Политкорректность: «Школа молодого бойца». Часть 3

Части 1, 2

Какое осуждение праведно?

Филистимляне убивают нечестивых сыновей Илия и захватывают Ковчег Завета Филистимляне убивают нечестивых сыновей Илия и захватывают Ковчег Завета
Итак, осуждение осуждению рознь. По каким же критериям, кроме лицемерия и ханжества (когда, не обращая внимание на бревно в своем глазу, возмущаются сучком в чужом), предлагают учителя Церкви опознавать греховное осуждение?

Критерии эти в сердце человека. Что им руководит? Он действительно печется о Божественной истине или хочет свести личные счеты, унизить кого-то из зависти к его успеху, показать себя, получить какую-то выгоду? Современно выражаясь, есть ли у него скрытая греховная мотивация? Со стороны понять это далеко не всегда возможно, но христианин, который не хочет впадать в грех осуждения, должен внимательно прислушиваться к себе, испытывать свою совесть.

Важно и не распаляться злобой. Авва Макарий сказал: «Если ты, делая кому-либо выговор, придешь в гнев, то удовлетворишь своей страсти. Таким образом, чтобы спасти другого, ты не погуби самого себя» (Древний патерик. М.: Издательский отдел Московской Патриархии; «Планета», 1991. С. 52). И архиепископ Аверкий говорит, что «запрещается не суждение о поступках ближнего и не осуждение его злых поступков само по себе, а злое чувство в душе по отношению к ближнему со стороны человека, который сам так же грешит или даже еще больше, не думая о своем собственном исправлении».

Запрещаются и сплетни, злые пересуды, злоречие. Они ведь тоже часто происходят не из желания установить истину, а из тщеславия, излишней подозрительности, склонности замечать в окружающих только дурное, мизантропии.

«Иными словами, – подытоживает архиепископ Аверкий, – запрещается всякая злоба и злорадство в отношении грешащего ближнего на личной почве, а отнюдь не справедливая, чисто идейная оценка его поступков и поведения, каковая не только не противна Евангелию и не предосудительна, а, наоборот, даже необходима, дабы мы не стали в конце концов относиться безразлично к добру и злу и зло не восторжествовало бы вследствие этого в мире».

Попробуем привести несколько примеров. Многие знают старинную историю о том, как некий человек, наслышанный об аскетизме монахов одной из обителей, был очень смущен тем, что, когда они пригласили его на трапезу, на столе оказались разнообразные яства и даже вино. Он ушел от монахов с осуждением в душе, решив, что разговоры об их подвижничестве – выдумка. Но Бог очень скоро открыл ему неправедность его осуждения. Волею обстоятельств этот человек неожиданно вернулся в монастырь и застал совсем иную картину. Никаких разносолов и вина не было в помине. Хлеб с водой, да и те в небольших количествах. И он устыдился, поняв, что яства на столе свидетельствовали о любви к гостю, а не о чревоугодии хозяев.

На основании этой истории делается совершенно правильный вывод, что не нужно спешить с осуждением непостящегося человека. Мало ли по каким обстоятельствам это происходит? Может, он забыл, что день постный (как произошло в юности со святым Силуаном Афонским). Или не может выдержать по слабости здоровья, или – что чаще – по слабости воли. Короче, это его личный грех, за который он сам и ответит.

Но если человек возводит несоблюдение поста в принцип и к тому же стремится распространить его на других, молчать нельзя. И уж тем более не следовало бы это делать, если бы кто-то вздумал «модернизировать» таким образом Церковь, заявляя, что раз католики посты практически отменили, так и мы должны сделать то же самое.

И к содомитам, на наш взгляд, должно быть соответствующее отношение. Не следует говорить: пусть, мол, они у себя дома занимаются, чем хотят, лишь бы парад на Красной площади не устраивали и не рекламировали свой образ жизни. Содомия (как и разврат вообще) не личное дело каждого. Это воронка, в которую мало-помалу втягивается все больше людей, в том числе юноши, подростки и даже маленькие дети. Так что содомию необходимо осуждать, не дожидаясь, пока содомиты явятся в школы. И не только осуждать, но и карать по закону, о чем недвусмысленно говорит Священное Писание. Этот подход худо-бедно соблюдался вплоть до начала 90-х, пока в условиях однополярного мира Россию не начали втягивать в построение нового мирового порядка, в котором «христианская составляющая», как мы видим, все быстрее сходит на нет. Сейчас, когда Россия явно укрепляет свои экономические и политические позиции, пора вернуть «традиционную ориентацию» и в подходах к мужеложеству.

