На вопросы отвечает клирик Ярославской епархии протоиерей Пётр Винник
– Почему приходят искушения? Как вести себя во время искушения и почему?
– Все искушения приходят с восьми сторон, т.е. спереди и сзади, сверху и снизу, справа и слева, извне и изнутри.1 Однако можно выделить те искушения, которые попускаются по воле Божьей в наше назидание, и те, в которых мы искушаемся сами. Чем сильнее в духовной жизни подвижник, тем сильнее ему предстоит духовная брань. Апостол Павел восхищен был до третьего неба, слышал неизреченные глаголы и при этом просил Господа избавить его от пакостника века сего. Но чтобы не впасть в сатанинскую прелесть, Господь оставил его с этой бранью: «Довлеет тебе моя благодать, сила Моя в немощи совершается».
Господь наш Иисус Христос в человеческой природе не избежал искушений. Дьявол искал возможности погубить Его, когда Сын Божий ещё не родился. Искушения были среди братьев, среди законников и фарисеев. После Крещения искушения к Богочеловеку приходили от дьявола, от плоти и от мира. Не оставили Господа искушения и при последнем Его вздохе на Голгофе, Христос страдал от чувства Богооставленности.
По сути, искушение – это обстоятельство, в котором человеку приходится испытать свою волю, сделать свободный выбор в сторону добра или зла.
Искушение – ещё не грех. Нет греха искушения, есть грех, побеждающий нас. То, что так легко утратил в раю первый человек Адам, прельстившись от дьявола, второй Адам Христос должен был возвратить, пережив всю тяжесть греха человечества, пострадав на Кресте, принеся Себя во Всемирную Жертву, чтобы вернуть утраченный рай. И этот рай заключается в полной преданности воле Божьей с отсечением первородного греха.
Всякий христианин, следуя за Спасителем, непременно будет испытуем о силе своей веры и преданности Христу. Сама жизнь будет проверять насколько человек близок или далёк от Бога, насколько близок к Правде. «Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию, искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда» (Пс.2:16). Пророк говорит: «Чадо, если приступаешь работать Господу Богу, уготовь душу твою в искушение» (Сир. 2: 1). Для опытного человека в духовной жизни искушения необходимы, ибо от них приходит мудрость. Искушения посылаются нам для испытания нашей веры, нашей любви, нашего повиновения Богу, нашей нестяжательности, как у праотца Иова.
Какими бы не были искушения в жизни человека, в них все равно присутствует милость Божья, ибо все происходит Промыслом Божьим. Так одна игуменья монастыря была подвержена блудной страсти вплоть до самой кончины. Борьба с такой страстью как у преподобной Марии Египетской вменилась ей великой добродетелью, приведя её к ангельскому подобию. Часто люди творческие подвержены испытанием страсти блуда для того, чтобы не превозноситься в тщеславии. Вот как об этом говорит прп. Паисий Святогорец: «Бог не попускает испытание, если из него не выйдет чего-то хорошего. Видя, что добро, которое произойдёт, будет больше, чем зло, Бог оставляет диавола делать своё дело». О том же говорит и апостол Павел: «вас постигало искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10: 13). И поскольку искушения соответствуют человеческим слабостям, в них всегда есть опасность падения – по причине немощи плоти.
Если человек не покорит тело духу, если оставляет духовное бодрствование и молитву, тогда приходит напасть. «Плоть желает противного духу, дух противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17). Человек, одарённый талантами, может страдать алкогольной зависимостью и впадать в грех блуда. Противостать искушениям помогает сопротивление греху и удаление от греха, твёрдая вера в Бога, надежда на помощь Божью, призвание имени Иисуса Христа, внимание слова Божия, пост и молитва, Таинства покаяния и Крещения.
Если постигает нас искушение, мы должны безропотно пребывать в нём, в надежде, что милостивый Господь не оставит нас без благодатной помощи. Но по своей воле нельзя искать искушений, как сказано в молитве Господней «не введи нас во искушение». Об этом говорит и свт. Василий Великий: «не должно самому кидаться в искушения прежде времени, до Божия на то попущения, а напротив, надо молиться, чтобы не впасть в них». Пока человек не искоренит в себе самость и своеволие, искушения ему во вред и в погибель, а тот, кто в смирении ищет во всем волю Божью, тому и зло во благо.
– Вспомним друзей библейского Иова, которые полагали, что он страдает за грехи в то время, как он просто был испытуем Богом. Бедствующий в некотором смысле и сам является искушением для окружающих, он словно зеркало, в котором каждый может увидеть собственное отражение — верно?
– Страдания – это горнило испытаний для человека. Как для ювелира требуется очистить драгоценный металл, переплавляя золото или серебро до того момента, пока мастер в жиже метала не увидит своё отражение, так и Господь нас испытывает страданиями и скорбями, пока не отразится в нас Его Образ. Святитель Лука Крымский прямо говорит о том, что полюбил страдание. Кто любит Христа, тот любит и страдания Христа ради, и всякий страждущий блажен тем, что уподобляется Христу.
