В 2017 году в крупнейших городах России откроются исторические парки «Россия — Моя история» — мультимедийные интерактивные экспозиции, которые расскажут посетителям об истории России с древнейших времён до наших дней
О региональной части проекта «Россия — Моя история» и о том, что собой представляют исторические парки рассказал управляющий директор Фонда гуманитарных проектов Иван Есин.
Правда ли, что ваша выставка была создана по решению РПЦ?
Тема, которую вы затронули, поднималась не раз. Идея создания наших экспозиций действительно исходила от Патриаршего совета по культуре, но к работе в научно-методическом совете по разработке материалов выставки были привлечены светские специалисты широкого спектра, профессионалы.
Реализацией нашего проекта занимались профессиональные историки — ученые Института российской истории РАН, МГУ, РГГУ. Уникальные материалы были предоставлены Государственным архивом Российской Федерации, архивом Министерства обороны, Российским государственным архивом социально-политической истории, Центральным архивом ФСБ России, Государственным центральным музеем современной истории. Также в работе над экспозицией принимали участие дизайнеры, художники, кинематографисты, специалисты по компьютерной графике.
Другой, вопрос: почему никто до церкви не предложил подобный проект и не помог с организацией столь нужного для нашей страны интерактивного, увлекательного исторического парка, в котором собрана вся наша история? А такой исторический парк, как оказалось, действительно очень востребован.
Говорят, что очереди на экспозицию «Романовы» выстраивались от Манежа до Храма Василия Блаженного?
Это действительно так. В некоторые дни людям приходилось стоять в очереди по пять часов. Историческая экспозиция оказалась самой посещаемой выставкой в Манеже. Порой в день приходило по 18−19 тысяч человек. Для сравнения: тоже очень популярные выставки Серова и Айвазовского привлекали в день 4−6 тысяч человек.
То есть людям интересна родная история?
Да, и это не может не радовать! Подобный успех «Романовых» показал, что проект нужно расширять и развивать. В следующем году, там же, в Манеже, мы представили свою вторую экспозицию — «Рюриковичи». И тоже — огромный интерес и успех.
Ещё через год, 4 ноября 2015 года, в Манеже открылась третья выставка — «1914−1945. От Великих потрясений к Великой Победе». Мы получили множество просьб от посетителей, в первую очередь от учителей и родителей с просьбой организовать такую же экспозицию на постоянной основе. Уже тогда мы понимали: если есть такая беспрецедентная востребованность, если людям настолько интересна история России, нужно как-то идти им навстречу. Идею с постоянной экспозицией поддержал мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин. Тогда как раз стоял вопрос о реконструкции одного из старых, в аварийном состоянии, павильонов на ВДНХ, но не очень была понятна концепция его реконструкции. И вот как раз исторический парк и нашёл на ВДНХ свой постоянный дом. Сегодня сюда приходят тысячи посетителей, и для нас главная награда в том, что каждый день мы находим благодарные записи в нашей книге отзывов.
На площадке исторического парка практически ежедневно проводятся научные и просветительские форумы, конференции, олимпиады, викторины, образовательные квесты, работает программа по подготовке школьников к ЕГЭ.
Сейчас на ВДНХ можно увидеть три экспозиции?
Да, три, от начала русской истории до окончания Великой Отечественной войны. Скоро мы открываем в парке нашу новую экспозицию, в ней будет рассказано об истории России с 1945 года до наших дней.
Исторический парк не похож на обычный музей?
Совсем не похож, потому что это и не музей. У нас нет артефактов и запасников, мы не собираем древности. Наша уникальность в том, что история Отечества дается у нас панорамно, при помощи современных технологий — экспозиции включают в себя тысячи единиц мультимедийной техники, кинозалы, десятки интерактивных 3-D-носителей с реконструкцией исторических событий, мультимедийные карты, интерактивные панорамы и декорации, познавательные игры, викторины, сотни метров «живой ленты» истории.
