На Литургии Преждеосвященных Даров Великого Вторника читается евангельская притча о десяти девах: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
Из них пять было мудрых и пять неразумных.
Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:1–13).
Разберем с Божьей помощью духовную символику этой притчи. Жених – это Христос. Десять дев – человечество. Пришествие Жениха – это Второе Пришествие Христово и Страшный суд. Символ брака – это символ брака души человеческой и Бога. Символ вечного блаженства праведников в раю. Светильники – это наша жизнь. Масло в светильниках – наши добрые дела. Огонек в светильниках – это вера в Бога. Сон – смерть. Пробуждение – символ частного Страшного суда после смерти и Всеобщего Страшного суда. Полночь – символ внезапности прихода Спасителя. Девы с горящими светильниками – праведники, которые войдут в рай. Юродивые девы – грешники, которые за жизнь не потрудились совершить добрые дела и достойно подготовиться к Пришествию Христову. Потому они не войдут в Царствие Небесное, но попадут в ад.
Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос делает из этой притчи однозначный и вполне определенный вывод: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий».
Что же такое бодрствование в евангельском понимании? Эта тема тесно смыкается с темой вышеупомянутой притчи, а именно «елея в светильниках». Елей – это символ милости, но не только Божией, но и нашей – символ милости к людям и творения им добра, символ стремления жить по заповедям Божиим, жить жизнью Церкви Христовой, бороться со своими страстями и похотями и преображать себя ради стяжания Духа Святого.
Но откуда начинается творение этих добрых дел? В чем их основа и начало? Ответ этот нам дает бедная вдова из Евангелия (см. Лк. 21:1–4), которая положила в сокровищницу храма все, что она имела, все пропитание свое. Положила из-за любви к Богу не только все, что имела, но и в высшем смысле пожертвовала собой ради Творца – своим насыщением, своим чревом, своим комфортом. Она не только положила в сокровищницу храма монеты, но, образно выражаясь, отдала Богу всю себя. И, конечно, я в этом уверен, ушла обласканная Господом как любящим Отцом.
Вот чего от нас хочет Господь. Он желает, чтобы мы принесли в жертву Ему своего Исаака, самое дорогое, что у нас есть – сердце свое. И это не насилие, не жестокость, а начало новой жизни. Потому что распинаются страсти, а воскресает святость, умирает грех, а восстает праведность. В таком случае обновляется все естество человека и максимально возможно соединяется с Богом, получая от Него полнокровную полноценную жизнь и обилие благодатных даров.
Но для этого нужно встряхнуться, пробудиться от леностного сна, смахнуть с себя земную пыль, возжечь лампадку на престоле своего сердца и шагнуть навстречу Богу.