Грех против своих

Тайная Вечеря (фрагмент). Франческо Бассано. 1586 Тайная Вечеря (фрагмент). Франческо Бассано. 1586
    

Предать можно только своих. Предать могут только свои.

Эти две печальные истины – необходимое условие любого предательства во все времена. Но когда речь заходит о поступке Иуды Искариота, мысль все время норовит соскользнуть в одно из двух упрощений.

Либо Иуда – законченный негодяй и стопроцентный мерзавец (но тогда для чего Господь избрал его в число ближайших учеников и три года ходил с ним по городам и весям Израиля, проповедуя Царство Божие?)

Либо же Иуда – апостол, на которого Сам Иисус возложил эту тяжелейшую миссию – стать презираемым всеми изменником, давшим Спасителю возможность быть распятым за грех мира (но тогда получается, что Иуда становится едва ли не главным действующим лицом в домостроительстве нашего спасения).

Сознание почему-то отказывается принять мысль, что Иуда был искренен в своем следовании за Христом, но при этом совершил подлость ради денег. Кажется, что такое сочетание невозможно, немыслимо, дико. И все же…

Предать могут только свои. Предать можно только своих.

Иуда действительно был своим для Христа. Иначе бы Учитель не избрал его в апостолы, не назвал его другом, не предупреждал много раз о том, что знает о его подлом замысле, надеясь отвратить ученика от предательства.

А Иисус действительно был своим для Иуды. Иначе не повесился бы тот от ужаса и отчаяния, когда понял, что натворил, не горевал бы так люто из-за преданной им невинной крови. По чужим так не убиваются даже предатели.

В том и состоит кошмарный абсурд предательства, что грех этот против тех, кто готов жизнь свою отдать за тебя. Против тех, ближе кого нет у человека людей на свете.

Против своих.

И никакими упрощениями эта противоречивость Иудиного греха не может быть разъяснена.

В своих богослужебных текстах Церковь и не разъясняет его, а лишь констатирует печальный факт: оказывается, человек все-таки может одновременно быть соратником и лжецом, учеником и доносчиком, другом и диаволом.

«Иуда раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол от дел явися…»

«…Аще бо богатство любил еси, почто ко Учащему о нищете пришел еси? Аще же и любил еси, вскую продал еси Безценнаго, предав на убиение?»

Эти стихиры Великого Четверга, наверное, понятны даже тем, кто совсем не знает церковно-славянского языка. Если любил богатство – зачем пришел к Учащему о нищете? А если любил Учителя, почему продал Его за тридцать сребреников?

Ответить на эти страшные вопросы вряд ли смог бы и сам Иуда. Но когда в сердце человека борются две любви – к деньгам и ко Христу – одна из них неминуемо должна в итоге победить. Вместе жить они просто не смогут.

Александр Ткаченко

Источник: Фома.Ru

13 апреля 2017 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×