О мироточении бюста и чудесах

Недавно в СМИ и блогах активно обсуждали слова депутата Натальи Поклонской о том, что в Симферополе начал мироточить бюст Николая II. Правда, обсуждением это можно назвать с большой натяжкой. Особенно в блогах. Особенно в некоторых. Правильнее будет говорить об очередной демонстрации плохого воспитания и элементарного неуважения к человеку — в случае, когда то, что он говорит, тебе кажется странным.

    

Вопрос же с мироточением, действительно, непростой. Спустя несколько дней специальная епархиальная комиссия не зафиксировала мироточения на момент осмотра бюста. Православная традиция в таких случаях учит трезвению: не принимай и не отвергай — Господь Сам явит истину.

Если же сбросить «пену дней», то в глубине остается важный вопрос — о чуде. Начнем с главного в любой дискуссии: договоримся о терминах, как учит нас академическая традиция. Что такое чудо? Кто-то скажет: как что? Разве непонятно? Все просто: чудо — это что-то сверхъестественное. Но так ли просто на самом деле?

Представление о чуде как о том, что превышает законы бытия, ввел в философию шотландский мыслитель XVIII века Дэвид Юм. Примерно с этого же времени стали говорить, что никаких чудес не бывает. Тут-то и возникает первое «но». С христианской точки зрения чудо — это не непременно что-то сверхъестественное, а действие Бога в мире. В общем-то, любое. Конечно, чудом является, когда Христос кормит пятью хлебами 5000 человек. Но не меньшее чудо, говорит блаженный Августин, и само произрастание хлеба.

Но самое главное другое. Удивительным является даже не то, что Бог может нарушать им же созданный порядок вещей. В этом как раз ничего особо удивительного нет. Удивительно — то есть воистину чудесно — что Бог входит в человеческую жизнь. Бог, Творец Вселенной, Создатель планет, океанов и звезд, участвует в жизни Своего творения — человека. Любого. И каждого. Человека, который все время нарушает договоренности с Богом, все время норовит куда-то убежать, пытается обмануть Бога… А Бог — Великий, Всемогущий, Всезнающий и Всесильный — остается всегда верен этим договоренностям. Прощает и милует. Это ли не чудо?

В Новом Завете есть пример совершенно чудесного прихода к вере человека по имени Савл. Был он фарисей и свирепый гонитель христиан. И вот по дороге в Дамаск Савл вдруг слышит голос. Это чудо? Чудо. От потрясения он слепнет. Необъяснимо? Необъяснимо. Потом прозревает. Возможно такое? Многие скажут, что нет. А теперь вопрос: почему Савл стал апостолом Павлом, одним из преданнейших учеников Христа? Потому что ослеп, а потом снова стал зрячим? В этом чудо? Вряд ли. Нет, конечно. Сам апостол на этот вопрос отвечает так: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).

Это и есть главное чудо нашей жизни — возможность быть с Богом.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×