«Варкрафт», «Хитмэн», «Кредо убийцы», «Обитель зла», «Лара Крофт» – это только некоторые названия фильмов, основанных на компьютерных играх, которые уже вышли или еще выйдут в международный прокат. Бесконечные экранизации свидетельствуют как минимум о зрительском спросе на подобные зрелища. Место, которое игры занимают в культурной иерархии, уже вполне сопоставимо с кинематографом, и реальным представляется тот момент, когда игры и кино образуют какое-то новое единство. Мы приблизились к миру антиутопии Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту», где стены комнат стали экранами, а зрители получают сценарий с одной пропущенной ролью, которую исполняют они сами. Интернет-культура уже достаточно подготовила почву для активного участия зрителя/геймера в создании собственных сюжетов: это и фанфикшн (читатель или зритель придумывает собственную версию полюбившегося произведения), и смонтированные поклонниками из кадров игры фильмы. Также заметим, что средний метраж фильма за последние годы увеличился до предела: теперь редко можно найти картину длиной меньше двух часов – зритель буквально часами живет внутри фильма. А развитие таких технологий, как VR (виртуальная реальность, англ. virtual reality), подводит нас к той границе, когда мы можем выбирать, жить нам в мире реальном или в наших фантазиях. При этом старшее поколение часто оказывается не знакомо с тематикой игр, ограничивая свои представления «стрелялками», вызывающими опасения своей пропагандой насилия. Но мир игр за последние годы, благодаря технологиям, получил новое развитие, представляя целую сеть опасностей для неокрепших умов. Как и кинематограф, он становится инструментом пропаганды, подчас намного более действенным.
Игры больше не выглядят как пикселизированные прямоугольники со смешной анимацией. Давно прошло время таких игр, как Тетрис, Кантер-Страйк (Counter-Strike), даже Ред Алерт (Red Alert) или Герои меча и магии III (Heroes of Might and Magic). Картинка стала настолько реальной, что герои выглядят почти как актеры, соответственно уровень погружения, или иммерсии, значительно вырос. Вместе с тем поменялась и тематика самых игр. Если раньше это были просто паззлы, самые простые боевики и фактически двухмерные научно-фантастичные романы, то сегодняшние игры не уступают современным фильмам и по сюжету. Их, конечно, нельзя назвать интеллектуальными, но они занимаются очень взрослыми темами и пытаются влиять на молодых игроков, внушить им определённые моральные (лучше сказать аморальные) принципы.
Темы игр зависят от их типа. Существует несколько основных видов игр: боевики – где игрок выдумывает самые креативные способы убивать аватаров (изображение, представляющее alter ego геймера, его игрового персонажа) других игроков; стратегические – в которых игрок строит базы и разрабатывает тактику ведения войны или управляет целыми государствами, что напоминает шахматы; и, наконец, существуют ролевые игры (РПГ, RPG, англ. role-playing games) – разные по тематике, но во всех них игрок развивает своего личного аватара (по сути проектируя самого себя).
Всегда существует угроза самой банальной пропаганды
Боевики самые простые для понимания, ясны все их потенциальные опасности. В них много насилия (в этом их суть), агрессии, духовное состояние человека, играющего в такие игры, далеко от смирения. Все они напоминают игры из 90-х и начала 2000-х, только с ещё более ужасающими подробностями за счет развитой графики. Это обычно многопользовательские игры (человек сражается в Интернете с другими игроками, а не с компьютером), что увеличивает уровень агрессии и ненависти, которые игроки чувствуют по отношению друг к другу. Кроме того, в этих играх всегда существует угроза самой банальной пропаганды. Достаточно назвать «Зов долга 4: Современная война» (Call of Duty 4: Modern Warfare) 2007 года, где «русский ультранационалист по имени Имран Захаев желает захватить власть в России и начать экспансию». Кроме русского националиста Имрана, в игре злодеем является и ближневосточный диктатор «аль-Асад». До ноября 2013 года продано 15,7 миллионов экземпляров этой игры.[1]
Пропаганда часто оказывается не просто антироссийской. Игрок может находиться в роли американского солдата, который защищает «демократию» и глобальный мировой порядок, стреляя в людей в какой-то ближневосточной, центральноамериканской или восточноевропейской стране, и при этом никто никогда не спрашивает: «Почему я в игре оккупант и почему тогда я хороший персонаж?» Это буквально фабрика для потенциальных захватчиков. Конечно, не каждая экшн-игра пропагандная, но все они развивают бесчувственность к насилию.
