«Мы не пустынники, но имеем свои традиции»
– Ваше Высокопреосвященство, Вы много лет возглавляете Почаевскую Лавру, являетесь ее наместником и очень много сделали за эти годы: воздвигнут уникальный Преображенский собор, построены современная гостиница и прекрасная трапезная для паломников, проделаны огромные реставрационные, хозяйственные работы. Братия неустанно трудится и совершает длительные службы и ночные бдения, ежедневно принимает множество паломников. Как при этом Вы соблюдаете посты, особенно Великий, который длится сейчас?
– Замечу, что Почаевскую Лавру возглавляет ее священноархимандрит Блаженнейший Митрополит Онуфрий. А я являюсь лишь наместником и его викарием.
Относительно поста. Конечно, мы, как и все православные христиане, ответственно относимся к посту, понимая, что пост, а тем более покаяние и молитва – три благодетели, которые особым образом исправляют нашу душу.
Христова Церковь всех нас готовит к этому времени. И мы его встречаем с трепетом, потому что оно нас ведет к Страстной неделе, к Воскресению нашего Спасителя и Господа, Пасхе Христовой.
Разумеется, мы понимаем, что подвизаемся не так, как наши предшественники: пустынножители, постники, такие, как Зосима, встретивший в египетской пустыне преподобную Марию, или как Иов Почаевский, проводивший Великий пост под землей в пещере.
Тем не менее у нас в Лавре есть свои традиции проведения Великого поста. После Прощеного воскресенья вся братия собирается в храме, и все – от мала до велика – просят друг у друга прощения. Как правило, в этот день храмы наши переполнены и негде яблоку упасть, так как кроме постоянных прихожан и гостей из разных регионов Украины приезжают также верующие из Молдовы, Румынии и других стран. В этом году, например, посмотреть, как у нас происходит чин прощения, приехала большая группа лесничих из Закарпатья.
Начиная с субботы и заканчивая понедельником, мы закрываем все дела для того, чтобы братья могли пребывать в одиночестве с Богом и молитве, которая очищает и обновляет душу каждого христианина. Таким образом, мы поддерживаем традиции, доставшиеся нам от предшественников, чтобы передать их будущему поколению.
После Торжества Православия небольшая часть братии начинает заниматься поддержанием жизнедеятельности монастыря, а большинство проводит время на службах: молятся, принимают исповеди многочисленных паломников, во время которых наставляют, дают советы.
«Желание, вера и Божье призвание»
– Часто люди, в том числе и молодые, порываются уйти в монастырь. Какие, Владыко, на Ваш взгляд, главные критерии для принятия монашества?
– Основной критерий отбора для монашеской жизни – желание совершенной христианской жизни, иной жизни, которая отличается от обычной, а также усиленный духовный труд, когда человек полностью без остатка посвящает себя Богу, оставляя всякое мирское попечение. Совершая духовный подвиг, он распинает на монашеском кресте все свои похоти и страсти. Ради любви к Богу приносит себя в жертву. Нужно иметь призвание Божье, верить душевным порывам и романтическим мечтам об аскезе и подвигах духовно опасно.
– Что же нужно в первую очередь?
– Первое, что следует сделать – отречься от
своей воли, отсечь всякое угождение себе, своим прихотям и
привычкам, мирским утехам и развлечениям, даже
привязанность к сродникам – все это нужно будет
оставить за дверями обители, в которую пришел, чтобы
сподобиться ангельского чина – монашества.
Для осуществления этой цели главное иметь желание и веру.
В монастыре созданы такие условия, чтобы человек сам
почувствовал и определил, готов ли он понести монашеский
труд и посвятить этому свою жизнь.
– Что, по-Вашему, самое трудное в монашеской жизни?
– Имеются несколько составляющих. Во-первых, сам образ жизни: ежедневный ранний подъем в полпятого утра, долгие монашеские богослужения. Новоначальному не так легко, да и не сразу это дается: хочется опереться на стену, подремать, иногда человек физически не выдерживает и буквально с ног падает. Также необходимо преодолеть кажущееся однообразие: храм – послушание – обед – послушание – храм – келья. А что представляет собой келья? Грубые стены, шкаф и двери на выход – вот что видит человек из мира.
