Приключения во время Чеченской войны

Рассказ отца Олега Стеняева

Отец Олег Стеняев крестит в Чечне. Крестный папа держит капсулу с водой Отец Олег Стеняев крестит в Чечне. Крестный папа держит капсулу с водой

Во время второй Чеченской войны – это было в 1998–2000-м годах – мы, по благословению священноначалия, на территории Чеченской республики проводили благотворительные и миссионерские программы. Собирали в храмах Москвы детские вещи, игрушки, канцелярские товары, сгущенку, всякие другие продукты и сладости, ехали через Ростов на Нальчик, и потом, миновав блокпост «Кавказ», въезжали на территорию Чечни. Раздавали большей частью в Грозном, на той самой, ставшей впоследствии всемирно известной, площади «Минутка».

В то время там очень сильны были антирусские настроения. Грозный был стерт с лица земли, как Сталинград

В то время там, конечно, очень сильны были антирусские настроения. Грозный был стерт с лица земли, как Сталинград, и трудно было понять, как с этими людьми общаться. Но когда мы стали раздавать материальную помощь, и они увидели, что мы христиане и относимся к ним с доброжелательством и сочувствием, то это немного изменило ситуацию, и мы смогли уже немного разговаривать с ними.

Тем не менее было ясно, что они не станут слушать миссионерскую проповедь, как говорится, «в лоб», и нужно находить такие формы, чтобы это не выглядело навязчивым.

Однажды зашли мы в кафе перекусить. Война войной, а рынки, кафе, магазины работали вовсю – начинают стрелять в этом районе, вся торговля тут же перемещается на соседнюю улицу... И вот вошли мы, на нас эти местные жители покосились, а там ведь сразу не поймешь, кто перед тобой: боевик или не боевик. Он автомат свой оставил за углом – и вроде мирный житель, отошел от тебя на несколько метров – и уже боевик!

Но тут сидят вокруг обычные вроде люди, мирно закусывают, и я подумал: о чем бы мне с ними поговорить, может быть, об именах расспросить? Надо заметить, что восточные люди к своим именам относятся, как правило, очень серьезно. Там имя просто так не дается, оно обязательно связано с каким-нибудь предком или уважаемой в народе личностью, и вообще человек всегда знает, почему именно это имя он носит. Поэтому такая тема, скорее всего, никого не смогла бы оставить равнодушным. И я спросил человека, который сидел рядом:

– Простите, а как ваше имя?

Он слегка напрягся, но отвечает:

– Муса.

- А хотите, я расскажу вам кое-что о вашем имени?

И начинаю рассказывать ему о Боговидце Моисее, о том, как ему являлся Господь, как он выводил людей из Египта…

Они все так заинтересовались, сгрудились вокруг нашего стола, и когда я закончил о Моисее, то один говорит:

– А что вы можете о моем имени рассказать? Меня Джабраилом зовут.

– Ну, – отвечаю ему, – Джабраил – это даже не человек был!

Ну, тут уж я мог спокойно рассказать им о Христе

Его приятель поворачивается к нему со смехом:

– А ведь я давно тебе говорил, что ты – осел!

– Нет-нет, – объясняю им, – у нас это имя звучит как Гавриил, и это имя Архангела Господня – это особый посланник Божий!

И начинаю им рассказывать об Архангеле Гаврииле. Через какое-то время появляется сам хозяин кафе – настоящий такой сын гор, несколько грубоватый видом, в традиционной кепке чеченской, – и говорит:

– А мое имя объясните мне! Меня зовут Иса!

Ну, тут уж я мог спокойно рассказать им о Христе…

***

Вечером мы уезжали обратно. Ехали через Семашкинский лес, был дождь со снегом, туман, и на трассе нас остановили для проверки боевики. Серьезные такие люди – в камуфляже, с бородами, ленты пулеметные на них, – если не остановишься, тут же расстреляют. Приближаются к нам – а мы тоже с бородами, и они подумали, наверное, что, несмотря на московские номера, это братья их на помощь к ним спешат. Крикнули даже нам издалека что-то на чеченском, а я говорю:

– Московская Патриархия, гуманитарную помощь привозили.

Они так насупились, но вдруг кто-то из них, в котором я потом узнал одного из кафе, говорит:

– Я их знаю, это нормальные люди. Сам видел – они на площади бесплатно все раздают, не спекулянты они.

