Самый страшный грех

    

Если у человека спросить: «Как ты думаешь, какой самый страшный грех?» – один назовет убийство, другой – воровство, третий – подлость, четвертый – предательство. На самом деле самый страшный грех – это неверие, а уж оно рождает и подлость, и предательство, и прелюбодеяние, и воровство, и убийство, и что угодно.

Грех не есть проступок; проступок является следствием греха, как кашель – это не болезнь, а ее следствие. Очень часто бывает, что человек никого не убил, не ограбил, не сотворил какой-то подлости и поэтому думает о себе хорошо, но он не знает, что его грех хуже, чем убийство, и хуже, чем воровство, потому что он в своей жизни проходит мимо самого главного.

Неверие – это состояние души, когда человек не чувствует Бога. Оно связано с неблагодарностью Богу, и им заражены не только люди, полностью отрицающие бытие Божие, но и каждый из нас. Как всякий смертный грех, неверие ослепляет человека. Если кого-то спросить, допустим, о высшей математике, он скажет: «Это не моя тема, я в этом ничего не понимаю». Если спросить о кулинарии, он скажет: «Я даже суп не умею варить, это не в моей компетенции». Но когда речь заходит о вере, тут все имеют собственное мнение.

Один заявляет: я считаю так; другой: я считаю так. Один говорит: посты соблюдать не надо. А другой: моя бабушка была верующей, и она вот так делала, поэтому надо делать так. И все берутся судить и рядить, хотя в большинстве случаев ничего в этом не понимают.

Почему, когда вопросы касаются веры, каждый стремится обязательно высказать свое мнение? Почему в этих вопросах люди вдруг становятся специалистами? Почему они уверены, что все здесь понимают, все знают? Потому что каждый считает, что он верует в той самой степени, в которой необходимо. На самом деле это совершенно не так, и это очень легко проверить. В Евангелии сказано: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «Перейди отсюда туда», и она перейдет». Если этого не наблюдается, значит, нет веры даже с горчичное зерно. Так как человек ослеплен, то он считает, что верует достаточно, а на самом деле он не может совершить даже такой пустяк, как сдвинуть гору, которую и без веры сдвинуть можно. И из-за маловерия происходят все наши беды.

Маловерие апостола Петра Маловерие апостола Петра
    

Когда Господь шел по водам, Петр, который никого на свете не любил так, как Христа, захотел прийти к Нему и сказал: «Повели мне, и я пойду к Тебе». Господь говорит: «Иди». И Петр также пошел по водам, но на секунду испугался, усомнился и стал тонуть и воскликнул: «Господи, спаси меня, я погибаю!» Сначала он собрал всю свою веру, и на сколько ее хватило, на столько он и прошел, а потом, когда «запас» иссяк, стал тонуть.

Вот так же и мы. Кто из нас не знает, что Бог есть? Все знают. Кто не знает, что Бог слышит наши молитвы? Все знают. Бог Всеведущ, и, где бы мы ни были, Он слышит все слова, которые мы произносим. Мы знаем, что Господь благ. Даже в сегодняшнем Евангелии есть подтверждение этому, и вся наша жизнь показывает, как Он к нам милостив. Господь Иисус Христос говорит, что, если наше дитя просит хлеба, неужели мы дадим ему камень, или, если просит рыбу, дадим ему змею. Кто из нас может так поступить? Никто. А ведь мы люди злые. Неужели это может совершить Господь, Который благ?

Тем не менее, мы все время ропщем, все время стонем, все время то с одним не согласны, то с другим. Господь нам говорит, что путь в Царствие Небесное лежит через многие страдания, а мы не верим. Нам всем хочется быть здоровыми, счастливыми, мы все хотим на земле хорошо устроиться. Господь говорит, что только тот, кто пойдет за Ним и возьмет свой крест, достигнет Царствия Небесного, а нам это опять не подходит, мы снова настаиваем на своем, хотя считаем себя верующими. Чисто теоретически мы знаем, что в Евангелии содержится истина, однако вся наша жизнь идет против нее. И часто нет у нас страха Божия, потому что мы забываем, что Господь всегда рядом, всегда на нас смотрит. Поэтому мы так легко грешим, легко осуждаем, легко человеку можем пожелать зла, легко им пренебречь, оскорбить его, обидеть.

    

Теоретически нам известно, что есть вездесущий Бог, но наше сердце далеко отстоит от Него, мы Его не чувствуем, нам кажется, что Бог где-то там, в бесконечном космосе, и Он нас не видит и не знает. Поэтому мы грешим, поэтому не соглашаемся с Его заповедями, претендуем на свободу других, хотим переделать все по-своему, хотим всю жизнь изменить и сделать ее такой, как мы считаем нужным. Но это совершенно неправильно, мы никак не можем в такой степени управлять своей жизнью. Мы можем только смиряться перед тем, что Господь нам дает, и радоваться тому благу и тем наказаниям, которые Он посылает, потому что через это Он нас учит Царствию Небесному.

