Вечером 10 апреля 2017 года, в канун вторника Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в богослужении в Алексеевском ставропигиальном монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Вторник Страстной седмицы посвящается теме суда. История суда равна истории человеческой. Суд есть средство обнаружения справедливости, поощрения правды и наказания неправды, поощрения добродетелей и наказания за проступки. Если проследить за ходом истории человечества, то мы увидим суд на всех ее этапах.
В самой глубокой древности право судить принадлежало главе семейства. В исторической науке есть понятие «первобытно-общинный строй», применяемое ко временам, когда люди жили не в государствах, а общинами, большими семьями. Тогда суд вершил глава общины, его слово было последним, он выносил приговор. Все члены общины подчинялись этому приговору, потому что глава общины обладал непререкаемым авторитетом. Почему так? Да потому, что он был во главе общины не из-за каких-то особых заслуг, не потому, что отвоевал себе право быть судьей, а потому что по своему происхождению, как отец семейства, он обладал этим правом и никто это право у него не оспаривал.
Когда же люди начали объединяться иным образом, создавая государства, то суд возглавил князь, царь или другой правитель, также обладавший авторитетом в силу своего происхождения. Он был несменяем, он был вне всяких интриг, он имел возможность судить беспристрастно. Мы знаем, что не всегда в истории суд царей и князей был действительно беспристрастным, но тем не менее люди отдавали свою судьбу в руки правителя.
При нынешнем государственном устройстве суд также занимает очень важное место. Сегодня авторитет суда покоится на иных основаниях. Нередко он оспаривается, потому что люди ставят под сомнение честность судей, их неподкупность, и, как мы знаем, тому нередко бывают основания. Тем не менее, когда возникают спорные вопросы, когда требуется разрешить противоречия, то никакой другой институции в человеческом обществе нет ― люди идут в суд в надежде, что суд явит справедливость.
Само существование суда связано со стремлением найти справедливость. Не было бы такого стремления, и судов бы не было ни в прошлом, ни в настоящем. Но эффективность и справедливость человеческого суда зависит от целого ряда обстоятельств. В прошлом многое зависело от личности князя, царя или главы общины, как и сегодня зависит от чисто человеческих факторов. Никому в голову не придет утверждать, что человеческий суд в его нынешнем виде может явить абсолютную справедливость. Ничто в нашем преходящем мире не является абсолютным, но у каждого человека, даже если решение суда его не удовлетворяет, остается надежда на то, что Бог рассудит и все расставит на свои места. Вспомним пламенные слова Лермонтова «Но есть и Божий суд, наперсники разврата», ― так он называл тех, кто погубил Пушкина. Написав замечательное стихотворение «Смерть поэта», Лермонтов выразил чаяние Божественного суда, обратился к Богу с мольбой явить абсолютную справедливость.
Как я уже сказал, Страстной вторник посвящен теме суда. Господь, придя в Иерусалим, произнес очень важные слова, обращаясь к апостолам и всем, кто Его слышал. Во второй день пребывания в Святом граде Он говорил о конечном Божием суде, который завершит человеческую историю, когда будет явлена окончательная справедливость, окончательная правда. Это суд, которого нельзя избежать, и это суд, который не может ошибиться. Каждый из нас предстанет пред Богом на том суде, и деяния, и мысли каждого обнажатся. Невозможно будет скрыть ничего из того, что мы сделали и даже что мы подумали, ― все будет обнажено и явлено. И Божественный вердикт будет абсолютно справедливым.
Для того чтобы люди могли подготовиться к этому суду ― ведь участие в любом суде требует подготовки, а в Божественном особенно, ― Господь нам дает как бы некую инструкцию, что нам нужно сделать, чтобы быть оправданными на суде. Из множества дел, которыми мы занимаемся, из множества мыслей, которые посещают нас, Он выделяет самые главные, потому что никакая человеческая память не может удержать всего, что произошло с каждым на протяжении жизни, не может удержать всех мыслей, хороших или плохих. Даже когда мы приходим на исповедь и стараемся покаяться в наших согрешениях, нет гарантии, что мы все помним и во всем раскаиваемся. Точно так же и на Страшном Божием суде. И Господь помогает нам понять, что же будет тогда самым главным для нас, какие наши дела и мысли помогут нам услышать оправдательный приговор.
Все очень просто: человек не будет оправдан ни своим высоким положением в обществе, ни своими материальными возможностями, ни своей силой и могуществом, — потому что все это уже не будет существовать. В притчах, которые Господь произнес на второй день пребывания в Иерусалиме, он открывает, что же будет предметом разбирательства на Страшном суде, за что мы будем осуждены и что нам поможет оправдаться. Он действительно словно передает нам инструкцию: поступайте так, и будете оправданы.
И как же мало надо сделать, удивительно мало! Если видишь голодного ― накорми, если видишь жаждущего ― дай ему напиться, нагого одень, странника прими, если кто болен ― навести, страдает в тюрьме ― посети. Конечно, можно делать и другие добрые дела, Господь в этом не ограничивает, но Он приводит примеры самого главного в жизни: делайте добро, а если не делаете, то ваши греховные поступки не будут прощены на последнем Божием суде.
Мы не знаем, что будет там, в иной жизни, от нас это сокрыто, но Господу было угодно сказать нам о самом важном, чтобы мы не были в неведении, чтобы мы предстали пред Ним с пониманием того, какие требования Он предъявит, чтобы мы получили оправдание на Его суде.
Вторник Страстной седмицы ― это великий день. Он помогает нам задуматься о самом главном, о том, что собой представляет наша жизнь, спросить себя: а какой объем добра есть в моей жизни, чем я с утра до вечера занимаюсь, сколько добрых дел я совершаю в своей ежедневной повестке дня? И если мы беспристрастно посмотрим на самих себя, то ужаснемся: мы почти не делаем добрых дел. Если кто и делает, чаще всего в связи с той или иной работой, — слава Богу! Но так, чтобы совсем добровольно, без всякой награды?!
Сегодня по милости Божией в нашей Церкви развивается замечательное движение добровольцев. Вот и на этой службе стоят молодые люди в зеленых куртках, которые добровольно совершают добрые дела. Я очень рад, что среди церковной молодежи началось это движение, но как важно, чтобы это не было движение избранных, чтобы оно охватило по возможности большинство нашей молодежи, и не только молодежи! Чтобы и люди в возрасте включались в совершение добрых дел, не рассчитывая ни на какую награду, а только думая о том, что там, за гробом, ждет самое высокое вознаграждение, самая великая награда ― жизнь вечная вместе с Богом. Никаких иных пропусков в Царство Божие не существует, есть только одна возможность войти в Божие Царство ― это совершать добро во время нашей земной жизни. И да поможет нам в этом Господь! Уповаем на Его милость, на Его благодать, на силу, которой Он способен и самое черствое сердце, и самый холодный разум растопить теплом Своей благодати и Своей любви, чтобы мы получили возможность искренне, от всего сердца, совершать дела милосердия и добра. Аминь.
1 Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?
2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?
3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?
/Ощущая присутствие Божие читать душой в области сердца!/.
4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.
5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?
6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными!!!