В отличие от экшн-игр, стратегические намного более интеллектуальны и обладают некоторыми положительными качествами: у них есть образовательный потенциал, а также они помогают развивать логическое мышление и креативность. Речь в данном случае идет о глобальных игровых стратегиях (Grand strategy games), а не о стратегиях в реальном времени (Real-time strategy games). Визуально эти игры выглядят намного более условно: обычно это просто карты. Как уже было сказано выше, логика этих игр напоминает шахматы. Качественных глобальных игровых стратегий на рынке немного, но есть успешные компании, такие как шведская «Paradox Interactive». В этих играх человек может непосредственно познакомиться с мировой историей, моделируя ее и управляя разными государствами от эпохи Средневековья до Второй мировой войны. В играх такого типа заложены основы законов экономики, юриспруденции, философии, политической науки и географии. При этом исторические факты, на которых они основаны, достаточно объективны. Конечно, здесь существует опасность, что человек без стабильной идентичности может полюбить, например, нацистскую Германию, что особенно касается подростков.
Стратегии в реальном времени кроют с себе больше опасностей. Во-первых, в них почти нет никакой образовательной функции: производя танки периода Великой Отечественной войны, человек не узнаёт почти ничего о самой войне, кроме отдельных битв, вырванных из контекста. Во-вторых, это благодатная почва для более глубокой и разработанной пропаганды, поскольку их тематика намного более серьёзна, чем у экшн-игр – Вторая мировая война, Холодная война и современные конфликты. Ярким примером тому служит канадская игра «Company of Heroes II» 2013 года. Сюжет игры разворачивается в период Великой Отечественной войны: игрок выступает в роли советского офицера, который защищает Родину от немцев. Только игра вас заставляет совершать жестокие военные преступления против своего народа, потому что, по словам протагониста COH 2 – военкора Льва Абрамовича Исаковича, – «Советский Союз такой же плохой, как и нацистская Германия». Согласно недавней статье в «Вашингтон пост», русские чаще всех других народов изображаются как злодеи в играх, котируясь хуже инопланетян.[2] В этой статье также утверждается, что прибыль от игр больше, чем от кассовых сборов фильмов и что они формируют восприятие современной России у западной молодёжи.
Последний вид игр самый интересный и одновременно самый опасный. Ролевые игры разрушают границу реального и виртуального мира, их графика почти совершенна. Большинство игроков ассоциируют себя с их аватаром и верят, что они создают собственную историю. Естественно, это не так. В РПГ (англ. role-playing game) игрок не сценарист – он жертва чужого выбора. И этот выбор касается не эльфов, марсиан или орков, но души самого игрока. Так, в последние несколько лет гей-пропаганда встречается во всех самых популярных ролевых играх. Кстати, эту пропаганду гомосексуализма можно назвать самой агрессивной. Это новое явление, которое возникло в 2012 году с появлением канадско-американской игры Mass Effect 3. Это была уже третья часть игры, и только в последней части протагонист Джон Шепард, которого от первого лица контролирует игрок, стал бисексуальным. Стоит отметить, что игра создана по роману, в котором Шепард представлен соблазнителем женщин.
Пропаганду гомосексуализма можно назвать самой агрессивной
На западных форумах разгорелись споры о том, можно ли так внезапно изменить уже разработанного главного персонажа, было среди игроков много и тех, кому мешала сама гей-пропаганда. Уже в этой игре присутствует, например, шокирующая сцена, когда солдат оплакивает героическую смерть своего «мужа», а потом открыто ухаживает за Шепардом. Осудить такое поведение в самой игре по сути нельзя – можно только отвергнуть такую связь. Это формирует у игрока определенную картину мира, где не существует категории осуждения содомии – она присутствует как неизбежная и нейтральная часть действительности. Повторим, что уровень связи между персонажем и игроком в РПГ невероятно высок. Можно привести не один пример игр, содержащих гей-пропаганду, тут достаточно назвать хотя бы Век драконов 2 (Dragon Age II), где большинство главных неигровых персонажей гомо- или бисексуальны – игра разработана одной из самых богатых компаний в мире, американской «Electronic Arts».