Тут я вспомнил текст из Библии, где сказано, что пущенный по водам хлеб всегда возвращается. То есть бескорыстно сделанное добро всегда возвращается человеку…

– Оружие есть? – спрашивает главный. – Ну, если нет оружия и не спекулянты, то поезжайте, да благословит вас Аллах.

Я водителю говорю:

– Давай, заводи скорее!

А у него машина не заводится – всё на нервах. Смотрю, а там уже другие появляются, вдруг, думаю, злые какие-то подойдут, что тогда будет? Посадят в зиндан, спустят телефон на веревочке: звони, о выкупе договаривайся!

Главный опять подходит:

– Почему не уезжаете?

– Да вот, машина не заводится никак.

– Ну, сейчас механика позову.

И тут, верите или нет, появляется здоровенный негр в камуфляже. Ставит к колесу свой автомат и начинает копаться вместе с моим водителем в моторе.

Всё, думаю, пропали мы, не избежать нам ямы. Надо, решил я, спирту выпить. Налил я стаканчик, осенил крестным знамением, выпил

А там новые подходят, злые такие подошли, взъерошенные, косятся в нашу сторону. Всё, думаю, точно в яму посадят, пропали мы, не избежать нам ямы. Надо, решил я, спирту выпить, чтобы по крайней мере не сразу в этой яме замерзнуть. Мне как раз на такой случай дали в дорогу спирт, поскольку у меня постоянные проблемы со здоровьем – частые простуды, кашель. Налил я стаканчик, осенил крестным знамением, выпил. И так мне сразу тепло стало, хорошо, как-то осмелел я сразу. И думаю: « А чего это они наших священников постоянно воруют?! Уже три человека пропало! Пойду узнаю».

Выбрался я из машины, подхожу к этим людям и говорю:

– Вот вы мне объясните, почему здесь наших священников похищают? В Москве мечети открыты, никто никого не трогает, мы гуманитарную помощь сюда возим, вашим детям сгущенное молоко бесплатно раздаем, а у нас тут уже три человека пропало!

Они говорят:

– Тебя никто не тронет, иди, садись в машину, поезжай спокойно. С тобой всё будет нормально.

Я говорю:

– Ну, хорошо, меня не тронут, но других-то зачем воруют?!

Один из них стал объяснять:

– Те были не священники, те «парашютисты» были.

Под словом «парашютисты» они подразумевали диверсантов, шпионов. Я говорю:

– Почему вы думаете, что они были «парашютисты»? Как вы это определяете?

– Потому что они все были подтянутые такие, накачанные, спортивные – это шпионы были. Вот ты – точно поп.

Вот ты – точно поп. – Почему же вы думаете, что я точно поп? – Толстый, наглый, немного пьяный – сразу видно, что поп!

– Почему же вы думаете, что я точно поп?

– Да на тебя посмотришь: толстый, наглый, немного пьяный – сразу видно, что поп! Тебя здесь никто не тронет, все боятся Аллаха! У нас в Коране написано, что нельзя обижать ни монахов, ни священников. Поезжай спокойно!

Подтолкнули они нашу машину, и мы уехали. В тот же день нас обстреляли наши. Едем, смотрим – воинская часть, решили мы у них остановиться. А мы же бородатые – водитель мой с бородой, я – такой взлохмаченный, оба в черном. Они решили, что это смертники прямиком на воинскую часть несутся, и как дали по нам! Но, слава Богу, всё это мимо пролетело, я выскакиваю из машины, руками машу:

– Не стреляйте!! Свои, свои! Московская Патриархия!

