В 2017 году мы вспоминаем, пожалуй, один из самых судьбоносных моментов отечественной истории, ставший отправной точкой величайшей национальной трагедии. Безбожники, желая поскорее устранить всех конкурентов, мешающих их абсолютной власти, нанесли мощнейший удар по Христовой вере в нашей стране. Русская Православная Церковь, представители старообрядческих согласий… Для воинствующих атеистов тогда не было особой разницы, кто как крестится и совершает крестный ход.
В начале XX века, после издания высочайшего императорского указа «Об укреплении начал веротерпимости» (1905), происходят важные события в жизни единоверия (православного старообрядчества). В 1912 году в Санкт-Петербурге проходит I Всероссийский единоверческий съезд. Несколько сотен делегатов, пересмотр правил единоверия и управления общинами, встреча с императором Николаем II – все это воодушевляло и вселяло надежду в последователей древлеправославной традиции в лоне Русской Церкви. Единоверцы искренне думали, что старый обряд теперь заживет рядом с новым на равных правах, а дело врачевания глубокой раны раскола укрепится и станет возможным его скорейшее завершение.
Февральская революция 1917 года застала врасплох все российское общество, не стали исключением и единоверцы. Однако, несмотря на революционную смуту и государственные нестроения, единоверцы под идейным руководством протоиерея Симона Шлеева (впоследствии первого единоверческого епископа) активно готовились ко II съезду. Воззвание единоверческого священника Симона к обер-прокурору Синода Львову красноречиво обосновывает необходимость забыть о бюрократических препонах и дать возможность православным старообрядцам потрудиться во славу Церкви и Отечества:
«Русским людям весьма благовременно примириться между собою: неверие и антихристианство заливают народ»
«Русским людям весьма благовременно примириться между собою. Неверие и антихристианство большою волною заливают русский народ, когда-то народ-богоносец. Необходимо как можно скорее столковаться, объединиться. Чтобы выполнить этот святой долг перед родною Церковью, следует воспользоваться единоверием и в проектируемую комиссию для детальной и предварительной разработки способов объединения пригласить, с одной стороны, православных миссионеров, а с другой – представителей главных ветвей старообрядчества. Те и другие при посредстве единоверцев скорее нашли бы общий язык и ясный путь к примирению».
Единоверцы, «суть чада Церкви», не абстрагировались от революции. Наоборот, время духовного упадка общества заставляло единоверцев предлагать свои решения проблемы, о чем они неоднократно писали как председателю Временного правительства Керенскому, так и лидеру октябристов Родзянко. В своих письмах делегаты съезда стояли на позициях необходимости возвращения к заветам святой старины, утверждая, что строительство государственной власти нужно начинать с возрождения древнерусского прихода.
Хиротонию единоверческого епископа Симона совершил по старопечатным книгам сам патриарх Тихон
Самой животрепещущей темой II съезда православных старообрядцев, который прошел с 23 по 29 июля 1917 года в Нижнем Новгороде, становится вопрос о епископстве. И уже через год, в разгар гражданской войны в России, 3 июня 1918 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры совершается хиротония во епископа архимандрита Симона (Шлеева). Хиротонию совершил по старопечатным книгам сам патриарх Тихон в сослужении нескольких архиереев. В истории единоверия и всей Русской Церкви это важнейшее событие. Отныне епископ Симон, несмотря на зависимость от Петроградского митрополита, окормлял все приходы православных старообрядцев России. А уже в 1920 году единоверческий епископ занимает Уфимскую общеправославную кафедру, заменив на этом посту архиепископа Андрея (Ухтомского). Безусловно, подобный шаг патриарха Тихона говорит не о чем ином, как о высочайшем доверии к епископу Симону. С началом гражданской войны на единоверцев уже не смотрели с опаской и подозрением, к ним относились как к равным, как к тем, на кого можно положиться в годину испытаний. Епископ Симон впоследствии засвидетельствует архиерейским служением и мученической кончиной свое христианство. 18 августа 1921 года, когда владыка возвращался домой из Воскресенского кафедрального собора Уфы, он был убит двумя выстрелами из револьвера.
