Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г.
Психологам хорошо известен термин «осенняя депрессия». У А.С.Пушкина осень, наоборот, являлась периодом подъема, весной он впадал в тоску. Таким образом, чтобы лучше узнать характер человека, нужно видеть его душевное состояние в течение года.
Даже если человек неискрен с вами или хочет казаться лучше, чем есть на самом деле, он вряд ли сможет притворяться долгое время.
Приведу пример. В одну из воинских частей, где были зафиксированы факты грубых, неуставных взаимоотношений, приехали журналисты. Их поселили в общей казарме и разрешили вести съемку. Вначале солдаты вели себя образцово. Но очень скоро стали срываться, через неделю вообще перестали стесняться камер, и дедовщина, издевательство над младшими, предстала перед журналистами в самом неприкрытом виде.
В добрачный период очень хорошо не просто гулять за ручку под луной, а вместе совершить какую-нибудь поездку или принять участие в общем деле. Один мой знакомый диакон говорил: «Существует очень быстрый способ узнать, сможешь ли ты жить в супружеской жизни с твоим избранником. Купи два билета до Владивостока и прокатись с ним туда и обратно в одном купе (а это 7 суток туда и 7 обратно). Если вы выдержите это, значит, скорее всего, сможете выдержать и жизнь в браке». Можно просто сходить вместе в поход или совершить паломническую поездку. Как у Высоцкого: «Если сразу не разберешь, плох он или хорош, парня в горы тяни, рискни, не бросай одного его, пусть он в связке в одной с тобой, там поймешь, кто такой».
Одним словом, постарайтесь лучше узнать своего избранника.
Очень важный фактор — семья: как воспитан человек, кто его родители. Если юноша хамит своим родителям, он так же будет вести себя и с вами. От того, как сами родители строят свои взаимоотношения, тоже многое зависит. Строя собственную семью, человек часто использует родительский пример.
Как юноша или девушка общаются не с вами, а с друзьями, вообще с людьми, уступают ли место старшим в транспорте, — все это может о многом сказать.
Есть еще способ узнать о правильности выбора: обратиться к тому, кто старше и опытнее вас, еще лучше — к священнику. В идеале жених и невеста должны иметь одного духовника. Со стороны часто виднее. Со мной в семинарии, в Троице-Сергиевой лавре, учился юноша, назовем его Коля. Он дружил с девушкой. Однажды он показал ее своим друзьям, спрашивая совета. Все его отговаривали на ней жениться. С самого начала было видно, что она человек светский и не сможет быть матушкой, женой священника. Но Николай не послушал совета друзей (может быть, потому, что они были его ровесниками) и женился. Довольно скоро этот брак распался.
Скажу немного, как нужно вести себя девушкам, чтобы правильно выйти замуж. Я остановился именно на девушках, так как мужчинам в этом плане гораздо легче. Это вообще большая проблема. Женское население в нашей стране преобладает, а в церквях тем более в основном женщины.
Известна фраза: успех женщины — не много мужчин, а один (настоящий). Шансы выйти замуж за хорошего человека у девушки, которая не стремится любой ценой привлечь взоры мужчин, гораздо выше, чем у той, которая пользуется успехом у противоположного пола. Наоборот, так называемые «роковые женщины» чаще всего несчастны в браке или вообще не выходят замуж, потому что привлекают неспособных на серьезные отношения.
Скажу о потере девственности до брака. Знаю точно, что даже очень испорченные парни хотели бы жениться на девственнице. Еще бы! Каждому приятно быть первым, а не пятым или одиннадцатым. Жалко, что сохранивших девство все меньше и меньше. Каждая связь до брака не проходит бесследно для души и сердца, и женщина, вступив в брачный союз, тащит за собой шлейф своей прошлой греховной жизни. Это очень мешает в браке. Девушке, которая ведет себя и одевается скромно, не вызывающе, намного легче удачно выйти замуж.
Все сказанное вовсе не означает, что девушка должна напоминать что-то бесформенное, замотанное до глаз платком. Господь создал мужской пол и женский и дал каждому свои признаки и красоту. Сложилось совершенно ложное представление о том, как должна выглядеть православная женщина. Когда я учился в семинарии, с нами в одних стенах находились регентская и иконописная школы. И вот некоторые девушки (в основном иконописицы) одевались так: мешковатая юбка до самого пола, потертая джинсовая куртка, на голове платок, замотанный крест-накрест, на ногах походные ботинки. Часто картину дополнял рюкзак за плечами. Но большинство девиц старались одеваться по-другому, как говорится, скромно, но со вкусом. Кстати, многие потом вышли замуж за семинаристов.
Красота в женщине не должна быть искажаема и скрываема, но не должна и соблазнять окружающих.
Спаси Бог!
Советую прочитать также и эту статью http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/dushepopechenie/Article/Berest_Agitbr.php
Прошу Ваших молитв о р.Б.заблудшей Галине.
А Вы точно уверены, что Вам дано такое право - критиковать и коверкать слова священника? Чего стоят одни только "автор слегка забыл, что он священник....", "автор запямятовал, что прежде всего....", "О.Павел говорит от себя: я скажу, я расскажу", "по поводу этого презрительно-снисходительного пассажа", ну и т.д. Или Вы считаете своим долгом научить священника? Совсем непонятно, то ли Вы, господа, статью пытаетесь критиковать, то ли священника. Простите, никого не хотелось обидеть.
С уважением, мирянин Александр Баранов
Благодарю.
В народе говорят, чтобы узнать человека надо с ним пуд соли съесть.
