Могила без креста,
или Трагедия великого ума

Мы все обречены на постоянный выбор между добром и злом, и трагизм выбора усугубляется нашими метаниями между самими понятиями «добра» и «зла»…

У Льва Николаевича Толстого – безусловного гения мировой литературы и выдающегося мыслителя – есть выражение: «ум ума и ум сердца». Ум – лукав! Он всё может объяснить так, как хочется услышать человеку, заблудившемуся в лабиринтах гордыни. Только сердце чувствует Истину – Христа! Только сердце знает дорогу ко Спасению! И ему ничего объяснять не надо!

К очищению сердца направлена и вся благодать Духа, присущая церковным Таинствам, которые тщетно пытался всю жизнь постичь умом граф Л.Н. Толстой. Великий разум мыслителя так и не смог понять бесхитростный «ум сердца». И в этом – трагедия Л.Н. Толстого.

Могила Толстого в Ясной Поляне Могила Толстого в Ясной Поляне

Могила без креста

Пожалуй, только перо самого Льва Толстого и смогло бы точно описать зябкую унылость его могилы без креста

На могиле Льва Николаевича Толстого – величайшего русского писателя-гуманиста, глубокого мыслителя, жившего напряженными и порой очень мучительными духовными исканиями, – нет ни креста, ни надгробного памятника. В Ясной Поляне, родовом имении Толстых, по сей день удивляет посетителей могильный холм, поросший травой. Особая уединённость отличает эту могилу: дубово-берёзовая роща, заросли орешника, овраг, лес… Здесь, на поляне, залитой солнцем, на расстоянии половины версты от дома, близ дороги, по которой любил гулять граф Толстой каждое утро, и нашёл мятущийся дух писателя «вечный покой». Пожалуй, только перо самого Льва Толстого и смогло бы точно описать зябкую унылость могилы без креста.

«Молилась и плакала…»

Лев Толстой с женой Лев Толстой с женой

Софья Толстая в апреле 1911 года оставила в своём личном дневнике запись:

«Тёплый день, ветер, вышла в первый раз и пошла, конечно, на могилу Льва Николаевича. Вдали усиленно звонили в колокола. “Христос воскресе” звучало по всей России, а в лесу, на могиле, было тихо, тихо; качались засохшие венки на ветру, и я молилась и плакала».

Думается, что Софья Андреевна, жена и неизменная помощница Толстого, мать тринадцати его детей, не могла не плакать о том, что её прославленный муж, с которым она прожила 48 счастливо-несчастливых лет, заблудился-таки в поисках Истины, создав своим «крепким умом» религиозно-философское учение, которое увело от Христа многих и многих людей. Плакала она, наверное, и о тех дневниковых записях, которые Лев Николаевич оставил об их совместной жизни и которые будут теперь читать многие, обвиняя Софью Андреевну в том, что она так и не смогла понять духовных исканий супруга, отравляя их семейную жизнь скандалами, доводящих до обоюдной ненависти. Желая крепко «привязать» мужа-гения «земным благополучием», Софья Андреевна и не заметила, когда и как порвалась между ними связующая духовная нить.

«Что нужно, чтоб привязать? – откровенничала Софья Толстая со своим дневником. – Мне внушали, что надо быть честной, надо любить, надо быть хорошей женой и матерью. Это в азбучках написано – и всё это пустяки! НАДО НЕ ЛЮБИТЬ, надо быть хитрой, надо быть умной и надо уметь скрывать всё, потому что без дурного ещё не было и не будет людей. А ЛЮБИТЬ, ГЛАВНОЕ, – НЕ НАДО».

Могла ли Софья Андреевна, пройдя с такой установкой через 40 с лишним лет семейной жизни, стать для Льва Николаевича Толстого «ковчегом спасения» в страшном водовороте его духовных заблуждений?..

Путь к «земному раю»

Вопросы о смысле жизни занимали Толстого уже в раннем детстве. Он свято верил, что есть некая «зелёная палочка» с вырезанным на ней секретом счастья для всех людей, которые должны стать «муравейными братьями». Придавая громадное значение моральным постулатам, как скрепе бытия, и человеческому разуму, который должен созидать, а не разрушать, будущий великий гуманист начал поиск пути, ведущего к «раю на земле».

В шестнадцать лет Толстой сменил свой нательный крест на медальон с портретом Руссо

До пятнадцати лет Лев Толстой, которого крестили во младенчестве в Русской Православной Церкви, чтил все церковные традиции и каноны, но философские труды французских просветителей, коими он увлёкся, сделали своё дело: ярый противник христианства Жан-Жак Руссо стал его «властителем дум» – в шестнадцать лет Толстой сменил свой нательный крест на медальон с портретом Руссо. И только после сорока, разочаровавшись в пессимистической философии, которая не давала «разумных ответов» на пытливые вопросы, писатель вынужден был признать, что именно вера наполняет жизнь человека смыслом. Тогда Толстой вновь повернулся лицом к Православной вере: часто стал посещать церковные службы, читать богословскую литературу и проводить многочасовые беседы с Оптинскими старцами. Толстой долгое время находился под впечатлением от встречи с преподобным Амвросием Оптинским и говорил о ней:

«Этот отец Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».

