Год за годом мы приближаемся к грустной и кровавой дате- 100- летие легализации абортов в России. 18 ноября 1920 года одним из первых постановлений советской власти наркомами здравоохранения и юстиции: Н.А. Семашко и Д.И. Курским было подписано постановление о легализации абортов. Тем самым РСФСР стала первым государством мира, узаконившим прерывание беременности. Для сравнения, в Великобритании аборты узаконены в 1967, в США- в 1973 году, во Франции- в 1975 и в Западной Германии- в 1976 году. Сегодня Россия занимает первое место в мире по количеству абортов на одну женщину, а в абсолютном количестве нас опережает только Китай. По официальным данным количество абортов за 2016 год составляет 930 тысяч (статистика учитывает только государственные учреждения), по неофициальным данным- около 5-6 миллионов в год (включая коммерческие центры).
В связи с актуальностью темы в 2017 году началась подготовка к созданию полнометражного художественного фильма об абортах для проката в кинотеатрах «Битва за жизнь». Это совместный проект Молодежного Центра Союза кинематографистов и Патриаршей комиссии по семье (под председательством протоиерея Дмитрия Смирнова). Художественным руководителем фильма выступил известный православный режиссер Владимир Иванович Хотиненко, а режиссером фильма стала его ученица, выпускница ВГИКа, режиссер Елена Пискарева. Прошлый фильм Елены Пискаревой- короткометражный фильм против абортов «Живи»- стал абсолютным бестселлером среди корокометражного кино: 300 тысяч просмотров на Youtube, около 500 тысяч просмотров ВКонтакте, множество призов на православных и светских фестивалях (в том числе приз «Лучший игровой фильм» на Фестивале православных фильмов и телепрограмм "Радонеж", «За жизнь», «Арткино», «Свет миру», «Время жить», Всероссийском шукшинском кинофествале, Московском кинофестивале «Будем жить» и др.). Множество общественных организаций взяли фильм «Живи» как знамя в своей противоабортной работе. Фильм показывают на приходах в воскресных школах, раздают женщинам в женской консультации и на пунктах сбора подписей, в общеобразовательных школах в рамках просветительского проекта «Береги честь смолоду».
Поддержали проект протоиерей Димитрий Смирнов, возглавляемая им Патриаршая комиссия по семье и учрежденный им Фонд поддержки семьи и демографии. Фонд на собственные средства делал рекламную кампанию фильма «Живи» на автобусах и в метро Москвы, чтобы как можно больше людей увидело фильм.
Елена, расскажите, пожалуйста, о чем Ваш новый фильм об абортах «Битва за жизнь»?
Сюжет нового фильма- «Битва за жизнь» следующий. На должность главврача роддома (вместо пожилой женщины-гинеколога советской закалки) назначен молодой, энергичный врач, с новым отношением к жизни, который пытается изменить абортивное сознание общества хотя бы на уровне своего роддома (где помимо родов, также делают и аборты - как везде в России). И что из этого выходит…Фильм о жизни одного роддома: врачи - абортмахеры, а также врачи, отказывающиеся делать аборты. Священник, окормляющий роддом, который в качестве последнего аргумента говорит женщинам: «Ты роди, я возьму ребенка» (и уже набрал в свою семью несколько таких детей, которых на себе тянут вместе с женой, но не снимают с себя этого креста). Предабортный психолог, для которой беседа с каждой беременной, пришедшей на прерывание, - это бой, где ставки чрезвычайно высоки- это жизнь ребенка. И конечно- пациентки роддома. Они ждут своей очереди - сначала к предабортному психологу, потом- в палате абортария. Все они разных возрастов, но их объединяет одно - у всех у них очень веская, как им кажется, причина, почему они здесь и решились на такой страшный шаг… В непринужденных разговорах одна за другой уходят в кабинет и возвращаются… Уже после... Кто-то буквально в последнюю минуту осознает, что происходящее- страшная противоестественная бойня, это то, что потом не изменить и не вернуть...И сбегает. Вернется сюда совсем скоро-рожать... А для кого-то осознание придет слишком поздно…Духоподъемная борьба молодой девчонки, ставшей матерью, за свое дитя, крещение ребенка в реанимации и робкие шаги к вере...
Почему Вы уже второй фильм снимаете на эту тему- тему абортов?
У меня четверо детей и я впервые столкнулась с этой темой, когда лежала на сохранении, где моими соседками по палате были девушки, пришедшие на аборт (в обычном роддоме все лежат в общих палатах- и кто на аборт, и кто на сохранении, и ирония заключается в том, что одни и те же врачи делают операции, для одних - борясь за их жизнь, других - обрекая на смерть. Конвейером). Потом я уже осознанно начала интересоваться этой темой, поскольку она уже не давала мне покоя. Я наткнулась в сети на десятки сайтов, множество писем девушек, сделавших аборт, массу видеообращений девушек в YouTube. Я увидела такой огромный массив боли, что поняла: это не просто одна из тем, это- гораздо большее, и при этом- это массовое, страшно массовое явление, это из разряда того, что почти все делают и о чем почти все молчат. А потом я узнала цифру, от которой у меня просто все сжалось: в год в России совершается миллион абортов (официально, в Википедии), шесть миллионов (неофициально, включая коммерческие центры). Я поняла, что должна снимать на эту тему фильмы: короткометражные, полнометражные, документальные. Кто-то создает кризисные центры для беременных, дома для мам, собирает подписи- все это вместе важно и нужно. И кино тоже важно. Потому что, кто бы что ни говорил,- ни одна инициатива не пройдет, пока встречает жесткое сопротивление снизу- от общества, в сознании которого аборт- это норма. Я режиссер по образованию, при этом мать четверых, кто, как не я, может не только понять всю сложность материнства в современном мире (где все против ребенка), и кто хотя бы теоретически может понять, что движет женщинами, идущими на аборт, но и воплотить это в кино. Поэтому выбор темы был сделан сам собой.
Кто партнеры и инвесторы фильма?
Мы подали проект в Министерство культуры на получение государственной поддержки. Параллельно запустили краудфандинг- сбор средств на Планете. И нам важно собрать эту сумму, поскольку в разговоре с Минкультом это будет одним из аргументов: то, что наш фильм поддержало общество, а значит, он нужен, и его должно поддержать государство. Как это произошло, например, с «28 панфиловцами», где после народного финансирования, Минкульт, видя поддержку проекта простыми людьми, выделил на него бюджетные деньги. В случае же неполучения гос. поддержки- сборы на Планете окажутся тем единственным ресурсом, на который мы вообще сможем снять фильм.
Также нас поддержал Председатель Патриаршей комиссии по семье протоиерей Дмитрий Смирнов.
Дополнительно узнать о фильме, а также оказать ему посильную финансовую помощь можно на сайте https://planeta.ru/campaigns/60970/about
Получается в день ~2700 в день (официально), ~16 000 в день (неофициально).