И в таких условиях через полгода-год ему дают черный халат послушника. А через 2-5 лет – подрясник, еще через 4-5 человек удостаивается рясы и камилавки. И только через 5-7 следующих лет – постриг. В среднем путь к монашеству длится 10-17 лет. А это огромный период жизни...
Монахи – не фанаты и не душевнобольные
– Но это же может привести в уныние. Со стороны светских людей такая жизнь кажется добровольной тюрьмой, мрачной и однообразной. Поэтому и говорят злобные обыватели, что монахи – это фанаты или душевно больные люди…
– Говорят. И послушнику трудно. Его начинают одолевать мысли: «Неужели это хождение по кругу будет длиться все время, до самой смерти?» Многих в этот период начинает терзать дух уныния. Не все выдерживают, некоторые уходят. А те, кто с Богом, полностью преодолевают трудности, Господь открывает им великую радость и дарует большую благодать.
И тогда уже хочется рано вставать, много молиться, постигать красоту, духовную глубину и мудрость богослужений, обогащающих душу. Приходит радостное понимание того, что выполнением данных послушаний инок-монах вносит свою лепту в служение обители, служение Богу. Это внешне жизнь монаха кажется однообразной, на самом деле каждый день – это новая радость, новое открытие, но и новые искушения, преодолевая которые человек становится сильнее, ближе к Богу. Иначе как он может прожить в монастыре 30, 40, 50, а порой 60 лет?!
– Пост и труды способствуют этому?
– Безусловно. Для духа и тела – обновление и
очищение. Со временем Бог все больше места занимает в душе
подвизающегося, наполняет духовной радостью, утешением,
ощущением полноты жизни. Поэтому, как Вы говорите, мирским
людям часто не понятно содержание внутренней жизни монаха.
Многие считают их беженцами от житейских трудностей, от
семейных уз, мирских обязанностей.
На самом деле монах – это воин Христов, который
ведет непрестанную борьбу с врагом рода человеческого. Это
молитвенник и ходатай перед Богом за весь мир. Молитва
монаха умаляет скорби и мирскую печаль. Недаром сказано,
что не стоит град без праведника.
Мир и монастырь, общение
– Говорят, что современный мир со вседозволенностью, падением нравственности травмирует состояние людей и даже целых государств…
– Я бы сказал, что не только травмирует, а парализует. Поэтому к нам из мира приходят люди более поврежденные, чем ранее. Нужно помочь человеку в корне менять то, что вредно для тела и души. Во время гонений, когда были закрыты храмы и монастыри, люди тайком посещали богослужения, тянулись к святыням, старались как можно чаще бывать на службах, причащаться. Их притягивали монастыри. Сейчас все двери Церкви для человека открыты, но, к сожалению, едут в монастыри часто не за благодатью, а за новыми впечатлениями, как туристы. Хотя и это может принести пользу…
– Владыко, люди в миру живут в иных условиях, часто нет возможности строго соблюдать пост, иногда возникают мирские ситуации, когда нужно бывать среди нецерковных людей и среди неверующих родственников. Как быть?
– Нам, прежде всего, нужно оставаться христианами.
Не такими, которые ничего не едят и не пьют и не
пользуются сковородой, на которой вчера жарили скоромную
пищу. Нам надо нести людям любовь, веру подтверждать
добрыми делами, милосердием, мирностью духа,
приветливостью, оптимизмом, иногда добрым юмором, не
превращаться в ханжей в черных платьях с постными
замкнутыми лицами.
И тогда окружающие люди, видя нашу богоугодную жизнь,
захотят нам подражать, по слову Спасителя: «Так да
светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые
дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.
5:16).
Фото автора
, да и не нужен он был мне) Прошу Ваших молитв за р.Б. Ольгу. Спаси Господи Вас и всю братию Почаевской Лавры!