Я, служа в армии, задумался, а сколько надо времени, чтобы, проживая вместе, съесть пуд соли? Я служил на объекте, и нас было двое, раз в две недели нам давали продукты, чтобы мы сами себе готовили. Была у нас и коробка с солью, которую мы пополняли по мере необходимости. Я прикинул, как часто мы её заполняем, и сколько в ней весу. Оказалось, что за год мы с напарником съели пуд соли :)
Так что и народная мудрость подтверждает процитированный мной тезис из статьи :)
а ведь наша обыденная реальность именно такова! часто лишь кто-то в семье чтит Бога, остальные если уже нейтрально к этому относятся - то мир и счастье! и вообще, автор запямятовал, что прежде всего душа человека должна быть чиста, девственна, и лишь после - тело. а то можно найти себе себе жениха/невесту, не имевших половых контактов...но по природе извращенцев... - как же тогда быть? как найти свою половинку? - если не хочется ошибиться, то придется как следует молиться Богу. чтобы Господь по Своей милости открыл человеку, кто его половинка! и лишь в этом случае будет подлинная, настоящая семья!!!
Что мы читаем в его советах? "Сколько должен длиться добрачный период, знакомство? Опытные священники говорят, что как минимум год. Почему год? Во-первых, срок все-таки немалый, можно друг друга узнать. Во-вторых, за год полностью сменяется природный цикл. Известно, что психосоматическое состояние человека очень зависит от времени года." Природный, а не церковный цикл, говорит священник. То есть главное не в том, чтобы понять как человек проводит Великий пост, как относится к великим церковным праздникам, сколь часто причащается и как готовится к принятию Таинства, кто его духовник, что он читает и чем наполнена его душа. Нет! Но нужно понять его психосоматические особенности. Конечно, о.Павел говорит и о том, что можно друг друга получше узнать, но с какой именно стороны узнать – не очень непонятно. Некоторое представление о предлагаемой методологии познания мы всё же читаем в приведённом отрывке. Например, совет совершить совместную семисуточную поездку во Владивосток в одном купе. Допустим, чьё-то целомудрие достаточно прочно для совершения такого дела без урона, но ведь столь долгое пребывание вместе, со всеми гигиеническими и спальными подробностями для большинства молодых влюблённых людей не пройдут даром. Почему мы не встречаем ни одного примера из традиций и культуры выбора жениха или невесты в России, особенно в российской деревне, в других православных народах? Нам может быть полезно обращение к опыту наших отцов. Они были мудрее и целомудреннее нас, их вера была крепче, их браки были прочны и многодетны. О.Павел говорит от себя: я скажу, я расскажу. Почему нет обращения к Священному Писанию и Преданию Церкви? Например, свят. Иоанн Златоуст писал о браке.
Священник пишет о женском девстве так: "Скажу о потере девственности до брака. Знаю точно, что даже очень испорченные парни хотели бы жениться на девственнице. Еще бы! Каждому приятно быть первым, а не пятым или одиннадцатым." Так дело в том, что приятно быть первым? Или у верующих должны быть критерии поважнее?
Церковь призвана заниматься всеми насущными людскими бедами и трудностями. Сейчас нет, возможно, большей трудности и большей беды, чем бесчеловечный соблазн и мужчин и женщин, разрушение семьи. Этот соблазн в основе своей зиждется на обмане, что человек это только его земная жизнь и наслаждения есть высшая ценность. Но стоит ли предлагать людям рецепт "как правильно выйти замуж", который ничем не отличается от рецептов добросовестных психологов или просто по-человечески мудрых людей? Ведь о своём вступлении в брак можно молиться. Можно каяться и поститься, предоставляя решение любящему Промыслу Божьему о нас. А можно просто всё делать "правильно", но чем мы тогда отличаемся от язычников?
Я всеми силами души поддерживаю стремление священства и Церкви к поддержке и наставлению людей в постигших нас всех гонениях на семью и целомудрие. Хотелось бы, чтобы эта помощь зиждилась не только на личном опыте, а и на опыте Церкви. Чтобы те ценности, ради которых и с верой в которые мы можем стремиться к созданию и сохранению семей, объяснялись не исключительно с точки зрения земной пользы, а и пользы вечной.
Ещё один отрывок хотелось бы разобрать, вступиться за незаслуженно обиженных женщин. "Сложилось совершенно ложное представление о том, как должна выглядеть православная женщина. Когда я учился в семинарии, с нами в одних стенах находились регентская и иконописная школы. И вот некоторые девушки (в основном иконописицы) одевались так: мешковатая юбка до самого пола, потертая джинсовая куртка, на голове платок, замотанный крест-накрест, на ногах походные ботинки. Часто картину дополнял рюкзак за плечами."
Выскажу три соображения по поводу этого презрительно-снисходительного пассажа. Во-первых, отчего о.Павел так убеждён, что наблюдаемые им иконописицы были не правы, а он прав? Почему их представление ложное? На чём основан столь категоричный вывод? Во-вторых, при попадании инфекции в организм иммунитет начинает борьбу с ней. Побочный эффект этой борьбы – повышенная температура тела. Но суть в борьбе с инфекцией. Так вот мне видится описанный стиль одежды побочным явлением по отношению к главному, внутреннему – борьбе с инфекцией. Нельзя осуждать бедных девушек, окружённых со всех сторон развратом, за то, что они, как умеют, стараются бороться за свою чистоту, прежде всего душевную. Как сказал в одной лекции (по совершенно другому поводу) о.Андрей Кураев, если у кого-то толстый панцирь, значит у кого-то другого большие зубы. И третье, я всегда думал, что правильное представление о том, как должна выглядеть православная женщина, нам даёт православная иконопись. О.Павел пишет: "большинство девиц старались одеваться по-другому, как говорится, скромно, но со вкусом." Что это значит, как это понять, кем такое говорится, каков этот вкус и чем он сформирован? Одевалась ли Богоматерь "скромно, но со вкусом"?