Преподобный Амвросий Оптинский Преподобный Амвросий Оптинский А святой Амвросий же, напротив, вспоминая свой разговор с Толстым, горько сокрушался: «Какой гордый… гордый человек…»

Пытаясь не сердцем принять, а лишь великим умом своим изучить и осмыслить христианскую веру, Толстой принялся «очищать» её от «неразумного»:

«Разговор о божественном и вере навёл меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта – основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле», – запишет Толстой в своём дневнике.

Толстой искренне верил, что на основе «очищенной религии» можно создать «Царство Божие земное среди людей»

Великий ум Толстого решил создать свою религию! Толстой стал открыто отрицать Троичность Бога, считая Иисуса Христа только великим Человеком, и не желал признавать непорочное зачатие Христа и Его Воскресение, отказывался чтить Таинства Церкви и святые иконы. С позиции «здравого смысла» писатель отверг Ветхий Завет, а в Новом Завете переписал четыре Евангелия, выбросив из Святого Писания «ненужные» части. Толстой искренне верил, что именно на основе «очищенной религии» можно создать «Царство Божие земное среди людей».

Мятущийся дух писателя так и не принял на веру христианские догмы – «гордый ум» отчаянно сопротивлялся «уму сердца». Написав в четырёх томах «Критику догматического богословия» и разработав свою религиозную философию «В чём моя вера», Толстой в своей «Исповеди» обстоятельно изложил историю и причины своего расхождения с Православной Церковью, которая воспринималась им как понятие социальное, политическое, экономическое, но не духовное. В том, что Толстой так критиковал Церковь, явно присутствует элемент какой-то очень сильной личной обиды и нескрываемого раздражения. Но вот что могло послужить такой неприязни, мы, увы, уже никогда не узнаем. Так или иначе, но жёсткая критика духовенства приковали к Толстому пристальные взгляды всего мира.

Отец Иоанн Кронштадтский, невзирая на мировой авторитет Толстого, открыто заявил:

«Много слепцов духовных учились и учатся у Л. Толстого, которого с жадностью читают и попадают в его сети, отчуждаются от Бога, впадают в отчаяние и заканчивают самоубийством. Вот плоды дьявольского таланта, который сеют враги Божии».

К. П. Победоносцев, обер-прокурор Святейшего Синода, в письме к бывшему профессору С.А. Рачинскому в 1896 году писал:

«Ужасно подумать о Льве Толстом. Он разносит по всей России страшную заразу анархии и безверия!.. Точно бес овладел им – а что с ним делать?»

Император Александр III по этому поводу говорил так:

«Не делайте Толстого мучеником, а меня – его палачом».

Желая помочь Толстому разобраться в его ошибках, с ним вступали в переписку и вели беседы многие иерархи Православной Церкви

Церковь, желая избежать конфликтных недопониманий в среде интеллигенции, слепо поклонявшейся Толстому, не хотела привлекать внимание общественности к религиозным заблуждениям писателя. Желая помочь Льву Николаевичу разобраться в его ошибках, с писателем вступали в переписку и встречались для долгих бесед многие иерархи Православной Церкви: митрополит Макарий (Булгаков), епископ Алексий (Лавров-Платонов), архимандрит Леонид (Кавелин)… Но всё было тщетно.

И только тогда, когда Толстой издал огромным тиражом (в России и в Европе!) роман «Воскресение», где открыто стал насмехаться над Таинством Евхаристии, всем стало ясно, что молчать больше нельзя, ибо возникла двусмысленная ситуация: Толстой называл себя христианином, но открыто пропагандировал ложные религиозные взгляды, существенно отличающиеся от Православного учения. Общественность ждала реакции Церкви. И Церковь ответила!

Журнал «Церковные ведомости» опубликовал «Определение Святейшего Синода от 20–22 февраля 1901 года № 557 с посланием верным чадам Православной Греко-Российской Церкви о графе Льве Толстом», в котором официально извещалось об отпадении графа Льва Толстого от Церкви, так как его публично высказываемые убеждения абсолютно несовместимы с Православным вероучением.

Анафема ли?!

Лев Толстой Лев Толстой Многим известен рассказ писателя Куприна «Анафема». И хотя повествование не соответствует исторической действительности, читателей не мог не взволновать образ взбунтовавшегося протодьякона, который, находясь под впечатлением от прочитанной ночью «прелестной повести» Толстого, на утреннем богослужении вместо того, чтобы торжественно объявить об анафеме писателю, провозгласил ему «многая лета».

Литературный вымысел Куприна подогрел общественный интерес к «анафематствованию» Толстого. Но дело в том, что ни в одном из храмов Российской империи анафема Толстому не провозглашалась! Решение же Синода относительно Толстого было лишь констатацией того факта, что писатель перестал являться членом Православной Церкви, то есть «отпал» от неё по собственной воле. В Синодальном Акте 20–22 февраля говорилось и то, что Толстой может вернуться в Церковь, если принесёт покаяние.