Идёте в ногу со временем?
Стараемся быть интересными и понятными для молодых. Сегодня развитие технологий идёт семимильными шагами и приходится соответствовать — мы постоянно вводим новые форматы интерактивов. Гости нашей последней экспозиции могли совершить захватывающее путешествие в космос при помощи шлемов виртуальной реальности. Из более традиционного, но не менее интересного: сейчас у нас в парке представлена уникальная 3-D-панорама, посвященная Битве за Москву, она создана командой «Невского баталиста».
Такие форматы наверняка интересны молодёжи?
Да, вы знаете, по нашей статистике, большая часть наших гостей как раз молодежь, что нас, конечно, не может не радовать, ведь исторический парк — это особый, наглядный, «живой» и самое главное — увлекательный учебник по истории нашего Отечества. Мы хотим дать посетителям шанс увидеть историю актуальной, насущной и востребованной. При этом войти в историю России у нас может каждый, в том числе гости России из других стран — у нас есть аудиогиды на английском и французском языках, сейчас ведется работа по переводу и адаптации текстового контента экспозиций на эти и другие иностранные языки.
Школьники к вам приходят?
И приходят, и вновь возвращаются, и пишут благодарные отзывы. Мы наладили работу с образовательными департаментами: в 2016 году исторический парк в организованных экскурсионных группах посетило более 70 000 человек. Учащиеся составили 78% от общего числа посетителей, прослушавших нашу экскурсию.
За прошлый год у нас побывали группы более чем из 1050 учебных заведений из Москвы и близлежащих областей. К сожалению, мы не можем пригласить в наш парк учащихся из отдалённых регионов. Это стало одной из причин, почему было принято решение расширять географию, и строить исторические парки в российских городах.
С момента открытия парка на ВДНХ к нам сразу стали обращаться со всех концов страны с просьбой разместить подобные экспозиции на местах. Сначала мы возили выставки по регионам: в Санкт-Петербург, в Тюмень, в Краснодар, но это было очень сложно и дорого. Однако руководители регионов всё чаще говорили об адаптированной версии парка у себя: всем нужен востребованный интерактивный учебник истории.
Разговоры вокруг этого шли до тех пор, пока нашу экспозицию не посетил в очередной раз Алексей Борисович Миллер, который и предложил помощь в создании таких парков в регионах, включив их в программу поддержки гуманитарных проектов «Газпрома».
В начале планировалось создать парки в 10 городах, а теперь есть заявки от 25. И до сих пор они поступают от губернаторов, которые понимают важность проекта для своих регионов, ведь исторический парк — это и «живой» учебник истории, и интеллектуальный клуб, и место проведения культурного досуга для молодёжи, и центр по повышению квалификации учителей истории.
В регионах будут строиться такие же парки как на ВДНХ?
Основа экспозиций — общая для всех — история России. Но в регионах не будет механического копирования. Каждый из них готовит свою необычайно интересную региональную составляющую практически в каждый зал. Да и архитектурно каждый исторический парк будет индивидуален.
Возможности интерактивных экспозиций не исчерпываются исторической тематикой. 2−3 раза в год мы будем готовить временные экспозиции на 1−2 месяца в стенах того же исторического парка. Темы будут самыми разными: культура, образовательные проекты, великие люди России, армия России сегодня, современные архитектура и дизайн, Сибирь, Дальний Восток, Урал — это поможет всем нам ощутить себя единой страной. Особая тема — то, что раньше называлось профориентацией — увлекательный рассказ для школьников о самых разных профессиях.
Проект весьма масштабный. Но мне уже встречались в прессе негативные оценки ваших амбиций в регионах.