Но мы Ему не верим – мы не верим, что нельзя грубить, и поэтому грубим; не верим, что нельзя раздражаться, и раздражаемся; мы не верим, что нельзя завидовать, и часто кладем глаз на чужое и завидуем благополучию других людей. А некоторые дерзают завидовать и духовным дарованиям от Бога – это вообще грех страшный, потому что каждый от Бога получает то, что он может понести.

Неверие – это удел не только людей, которые отрицают Бога; оно глубоко проникает и в нашу жизнь. Поэтому мы часто пребываем в унынии, в панике, не знаем, что нам делать; нас душат слезы, но это не слезы покаяния, они не очищают нас от греха – это слезы отчаяния, потому что мы забываем, что Господь все видит; мы злимся, ропщем, негодуем.

Притча о горчичном зерне Притча о горчичном зерне
    

Отчего мы всех близких хотим заставить ходить в церковь, молиться, причащаться? От неверия, потому что мы забываем, что Бог хочет того же. Мы забываем, что Бог каждому человеку желает спастись и о каждом заботится. Нам кажется, что никакого Бога нет, что от нас, от каких-то наших усилий что-то зависит, – и начинаем убеждать, рассказывать, объяснять, а делаем только хуже, потому что привлечь к Царствию Небесному можно лишь Духом Святым, а у нас Его нет. Поэтому мы только раздражаем людей, цепляемся к ним, надоедаем, мучаем, под благим предлогом превращаем их жизнь в ад.

Мы нарушаем драгоценный дар, который дан человеку, – дар свободы. Своими претензиями, тем, что хотим всех переделать по своему образу и подобию, а не по образу Божию, мы претендуем на свободу других и стараемся всех заставить мыслить так, как мыслим сами, а это невозможно. Человеку можно открыть истину, если он о ней спрашивает, если он хочет ее узнать, мы же постоянно навязываем. В этом акте нет никакого смирения, а раз нет смирения, значит, нет благодати Святого Духа. А без благодати Святого Духа результата не будет никакого, вернее, будет, но противоположный.

И вот так во всем. А причина – в неверии Богу, неверии в Бога, в Его благой Промысл, в то, что Бог есть любовь, что Он хочет всех спасти. Потому что, если бы мы верили Ему, мы бы так не поступали, мы бы только просили. Почему человек идет к какой-то бабке, к знахарке? Потому что он не верит ни в Бога, ни в Церковь, не верит в силу благодатную. Сначала он обойдет всех чародеев, колдунов, экстрасенсов, а если ничего не помогло, ну тогда уж обращается к Богу: авось поможет. И самое удивительное, что ведь помогает.

Если бы какой-то человек все время нами пренебрегал, а потом у нас стал что-то просить, мы бы сказали: знаешь, так не годится, ты так ко мне препогано относился всю жизнь, а теперь приходишь у меня просить? Но Господь милостивый, Господь кроткий, Господь смиренный. Поэтому, по каким бы путям-дорогам человек ни ходил, какие бы безобразия он ни делал, но если он обращается к Богу от сердца, на последний, как говорится, худой конец – Господь и тут помогает, потому что Он только и ждет нашей молитвы.

Протоиерей Димитрий Смирнов Протоиерей Димитрий Смирнов
    

Господь сказал: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам», а мы не верим. Мы не верим ни в свою молитву, ни в то, что Бог нас слышит, – не верим ничему. Вот поэтому у нас все и пусто, поэтому наша молитва как бы и не исполняется, она не может не только гору сдвинуть, а не может вообще ничего управить.

Если бы мы действительно верили в Бога, тогда любого человека смогли бы на истинный путь направить. А направить на истинный путь возможно именно молитвой, потому что она оказывает человеку любовь. Молитва перед Богом – тайна, и в ней нет никакого насилия, есть только просьба: Господи, управь, помоги, исцели, спаси.

Если бы мы так действовали, то достигли бы большего успеха. А мы все надеемся на разговоры, на то, что как-то сами управимся, что-то такое сохраним на какой-то черный день. Кто ждет черного дня, у того он обязательно настанет. Без Бога все равно ничего не достигнешь, поэтому Господь говорит: «Ищите прежде всего Царствия Божия, и остальное все приложится вам». Но мы и этому не верим. Наша жизнь не устремлена в Царствие Божие, она больше направлена на людей, на человеческие отношения, на то, как бы здесь все наладить. Мы хотим удовлетворить собственную гордость, собственное тщеславие, собственное честолюбие. Если бы мы стремились к Царствию Небесному, то радовались бы, когда нас притесняют, когда нас обижают, потому что это способствует нашему вхождению в Царствие Небесное. Мы бы радовались болезни, а мы ропщем и ужасаемся. Мы боимся смерти, все стараемся продлить свое существование, но опять не ради Господа, не ради покаяния, а по своему маловерию, из страха.

Грех маловерия в нас проник очень глубоко, и с ним надо очень сильно бороться. Есть такое выражение – «подвиг веры», потому что только вера может подвигнуть человека на что-то настоящее. И если каждый раз, когда в нашей жизни складывается такая ситуация, что мы можем поступить по-божески и можем поступить по-человечески, – если каждый раз мы будем мужественно поступать по своей вере, то вера наша будет расти, она будет укрепляться.

