Один из великих старцев современности

    

Региональный этап XXV-х Рождественских образовательных чтений в этом году проходил во многих епархиях Русской Православной Церкви. В Губкинской епархии Белгородской митрополии тему «1917 – 2017: уроки столетия» попытались осмыслить священнослужители, ученые, преподаватели, представители государственных и общественных организаций. «Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской как ответ Святой Руси на революционный переворот» – так звучала тема доклада председателя епархиальной комиссии по канонизации святых, благочинного Ракитянского округа протоиерея Николая Германского. Часть выступления пастыря была посвящена светлому образу архимандрита Серафима (Тяпочкина), служившего последние 20 с лишним лет своей жизни в Свято-Никольском храме в поселке Ракитное. В то атеистическое время Ракитное на Белгородской земле стало для многих Новым Иерусалимом, куда приезжали со всех концов Советского Союза жаждущие правды и любви. И сегодня на могилку батюшки в ограде Свято-Никольского храма, настоятелем которого ныне является отец Николай Германский, едут и едут люди.

Его любви хватило бы на весь мир

    

Во время нашей недавней командировки на Белгородчину мы тоже заехали в Ракитное, помолились у могилки отца Серафима, «усеянной» множеством записочек, постояли у памятника старцу, затем вошли в храм. Протоиерей Николай Германский рассказал, что расписывал церковь иконописец архимандрит Зинон (тогда, он, правда, был Владимиром и учился в Одесском художественном училище). По словам настоятеля, в строгом смысле это не иконы, а живопись. Встретившись не так давно с известным теперь всему миру иконописцем Зиноном (Теодором), отец Николай услышал от него, что если бы пришлось реставрировать храм в Ракитном, то иконописец бы все написал по-новому. Но, тем не менее, впечатление от росписей храма и его внутреннего убранства сильное. Оно усиливается еще больше, когда читаешь воспоминания приснопамятного архимандрита Виктора (Мамонтова), как отец Серафим впервые увидел это святое место, где кричали совы, грачи, падали камни, а стены были исписаны мерзкими словами. Зазвучала молитва, начались ежедневные службы. Началось возрождение храма и душ человеческих. И то, и другое шло очень трудно. Уж слишком повреждена человеческая природа, если даже люди, молившиеся Богу, взывавшие к Нему, восстали против нового священника из-за его внешнего вида. Батюшка, 15 лет отбывавший ссылку в сталинских лагерях, прошедший этот «земной ад», был худенький, бедно одетый, с согбенной спиной. Иными словами, без всякого внешнего величия. «Ты сухого привезла, шкелета!», – высказали свое возмущение члены церковного совета той, которая усердно хлопотала в епархии о новом священнике для их прихода. Но поразительное батюшкино смирение, его кротость и глубокая нелицемерная любовь к людям сделали вскоре Ракитное известным на всю страну духовным оазисом. Приезжали сюда, люди готовы были ночевать в церковном подвале, строить себе для ночлега шалаши из бревен (благо, поленницы для печного отопления стояли в церковном дворе). В этом уголке Русской земли, молясь на богослужениях, слушая проповеди старца, горько оплакивая вместе с ним свои грехи, они особенно остро чувствовали близость Бога...

Отец Николай Германский подарил нам книгу «Праведник наших дней», составителем которой был он сам. Это уже третье издание – исправленное и дополненное. Предваряют его вступительное слово митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна и епископа Губкинского и Грайворонского Софрония. Краткое жизнеописание батюшки, воспоминания духовных чад, его письма из заключения и проповеди, материалы к канонизации, приходская жизнь Свято-Никольского храма сегодня – на 300 с лишним страницах представлен богатейший материал, в котором явно прослеживается, как возрастал этот духовный светильник. Пламя веры будущего старца зажглось и ярко разгорелось от другого светоча, осветившего Русскую землю около двух веков назад, – преподобного Серафима Саровского. В раннем детстве мальчик Дима Тяпочкин увидел икону преподобного Серафима в храме и сказал отцу: «Хочу быть таким, как этот батюшка». Впоследствии весь свой крестный путь со скорбями и огромными по земным меркам потерями (смерть маленьких сыновей от голода, кончина горячо любимой матушки Антонины от туберкулеза, скитания с тремя дочерьми по чужим углам, многолетняя ссылка) священник Димитрий Тяпочкин пройдет спокойно, без ропота, а его любовь к людям только окрепнет. Духовник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов) в документальном фильме о старце скажет: «Когда я познакомился с отцом Серафимом, я понял, что это человек не от мира сего... Во время нашей беседы, я заметил, не вышло ни одного слова осуждения, какой-то раздражительности или гнева. Но действительно, любовь, такая ласковая любовь, которая, знаете, как-то человека располагает тоже к любви и доброте». Думается, именно этим – ответной любовью и расположением к доброте – можно объяснить тот примечательный факт, что две пожилые прихожанки, постоянно трудившиеся в сельской церкви Екатеринославского уезда на Украине, где пастырь служил, отправились за ним в Сибирь. Они поселились недалеко от лагеря и старались помогать своему многострадальному батюшке, чем могли. «Лишь вера в Бога, письма детей и любовь этих двух старушек поддерживали отца Димитрия», – написано в кратком жизнеописании архимандрита Серафима (Тяпочкина). А еще, добавим, посылочки из Днепропетровска...