С критикой в свой адрес мы сталкивались неоднократно и до этого. Например, нас обвиняли даже в том, что мы «оправдываем сталинизм». Подобная критика была возможна только потому, что критикующие увидели на выставке то, что они хотели увидеть. Большую часть нашей экспозиции, где была усмотрена апология сталинизма, занимает так называемый «коридор новомучеников», есть и отдельный зал, посвященный жертвам ГУЛАГа, то есть именно тем, кто пострадал от политики Сталина.
Однако, говоря о темной стороне сталинского правления, мы не могли не сказать и о достижениях той эпохи, иначе бы никакой разговор об объективной подаче материала и исторической правде был бы невозможен.
Подчеркну, что мы открыты для сотрудничества и совершенствования экспозиции. Замечания, поступавшие от посетителей исторического парка, а тем более от историков, мы обсуждали, с благодарностью принимали и отрабатывали.
Однако, давайте вернёмся к критике в регионах. В Махачкале вот одна активистка сказала, что ваш парк — фикция, а не музей.
В одном я с активисткой соглашусь: мы действительно, как я уже говорил, не музей. В том, что фикция, конечно, нет. Наши экспозиции уже посетило больше 1,5 миллионов человек. Если бы это была фикция, представляете, сколько бы негатива на нас выплеснулось. Мы живём в мире открытой информации — ругай-не хочу, однако на один негативный отзыв мы получаем более ста благодарных. Люди оставляют нам благодарности в книге отзывов, пишут на почту, в социальные сети. А если указывают на недочеты — оперативно их отрабатываем.
Что скажете тем, кто говорит о пресловутом «распиле» при строительстве парков в регионах?
Скажу, что такие вещи нужно обсуждать только в правовом поле. Когда в наше время говорят о подобных вещах, то всегда намекают на махинации, злоупотребления, коррупционные схемы и прочие «прелести» рынка.
Средства на покупку оборудования в регионы предоставляет «Газпром». Контент экспозиций — и текстовой и электронный, сформированный в предыдущие годы, — наш фонд передает в регионы бесплатно. Все финансирование «Газпром» проводит только через регионы. Подчеркну: все работы по постройке исторических парков будут вестись под наблюдением надзирающих финансовых и правоохранительных органов.
Дополнительные средства, сравнительно небольшие, которые также предоставляет «Газпром», пойдут на работу по «региональной исторической компоненте»: здесь труд историков, копирайтеров, редакторов, архитекторов, специалистов по компьютерной графике и дизайнеров, работающих над региональным контентом.
Еще раз: приобретение, монтаж и пусконаладка экспозиционного оборудования будет производиться через регионы. Мы лишь помогаем организовать оптовые закупки оборудования со скидкой до 30%, что существенно удешевляет весь проект.
О чем ещё хотелось бы сказать… Довелось прочесть в прессе пошловатые намеки на какую-то особую финансовую заинтересованность создателей экспозиции. Фонд гуманитарных проектов занимается подготовкой к осуществлению регионального проекта с апреля прошлого года, и до сих пор на эту программу мы ни копейки бюджетных или инвесторских средств не получили. При этом наши архитекторы побывали почти в двадцати городах, работают на местах, подготовили множество необходимого для строительства и запуска проекта материалов. Всё это стоит немалых средств.
Как вы думаете, почему такие разговоры в принципе ведутся? Кому мешают исторические парки в регионах?
То, что открытие парков вызывает общественный резонанс — хорошо. Разумная дискуссия — один из признаков здорового гражданского общества. Все-таки в регионах будут построены здания размером с московский Манеж, это не может не стать резонансным событием. Однако бывает так, что любое начинание, новое дело воспринимается в штыки, а мнение небольшой, но активной и критически настроенной группы выдают за всеобщее.
После реализации региональной программы нет желания выйти за границу России?
За границу не рвемся, работы пока хватает и здесь. Раскрою секрет: сейчас мы планируем открытие экспозиции «Россия, устремлённая в будущее» — о перспективах, планах развития страны на ближайшие десятилетия. Эта тема естественно вытекает как продолжение исторической тематики.