Бегство из Ясной Поляны

Чтобы прожить оставшееся время в соответствии со своими взглядами, восьмидесятидвухлетний писатель решился «бежать» из Ясной Поляны туда, где он мог бы найти душевный покой. Осенью 1910 года в непогоду, в ночную тьму и сырость Толстой, быстро собравшись, стараясь никого не разбудить, покинул дом. Взяв с собой лишь своего личного врача Д.П. Маковицкого, уже на ходу, трясясь в тарантасе, Толстой долго решал, куда же направить свой бег: на Кавказ или в какую-нибудь глухую деревню… И вдруг твёрдо сказал: «Еду в Оптину!» Мятежная душа писателя рванулась к спасению – туда, где ему смогли бы помочь преодолеть то мучительное одиночество, от которого не смогли спасти его ни семья, ни всемирная слава.

Лев Толстой с сестрой-монахиней Лев Толстой с сестрой-монахиней

В Летописи Оптинского скита 28 октября записано:

«Прибыл в Оптину пустынь известный писатель граф Лев Толстой. Остановившись в монастырской гостинице, он спросил заведующего ею рясофорного послушника Михаила: “Может быть, вам неприятно, что я приехал к вам? Я Лев Толстой, отлучен от Церкви; приехал поговорить с вашими старцами. Завтра уеду в Шамордино”. Вечером, зайдя к гостиннику, спрашивал, кто настоятель, кто скитоначальник, сколько братства, кто старцы, здоров ли отец Иосиф и принимает ли. На другой день дважды уходил на прогулку, причём его видели у скита, но в скит не заходил, у старцев не был и в 3 часа уехал в Шамордино. О пребывании же графа в Шамордине имеются следующие сведения. Встреча его с сестрою своею, шамординскою монахинею, была очень трогательна: граф со слезами обнял её; после того они долго беседовали вдвоём. Между прочим граф говорил, что он был в Оптиной, что там хорошо, что с радостью надел бы подрясник и жил бы, исполняя самые низкие и трудные дела, но что он условием бы поставил не принуждать его молиться, чего он не может. На замечание сестры, что и ему бы поставили условием ничего не проповедовать и не учить, граф ответил: “Чему учить? Там надо учиться”, – и говорил, что на другой день поедет на ночь в Оптину, чтобы повидать старцев. Про Шамордино отзывался хорошо и говорил, что и здесь затворился бы в своей храмине и готовился бы к смерти. На другой день среди дня снова был у сестры, а к вечеру прибыла неожиданно дочь графа и ночью увезла его с собою».

В «Яснополянских записках» же Душана Маковицкого от 29 октября остались слова Льва Николаевича, сказанные писателем после прогулки у скита: «К старцам сам не пойду. Если бы позвали, пошёл бы». И снова всплывают в памяти слова святого Амвросия о Толстом: «Какой гордый… гордый человек…»

Лев Толстой и Душан Маковицкий Лев Толстой и Душан Маковицкий

«К старцам сам не пойду. Если бы позвали, пошёл бы», – сказал он и так и не нашёл в себе силы переступить порог Оптинского скита

Лев Николаевич Толстой так и не нашёл в себе силы переступить порог Оптинского скита!

О чём же думал он, удаляясь от Оптиной пустыни – места, где могла бы найти покой его измученная душа? Чувствовал ли он приближение смерти, которую так много раз переживал со своими любимыми героями? Бегство не удалось – Толстой вновь возвращался в свой «земной рай», который пытался построить по законам своего ума.

На станции Астапово писателю и его спутникам пришлось сойти с поезда – Лев Николаевич Толстой заболел воспалением лёгких. Начал задыхаться…

«Истину я люблю много…»

Преподобный Варсонофий Оптинский Преподобный Варсонофий Оптинский «Я, кажется, умираю… Истину я люблю много…» – слабым голосом повторял Лев Николаевич, обводя мутнеющими глазами собравшихся у его постели людей. Он много плакал. Подолгу молчал. Двигаться уже не мог. Только шевелил пальцами правой руки, словно записывал свои ещё не высказанные мысли, и просил лишь об одном – чтобы не пускали к нему жену…

Узловая станция Астапово под Липецком в одночасье стала известна всему миру – здесь, в доме начальника железнодорожной станции И. Озолина, тяжело умирал знаменитый ум эпохи.

По распоряжению Синода в Астапово приехал из Оптиной пустыни старец Варсонофий, чтобы через Таинства Покаяния и Святого Причащения присоединить заблудшего грешника к Церкви, но… Александра Толстая, младшая дочь писателя, секретарь и последовательница его учения, так и не допустила старца к своему умирающему отцу, а выслала лишь записку, где значилось, что граф Толстой не желает его видеть, а воля родителя для неё священна. Отец Варсонофий ответил:

«Почтительно благодарю Ваше Сиятельство за письмо Ваше, в котором пишете, что воля родителя Вашего и для всей семьи Вашей поставляется на первом плане. Но Вам, графиня, известно, что граф выражал сестре своей, а Вашей тётушке, монахине матери Марии, желание видеть нас и беседовать с нами».

Ответа не последовало. Когда Толстой умер, старец послал телеграмму епископу Калужскому Вениамину:

«Граф Толстой скончался сегодня 7 ноября в 6 час. утра… Умер без покаяния. Меня не пригласили».

