Афины, 22 февраля 2017 г.
Вопреки достигнутым ранее договоренностям, греческое правительство в одностороннем порядке приняло решение о замене учебных пособий по религиоведению новыми педагогическими материалами с сентября 2017 года.
Подобное решение, идущее вразрез с данными премьер-министром Алексисом Ципрасом гарантиями, согласно которым новые учебники по религиоведению будут разрабатываться с учетом мнения Православной Церкви, способно серьезно обострить отношения государства и Церкви.
Несмотря на замену министра по делам образования и религий Никоса Филиса на Костаса Гавроглу, позиция правительства по реформе преподавания религиоведения в греческих школах остается неизменной.
Как сообщает Romfer.gr, превращение религиоведения из ориентированного в первую очередь на изучение православной традиции предмета в синкретическую религиоведческую дисциплину – принципиальная позиция греческого правительства.
Радикальные реформы в преподавании целого ряда школьных предметов анонсировал президент института образовательной политики Герасимос Кузелис.
По словам чиновника, все старые учебные пособия по религиоведению будут изъяты из греческих школ. Отвечая на вопрос, каким станет новый предмет, г-н Кузелис сказал: «Например, из-за ситуации с наплывом беженцев школьников будут учить, что существуют и другие виды молитвы помимо их собственной».
Одной из заявленных задач нового предмета будет «критическое осмысление» мировых религий, изучение «как ценностей, так и свойственных им отрицательных и опасных проявлений». Все это будет происходить с «уважением к религиозной свободе каждого человека искать собственную религиозную ориентацию».
Справка:
Фактически новая учебная программа строится на тех принципах, с критикой которых уже выступила Элладская Православная Церковь.
Ранее комментируя жесткую позицию министерства образования, предпринявшего реформирование религиоведения в одностороннем порядке и в нарушение греческой конституции, Предстоятель Элладской Церкви Архиепископ Афинский Иероним выступил со специальным заявлением:
«Некоторое время назад в министерстве образования стали заявлять, что реформа религиоведения необходима для успешной интеграции иммигрантов в греческое общество… Остается уточнить – сокращение в школьном образовании места для таких предметов, как «древнегреческий язык» и «история», тоже призвано решить эти задачи?
Существует масштабный план, в соответствии с которым будущие поколения греческих граждан будут состоять из относительного большинства греков со слабо выраженной национальной идентичностью и соцветия национальных и религиозных меньшинств?»
Архиепископ приветствовал решение правительства дать возможность детям из иудейских, католических и мусульманских семей изучать религиоведение с выбранным ими преподавателем-единоверцем: «Остается вопрос, почему такого права лишены дети из православных семей?»
В послании Предстоятеля Элладской Церкви содержался многостраничный анализ новых учебных материалов по предмету «религиоведение». Приведем несколько показательных примеров:
- Ученикам третьего класса предлагается рассказ об иудейских и мусульманских праздниках, который по объему превосходит рассказ о православных праздничных днях.
- Молитва в учебнике описана как «общемировая привычка», отсутствует ее богословское обоснование.
- В разделе «все равны, все разные» рассказано о православном Крещении, Крещении и конфирмации католиков, протестантском крещении, вхождении в совершеннолетие в иудаизме и исламе. Подход к этим событиям исключительно этнографический, а не религиоведческий.
- В разделе о выдающихся религиозных личностях вместе с православными святыми рассказывается о Магомеде, «просвещенном учителе Будде», раввине Елеазаре, «философе Востока» Конфуции и т.д.
- Глава «Кто Бог христиан?» детям предлагает узнать «разные мнения о Христе» (в том числе Понтия Пилата, Цельса и Махатмы Ганди).
- В учебнике для старших классов причинами раскола Церкви на Православную и Католическую названы не богословские разногласия, а отсутствие должного «диалога».
В заключительной части письма Архиепископ констатировал: «В последних приказах министерства образования формирование "критической религиозности" названо целью преподавания предмета "религиоведение". Что это значит? Очевидно, что у детей формируют рационалистическое отношение к религиям… В то же время нивелируется своеобразие православной догматики и христианского предания, так как Православие изучается на уровне социального или философского движения, подобного троцкизму или движению экологов».