав
Екатерина14 марта 2025, 03:11
В начале СВО релоцировавшиеся «мастера культуры» бросились анализировать культурные причины произошедшего. И многие высказывали мнение, что виновата имперская русская культура, олицетворением которой является Пушкин! Не даёт им покоя Поэт! Например, Архангельский в интервью Юзефович назвал Пушкина «имперским поэтом». Имя Пушкина в контексте осуждения имперской культуры всплыло в интервью Роднянского Долину (с 14 минуты). И было уже тогда понятно, что эти люди, используя свои связи и влияние, будут атаковать Пушкина, деконструируя его образ в русской культуре, выбивая его как нашу «скрепу». Очевидно, таковы причины и цель появления одновременно (!) сериала на канале Эрнста и к/ф «Пророк».
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×