Аморальность РПГ игр достигает таких пределов, что возможны сексуальные связи людей с человекоподобными андроидами или разними монстрами. Всё это происходит в мире, который игрок воспринимает почти своим. Сценаристы часто намеренно делают отсылки к реальному миру. Излишне говорить о том, что все современные РПГ игры напоминают порнографию и содержат сцены с реалистичной наготой: здесь лидером является, пожалуй, самая популярная ролевая игра «Ведьмак 3: Дикая Охота» (The Witcher 3: Wild Hunt), которую разработали поляки, а издали американцы в 2015 году.
В конце хотелось бы отметить, что родителям необходимо познакомиться с сюжетами игр, в которые играют их дети, и к некоторым относиться также, как к исключительно аморальному фильму или сериалу. С другой стороны, в компьютерные игры играют не только подростки, но и взрослые. Игры – все время обновляющееся и весьма опасное искушение, прочно занявшее место в нашей общественной и семейной жизни. С ним прекрасно знакомы и православные верующие, и мы должны подготовиться к нему, вооружившись добродетелью и знанием.
[1] http://microsites.ign.com/call-of-duty-a-short-history/
[2] https://www.washingtonpost.com/news/monkey-cage/wp/2016/04/21/do-video-games-change-how-we-think-about-our-enemies-we-investigated/?utm_term=.72f791d9abb0
Очень странно, что ни вы, ни автор ничего не сказали о скриншоте из этой статьи, где мама сидит с младенцем на руках. Это игра This dragon cancer, в которой разрабочик(христианин) рассказывает о смерти своего сына от рака, о своих переживаниях и отношениях с Богом в этот период.
Я испытал всё что угодно, кроме «веселья». Это были отчаяние, печаль и чувство вины. Другие игроки тоже ощущали подобное (и я должен сказать, что такие чувства совершенно отличаются от тех.
И вопрос получается шире: Игра - это плохо, или попущение Бога, для того, чтобы достучаться до сердца человека?
(Не ко всем играм такое относится, но и не во всех играх есть пропаганда)
Там есть пару абзацев со следующим смыслом:
В отдельной зоне находилась пожилая пара и защищавший их сын. Поэтому я как можно дольше пытался не обкрадывать их… но припасы кончалась, и мои персонажи начали голодать.… Я вломился в дом, мне пришлось убить сына. И пока родители рыдали над телом своего сына, я обшарил дом и вынес всё нужное мне. После этого события персонаж, да и я сам были в глубокой депрессии.
Но вы же поймите, что в реале человек не реализуется, его потенции не раскрываются. Что вы хотите, это болезнь общества; игры, это последствие того, что современный юноша или девушка не видит себя вписаным и реализовавшимся в реальном мире. Им не нечего делать, они именно что не хотят и не понимают, что тут - в реале им нужно и можно делать и главное зачем. Лишние люди. Они лишние люди и всё.
Взять хотя бы тезис о том, что "ВСЕ современные РПГ напоминают порнографию и содержат сцены с реалистичной наготой". Хотелось бы, во-первых, уточнить, что далеко не все РПГ вообще содержат откровенные сцены. И, кстати, далеко не всякая нагота содержит признаки порнографии. Во-вторых, можно привести и контр-примеры гей-пропаганды в РПГ. Например, в том же "Кредо Убийцы" есть достаточно толстый намёк в адрес одного из отрицательных персонажей о том, что у него нетрадиционная ориентация.
Ну и не стоит забывать о такой категории игр, как симуляторы. Некоторые из них-используют для подготовки реальных специалистов (например, водителей).
И назад время уже не вернешь.
Игры это плохо.
