Что есть истинный пост

В. П. Стояну

Источник: Πεμπτουσία

В сегодняшнем евангельском отрывке новая справедливость противопоставляется старой. После милости и молитвы Господь переходит к противопоставлению поста в его истинной и неподдельной форме посту “лицемеров”. Тема поста уже со времен пророков была предметом обсуждения благочестивых израильтян. Пост являлся выражением покаяния и сокрушения, имел тесную связь с молитвой, которая, как считалось, обладала особенной силой. Таким образом, существовала опасность, что пост превратится в дело, достойное награды, как это случилось, например, с соблюдением дня субботы, так что даже Господь обязан был ее не нарушать. Пророк Исаия высказывался против таких воззрений:

    

“Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное” (Ис. 58:2-9).

В этом отрывке пророк говорит о посте как о проявлении любви, идя дальше известного высказывания святого Василия Великого: “Пост есть освобождение от страстей”, а в любви находя истинного друга молитвы.

В сегодняшнем евангельском отрывке Господь смотрит на пост иначе, нежели пророк Исаия. Прежде всего, Он говорит не о постах, чтимых всем народом, таких, как, например, день искупления, но о личных постах, соблюдаемых в понедельник и четверг благочестивыми израильтянами. Общественные посты, ставящие своей целью приготовление народа к встрече с Богом, носили характер не только литургического очищения перед Святым, но и напоминали человеку о его наготе перед Господом. Такого рода посты не осуждались ни Господом, ни апостолами (отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 9:14-17) параллельно имеет и другой смысл). Здесь Господь не отрицает даже личного поста. Суть его слов заключается в критике тщеславного благочестия иудеев, которое исчерпывается самооправданием благочестивого человека и почестями, воздаваемыми ему людьми, как это становится ясно из деталей этого отрывка.

Господь осуждает изменение внешнего облика человека во имя благочестия, в чем и заключается лицемерие праведных иудеев. Хмурость лица, даже вызванная у постящегося внутренним сокрушением о своих грехах или о падении всего народа, остается лицемерием, поскольку тем самым человек берет на себя роль, не установленную для него Богом. Напротив, это исходит от сердца и имеет целью снискать похвалу других за его благочестие. Оксюморон “принимают мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися” (Мф. 6:16) делает очевидным намерение лицемеров превознести себя и снискать людскую славу.

Из пути приближения к Богу и смирения человека перед Ним пост превратился в орудие эгоизма, позволяющего изгнать Бога и посадить человека на трон Всевышнего. В результате совершается грех, влекущий за собой Божественное наказание, как это видно из слов “они уже получают награду свою” (Мф. 6:2) – непосредственного напоминания дня суда Божьего, который уже вершится. Эта фраза не просто означает, что удовлетворение самолюбия лицемеров является их наградой, но и что Бог готовит им справедливое наказание.

Этот эгоистичный пост Господь противопоставляет посту истинному, совершающемуся во славу Божью. Конечно, слова о заботе о внешнем не означают введения нового вида лицемерия: выглядеть не соответственно своему внутреннему состоянию. Суть состоит в том, что пост – это не внешние проявления, но верное отношение к Богу Отцу, дающее правильный смысл посту. В радостном облике постящихся верующих мы должны заметить и другую характерную черту, подчеркивающуюся как отцами Церкви, так и современными исследователями: радость верующих благоутробию Отца превосходит их печаль о своих грехах. Но и здесь не должна пониматься неправильно вера в Отца, которому верующий, словно сын, приносит свой пост. Милосердие, молитва и вместе с ними пост обретают значение и истинный смысл лишь тогда, когда основываются на новых отношениях Бога и человека, открытых нам вочеловечившимся Сыном Божьим.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”

В. П. Стояну
«Сырная неделя» // Толкование воскресных Евангелий. Т. 1. Салоники, 1972

Источник: Πεμπτουσία

27 февраля 2017 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×