И тотчас, как Иисус еще говорил к ученикам Своим, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его. Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо. Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания. Тогда, оставив Его, все бежали. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них. И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. Первосвященники же и весь Синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. Но и такое свидетельство их не было достаточно. Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти. И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам. Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.
Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь Синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.
Снова мы видим Иуду — на этот раз предводителя отряда, посланного Синедрионом. Множество народа с мечами и кольями, и во главе их Иуда — один из двенадцати. Увы, не новое явление, когда самое высокое служение заканчивается самым постыдным отступничеством. Первосвященники, книжники и старейшины направили их — те, кто жил ожиданием Мессии. А теперь, когда Мессия пришел, они исполнены решимости сокрушить Его. Перед лицом Господа предатель ведет себя как ученик, что делает его особенно гнусным. Он обращается ко Господу: «Равви», что значит «Учитель». Он предает Господа целованием — знаком любви и почитания. «А они возложили на Него руки свои — грубо и злобно — и взяли Его».
«Один же из стоявших тут» — мы знаем из Евангелия от Иоанна, что это был Петр — выступил в защиту своего Господа. Он «извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо». Может быть, он намеревался отсечь ему голову, но промахнулся? Легче сражаться за Христа, чем умереть за Него. Но воины Христовы побеждают не тем, что отнимают жизнь у других, а тем, что жизнь свою полагают за других. Будто на разбойника вышли иудеи с мечами и кольями на Господа, как если бы Он готовил вооруженное восстание. Видимо, они очень боялись возмущения народа. «Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, — говорит Господь, — и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания». Он был не из тех, кто ненавидит свет и не идет к свету, и не страшился открыто свидетельствовать о свете в храме. Ибо Он Сам был свет. А теперь они трусливо пришли под прикрытием темноты, ведомые предателем, туда, где было место Его сокровенного уединения. Но Господь готов все претерпеть, чтобы ни одно слово Божие не оказалось напрасным. И нам заповедует так относиться к Писанию, не забывая о том, что и в Ветхом Завете мы должны искать Христа.
«Тогда, оставив Его, все бежали». Они были уверены, что пребудут с Ним до конца, но даже лучшие из нас не знают, как они будут вести себя, когда придет испытание. По тому, какое утешение было для Господа видеть Своих учеников рядом с Собою в гораздо меньших напастях (Лк. 22, 28), мы можем судить, какая скорбь была для Него — когда они оставили Его в больших. Те, кто сподобляется принять страдания за Христа, не должны удивляться, если окажутся оставленными всеми. Когда апостол Павел был в опасности, никто не вступился за него, но все оставили его (2 Тим. 4, 16).
В Евангелии от Марка есть рассказ, отсутствующий в других Евангелиях, — о юноше, который бежит среди ночи нагой, в одежде Адама, оставив свое покрывало в руках воинов, схвативших его. Некоторые святые отцы полагают, что эта история произошла с самим Евангелистом, тогда юным жителем Иерусалима, и он запечатлел ее в своем благовестническом труде как подпись. Когда все ученики оставили Господа, этот юноша продолжал следовать за Ним, и ему дано было пережить великий ужас от сознания опасности стать участником Христовых Страданий. Нам показано, каким чудом спаслись ученики из рук врагов — только чудом заботы о них Господа. «Если Меня ищете, оставьте их, пусть идут», — сказал Он (Ин. 18, 8).
Господь взят и ведом на казнь. Но нет такой темницы, которая могла бы удержать Его. Тот, Кто дает этому юноше ускользнуть от всесильных преследователей, не может быть удержан и смертью самой. И потому юноша, схваченный воинами, — говорят святые отцы, — пророческий образ Самого Христа. Враги хотели взять Его и заключить в смерти. Но Он ускользнет от них. Он воскреснет, оставив в их руках только Свою плащаницу.
И далее — суд Великого Синедриона над Христом под председательством первосвященника — того же самого Каиафы, который до этого сказал, что следует предать Господа смерти, в независимости от того, виновен Он или невиновен (Ин. 11, 50). Господа вводят поспешно в дом первосвященника, где, несмотря на ночь, уже собрались все первосвященники и старцы, и книжники, в ожидании добычи. Так уверены они были в успехе своего замысла.
Петр издали следовал за Господом. Но, войдя во двор первосвященника, он сел со служителями и грелся у огня. И это было начало его вхождения в искушение.