А, наоборот, являются следствием пропаганды. Они просто зарабатывают деньги на популярном тренде, коим и являются перечисленные в статье вещи...
1) не осуждай
2) не отвечай злом на зло
3) "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих."
4) прощай другим зло, которое они причиняют тебе
Конечно, в игре про православие ничего не сказано, но её смысловое содержание мне понравилось. Жалко, что про такие игры часто забывают в многочисленных дискуссиях по теме...
Преподобный Севастиан Карагандинский
P.s. Только по отъезду на ПМЖ в Германию дошло, что я жил в городе Караганда, который окормлялся святым человеком, мощи которого находятся в главном храме.
Отче Севастиане, моли Бога о нас грешных!
Если же мы во втором варианте, то либо нужно закрывать этот сайт и продолжать ждать, когда Бог по-настоящему появится в нашей жизни, либо продолжать его искать здесь, осознавая прежде всего себя, как Апостол Павел, первым из грешников.
Спаси нас, Господи!
Зачем мы посещаем этот сайт, если мы пишем подобные комментарии о том, что автор однобок, что нет рекомендаций, что изменения в игре сделали ее хуже?!
Если мы зашли на этот сайт, значит мы уже дошли до того, чтобы задать себе вопрос: моя вера - это Православие или Православие.Лайт?
Если первое, то нужно научиться задавать себе вопросы, о том, а где же я греховен. Не играю, не пью, не прелюбодействую, тогда где? На сайте много прекрасных статей о жизни, в которой каждый найдет свое отражение.
"...Недавно была на семинарском занятии, на котором 70% учащихся - юноши. Так вот. На вопросы преподавателя отвечали 4 девушки...." А зачем нормальным толковым чувакам на всякие глупые вопросы отвечать?)
Меня игры тоже научили интересному: Они все надоедали. Кроме Бога ничем "удовлетвориться" не сумел. :-)
Статья выглядит половинчато без рекомендаций, ну кроме рекламы Параходов и скрыто Цивилизации. Не все РПГ про содомитов, некоторые про тягу к Творцу или строительство церквей.
Настоятель моего храма выбрал для детей авиасимуляторы, купил оборудование к ним. Учитывая, что наиболее сложные из них дают достаточную квалификацию для управления реального ЛА, это довольно полезное увлечение и точно меньшее зло по сравнению с ММО.
Знаю, каково это, когда играешь в эту игру. Для Вас - это иллюзия жизни, как бы Вы входишь свою роль в выдуманном мире. А в игре диктуют Вам выбор, либо убей или либо спаси.
И еще, одна проблема - ЗАВИСИМОСТЬ.
Если кто-то понравился и уже торчит на одном, и те же игре. Можешь посмотреть DOTA и Warframe. У них в Steam наиграны 2000 часов и больше. Вот это реальная проблема. Я геймер и сам знаю, что это такое и подтверждаю своим словом и подтверждаю мнение автора по поводу игры.
Я был когда-то геймером, и, в принципе, со многим согласен. Игры уже давно (а не в обозримом будущем) стали сценарием с одной пропущенной ролью. При этом, сама роль может быть фиксированной, либо вы можете выбирать как поступить.
Помню, один из первых серьёзных социальных скандалов в мире компьютерных игр произошёл во время выхода одной из частей Call of Duty. Разработчики добавили в игру миссию, в которой нужно совершить теракт от лица религиозного радикала. В русскую версию игры этот эпизод не вошёл.
Стоит сказать, что есть игры, сюжет которых зависит от действий игрока.
Автор забыл сказать о спортивных симуляторах - это тоже очень серьёзный сегмент, футболы-хоккеи не так уж плохи для эпизодической игры вместе с друзьями и родителями.
Вообще, компьютерный футбол лучше заменить футбольной секцией, шутеры - пейнтболом, стратегии - конструкторами LEGO и склейкой моделей. Это потребует кучу родительского времени, так что встаёт вопрос - а кто в большей степени виноват в том, что дитё торчит у компьютера? Запретить-то легко, а вот предложить что-то полноценное взамен - очень сложно.