Потеря духовного руководителя для единоверцев была невосполнимой. Вспомним, что тогда и многие активные деятели единоверия из московских и петербургских приходов, подвергнутые лишениям военного времени, не могли более принимать деятельного участия в делах православного старообрядчества. В сложившейся ситуации важную роль начинают играть единоверческие Поволжье и Урал. Из среды епископата православных старообрядцев выделяется епископ Керженский Павел (Волков), впоследствии избранный председателем III единоверческого съезда.
В феврале 1923 года обновленческое ВЦУ объявляет о созыве Поместного собора Русской Церкви. По этому поводу 20 марта того же года в селе Бор Нижегородской губернии состоялось собрание 37 представителей 21 единоверческого прихода под председательством епископа Керженского Павла. Это собрание должно было выразить отношение единоверцев к ВЦУ, выяснить положение единоверия среди церковных групп и его отношение к предстоящему собору[1]. Единоверцы высказали довольно жесткую позицию, подчеркнув, что их присутствие на соборе считают «ненужным и даже неуместным». А спустя две недели на епархиальном съезде единоверцев на нижегородчине устами епископа Керженского Павла ВЦУ названо еще и «неканоническим учреждением». Данная позиция ясно демонстрирует, что единоверцы стремились сохранить свою идентичность и не желали вступать в общение с обновленцами.
Единоверцы проведут еще два довольно важных собрания перед III Съездом православных старообрядцев – 7 мая 1925 года и 2 июня 1926 года, – на которых будет сначала поднят вопрос о необходимости проведения съезда, а затем определены основные проблемы для обсуждения.
9 мая 1927 года Народный комиссариат внутренних дел выдал единоверцам разрешение на проведение с 19 по 27 июня съезда в Нижнем Новгороде при единоверческом храме Святого Духа. В программу работы съезда вошли следующие вопросы:
- Православное старообрядчество: внутренняя основа его жизни, современное состояние и задачи.
- Православно-старообрядческие епархии и их взаимоотношения между собою.
- Православно-старообрядческий приход.
- Отношение православного старообрядчества к другим старообрядческим группировкам.
- Духовное образование православных старообрядцев и подготовка кандидатов в клир.[2]
На съезд прибыли 142 делегата от 200 единоверческих приходов России. И это в 1927 году!
На съезд прибыли 142 делегата от 200 единоверческих приходов России[3]. И это в 1927 году! Тяжелые испытания этого времени не остановили людей, наоборот – заставили их сплотиться и продолжить жить церковной жизнью.
Приведем некоторые выдержки из решений съезда.
По 1-му вопросу (выступал епископ Керженский Павел):
«Тело Христово не безпорядочная масса однородных частей, но стройное единство разнородных, взаимно-восполняющих органов. Каждый верующий не механически прикладывается к Телу, но органически входит в церковное единство. Вхождение верующего в это единство, вчленение себя в церковный организм достигается взаимодействием двух сил: благодати и человеческих стремлений к совершенству. Стремиться к совершенству зависит от воли человека, а постоянным источником, откуда почерпается верующими благодать, являются главным образом молитвословия и чинопоследования церковные, обряды и таинства, одним словом, та область религии, которая называется культом. Культ есть сердце религии. В культе происходит закономерное соединение Небесного с земным, благодати с существом, человека с Богом. Мыслить догматически правильно и поступать нравственно, жить воистину православно-церковной жизнью можно лишь при условии постоянного Богообщения через Богоустановленные символы культа. Отсюда характер нашей церковной жизни определяется одним словом: культоцентризм»[4].
Старообрядчество? Вполне. И с этих тезисов, по сути, начинается сам съезд, здесь ответ на первый его вопрос.