Первосвященники и старцы взяли Господа как злодея, и теперь, согласно своему закону, они искали свидетельства против Него. «Многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны», чтобы вынести Ему смертный приговор. Лжесвидетели обвиняли Господа в намерении разрушить храм, хотя Господь говорил о скором разрушении ими Храма Его Тела и о Своем Воскресении. На самом деле Синедрион, если бы пожелал, мог бы получить множество иного рода свидетелей, которые приходили бы один за другим и говорили: «Я был прокаженным, и Он очистил меня. Я был слепым, и Он сделал меня зрячим. Я был глухим, и Он вернул мне слух. Я был хромым, и, благодаря Ему, я хожу. Я был расслабленным, и Он дал мне силы».
«Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?» Исполненный самодовольства и презрения, он радуется, что, наконец-то, заставил молчать Того, Кто столько раз заставлял их молчать, пытавшихся уловить Его. Но этот первосвященник не знает, что значит молчание оскорбляемого Праведника и отвергаемого Бога.
Тогда первосвященник задает главный вопрос — с тем чтобы услышать свидетельство из уст Самого Обвиняемого. «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» И Господь исповедал, и не отрекся. Перед лицом смерти Он раскрывает в полном свете тайну Своей Личности. «Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Господь говорит, согласно пророчеству Даниила (Дан. 7, 13—14), о Своем Втором Пришествии и о принятии Им полноты Божественной власти в конце времен как Судии и Спасителя мира. Синедрион получил, что хотел. Все слышали это богохульство. Согласно Закону, богохульник повинен смерти. Не мешкая, в полном своем составе Синедрион выносит Господу смертный приговор.
Евангелие показывает великую ответственность иудейских властей в смерти Христа. Посреди злобных обвинений и посягательств на Его достоинство стоит этот Праведник. «И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам». Кажется, сами первосвященники и книжники, и старцы вместе с чернью, в ожидании утра, участвуют в этом бесовском хороводе. И жест первосвященника, раздирающего свои одежды, имеет символический смысл. Это подобно раздиранию завесы святилища, которое скоро произойдет (Мк. 15, 38). В тот самый момент, когда Господь исповедует Себя Мессией, Сыном Божиим, Сыном Человеческим, иудейское священство упраздняется. Приговаривая к смерти Христа, первосвященник осуждает себя и свое служение. Отныне Христос, Который не был священником по иудейскому закону, — единственный Первосвященник.
И в это время происходит отречение Петра от Христа. Оно начинается, когда он держится на расстоянии от Господа. «Петр издали следовал за Ним». Те, кто стыдливо прячет свою веру в час испытаний, могут дойти до отречения от веры! Он пытается смешаться со слугами первосвященника, греясь с ними у костра. Те, кто считает опасным для себя иметь общение с учениками Христовыми, боясь пострадать за Него, могут обрести более опасное общение с Его врагами, которые могут вовлечь в грех против Него. Искушение, которому подвергся Петр, не было велико. «И ты был с Иисусом Назарянином», «этот из них», «ибо ты галилеянин, и наречие твое сходно». Бывают времена, когда дело Христово так падает в глазах мира, что все, кому не лень, готовы бросить в верующих в Него камень. Ничто еще не угрожает Петру, была только опасность быть высмеянным перед всеми. Была только простая служанка, взгляд которой случайно упал на Петра, и он мог бы даже ничего ей не отвечать.
Грех Петра был очень велик. Он отрекся от Христа перед людьми в час, когда он должен был исповедать свою веру в Него. Господь часто говорил ученикам о предстоящих Ему страданиях. Но когда они пришли, все оказалось для Петра внезапным, как будто он никогда не слышал о них. Когда Христос ходил, окруженный восторженными толпами, он мог с гордостью сказать всем, что знает Его, а теперь, когда Христос, оставленный всеми, предается поруганию, он стыдится Его и говорит, что никогда не имел к Нему никакого отношения.
Покаяние Петра было мгновенным. Когда при третьем отречении он стал клясться и божиться в подтверждение своих слов, во второй раз запел петух. Петр вспомнил, о чем предупреждал его Господь, и начал плакать. Евангелие от Марка, написанное, как полагают святые отцы, под руководством Петра, столь же подробно, как и другие Евангелия, описывает его грех, но более кратко говорит о его покаянии. По смирению апостол Петр не хочет выставлять себя и как бы свидетельствует, что не хватит никаких слез, чтобы омыть его грех. И только любовь Христова, только Христова Кровь может восстановить его после такого падения в человеческом и апостольском достоинстве.
«Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь Синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату». Иудейские власти должны были получить разрешение оккупационной власти на смертный приговор. Совет нечестивых собрался рано утром. Они не теряли времени, спеша нанести свой последний удар нашему Господу. Неутомимое усердие нечестивых в делании зла должно устыдить нас в нашей лености в делании добра.