В навечерие Богоявления митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Царские часы, великую вечерню и литургию святителя Василия Великого в Николаевском архиерейском соборе Горловки. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Поздравляю вас с преддверием праздника Богоявления! Сегодняшний и завтрашний дни для Церкви особые. Наверное, ещё только на Пасху мы видим в храме столько людей, сколько приходит на Крещение. И, казалось бы, нужно порадоваться, потому что как может священник не радоваться, когда в храме люди? Но, с другой стороны, часто вместо радости испытываешь огорчение — не потому, что пришли люди, от этого никогда нельзя огорчиться — а наоборот, оттого, что видишь, что люди могли бы с чем-то отсюда уйти, а они уходят с пустыми руками. Как в песне: «Каким ты был, таким ты и остался», — ничего не поменялось.
Ведь сама суть сегодняшнего праздника, самого события показывает нам, что Бог пришёл отдать Себя людям, взять на Себя грехи всего мира. А люди пришли не для того, чтобы отдать себя Богу или научиться отдавать Ему что-то в своей жизни, а чтобы взять, получить и уйти.
Это банальная психология потребителя, который пришёл получить услугу. Кто-то ходит получать услуги в парикмахерскую, кто-то в пивбар, кто-то развлекается в каких-то заведениях, а кто-то ходит в церковь, чтобы его обслужили и покропили ему воду. Получив эту услугу и даже не задумавшись, для чего он сюда пришёл, человек, идёт обратно.
Каждый год происходит одна и та же история: люди приходят за чем-то — что-то получить, что-то взять, но не знают, что же сами они могут дать. А ведь человеческая жизнь устроена таким образом, что ты получаешь только тогда, когда ты перед этим отдал. Если ты отдаёшь, у тебя появляется место для того, чтобы получить, что-то принять.
Сегодняшняя культура воспитывает человека таким образом, что он умеет только потреблять, он отдавать не умеет. Он умеет что-то требовать для себя, но быть ответственным перед кем-то или что-то делать для другого бескорыстно, безвозмездно — нет. Люди вспоминают, что когда-то так было, но сегодня многие про эти отношения уже забыли. Эти отношения сохраняются только между очень близкими родственниками, и то не всегда, или людьми, которые называют себя друзьями. Но христиане — это одна большая семья. И если человек называет себя этим именем, он должен учиться жить совсем по другим законам — по тем, о которых свидетельствует нам Евангелие.
Почему человек пришёл за водой, а ушёл ни с чем? Потому что его сердце так и не раскрылось. Он пришёл только потреблять. Как, знаете, есть такое растение — оно обвивает ствол дерева и высасывает соки, а само не приносит ни плода, ни какой-то пользы. Оно ничего не умеет отдать. Ты пришёл в храм — хотя бы постой, поблагодари Бога, помолись. Не толкай никого, не кричи с этой банкой на других людей, которые рядом с тобой стоят, что они где-то впереди тебя стали или сзади. Хотя бы в этот момент не про себя подумай, а напрягись, подумай про кого-то. Совершается богослужение.
Смотрите, даже сейчас: ещё служба не закончилась, а половина людей схватили банки, дверь открыли и побежали. Как будто бы им тут плохо или что-то тут страшное происходит. А отпуст услышать, благодарственную молитву Богу? А сказать «спасибо» за то, что ты эту воду получил, — не мне и не другим священнослужителям, не мы благодать даём, её Господь даёт. Но Господь-то всё видит, и в каждое сердце Он смотрит Своим всевидящим оком.
И если мы хотим уходить отсюда не с пустыми руками, не просто с банкой воды, а с благодатью Божией, нам всем нужно научиться отдавать. В первую очередь — Богу: благодарность, часть своей жизни, своего времени. Не самую худшую — не надо Богу отдавать что попало. Он нам всем дал не что попало, а жизнь — каждому подарил, и не только временную, но и вечную. Отдавать Ему что попало — это значит быть неблагодарными, это значит поступать так, как когда-то поступил Хам по отношению к своему отцу. Мы такие поступки этим словом называем.