Лишь пребывая в Духе Святом мы видим в человеке образ Божий. Святой праотец Иов, как и все другие праотцы, свидетельствовали о Христе задолго до Его Рождества. Они в Ветхом Завете были прообразами Иисуса через действо Святого Духа, почивавшем на них. Искушения, постигшие праведного Иова – пример преданности воле Божьей даже до смерти, благодарения Бога не только в благоденствии, но и в суровых испытаниях, за что он и был вознаграждён великими дарами от Бога.
– Это кажется странным, но искушением для человека может стать и его добрый поступок, если человек по-настоящему до него ещё не дорос, а как бы подпрыгнул — и у него получилось, но в том и заключается особенность «подпрыгивания»: от высшей точки легко докатиться до низшей, добро в таком случае претворяется в зло или нет? Всё же доброе дело, даже если сам доброделатель потом возгордился или начал чванится всё равно остаётся добрым (по плодам) или нет?
– Вся беда наша заключается в том, что мы не можем идти по жизни Царским Путём, не уклоняясь ни влево, ни вправо, то подпрыгиваем, набивая шишки, то скатываемся в пропасть. Царский Путь – это как «хождение по водам». Если усомнились в этом, будем утопать в море страстей, как апостол Петр по маловерию. Всё, что мы делаем, делаем о Господе по вере и любви. Не обретается такого умонастроения – нет и добрых дел. Важно есть ли польза для нас самих в тех добрых делах, которые мы совершаем. Если дела сделаны в тщеславии и по гордости, они перестают быть так таковыми по отношению к тому, кто их совершил. Что бы мы ни делали, всегда будем говорить, что мы рабы недостойные сделали то, что должны были, и даже меньше должного. Смиренномудрие должно лежать в основе всякого делания.
Добродетель как дар Божий, воспитывает нас самих. Если священник совершает Литургию и при этом недостаточно подготовлен в меру своих немощей и слабостей, это не значит, что Таинство недействительно. Он его совершает без пользы для себя, а причастники по своей вере примут Таинство достойно. Чтобы добродетель не стала искушением, она должна быть в тайне. Некоторые аскеты утверждают, что если она уже открылась, то перестаёт быть добродетелью. Достаточно вспомнить слова Евангелия о молитве и милостыне в тайне.2
– Да, искушения и полезны, и страшны для человека. Как должен вести себя христианин, чтобы не напрашиваться на испытания?
– Искушение высотой, скоростью, лихачеством, самонадеянностью и многими другими явлениями современной жизни должны быть пресечены словами Христа: «не искушай Господа Бога Твоего».3 К сожалению, ныне современные люди все чаще погибают от чрезмерной самоуверенности и бахвальства. Отсутствие страха Божия является главной причиной их гибели. Если человек будет ценить жизнь как дар Божий, спасёт себя и ближнего.
– Могли бы Вы прокомментировать высказывание свт. Николая: «Все, что ты потеряешь во имя Божие, ты сохранишь; все, что ты хранишь ради себя, ты потеряешь. Все, что ты даёшь во имя Божие, ты получишь с прибылью; все, что ты даёшь ради собственной славы и гордости, ты все равно что бросаешь в воду. Все, что ты принимаешь от людей как от Бога, принесёт тебе радость; все, что ты принимаешь от людей как от людей, принесёт тебе заботы» (свт. Николай Сербский. Ты нужен Богу)? Что значит принимать от людей как от людей и от людей как от Бога? В чём разница?
– Евангелие нам повествует рассказ о Закхее. Он занимал большую должность среди мытарей – сборщиков податей. Как известно, собирая подати, многие мытари обогащались посредством этого. Принимая сбор налогов как повинность от римских властей, некоторые мытари, чувствуя пренебрежение от единокровных иудеев, приходили в смирение и желали милости от Бога. Не лишён был таких противоречивых чувств и Закхей. Принимая подати людей, как от людей, вероятно, его сердце было озабоченно. И услышав о грядущем в толпе людей нестяжательного Иисуса, он душой возжелал увидеть Его. Он предпринял усердие, чтобы подняться на дерево, так как был мал ростом. И старания увенчались вниманием со стороны Христа. Господь посетил Закхея в его доме. На радостях, что Господь не отверг его, как многие иудеи, Закхей обещает раздать половину имения неимущим и возвратить тому, кого, чем обидел вчетверо больше. Оставив человекоугодие, Закхей ревнует о Богоугодии. Его не волновало, что скажут о нём подчинённые или начальствующие, когда он полез на дерево.
Есть разница между тем, что человек чувствует, когда угождает людям, и когда угождает Богу. Есть разница между тяготой человеческого греха и лёгким бременем благости Иисуса. Если человек ищет Бога, он Его найдёт, потому что «близ Господь сокрушённых сердцем» (Пс.5:33).
– Выходит, можно на все свои встречи, на события жизни смотреть как на Промысел Бога обо мне, об окружающих людях, о мире в целом? Почему это так трудно и мало кому удаётся?
– Все, что происходит с нами, с окружающими нас людьми в целом мире, происходит по воле Божьей. Только видеть этот Промысел Божий, может человек очищенный от грехов в духовном видении. Не освободившись от духовной темницы грехов, человек так и пребывает в застенках своей самости «ростом мал», и только духовный рост позволяет увидеть Христа и всех окружающих, как это увидел Закхей.