Что такое подноготная?
Протоиерей Владислав Цыпин |
Об этом и о многом другом нам рассказал протоиерей Владислав Цыпин на последнем занятии по каноническому праву.
Термины эти – юридические. Если на Руси кого-то, например, обворовывали, то в суд вызывали и предполагаемого вора, и потерпевшего.
– Он украл? – спрашивают потерпевшего, показывая на вора.
– Да!
– Ты украл? – спрашивают подозреваемого.
– Нет! – тот отпирается.
Когда не было свидетелей и не имела эффекта присяга, на помощь приходил кнут. Первый удар доставался обвинителю («докладчику – первый кнут»). Потом – обвиняемому. Потом – снова обвинителю… После 20 ударов обычно кто-то начинал говорить («Виноват, украл» или «Виноват, оклеветал»). Самые сильные могли выдержать до 70 ударов, но потом тоже признавались. Правда, полученная таким образом, называлась «подлинной» (то есть полученной под длинным кнутом) и была самой ценной.
А что такое подноготная, вы, наверное, уже догадались. Вот такое правосудие.
«Новый взгляд»
22 ноября, в четверг, вечером, семинаристы участвовали в круглом столе на тему «В чем ценность жизни, если нет ценности возвышенной?» Высказывание, ставшее темой беседы, принадлежит известному художнику К. Коровину. Мысль была высказана им в начале XX века в письме к другу – один из «вечных» вопросов, важных для всех людей и во все времена.
Когда мы услышали про круглый стол, то немного испугались, что попадем на одну из бесконечно скучных конференций с бесконечно длинными докладами. Но оказалось, что круглый стол состоял из младших и старших школьников, а также наших сверстников-студентов. И обсуждение получилось действительно интересным.
Материалом для дискуссии стал роман «Зубр» (автор – Д. Гранин, произведение написано в конце XX века и посвящено судьбе ученого-генетика). На первой встрече был поставлен вопрос: что такое высшие ценности? Чем отличается понятие «высшие ценности» от понятий «духовные ценности» и «нравственные ценности»? Что является такими ценностями для человека? Ребята опирались на русских классиков и собственный опыт, мы – на христианских писателей. Порадовало, что участники оказались хорошо знакомы с текстом Священного Писания.
Вообще-то мы были поражены: никогда раньше мы не видели таких одаренных детей. Ученики 5–6-х классов цитировали Пушкина и Булата Окуджаву, начинали реплики с оборотов вроде «хотел бы дополнить то, что сказала Маша», и вообще разговаривали, как студенты философского факультета МГУ. И мыслили они по-настоящему глубоко и правильно.
Оказалось, что в начале девяностых годов родители-ученые создали для детей и подростков района просветительский центр «Новый взгляд». Видя начинающийся упадок российского образования, они стали учить детей культуре мысли и общения. Читали и разбирали произведения литературы, вместе размышляли над главными вопросами, учили музыке и этикету, проводили пасхальные и рождественские балы. А директор – замечательная женщина Ольга Святославовна Фомичева – пишет книги с говорящими названиями (например «Как воспитать гения в компьютерный век»).
Вечер закончился музыкальным подарком. Девушка-музыкант спела несколько авторских песен, а последнюю ребята пели все вместе. Мы пообещали, что подготовим ответный подарок и приедем снова – продолжить беседу.
Взрослые иногда перестают думать о вечном, но дети и молодые люди – никогда. И мы очень рады, что нашли людей, с которыми интересно поговорить. И что есть родители, которые растят таких людей.
Как мы помогли с рыбой
В пятницу, 23 ноября, около восьми вечера, мне пришло сообщение с неизвестного номера: «Приходи в трапезную и позови кого сможешь: нужно помочь с рыбой». Я сразу понял, что номер принадлежит кому-то из дежурных помощников и что нас ожидает послушание по разгрузке рыбы. Ведь вчера мы таким же образом разгружали картошку. Вспомнил я и о грядущем начале Рождественского поста.
Идти хотелось не очень, но я все-таки пошел. Подобрал по пути несколько человек с младших курсов. Друзей я звать не стал: пусть немного отдохнут – будто бы я их не встретил…
Грузовик на улице не стоит. Людей не видно. «Значит, рыбу нужно будет чистить», – подумал я и поднялся в трапезную.
Открываю дверь: ребята поют молитву «Отче наш». А потом Ваня И. говорит, что ему передали из Астрахани посылку – несколько килограммов рыбы, и он решил поделиться с остальными…
Это послушание было одним из лучших в моей жизни.
Древние литургические традиции
В Православной Церкви есть замечательная древняя традиция – служить литургию ночью. Традиция эта, действительно, древняя, ведь и Христос с учениками, и первые христиане собирались для таинства Евхаристии по вечерам. Тайная вечеря, вечеря любви – так назывались эти собрания. Потом эпоха мучеников, катакомбы… тоже ночные собрания, только теперь вопрос о времени и месте был тесно связан с жизнью и смертью. Сам чин литургии рассказывает современным христианам о той древней практике: например, выход свещеносцев – не только символ: свечи были необходимы для освещения читаемых страниц Евангелия…
Потом традицию бережно сохраняли монахи: во многих монастырях служили «всенощные бдения» – службы с вечера до утра. Храним эту традицию и мы в Сретенском монастыре. У нас ночные литургии совершаются не только на Рождество и на Пасху. Студенты семинарии собираются на ночную службу каждый месяц. На эти службы приезжают и служат многие выпускники – уже священники и диаконы. А монахи служат ночные литургии каждую неделю.
Архиепископ Берлинский Марк |
Есть и другая замечательная традиция – всеобщего народного пения на богослужении. По образу ангелов, которые непрерывно воспевают Бога, все люди в храме пели. В прошлом году я побывал на родине своего дедушки – в Закарпатье. В селе Нанково, откуда он родом, множество древних традиций бережно сохраняются и по сей день. Одна из таких традиций – ни с чем не сравнимое общее народное пение в храме. Я услышал удивительные церковные распевы XII века. 90-летние бабушки и их уже седые дети, молодые родители и груднички «едиными устами и единым сердцем славили Бога», и это при том, что нотной грамоте мало кто обучен.
Удивительно. Прекрасно. Незабываемо. Когда я разговорился с одним из местных мальчишек, он спросил меня:
– Як вы спиваете? Лучше чи не?
Тут я пришел к мысли, что в Москве поют не лучше и не хуже, просто абсолютно по-другому. Вернувшись домой, я немного скучал по тому единству духа, которое я увидел там.
На прошлой неделе архимандрит Тихон, наместник Сретенского монастыря, объявил, что в следующее воскресенье на литургии поют все. Неделя, полная забот, пролетела так, что я не успел даже опомниться. И вот долгожданное воскресенье. Возглас начала литургии «Благословенно Царство…» был громогласно утвержден всеми прихожанами «Аминь!» Вплоть до конечного многолетия общее пение всего народа вновь и вновь напоминало строки псалма: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Эту удивительную красоту трудно описать и так хочется прочувствовать вновь. Красота эта раскрывается в единении душ и сердец всех молящихся.