    

Благой вестью назвал сообщение о том, что готовятся документы по канонизации архимандрита Серафима (Тяпочкина) один из старейших архиереев Русской Православной Церкви как по возрасту, так и по хиротонии митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (в 2011 году он отошел ко Господу). Владыка Никодим, в то время председатель Синодальной комиссии по канонизации УПЦ, в своем письме, датированном 2002 годом, написал о трех неугасимых лампадах советского периода, «которые вопреки безбожническому лукавству ярко горели, светили и зажигали в сердцах людских, соприкасающихся с ними, огонь веры, стойкости и мужества». Это схиигумен Кукша (Величко), в 1994 году причисленный к лику святых в чине преподобных Украинской Православной Церковью Московского Патриархата (а в феврале прошлого года его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания). Это митрополит Зиновий (Мажуга) – в схиме Серафим (в 2009 году он был канонизирован Священным Синодом Украинской Православной Церкви в лике местночтимых святых). И третий светильник – архимандрит Серафим (Тяпочкин). Митрополит Никодим (Руснак) не раз бывал у батюшки, исповедовался у него, беседовал с ним. И вот что он пишет: «Впечатление от общения с отцом Серафимом передать человеческим языком трудно, а, может быть, и невозможно. Это был пример для всех нас верного слуги Божьего, молитвенника и стойкого исповедника православной веры, полного благодати и истины, берущего на себя немощи своих духовных чад». К этим словам присоединим слова одного из духовных чад старца, говорившего, что его любви хватило бы на весь мир...

    

«Надо только молиться, и всё устроится»

Всенародное почитание белгородского подвижника благочестия поистине велико. Протоиерей Николай Германский служит в Свято-Никольском храме поселка Ракитное больше четверти века, и кого он только за эти годы здесь не видел! Какие только названия городов и сел, откуда приезжают люди, не слышал! Да и губернатор Белгородской области Е.С. Савченко, бывая в Ракитном, практически всегда посещает могилку отца Серафима, заходит в храм, интересуется подготовкой материалов для канонизации батюшки. В книге «Праведник наших дней» есть глава «Свидетельства духовной помощи». Отец Николай поясняет, что из обилия чудес, произошедших по молитвам к старцу, были выбраны лишь проверенные, подтвержденные случаи исцеления или какой-либо другой помощи, о которой просил горячим сердцем тот или иной человек. Много таких чудес совершается в наши дни. Но мне хочется привести пример из того времени, когда батюшка был жив. Протоиерей Леонид Константинов, настоятель Николо-Иоасафовского собора в Белгороде, сообщив, что батюшка вытащил из секты баптистов одну супружескую пару, жившую в Белгороде, продолжает: у той пары была восьмилетняя дочь, страдавшая от тяжкого недуга, – у нее постоянно дергалась щека (следствие шока, перенесенного в детстве). Врачи ничем помочь не могли. Отчаявшись, эти люди поехали к отцу Серафиму, и когда он, уже с трудом передвигавшийся, поддерживаемый под руки духовными чадами, шел в храм на богослужение, из толпы народа выскочила девочка со словами: «Исцели меня, отец Серафим!» Батюшка погладил ее по дергающейся щеке и произнес: «Деточка, я не исцеляю, я молюсь». Вот оно, объяснение сути чудес! На обращения к нему людей старец часто отвечал: «Помолился»... Помолился пламенный молитвенник отец Серафим, и та девочка уже на обратном пути домой к великой радости родителей забыла о своем недуге – свидетельствует протоиерей Леонид Константинов. «Сам ритм его жизни – это молитвенное стояние», – пишет другой пастырь, который служит в Крыму. Настоятель храма святого Архангела Михаила в Алупке протоиерей Валерий Бояринцев хорошо знал батюшку и приезжал к нему со своим семейством решать важные жизненные вопросы. По его воспоминаниям, у многих людей после общения с батюшкой происходили очень серьезные перемены в жизни. Например, у молодого человека, что спросил старца с тенью вызова, почему теперь никто не идет в священники (это было приблизительно в 1975 году). Батюшка с улыбкой ответил кандидату физико-математических наук: «Вот Вы и идите». Вопрошавшим был не кто иной, как нынешний ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев. Такой же совет получили еще два гостя, сидевших тогда у батюшки за столом, – сотрудник Рублевского музея искусствоведения Александр Салтыков и выпускник физмата МГУ Николай Лихоманов. Протоиерей Александр Салтыков ныне – настоятель московского храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств ПСТГУ, старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. А Николай... Это епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин (Лихоманов), священноархимандрит Успенского Адрианова мужского монастыря с. Адрианова слобода Ярославской области.