Александра Толстая с отцом Александра Толстая с отцом

Александра Львовна Толстая всю жизнь горько раскаивалась в том, что так и не сказала отцу о приезде старца Варсонофия со Святыми Дарами

И не думали близкие по духу люди, последние семь дней находившиеся у смертного одра Льва Николаевича, какую тяжкую ношу возложили они на себя за тот «покой», в который наглухо заперли умирающего: личный доктор и друг Толстого Душан Маковицкий, называвший себя «толстовцем», в 1920 году, вернувшись в Словакию, в состоянии тяжёлой депрессии покончит жизнь самоубийством, а Александра Львовна Толстая, уехавшая в Америку после революционного переворота в России, станет глубоко верующей христианкой, которая всю жизнь будет горько раскаиваться в том, что, не желая волновать тяжело больного отца, так и не сказала ему о приезде старца Варсонофия со Святыми Дарами и не показала телеграмму от старца Иосифа, который тоже готов был приехать к умирающему Толстому…

Ольга Майер

19 сентября 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Толстой в воскресенье Толстой в воскресенье
Прот. Георгий Ореханов
Толстой в воскресенье Толстой в воскресенье
Беседа с протоиереем Георгием Орехановым
Мог ли Лев Толстой остановить мировую войну? Что приняли и чего не увидели современники в его проповеди? Кто сейчас идет по пути Толстого? Об этом и многом другом говорим после первой лекции Оптинского лектория.
«Черный квадрат» Льва Толстого «Черный квадрат» Льва Толстого
Дмитрий Менделеев
«Черный квадрат» Льва Толстого «Черный квадрат» Льва Толстого
Дмитрий Менделеев
О том, почему перед смертью Толстой шел в Оптину, а оказался в Астапове, зачем герой романа «Анна Каренина» прятал ружье и можно ли молиться за Льва Толстого.
С.Рачинский и Л.Толстой: два друга, два учителя, два антагониста С.Рачинский и Л.Толстой: два друга, два учителя, два антагониста
Ирина Ушакова
С.Рачинский и Л.Толстой: два друга, два учителя, два антагониста Сергей Рачинский и Лев Толстой: два друга, два учителя, два антагониста
Ирина Ушакова
Толстой, не совладавший со своим великим даром перед лицом Творца, и Рачинский, «учитель века», подвижник – это два противоположных полушария Русского мiра
Комментарии
Александра 7 ноября 2022, 12:44
Согласна с Натальей Валентиновной, что Толстой перед смертью получил ответ на многие свои вопросы. Главный вопрос - о Боге!Он уже не спорил даже с собой! Только просил морфию не давать, хотел в сознании встретиться с Господом.
Наталья Валентиновна 6 ноября 2022, 12:55
Простите. Дописываю свою мысль, так как с техникой сбой, не дописала! Так вот, на многие вопросы получил ответ перед смертью Толстой. Он сам писал, что«Если человек только телесное существо, то смерть – конец чего-то столь ничтожного, что не стоит и сожалеть о нём. Если же человек существо духовное и душа только временно в теле, то смерть – только перемена». ОН ВСЁ ПОНЯЛ перед смертью. Господь, думаю, будет милостив к гению. Спасибо за статью.
Наталья Валентиновна 5 ноября 2022, 22:06
Спасибо за статью! На многие вопросы получил ответ
Василий Лашкевич19 октября 2022, 22:03
Спаси Господи за познавательный очерк. Прочитал с превеликим удовольствием!!! Пишите как можно больше. Хотелось бы прочесть о Пушкине, Гоголе, Лермонтове, Некрасове, Шевченко... с точки зрения веры и церкви.
Тамара Ильинична 5 октября 2022, 13:35
К " Галине И." обращение. Ведайте о том, о чем рассуждаете? Что такое ДОГМАТ? Нравственность большевиков , например, это цинизм, доведённый до абсурда! Догмат по праву называется самосознанием Церкви и именно он определяет отличие ее (как собрания верующих) от прочих собраний. В первые века христианства, как свидетельствует свт. Иларион (Троицкий), «Церкви часто приходилось встречаться с такими заблуждениями, которые уклонялись от истины именно в учении о Церкви». (Очерки из истории догмата о Церкви. ТСЛ, 1912). В наше время враги Церкви вновь пытаются поколебать ее неприкосновенное учение, искажая сами понятия и смысл церковных канонов.Не мудрите, "Галина И" , как мудрил граф Толстой!
Вадим Борисов29 сентября 2022, 08:35
Галина И., Толстой отрицал Божество Иисуса Христа, в конце жизни он "верил в Бога" как настоящий сектант, расколоучитель, по сути слуга сатаны. Также говорят, что они "верят в Бога" оккультисты, колдуны и проч., но разве они божии при этом?
НН29 сентября 2022, 00:15
Галина И.:/А разве кто-то не сочиняет свое Евангелие, не искажает Слово Божье, когда имеет о Свящ. Писании крайне смутное понятие?/-Не надо передёргивать. Иметь смутное понятие о Сящ.Писании- конечно нехорошо, но вовсе не значит сочинять и искажать; и это совсем не то, что ЗНАЯ Писание -сочинить СВОЁ Евангелие. Лев Толстой- не всякий человек, а человек, имевший большой авторитет и влияние в обществе. Это Вам не безграмотная старушка, не умеющая читать и воспринимающая службу со слуха. "Бог есть Любовь" и "Заповедь новую даю вам: да любите друг друга"- это знала. И ещё знала, что лучше просто верить и слушать проповеди священника чем много знать и мудровствовать лукаво. И святость ни при чём.