Он нам жизнь дал, привёл сюда, подарил возможность познавать этот мир, наши грехи прощает и дарует надежду на жизнь вечную, а мы от Него только чего-то требуем и ни разу не спросили: «Господи, может, я тоже что-то должен в этой жизни — как-то Твою волю узнать, по Твоей воле поступать?» И бегаем туда-сюда с баночками, думаем, что это и есть христианская жизнь. А на самом деле друг друга и обижаем, и оскорбляем, и не замечаем тех людей, которые находятся рядом с нами, и ведём себя порой так, что, глядя на нас со стороны, нас бы трудно было подозревать в том, что мы христиане, и у нас есть заповедь о любви друг к другу, как Господь сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
Какая любовь? Тут нужно воды набрать, поэтому можно кого-то и толкнуть, кого-то и не заметить. Даже Богу не надо «спасибо» говорить — тем более ближнему, который стоит рядом. Это повторяется из года в год. Поэтому я и сказал, что, с одной стороны, всегда радость, когда на Крещение приходит много людей, которые в течение года, может быть, ни разу не приходили в храм. Но, с другой стороны, эта радость растворяется, когда ты смотришь, — не то, чтобы специально смотришь, но как это не заметить, когда это всё происходит на твоих глазах? — что люди и Бога не поблагодарили, и друг друга обидели, и с этой водой домой побежали. Ну и что ты прибежал с этой водой? Что ты с ней дальше будешь делать? Как она тебе сама, без Бога, даст благодать? Ведь благодать — это не что-то искусственное.
Нужно помолиться, а перед этим, в Евангелии мы сегодня слышали, нужно прийти с покаянием, о своих грехах вспомнить. Мы приносим в храм для освящения чистую воду, из лужи никто не набирает. А как с душой без покаяния просить, чтобы Господь туда послал благодать? Надо хотя бы сказать: «Господи, я прошу, дай мне благодать», — но перед этим и прощения попросить, чтобы этой благодати было куда прийти.
Это то, что мы должны сделать, если мы хотим выйти отсюда наполненными сосудами, исполненными радости, духовной силы, изменившимися и преобразившимися. А если ничего этого не делать, если быть неблагодарными, не пытаться свою жизнь строить по заповедям Божиим, если без покаяния переступать порог храма и вокруг себя видеть не людей, а пустое место, на которое и наступить можно, и обидеть, и толкнуть — я не думаю, что какая-то благодать коснётся сердца такого человека и он что-то в своей жизни сможет почерпнуть.
Очень хочется, чтобы поздравляя друг друга с праздником, мы именно суть этого праздника чувствовали в глубине своего сердца, изнутри наполнялись радостью о том, что к нам эта благодать пришла, чтобы мы ощущали ту силу, которая благодать даёт, — и других любить, и жить по-Божьи, и жизнь свою менять. И чтобы это и было поводом по-настоящему праздновать и радоваться сегодняшнему дню.
Я вас всех от души, искренне поздравляю! Благодарю за молитву, которую мы вместе совершили сегодня здесь, в нашем храме, и призываю на вас Божие благословение, чтобы благодать Духа Святаго была со всеми вами.
Поздравляю вас всех с праздником!
Страдаем от своей гордыни.Промолчать , уступить не можем. Оскорбляют терпи.Помоги нам Боже
Но я не о том... Проще на примере... Говорят, Крещенская вода не портится... Набрали мы ее из-под крана - по здоровью - поставили несколько банок на дальний подоконник... Да и забыли года на три... Семья обычная, люди любят друг друга... Через три года случайно достали.., банки все в пыли, - а вода чистейшая, и даже прохладная...
И другой случай - набрали Крещенской воды в храме.., но в семье... Нет доброты...
Через пару недель пришлось ею цветы поливать - помутнела... Жизнь... Извините...