Комментарии
Алексей17 октября 2024, 00:01
Очень сильно м душевно, даже слезы подступили. Спасибо вам за такую воодушевляющую статью!
Татьяна24 мая 2021, 05:33
Отец Дмитрий, спасибо вам за пост - толкование о БЕЗВЕРИИ. Меня смущает такая вещь,высказывание одного брата - он сказал,неверие в БОГА, грех. Я согласна с тем,что все люди грешные из за непослушание БОГУ,которое совершил АДАМ. И значит, если человек совершает только положительнве поступки но не верит БОГУ,это ГРЕХ? Для меня ГРЕХ,это не выполнение заповедей,это наличие греховных мыслей.А неверие есть ГРЕХ,мне это непонятно. Татьяна Корниенко
раб божий игорь16 декабря 2018, 22:40
Спасибо Батюшка Вам. Прочитал Вашу статью и содрогнулся. Все это обо мне...
Молюсь и буду молиться как мне не потерять образ божий и веру православную
до конца моих дней сохранить.
Елена26 ноября 2018, 15:18
Низкий поклон и благодарность батюшке за такую статью. Веры в нас действительно очень мало, увы нам, родились в семьях маловерующих, росли без веры, а Бог долготерпеливый и многомилостивый все нам прощал, что само по себе чудо.
Виктор 4 апреля 2017, 09:46
Мощная статья... Широко известны молитвы: - "Отче наш...", мытарева, разбойничья...
О. Дмитрий говорит об исключительной важности для нашего мутного времени и другой евангельской молитвы в присутствии Божием - "отца отрока" или "отцовской" молитвы: - "ВЕРУЮ, ГОСПОДИ, ПОМОГИ МОЕМУ /НАШЕМУ/ НЕВЕРИЮ"!
Нет? Ошибаюсь?
елена 4 апреля 2017, 08:29
Господи,помоги нашему неверию. Помоги нам приобрести веру, хотя бы с частичку горчичного зерна. Спасибо за статью. Вера - это бесценное сокровище, это живая связь с создателем.
Люмила 3 апреля 2017, 00:27
Спасибо,батюшка,за статью.Очень полезная и ,главное,прямо вовремя..Спаси Господи нас и помоги нам сохранить Веру.
тамара 2 апреля 2017, 22:05
Батюшка Димитрий,Вы ещё раз хорошенько нас встряхнули,напомнили,что самый страшный грех-это наше безверие.Божией Вам помощи всегда и во всём.Спаси Вас ,Господь,за Ваши проповеди,статьи ,телевизионные передачи..
Любовь Н. 2 апреля 2017, 20:10
Очень серьезную статью написал отец Димитрий. Долго размышляла. Кажется, благое дело - привести человека в церковь Христову. Говоришь, говоришь, а результата нет. Расстраиваешься, переживаешь. А все потому, что мы привыкли думать, что от вас все зависит. Хотя в Библии все написано, что все зависит только от Господа - не доходит губоко. Как же мы не правы! Надо верить, что Господь все управит. Спаси Господи!
Алексей 2 апреля 2017, 17:54
Восхитительно! Тут и критерий Веры, и Критерий Истинной Молитвы... Несколько строк... * Но любопытно и другое... Лет 15-20 назад некий о. Дмитрий /Смирнов, кажется/, выступая по "Радонежу" говорил совершенно противоположное: - "Если мы, гуляя по лесу, забыли о Боге, - то это грех". Тем не менее "время идет, продвигается, медленно дело вперед...".
* Кстати, если найти в себе серьезность и мужество признать истинность содержания статьи - повторю, просто великолепному! руководству к действию, то сразу же возникает необходимость искренней, совместной молитвы (творимой именно сейчас душой каждого читающего в области своего сердца): - "ГОСПОДИ, ПОМОГИ НАШЕМУ НЕВЕРИЮ И ПРОСТИ НАС, ГРЕШНЫХ". Нет?
natalja 2 апреля 2017, 16:48
Спасибо отец Дмитрий за статью! Всегда стараюсь посмотреть вашу воскресную передачу по телевизору, и желаю вам многая лета, и подольше радовать нас своими статьями. Храни вас БОГ!
Людмила Леонидовна 2 апреля 2017, 13:43
Благословен Бог, что дал нам таких проповедников! Помогай, Господь, отче, Вам в Вашем служении! Как же с нами тяжело...
ВЕКШИНА Людмила 2 апреля 2017, 13:40
Убедительно и понятно.
Благодарю, Отче Димитрие, за Вашу ясное и полезное проповедничество.
С уважением, Л.
Андрей Роденко 2 апреля 2017, 12:18
как вовремя! как все у Бога. спаси Бог!
valentin 2 апреля 2017, 11:03
Спасибо Отец Дмитрий. Очень доходчиво и понятно. Дай нам Боже силы сохранить Веру Господню
r.B. NATALJA 2 апреля 2017, 10:54
VSE TAK,VSE PRAVDA
Алексей Каржавин 2 апреля 2017, 10:42
Господи, управь, помоги, исцели, спаси.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×