Галина И.28 сентября 2022, 20:08
Простите, в заключение. Читаем святое Евангелие, 2 Ин 6,9."Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его". Ого! Но элементарно, "обиды не страшась, не требуя венца": все ли заповеди Христа мы знаем, исполняя их в своей жизни, в конкретных делах? Тогда, может, оставим это дружное "ату его, ату!" и займемся лучше своей духовностью, или даже нравственностью? А не так, как бывает: из храма я вышел и снова зашел.
Галина И.28 сентября 2022, 19:13
Андрей Борисович23 сентября 2022/ Постыдитесь Бога в повторении грязных сплетен. Светлана Махова23 сентября:"Человек, который отвернется от Бога, уже нравственно погибший". Толстой отвернулся от Церкви, и в этом его трагедия. В своей "Исповеди" он пишет: "Я жил только тогда, когда верил в Бога. Как было прежде, так и теперь: стоит мне знать о Боге, и я живу; стоит забыть, не верить в Него, и я умираю". Да, он сочинил свое Евангелие, страшный грех. А разве кто-то не сочиняет свое Евангелие, не искажает Слово Божье, когда имеет о Свящ. Писании крайне смутное понятие? Вот скажите, святые люди, ХОТЯ БЫ- какова структура Евангелия и в чем сущность учения Иисуса Христа? Не подглядывая.Спасибо.
Константин Кременецкий27 сентября 2022, 20:35
К запискам Маковицкого надо относиться осторожно. Маковицкий был евангелистом по исповеданию и социалистом по убеждениям. Чьи мысли там записаны, Толстого или Маковицкого это большой вопрос. К тому же Маковицкий был заинтересован в том, чтобы отмыть себя от обвинений в том, что он как врач не поставил в известность Софью Андреевну о том, что его пациент собирается сбежать из дома. С пожилыми людьми это случается.
Читательница (Подмосковье)27 сентября 2022, 16:57
Дмитрий (27 сентября 2022, 07:38), когда писала предыдущий комм-рий, тоже вспомнила Тертуллиана. Из того, что Вы написали как раз и следует, что "схема: сначала догматика, а потом мораль" неверна. Сначала - христианское начало души («нравственный закон внутри человека»), а уж потом "догматика". Ведь не всякая душа, будучи по природе христианкой, наполняется Духом (воспринимает «догматику»). Добавлю еще, что в каждом обществе, помимо общих моральных принципов, данных Богом, есть и свои, определяемые традициями, вероисповеданием и т.д. Тема большая. Всего доброго.
Дмитрий27 сентября 2022, 07:38
Любая мораль и нравственность в мире - христианские. И даны они Богом для всей вселенной. И пользуются ими, слава Творцу, и верующие, и атеисты, и представители других конфессий. Иначе в людях не было бы и элементарного согласия, в том числе и на поле брани.Это "нравственный закон внутри человека". Не надо забывать, что "каждая душа по природе своей христианка"... Поэтому "сужает понятие морали до христианской" (что само по себе абсурдно) как раз читательница из Подмосковья.
Читательница (Подмосковье)26 сентября 2022, 03:00
О.Григорий,наше об-во-многоконфессиональное,поэтому сужать понятие морали до христ--кой,на мой взгляд,неправильно.Есть мораль как общепринятые представления о добре и зле,и она вполне может проявлять себя без "догматики",в частности,на поле брани,где плечом к плечу сражаются воины различных вероисповеданий и даже атеисты.Патриотом может и должен быть любой гражданин–вне зав-ости от национальной или конфесс-ной принадлежности.С Наполеоном сражались не только русские,но и татары,башкиры, калмыки...А ВОВ?Тогда «догматики» и вовсе не знали,зато чувство патриотизма было на высоте.Многие нынешние верующие в сов.время были атеистами,но не думаю,что у них были проблемы с моралью и нравственностью.
о.Григорий25 сентября 2022, 11:07
Многих образованных людей, которые приходят в Церковь, «проблема Толстого» сильно смущает. Уже для нескольких поколений Толстой стал "мерилом нравственности" и символом русской классической литературы. Многие, живущие наследием "учения Толстого", не думают о том, что фундаментом христианской жизни является вера в Христа и Христово Воскресение. И только отсюда вытекает вся христианская мораль. То есть, схема здесь такая: сначала догматика, а потом мораль. И с людьми, которые их переставляют местами, бывает очень часто трудно договориться и их переубедить. Храни нас всех Господь, и благодарю автора за хорошую статью.
Читательница (Подмосковье)25 сентября 2022, 00:43
Ирина (24 сентября 2022, 18:51), конечно, духовный человек не может быть безнравственным. Но человек может быть нравственным и даже высоконравственным, совершать нравственные поступки, но при этом быть бездуховным, например, атеистом.
Ирина24 сентября 2022, 18:51
А я думаю, что нравственность и духовность взаимосвязаны между собой, и они часто определяют друг друга! Безнравственного человека нельзя назвать духовным. А духовный не может быть безнравственным!
Читательница (Подмосковье)24 сентября 2022, 13:30
Светлана Махова, Вы путаете понятия "нравственность" и "духовность" (см. https://azbyka.ru/nravstvennost-i-duxovnost).
