Киев, 11 мая 2017 г.
Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви, рассказал, как воспитать в себе молитвенный настрой, сообщает Аргументы и Факты Украина.
«Один из читателей моей колонки задал вопрос: как следует правильно молиться, как уберечь себя от того, чтобы со временем в сердце не воцарилось сначала формальное отношение, а потом и вообще нежелание общаться с Богом?
Ответ на этот вопрос необходимо искать в трудах святых отцов Церкви. Хорошей отправной точкой на данном пути могло бы стать прочтение небольшой книги святителя Феофана Затворника "Четыре слова о молитве". Ее несомненная ценность — в лаконичности и доступности объяснения всех необходимых аспектов соответствующей сферы духовной жизни христианина, а также в конкретных практических советах, направленных на воспитание в человеке молитвенного духа.
В частности, святитель делает важный акцент на том, что именно следует считать настоящей молитвой. По его словам, это возникновение в нашем сердце благоговейных чувств к Богу, а именно благодарения, славословия, покорности и желания следовать воле Всевышнего, преданности Ему и так далее. Исходя из этого, вся наша забота должна состоять в том, чтобы во время молитвословий эти и подобные им чувства наполняли нашу душу. Если так происходит, то "молитвословие наше есть молитва, а когда нет — оно еще не есть молитва".
Как указывает святитель, искреннее обращение к Богу, сопровождаемое внутреннею теплотою или горением духа, не является "недосягаемым для житейских людей т.е. обремененных повседневными заботами". Каждый из нас способен развивать в себе соответствующие молитвенные навыки. Для этого необходимо — со вниманием и тщательностью — следовать нескольким советам.
Во-первых, крайне важно вникать в каждое слово молитвы, а также понимать Кому и о чем мы молимся. Более того, следует проникновенно чувствовать произносимое. Так, если мы говорим: "оставь нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим", то и в душе в этот момент мы должны искренне простить наших обидчиков, а затем уже "сердцем, всем все простившим, просить себе у Господа прощения".
Во-вторых, нужно стараться как можно чаще в течение дня обращаться к Богу с краткими молитвами, "судя по нужде души и текущим делам". Это необходимо для того, чтобы человек постепенно не охладел в молитвенном делании. Ведь "если и дает Господь какое доброе чувство утром, его заглушает суета и многодельность дня", — подчеркивает святитель. "Оттого же и вечером уже не бывает охоты молиться".
В-третьих, необходимо подкреплять молитву преуспеванием во всякой добродетели и делах милосердия, ибо "молитве, чтобы она, как цвет расцвела в душе, должны предшествовать и ей сопутствовать добрые духовные расположения и труды".
И, конечно же, чрезвычайно важно уповать на Бога и прикладывать все силы для того, чтобы не сойти с молитвенного пути. Как свидетельствует преподобный Нил Синайский, "если не получил еще ты дара молитвы или псалмопения, то проси неотступно и получишь"».