Почему же откладывается положительное решение вопроса о канонизации старца, которого народ Божий давно почитает как святого? Серьезным препятствием стало отсутствие уголовного дела, заведенного на протоиерея Димитрия Тяпочкина в июле 1941 года, когда в Днепропетровской области, где он служил, полным ходом шла «зачистка» территории. С приближением немцев чекисты спешно подбирали всех из списка «неблагонадежных». Следствие «по делу Тяпочкина» велось под бомбардировку областного центра. Затем областной суд перебрался в город Павлоград, где в августе 41-го и был вынесен приговор «врагу народа». По существу – за то, что батюшка молился Богу. Что произошло с архивами, неизвестно. Отец Николай и его помощники разослали официальные просьбы во все учреждения, где могло бы находиться столь необходимое для канонизации следственное дело, – отовсюду пришел отрицательный ответ. Но если представить себе картину: немцы на подходе к Днепропетровску, (а Павлоград в 70 километрах от него), до архивов ли было в такой ситуации? То есть с ними могло случиться что угодно... «Люди видели в нем Святого и донесли в своих искренних воспоминаниях эту его Святость до наших современников, никогда не видевших и не знавших о. Серафима. Но эти “не видавшие, но уверовавшие“ и узнавшие о. Серафима, пребывающего духом в Небесных чертогах, а телом покоящегося у стены Свято-Никольского храма, обращаются к нему, как к живому», – читаем мы в письме протоиерея Николая Германского, написанном им в комиссию по канонизации. Нам же отец Николай сказал:

– Надо только молиться, и все устроится. Не мы устраиваем. Мы только желаем, чтобы было так, а Господь смотрит и в свое время это нам дает.

    

Пример отца Серафима в полной мере подтверждает сказанное. Во время тяжелейших лагерных испытаний батюшка продолжал свое пастырское служение – часто исповедовал, крестил, отпевал умерших заключенных. Поэтому и написал он в прошении епископу Курскому и Белгородскому Леониду (спустя годы, ставшему митрополитом Рижским и Латвийским) о том, что скоро исполняется 40-летие его священнического служения. Далее следуют слова: «Иночество стало для меня заветной мечтой, как в годы юности – пастырство. Новые жизненные испытания все более укрепляли меня в осуществлении желания – иночества. И ныне не только желаю, но жажду хотя бы во единодесятый час выйти на делание в иноческом винограднике Церкви Христовой и подражать подвигам тех, кто имеет милость Божию трудиться в винограднике от первого часа (Мф. 20: 1–16). Вместе со святым псалмопевцем Давидом взываю: “Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое” (Пс. 56: 8)». Отец Димитрий, уже служивший в Ракитном, смиреннейше просил Владыку (если не будет нарушения послушания с его стороны, писал он) при постриге дать ему святое имя преподобного Серафима Саровского, которого с детства почитает своим покровителем. А с епископом Леонидом (Поляковым) будущий старец встретился в приемной Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Больной, голодный изгнанник пришел к Его Святейшеству просить место: в Днепропетровске уполномоченный по делам религии приказал ему в два дня покинуть город, запретив служить в Днепропетровской епархии. И какой величайшей радостью обернулась, казалось бы, случайная встреча с архиереем, взявшим его к себе в епархию, прочно связанную с именем батюшки Серафима Саровского! И монашеский постриг батюшки был совершен в храме, построенном родителями Преподобного. Хочу повторить вслед за отцом Николаем: «Господь смотрит и в свое время это нам дает».

