Москва, 9 февраля 2017 г.
Вышел в свет новый, январский, номер журнала «Монастырский вестник» № 1 [37] 2017 года – официального издания Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви.
Тема выпуска: монашество Русской Палестины
С самого рождения Русской Церкви интерес к Палестине не ослабевал. Тысячами русские паломники приезжали на Святую Землю, и, чтобы облегчить тяжелое положение их, долгое время не имевших достойного пристанища и возможности пастырски окормляться на родном языке, в 1847 году была учреждена Русская Духовная Миссия. В результате ее деятельности сформировался тот уникальный феномен, который называют «Русской Палестиной» – совокупность русских храмов, монастырей, земельных участков и подворий на Святой Земле. К началу Первой мировой войны Русская Духовная Миссия в Иерусалиме насчитывала 37 участков, скрепляющей основой которых были два женских монастыря. И сегодня поддерживается и развивается заложенная еще в XIX веке традиция активного присутствия русского монашества на земле, где родился и проповедовал Иисус Христос. Здесь несут свое служение сестры Горненского монастыря, построенного на месте встречи Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой, а также сестры Спасо-Вознесенской обители на горе Елеон. В 2017 году Русская Духовная Миссия в Иерусалиме отмечает 170-летие со дня основания.
Читайте в номере:
Интервью
Архимандрит Александр (Елисов): «Игумены и игумении должны быть любящими».
14 ноября 2016 года отметила свое 85-летие настоятельница Горненского женского монастыря в Иерусалиме игумения Георгия (Щукина). Горненская обитель является центром монашеской жизни Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Корреспондент «МВ» Елена Галкина специально поехала на Святую Землю, чтобы поздравить матушку, пообщаться с начальником Миссии архимандритом Александром (Елисовым) и монашествующими в русских обителях на участках Миссии.
Terra Sancta
Елеонская Московия
Гора Елеон – одно из самых значимых мест в Иерусалиме. Милостью Божией, старанием и молитвами архимандрита Антонина (Капустина) в 1870 году на вершине Елеонской горы был приобретен большой участок земли, где с тех пор и доныне возносится православная русская молитва. За 110 лет своей истории Спасо-Вознесенский русский женский монастырь на Елеоне пережил многое. О его непростом прошлом и молитвенном настоящем читайте в репортаже Елены Галкиной со Святой Земли.
Личность
Создатель Русской Палестины
В духовной жизни Палестины за две тысячи лет каких только ни было тружеников: и аскеты, и строители, и странноприимцы, и ученые, и политические деятели Церкви. Но, пожалуй, только один человек – архимандрит Антонин (Капустин) – смог с Божией помощью сочетать в себе все эти качества. Материл подготовила Елена Владимирова.
Позиция
Значение игумена в духовном становлении новоначальной братии
Церковь, как любящая мать, всегда имела особое попечение о новоначальной монашеской братии. Через своих святых она обращается к ним со словом назидания, утешения и поддержки. Для святоотеческих текстов, адресованных новоначальным, прежде всего, характерны любовь, благорасположение, чуткая забота, желание преподать азы монашеской жизни, детально прописать все возможные опасности, которые могут встретиться на пути. В таком же духе относительно новоначальных необходимо действовать и игуменам. Рассуждения епископа Лидского и Сморгонского Порфирия (Преднюка).
Мнение
Учение преподобного Серафима Саровского о пастырских качествах игуменов монастырей
Одна из основных проблем современного монашества на постсоветском пространстве – разрыв преемства. Многие нынешние игумены и игумении вынуждены сами «восстанавливать все по книгам». Помощью для вынужденных «первопроходцев» является наследие Отцов монашеского делания. Огромным авторитетом в русской монашеской традиции пользуется преподобный Серафим Саровский, который хотя и не имел игуменского сана, но был многоопытным духовником, воспитавшим, в том числе, и некоторых игуменов. Статья архимандрита Феогноста (Пушкова).
Один день из жизни
Звонкая весть Данилова монастыря
О подростковой мечте, Гарварде, фестивале колокольных звонов и открытии собственного литейного производства колоколов в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре Москвы в рамках одного дня из своей жизни корреспонденту Нине Ставицкой рассказал старший звонарь Данилова монастыря, руководитель Даниловского колокольного центра иеродиакон Роман (Огрызков).
Культура
Цена святости
Недавно вышедшая на экраны кинолента «Монах и бес» уже успела стать культурным феноменом, получила гран-при IV Международного фестиваля православного кино «Покров» и вошла в список лучших фильмов о православной вере. Картина Николая Досталя особенно примечательна тем, что снята на редчайшую сегодня в киноиндустрии тему монашества. Режиссер создал во всех отношениях профессиональное кино, полезное и, как он сам говорит, кино о любви. «Там любовь везде, в каждом кадре. Любовь к христианству, к монашеству», – отметил директор фестиваля «Покров» протоиерей Александр Акулов. О «Монахе и бесе» говорили много, в том числе и критически. В среде монашествующих фильм также вызвал разные мнения. Своими впечатлениями о картине поделилась настоятельница Богородично-Рождественской девичьей пустыни в селе Барятине Калужской области игумения Феофила (Лепешинская).
Отцы Церкви
Преподобный Савва Освященный: строитель и молитвенник
Святой Савва был воспитан в киновии, закален отшельничеством, однако в конечном итоге выбрал для себя и своих учеников промежуточный вид подвига – лавриотское житие. В лавры собирались монахи, живущие в некотором удалении друг от друга, и, соответственно, обособленно подвизающиеся. Объединяла их всех личность игумена – как правило, духовно опытного старца. До преподобного Саввы это объединение было несколько условным, но именно этот подвижник ввел в лаврскую жизнь стержень, которого ей в тот момент сильно не хватало, – достаточно подробно разработанный общий устав. Материал постоянного автора «МВ» Анастасии Михалос.