Светлана Махова23 сентября 2022, 10:57
Человек, который отвернется от Бога, уже нравственно погибший. И путь к восстановлению лежит через Господа. О каких нравственных идеалах для христиан от Толстого говорит читательница Галина И, вспоминая труды земные Толстого? писатель переписывал Евангелие и отрицал Троицу, желал своим умом перестроить общество. Нравственность Толстого вам пример?! Слава Богу, что автор статьи не стала ворошить грязное белье "авторитета нравственности", а для думающих сказала лишь то, что Толстой гениальный писатель, но УМ его привел к трагедии , т.е. могиле без креста. И при чем тут праведники без креста на могиле? Для праведника крест это Сам Христос. А Толстой сам отказался от креста. Не путайтесь.
Андрей Борисович23 сентября 2022, 08:49
Галина И.21 сентября 2022, 19:51 обращаюсь к вам,Галина.
Толстой рассуждал о крепкой семье и нравственности на бумаге, а вот в жизни изводил жену изменами и всё в дневник записывал.Школы строил для крестьянских детей, рожденных от него же. И матом ругался так, что Горького удивил. Автору спасибо, что не стала бедного гения в мусорное ведро толкать,а остановила наше внимание на важном для хрестиан - на сострадании к заблудшему, но страдающему талантливому русск.писателю, который много вреда нанес церкви.А церковь - наше и ваше,кстати,спасение. И об Анафеме внесена ясность.А уж сколько церковь шпинали за Толстого,который сам же и отошел от нее. Аминь
Алла23 сентября 2022, 02:33
Читательница, совершенно неважно, что чему однокоренное, важно, какой смысл вкладывают в слова люди.
Ксения Мороз22 сентября 2022, 21:16
Спасибо, уважаемая Ольга! Всегда с большим интересом читаю Ваши статьи. А эту с особым вниманием и интересом прочла! Анафемы Толстому не было!Спасибо за объяснение. Спасибо, что так глубоко и трогательно описали важное для меня - трагедию великого ума. Именно ума.
анна22 сентября 2022, 16:18
Л. Толстой со своей религиозной теорией поспособствовал революции 17 года, да большевики его почитали. По сути выступил против Церкви, и это дало плоды...
Алексей Л.22 сентября 2022, 08:37
Антонию.20 сент.18:02. Поддерживаю!Нет ничего плохого в научной фантастике,не надо палку перегибать! Андрею Горбачеву.20 сент.09:01."Пророков новой религии...".Андрей Горбачев,побойтесь Вы Бога!Какая новая религия?Зачем так извращать?Не делаем мы религию из научной фантастики,и греха в ней нет никакого,если это хорошие книги.Так что поменьше пафоса.
И.22 сентября 2022, 02:00
Галина И.20.09.2022,22:46 По-моему, это мечтания Архангельского, "ком. мировоззрение" разрушило то же самое, что христианское на западе - мамона. Не ради христианских идеалов страну перевернули вверх дном, а всего лишь за "колбасу и джинсы", к сожалению. В смутные времена потянулись в Церковь, но потом-то многие как пришли, так и ушли. И классическую литературу тоже подвинули везде: в школьных программах, театрах, кино, на радио, телевидении ит.д. Остался суррогат и "новое прочтение" для масс и кружки по интересам для "гурманов", где выискивают в произведениях то, чему сами классики удивились бы, да и с современной трактовкой их взглядов тоже поспорили бы некоторые из них, наверное.
Галина И.21 сентября 2022, 19:51
НН21 сентября. Не соглашайтесь, дело ваше. Л.Н. Толстой- гений русской литературы с мировым именем, но заблудший в дух. вопросах, как и многие другие в то ист. время. Мы все вот такие ультраправильные, спасенные.. Мастера всех грозно осуждать, да и копаться в чужих семейных отношениях. А кое-кто как решето. Но что каждый из нас (вас) сделал хорошего для России, для людей? Вы знаете, сколько бесплатных школ открыл Толстой? Сколько помогал гонимым и бедным? Почему ходил как убогий- богатый граф, знаменитый писатель? И сколько по свету могил христиан-мучеников без креста? Можно клеймить сколько угодно и кого угодно с высоты своего духовного небоскреба "бытовым словом" (?!). Бог рассудит. Аминь.
Читательница (Подмосковье)21 сентября 2022, 19:24
Я Толстого люблю как писателя,хотя не все его произведения хотелось перечитывать.И мне нет никакого дела до его грехов, его отношения с Богом и Церковью. Как я могу судить ТОЛСТОГО?! Одному Богу известно, где сейчас его душа. А мы можем рассуждать на эту тему лишь "гадательно".Наткнулась на рассказ владыки Тихона (https://pravoslavie.ru/780.html) и подумала:«А может на Небесах?» :) Мы не знаем, о чем говорил Толстой с Богом в последние часы или минуты жизни и какие метаморфозы происходили при этом в его душе. Все, что мы знаем о Толстом,–это замешанная на грехе человеческая интерпретация, это наше воображение,способное видеть в одном и том же портрете и ангела и диавола.Есть лишь один Судья.
НН21 сентября 2022, 16:52