По второму вопросу повестки в резолюции единоверцы постановили создать единый духовный округ (что свидетельствует о желании централизации); обозначили некоторые правила деятельности епископов; отметили необходимость создания новых кафедр. И это в годину гонений! Как видим, гонения не пугают единоверцев, и они продолжают жить полной церковной жизнью, говорят о необходимости увеличения епископата.
Решение по третьему вопросу программы о православно-старообрядческом приходе призывает единоверцев к таким, казалось бы, элементарным вещам, как изучение Священного Писания, отказ от вредных греховных привычек, посещение церковных богослужений и совершение дел милосердия и благотворительности. Обсуждение всего этого на съезде и вынесение в его резолюцию свидетельствует о явном упадке благочестия у верующих за прошедшее после революции десятилетие[5].
Четвертый вопрос довольно важный: речь шла о необходимости вести переговоры о воссоединении со всеми «братьями старообрядцами» в лоне Вселенской Церкви. Единоверцы помнят об одной из важнейших своих задач и в годину нестроений: нужно продолжать дело врачевания раскола.
Наконец, по пятому вопросу единоверцы приняли решение подать ходатайство об открытии пастырской школы близ Москвы.
По итогам съезда постановили: «каждому православно-старообрядческому епископу образовать из сведущих людей епархиальное содружество – братство для оказания помощи клиру и мирянам при достижении ими духовного самообразования. Епископы ни в коем случае не должны пропускать в клир неподготовленных и неподходящих по своим религиозным и нравственным качествам лиц».
Важным событием, последовавшим за съездом, стало постановление (деяние) Временного Патриаршего Священного Синода под председательством заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 23 апреля 1929 года, которое признало равноспасительность старого обряда, снимало клятвы со староверов и признало недействительными постановления Большого Московского Собора 1666–1667 годов.
Однако большинству решений единоверческого съезда не удалось претвориться в жизнь. Репрессии против духовенства и верующих вплоть до их физического уничтожения, закрытие храмов и запрет на соборную молитву сделали свое дело. 11 марта 1937 года патриарший местоблюститель митрополит Сергий издал определение № 31, предписывающее из-за отсутствия (ареста) единоверческого епископа Вассиана (Веретенникова) «управление единоверческими приходами в каждой епархии впредь до новых распоряжений передать местным архипастырям на общем основании». Число единоверческих приходов в виду подобного решения, усиливающегося гонениями, резко пошло на убыль.
Синодальное решение от 1929 года было подтверждено Поместным Собором Русской Православной Церкви 1971 года, который указал также на ненужность и насильственный характер церковной реформы XVII века и окончательно утвердил тождественность Православию не только единоверия, но и старообрядчества: «Освященный Поместный Собор любовно объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру». Более того, собор дозволил преподавать Святые Тайны не только единоверцам, но и старообрядцам, «как имеющим с нами единство в таинствах». На Поместном Соборе 1988 года определения Собора 1971 года были повторены.
К закату советской эпохи на территории СССР действовало всего три единоверческих прихода
25 сентября 1974 года Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви также постановил «запрещения и клятвы, наложенные в прошлом на содержащих эти обычаи соборами 1656 и 1667 годов, а также отдельными лицами, как положенные по недоброму разумению участниками этих соборов, считать недействительными, отмененными и яко не бывшими».
К закату советской эпохи на территории СССР действовало всего три единоверческих прихода (в Нижегородской области, в Латвии и в Украинской ССР). Однако уже в постсоветский период мы видим, что по инициативе «снизу» за 25 лет народилось уже несколько десятков общин, что, безусловно, не может не радовать хранителей святой старины.
Таковы последствия революции для единоверия в России. Как бы сложилось, не случись 100 лет назад эти события?.. История не знает сослагательного наклонения. А мы, как верные чада Христа, говорим привычные для нас слова святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за всё!».
Сравните текст автора данной статьи по 3 единоверческому съезду с докладом отца Евгения.