Протоиерей Олег Стеняев
Записала Елена Дешко

7 августа 2020 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Когда вокруг идёт бой Когда вокруг идёт бой
Прот. Димитрий Василенков
Когда вокруг идёт бой Когда вокруг идёт бой
Протоиерей Димитрий Василенков
Мы помолились перед выездом, молились и во время боя. Думаю, поэтому у боевиков ни одна их задумка не сработала. Это и есть проявление Божиего благословения на то дело, которое мы делаем.
Прот. Олег Стеняев о миссии во время Чеченской кампании Прот. Олег Стеняев о миссии во время Чеченской кампании Прот. Олег Стеняев о миссии во время Чеченской кампании «Я свидетельствовал о своей вере»
Протоиерей Олег Стеняев вспоминает о миссии во время Чеченской кампании
Мы ехали через Самашкинский лес. Люди в камуфляже тормозят нашу машину. Трудно разобрать, кто такие: туман, дождь. Остановились. Смотрим: бородатые мужики! Открывают нашу машину, спрашивают: «Кто такие? Куда едете?»
Беседа с войсковым свящ. Андреем Немыкиным Беседа с войсковым свящ. Андреем Немыкиным Беседа с войсковым свящ. Андреем Немыкиным «Можно проиграть сражение, но надо стремиться выиграть войну»
Беседа с войсковым священником Андреем Немыкиным
О том, что подвигает батюшку вновь и вновь отправляться в «горячие точки», чего больше всего боишься под пулями и чему более всего радуешься, о глазах солдат и благодарности матери-мусульманки.
Комментарии
максим 5 ноября 2020, 04:58
мусульмане и не знают кто такой Джабраил? как то не верится. Мне мусульмане говорили - "Джабраил являлся Мохаммеду 40 000 раз".
юрий16 октября 2020, 08:06
Батюшка,да спасёт вас Господь.А спасёт,за раба непотребного,Георгия,замолвите словечко.
Сергей10 августа 2020, 10:41
о.Олег здоровья вам, спасения и благополучия вашей семье!
Людмила10 августа 2020, 09:43
Многая и благая лета вам батюшка ! Простая ,искренняя проповедь располагает и растапливает лёд в сердцах людей!
Виктория 9 августа 2020, 12:05
Зацепила фраза о том, что восточные люди с уважением относятся к своему имени.По-хорошему зацепила. А мы ? К чему мы относимся по настоящему с уважением? Может в этом и есть корень всех проблем? Уважения, терпения и любви нам всем!
Марина 8 августа 2020, 10:53
о.Олег Спаси Господи вас! Всегда вы так умеете рассказать, с юмором, интересно и назидательно в тоже время.
Наталия Ростова - Александру 8 августа 2020, 10:52
Да, Александр, именно бывший. И не я его этим эпитетом наградила. Сам себя. Дети выросли, уже внучка, а он их жизнью никогда не интересовался. Дочь хотела привезти ему внучку показать, папа даже на сообщение не ответил. Бывший и точка.
Александр 7 августа 2020, 22:54
Наталия Ростова, разве муж, если он жив, может быть бывшим? Он может быть лишь один. "ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе"
Елена 7 августа 2020, 21:18
Как я люблю этого батюшку. Слушала бы и слушала! Читала бы и читала.
Дмитрий 7 августа 2020, 17:33
Спасибо, отец Олег! Всегда с удовольствием и огромным интересом читаю Ваши статьи и слушаю лекции с толкованием Священного Писания. Храни Вас Господь!
Галина И. 7 августа 2020, 09:20
Как я рада, как благодарна Господу, что у нас есть такие священники, как протоиерей Олег Стеняев! Да святится имя Твое, Господь! Дай Бог Вам, отец Олег,и всем нашим сегодняшним истинным сыновьям Божиим, пребывающим в Боге и водимым Духом Святым, знающим Бога и Его Слово, многие лета и многие проповеди во славу Господа нашего Иисуса Христа, Отца и Сына и Святаго Духа! Пока есть такие священники, святая Христова Церковь будет стоять, и врата ада не одолеют ее! Священный огонь Святаго Духа никому не удастся погасить! Да заградятся уста лживые! "Злоба нечестивого обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя"(Пс 7,17). Жив Господь,и благословенно имя славы Его!
Наталия Ростова 7 августа 2020, 08:14
Мой бывший муж, тоже был на этой войне, когда проходил срочную службу. Несколько месяцев. Я его ждала. Приехал другой человек, злой стал. Кричал по ночам во сне. Потом стал руку на меня поднимать. Вот так эта война нас развела впоследствии. И почти все мои одноклассники-мальчишки тоже там были. Слава Богу, все живы остались. Только у одного крыша поехала, после того, как чуть в плен не попал...наши отбили. У некоторых появились проблемы с алкоголем...Страшно это - война. Судьбы калечит...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×