Галина И.,А что,А.Архангельский классик,с котор мы должны соглашаться?Чтение русской классическ литературы выработывало и воспитывало хороший вкус к слову,не только художественному,но и бытовому.Не забывайте,это была дворянская литература,до 1917г её читали мизерное кол-во простого народа.Дворяне жили сами по себе,а рабочие-крестьяне-совсем по-другому.Только после октября 1917г народ получил доступ к образованию и литературно-художественным ценностям.А безбожная власть"изобрела" Моральный кодекс,на котором без Бога,но на тех же библейских ценностях воспитывася народ.Архангельский(Александр?) имеет право на своё мнение,не не безоговорочное;мы не кочетковцы,чтоб с ним обязательно соглашаться.
Вадим Борисов21 сентября 2022, 08:49
Зачем "реабилитировать" Толстого. Церковь ясно ставила его как пример возгордившейся, одержимой и погибшей души. Да, были метания перед смертью, но не дочка и не какая-то случайность его погубила. Старец Варсонофий Оптинский прямо ответил после всей этой истории: «Вот мое интервью, так и напишите: хотя он и Лев, но не смог разорвать кольца той цепи, которою сковал его сатана» (4; С. 60).
Галина И.20 сентября 2022, 22:46
Статья поверхностная. Л.Н.Толстой значим не своим новым религиозным учением, а созданными им нравственными художественными идеалами с христианским отношением к жизни. По словам А.Архангельского, «сов. власть заложила русскую классику, как мину, под свой собственный фундамент, и чтение Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова… незаметно расшатывало ком.мировоззрение, сохраняло и поддерживало память о религиозной традиции в те времена, когда сама религия была фактически под запретом". Великий писатель закончил крестом, который раздавил его без воскресения. И та тьма в его вере, которую он осознал в конце жизни, стала для нас горьким остережением. А если есть в конце тоннеля свет, то он сильнее тьмы.
НН20 сентября 2022, 22:04
И. 20сентября:/А вот почему его воззрения оказались такими востребованными в то время в православном государстве, не праздный вопрос. Ну это, конечно, если современные правослааные не хотят на те же грабли наступать/-Перед 1917г РИ была таким же православным государством, как КПСС-коммунистической перед горбачевской перестройкой. Может,по форме резковато,но по сути так. Потому воззрения ЛН и оказались такими востребованными. Интеллигенция и студенчество не самые бездумные люди, одной веры им было мало. Да и церковники были далеко не безупречны. Про грабли вопрос интересный, только при условии, что современные православные знают и будут знать вдальнейшем, кто такой граф ЛН Толстой...Простите.
Читательница (Подмосковье)20 сентября 2022, 20:53
Алла (20 сентября 2022, 00:08), согласно этимологическому словарю слова «грезы» (бред, болезненное состояние, галлюцинация», «обман») и «грех» - однокоренные. Найдите в интернете высказывания святых о мечтах (синоним слова «грезы»). Мечты, конечно, более «безобидны», чем грезы, т.к. это слово в современном языке может нести в себе и некий другой смысл – не греховный. А грезы – это 100%-я «клиника». )
Антоний20 сентября 2022, 18:02
P.S. Фантаст для меня пророк в том смысле, в каком и ученый-теоретик - пророк для практика. Как теоретик предсказывая будущее посредством математических выкладок на бумаге не порождает религию, так и фантаст - исходя из имеющихся на момент его жизни научных знаний пытается предсказать появление тех или иных открытий и изобретений, предсказать возможные (причем, в разных произведениях - разные) пути развития цивилизации, потенциальные проблемы и пути их решения.
Игорь, Киев20 сентября 2022, 15:26
Со смыслом статья. Не отсебятина. Много ссылок на видных русских людей и дневники несчастного . Спасибо.
И.20 сентября 2022, 13:00
Андрей Горбачев20 сентября 2022, 09:01 К чему тогда множество статей, в т.ч. на этом ресурсе, об учёных, которые, постигая тайны Вселенной, карабкаясь всю жизнь на вершину познания, закономерно пришли к Творцу? И вообще-то только читатели могут назначить писателя-фантаста "пророком" и из полета его мысли сотворить себе "новую религию". В общем-то и Толстой метался и искал, однако никого насильно в свою "религию" не обращал. А вот почему его воззрения оказались такими востребованными в то время в православном государстве, не праздный вопрос. Ну это, конечно, если современные правослааные не хотят на те же грабли наступать.
Антоний 20 сентября 2022, 12:50
Разумеется, дорогая сестра во Христе Алла! Звёзды сотворены Богом и нигде в Священном Писании ни слова не сказано о том, что Вселенная не может быть обжита! Да и зачем они были нужны, если всё, кроме Земли - запретная зона? Если бы область жизни должна была по замыслу Бога ограничиться Солнечной системой - Господь сотворил бы только ее. Или вовсе одну Землю. Так что Вы правы! Звёзды наши, дар Божий нам. Дорогой брат Андрей Горбачев, Славу Богу мы воспеваем каждый день и час - молитвенным правилом, Иисусовой молитвой делами благотворительности, Служением в Алтаре, исполнением обетов, с соблюдением заповедей и канонов, соблюдением Типикона, любовью к Богу, Родине, родному Храму, ближнему.
Кира20 сентября 2022, 11:08
