В среду вечером во всех храмах нашей Церкви будет читаться Великий канон преподобного Андрея Критского. Его еще называют покаянным, и это неслучайно. Главная, сквозная его тема, проходящая через все его тропари, — покаяние. Это важнейшее делание, которому христианин обучается в течение всей жизни, и лучше начинать это обучение в самой ранней юности. Помню, посещая монастырь преподобного Антония Великого в Аравийской пустыне (Египет), увидел, что священник исповедует трехлетнего ребенка.
Я спросил сопровождавшего меня монаха, почему исповедуют младенца, ведь у нас считается, что до семи лет грехи не вменяются. На что тот ответил: «Да, грехи не вменяются, но он грешит, и у него должны с этого возраста развиваться чувство видения греха и страх его совершать». Не просто считать, что он сделал плохой поступок, а понимать, что он согрешил перед Богом.
Покаяние составляет фундамент, основу всего духовного труда христианина, но нередко оно понимается поверхностно – как необходимость перестать делать плохое и начать делать хорошее. Зачем? Чтобы облегчить душу, стать лучше, добрее. Однако цель покаяния намного глубже, чем простое улучшение своих нравственных качеств.
Но что же тогда является покаянием? В беседе о Великом каноне на Первой седмице Великого поста я приводил слова преподобного Андрея Критского, который, обращаясь к душе, взывал: «Душа, воздержись от прежнего бессловесия жизни и принеси Богу в покаянии слезы» (песнь 1, тропарь 2). Отсюда, покаяние — это переход человека от бессловесности к слову. Бессловесной является жизнь по плоти, потакание своим страстным желаниям и прихотям. Словесность — это уподобление Богу, стремление научиться жить с Ним единой жизнью. Во всем материальном мире только человек, как существо словесное, может соединиться с Господом. И только перед человеком открыта дверь покаяния.
В течение своей жизни человек определяется, на чьей территории он хочет быть. Пребывая, подобно животным, в неразумном, бессловесным состоянии, человек соединяется с антиподом Бога — дьяволом. Негуманистически й тезис. Но в Евангелии и у святых отцов многократно говорится, что нет такой «нейтральной территории», где бы человек был полностью автономным, замкнутым на самом себе. Такова природа человека: он не способен оставаться абсолютно независимым и от Бога, и от дьявола.
Когда блудный сын получил от отца некую часть имения — дар или, как пишет преподобный Андрей, «богатство» (см. 20-й тропарь Великого канона), он решил пойти туда, где будет жить «сам по себе», без отца. И там, в стране далече, он становится невольником. Сын возомнил, что может жить самостоятельно, быть себе хозяином, а оказался в рабстве у сатаны.
Мысль о том, что человек — существо не самодостаточное, является одной из ключевых в православной антропологии (науке о человеке). Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что Бог создал человека существом обоживающимся, то есть находящимся в динамическом состоянии. Адаму необходимо было следовать этой естественной динамике, и он дошел бы до цели. Но он отказался от этого пути, запустив противоестествен ную динамику удаления от Бога. Как если бы рыба вдруг решила, что ей лучше жить на суше. Нам со стороны понятно, что ее естественная среда обитания — вода. «Со стороны» многое ясно, пока дело не касается личной «среды обитания». Как для рыбы – вода, так для души человека естественная среда обитания — это Бог, общение с Ним, непрерывный диалог, бесконечное познание, впитывание Его благодати. Жизнь человеку дана на то, чтобы он вернулся в правильное состояние, в свойственную ему среду обитания.
Нам надо успеть исправить направление своего бытия, чтобы прийти к Богу. Покаяние буквально означает «перемена ума» — не нарочитые переживания и чувства, в которые мы себя вгоняем, не детальный психоанализ и не рапорт о совершении греховных дел, перечень всех мыслимых и немыслимых грехов, составляемый для отчета перед священником. Покаяние — это собственно перемена ума. Оно совершается, когда духовный разум отвлекается от трудов по обслуживанию плоти и всецело обращается к Богу.
Такая перемена ума произошла у блудного сына, когда он осознал, что не там искал счастье, и оставил чужбину, вернулся к отцу. Так что цель покаяния состоит не в том, чтобы стать немного «лучше и добрее», продолжая жить вдали от Господа — в той же «стране далече», надеясь там как-то устроиться: поставить дом, завести хозяйство и впредь ни в чем не нуждаться. Не получится! Человек всегда находится в динамике: он или возвращается из царства тьмы в царство света, к Богу, или все дальше отходит от Него, оставаясь с бесами, и только мнит, что там он сам себе господин и прекрасно себя чувствует. На самом же деле он все равно остается посмешищем для «прирученных» свиней — падших духов, которые предают его поруганию.
Привыкнув жить вдали от «отчего дома», не всякий человек может ощутить тоску по нему и захотеть возвратиться. Цель покаяния заключается именно в том, чтобы вернуться к Отцу Небесному. Недостаточно только очистить душу, уподобляясь горнице, выметенной, убранной, освобожденной от бесов, но никем не занятой (ср. Мф. 12, 44). Цель покаяния — жизнь во Христе, чтобы и Он обитал в нас как в Своей обители (см. Ин. 14, 23).
Человек должен стремиться к Отцу Небесному, преодолевая все препятствия, которые непременно будут чинить бесы. Ведь как же им вдали от своего Творца обходиться без униженных, поправших свое достоинство рабов, на ком еще им вымещать свою злобу и безысходность! Но наша цель — невзирая на все препоны, вернуться к Богу, припасть к Нему и уже никогда не покидать Его дом.