    

Ракитное, Свято-Никольский храм сегодня

Как когда-то Дима Тяпочкин увидел икону батюшки Серафима Саровского и почувствовал, будто отец Серафим заглянул ему в душу и навсегда в ней остался, так и будущий протоиерей Николай Германский, услышав про архимандрита Серафима (Тяпочкина) от одной из духовных дочерей старца, сразу же и безоглядно полюбил, как напишет он в предисловии к вышеназванной книге, «живого носителя той пламенной веры, которой горели святые Апостолы, мученики, преподобные». Николай закончил пединститут, работал в интернате, но Господь поставил его на священническую стезю. Промыслом Божиим он, уроженец Воронежской области, стал служить в том самом Ракитном на Белгородчине, где после сталинских лагерей нашел свое последнее земное пристанище дорогой сердцу батюшка. С ним отец Николай никогда не встречался, но его незримое присутствие на богослужениях, его молитвенную помощь и поддержку во многих делах, в том числе и в воспитании детей он ощущает постоянно. Что касается детей, то их в семье настоятеля семеро. Крепнет, растет и духовная семья Свято-Никольского храма. Многим верующим хорошо известен созданный при нем Духовно-Просветительский центр имени архимандрита Серафима (Тяпочкина). На Международные Серафимовские чтения, что ежегодно проводятся по благословению правящего архиерея, приезжают в большинстве своем те, кто хорошо осознает: лишь Россия может оказывать влияние на процессы, происходящие в мире, потому что именно в нашей стране еще теплится огонек живой веры. В Чтениях принимают участие известные русские и зарубежные ученые (историки, филологи, политологи), священнослужители, писатели, журналисты. Приезжают на форум студенты Белгородских ВУЗов. Одна из главных целей проведения столь масштабного мероприятия в поселке Святого Белогорья – это возвращение исторической и духовной памяти, которая живет в сердце каждого русского человека. Такова цель и духовно-просветительского альманаха «Возвращение», детища отца Николая. Среди авторов альманаха (вышел пока его первый номер) – имена ученых, богословов, известные верующим людям, стремящимся жить не теплохладно: Василий Ирзабеков (статья «Русский язык как Евангелие»), Владимир Аннушкин («Служение Слову и русскому языку в жизни церкви и общества»), Виктор Тростников («Просветить – значит вооружить») и другие.

    

Что особенно важно: продолжается та серьезная кропотливая работа по сбору материала для канонизации благодатного старца Серафима, что была начата в Свято-Никольском храме много лет назад.

.

Нина Ставицкая
Фотограф: Владимир Ходаков
Также представлены архивные снимки Свято-Никольского храма

Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви

11 февраля 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Сергей Погорелов 7 декабря 2017, 16:07
Батюшка Серафим!
Спасибо Вам за Вашу помощь!
Вы мне очень помогали.
Альбина Могильникова12 февраля 2017, 02:51
Богата земля Русская праведниками.исповедниками.Слава Богу за все!
11 февраля 2017, 23:26
Pomogi Gospodi .prekrasnaja statja do slez kak vse ljubili Batjushku
р.Б. Сергий11 февраля 2017, 20:53
Отче Серафиме, моли Бога о нас!
Сергей, Украина11 февраля 2017, 18:23
С Днепропетровским архивом случилось в 41 году то, что отступавшие большевики умышленно его сожгли, так как времени на эвакуацию не было. Правда, потом распространили слухи, до сих пор бытующие, что архив разбомбили немцы.С довоенных фондов остались незначительные крохи, в частности был полностью уничтожен фонд Екатеринославской духовной консистории.
Николай Рубацкий11 февраля 2017, 15:10
Слава БОГУ за все! Божией помощи в деле о канонизации батюшки Серафима
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×