Действительно, трагедия великого ума. Толстой искал Бога, но не верил церкви. Он видел, что в церкви не все слава Богу и не мог с этим примириться. Отсюда и умствования его, и "евангелия", и изображение в "Воскресении" формально проведенной литургии и далекого от веры обер-прокурора Синода с говорящей фамилией. Он не повреждал умы, а талантливо выражал то, что многие его современники сами чувствовали и видели. Решение о нем в угоду мирским властям было совершенно необязательным и цели не достигло, наоборот, еще больше молодежи потянулось к обиженному властью большому писателю. Он же, да, был гордым и не смог обиду перебороть, не будь ее, скорее всего, ушел бы из земной жизни по христиански.
Елена О.20 сентября 2022, 10:53
"Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер." Спасибо автору статьи за важную и нужную информацию и рассуждения.
Андрей Горбачев20 сентября 2022, 09:01
Антоний 19 сентября 2022, 11:09 "Слава Научной Фантастике, слава писателям-фантастам - пророкам грядущих эпох!" Антоний, побойтесь Бога! Кого Вы прославляете? Пророков новой религии? Может, все-таки лучше - слава Богу, дивному во святых Своих?
Алла20 сентября 2022, 00:08
Читательница, что плохого в грезах о покорении Галактики? Звезды наши по праву рождения!
Тамара19 сентября 2022, 23:56
Гордый, гордый человек!! Гордость - страшный смертный грех!! Вот и все объяснение...Безбожие полное...Вот и привел Руссо к гибели души Толстого!!! Как и теперь приводит очеееень многих!!!
Светлана Георгиевна19 сентября 2022, 20:17
Очень благодарна автору! Даже сердце сжалось, ведь всё могло бы быть точно иначе, если бы старцев пустили к умирающему. Толстой бы, думаю, непременно бы покаялся в своих заблуждениях. Перед смертью он ненапрасно в Оптину поехал. Его слёзы и предсмертная тоска, которые наблюдали очевидцы, говорят о внутренней работе души Толстого.Господь тоже видел эти слёзы!Спасибо автору за интересный очерк. Есть о чём подумать.
Елена19 сентября 2022, 16:34
Толстой великий писатель. Он одарен был Господом. Он искал, метался. Жаль, что он перед смертью так и не причастился. Но ведь кто знает? Бог милостив, лишь Ему суд. "ум человеческий-безумие, в глазах Божьих" Толстой, думая о том что происходит вокруг и многое понимая, возможно, простите за дерзость, он мог переживать. Но не мог постичь своим умом, почему это все это было попущено? Автору, спасибо за статью.
Читательница (Подмосковье)19 сентября 2022, 15:16
Антоний, "ум, мыслящий килопарсеками", это не око души. Это разум, который в голове, а не в сердце. А по словам Серафима Роуза, "с виду научно-фантастическая литература научна и нерелигиозна, на самом деле она является ведущим проповедником (в мирской форме) того "нового религиозного сознания", которое затопляет человечество по мере отступления от христианства" (https://pravoslavie.ru/put/biblio/rose_prb/rose23.htm).
НН19 сентября 2022, 13:53
Спасибо автору. Большая и очень интересная тема... Это сейчас ЛН Толстой с его взглядами не очень интересен и не актуален для подавляющего большинства. А для современников - влияние учения графа было огромным! Например, о.Иоанн Кронштадский, не стеснясь проклинал и буквально желал скорейшей смерти всемирно уважаемому мыслителю и писателю. И ВИ Ленин назвал графа "зеркалом русской революции". Не большевики, а граф Толстой будоражил массы! Тогдашнее общество, особенно высшее, жило не столько материальными фантазиями, сколько духовными, включая сны Веры Павловны. Интересующимся темой статьи очень рекоменду книгу П.Басинского "Дев Толстой: бегство из рая".
Андрей19 сентября 2022, 12:17
Почему то единственную кого жалко из Толстовского рода - это внучка Софья Толстая, на которой Серёга Есенин женился и жизнь ей поломал. Вот её жалко. Остальные утомляют своими проблемами.
Андрей19 сентября 2022, 12:12
Опять "гениальный, гениальный"... Переоценённый писатель и уж тем более мыслитель. Есть очень удачные моменты в прозе, пожалуй и гениальные, и есть совершеннейшая чушь, особенно как раз в рассуждениях. Причем как писатель Толстой умудрялся портить свои собственные произведения. Кажется даже, что он сам завидовал своим героям, и поэтому окунал их в какую-то грязь, либо старался опошлить: Каренин, у которого была вера, которой у самого графа никогда и не было, и которого он под конец сунул в какое-то сектантство; Наташа-лётчица (хотел написать космонавтка, но всё же нет :) ), которую, в поистине безобразном и бездарном эпиграфе, он превратил в какую-то наседку с таким же глупым Пьером.
Антоний19 сентября 2022, 11:09
Никто не переубедит меня что великий Ум - у великих Фантастов! Ум, проникающий сквозь века и тысячелетия! Ум, мыслящий килопарсеками, на которых раскидываются галактики, цивилизации, триумфы, катастрофы! Это вам не толстовская скукотища, отбивающая у школьника желание читать на долгие десятилетия. Это - сама жизнь, устремленная в будущее! Слава Научной Фантастике, слава писателям-фантастам - пророкам грядущих эпох!
Игорь19 сентября 2022, 10:43
Толстой не был мыслителем , гордости у него через край.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×