Попробуем понять и то, чем отличается праведное осуждение (которое сейчас чаще называют обличением) от сплетен, пересудов и злоречия. В сплетнях обычно бывает много лжи, клеветы – того, что совершенно несовместимо с христианской нравственностью. Но даже если все говорящееся о человеке (или сообществе людей) – правда, следует задать себе вопрос: для чего это говорится? Чтобы почесать языком? Тогда мы впадем в грех празднословия. Чтобы показать, какой человек плохой, а мы хорошие? Тогда смотри выше про гордость, тщеславие и проч. Но когда мы видим, что собеседник по незнанию готов связаться с человеком непорядочным, опасным, лукавым, то предупредить его – наш долг. Можно обличать чьи-то плохие поступки и в назидание другим. Воспитывают ведь не только на подражании хорошим примерам, но и на отвращении от дурных. Это задает систему координат. В любой культуре, даже в самой толерантной, есть свои герои и злодеи. Без восхваления первых и осуждения вторых нет ни педагогики, ни литературы, ни истории, ни политики. Вообще нет нормальной социальной жизни, а есть этакая «вселенская смазь», создающая питательный раствор для моральной деградации.

Кстати, в последнее время можно услышать, что христиане не должны осуждать умерших. Особенно настойчиво это звучало в связи со смертью Ельцина. В доказательство почему-то приводилась римская (то есть языческая) пословица «О мертвых или хорошо, или ничего». Но, исходя из этой логики, не надо осуждать Гитлера. Зачем ему столько лет поминают холокост и угнанных в рабство славян, убитых солдат и сожженные вместе с жителями сёла? И Нерона не надо осуждать, и Иуду. Они же умерли. Так, может, и про них «или хорошо, или ничего»? Впрочем, все это давно уже было. Иуде, как известно, большевики поставили памятник в городе Свияжске (правда, он долго не простоял). А споры о том, можно ли осуждать умерших, бытовали в христианской среде задолго до нас. В частности, на V Вселенском Соборе, когда решался вопрос о посмертном анафематствовании Феодора Мопсуетского, «защитники Феодора говорили, что его нельзя осуждать. Так как он уже умер. Собор доказывает неосновательность подобного суждения, ссылаясь на примеры, показывавшие, что не безвременно осуждение еретика и после его смерти. Здесь Собор останавливается главным образом на свидетельствах святого Кирилла Александрийского и блаженного Августина. Святитель Кирилл писал: “И так должно осуждать тех, которые повинны в дурных поступках, в живых они находятся или нет”» (Аверкий (Таушев), архиепископ. Семь Вселенских Соборов. М.: СПб., 1996. С. 85).

Для тех, «кто начальствует над людьми»

Путаница в вопросе «осуждать – не осуждать» часто возникает еще и потому, что не все поучения, предназначенные для монахов, годятся для жизни в миру. «Пример Господа Иисуса Христа показывает нам, с какой кротостью и терпением должны мы переносить погрешности человеческие, – поучал преподобный Иосиф Оптинский. – И если мы не начальствуем над людьми, то должны равнодушно взирать на зло».

Большинство монахов, действительно, ни над кем не начальствуют. Они умерли для мира, у них нет ни семейных, ни общественных, ни государственных обязанностей. Их главное делание, главный способ противостояния злу – молитва. (Хотя в нынешних условиях многим монастырям приходится вести огромную хозяйственную и социальную работу.)

Но почти любой взрослый мирянин над кем-то начальствует: родители над детьми, муж над женой, учителя над учениками, руководители над подчиненными, офицеры над солдатами, власть над народом. И они не имеют права равнодушно взирать на зло! Если, конечно, хотят оставаться христианами.

Желая подчеркнуть, как велика ответственность родителей за добронравное воспитание детей, святитель Иоанн Златоуст приводит пример из Ветхого Завета. Сейчас этот пример используется в религиозно-педагогической литературе довольно часто, но трактовка святителя гораздо глубже и, как ни странно, современней. «У иудеев был один священник, во всем прочем исправный и умеренный, по имени Илий, – пишет святитель. – У этого Илия были два сына, предававшиеся крайнему нечестию. Он не удерживал и не останавливал их, или лучше сказать, хотя и удерживал и останавливал, но не надлежащей тщательностью и силой. Тогда как следовало сечь их, выгонять их из отеческого дома, употреблять все способы исправления, он только увещевал и советовал, говоря так: “Нет, дети мои… Не делайте так, ибо "не хороша молва, которую я слышу" (1 Цар. 2: 24)”. Что говоришь ты? Они оскорбили Господа, а ты называешь их чадами? Они не признают Создателя, а ты признаешь родство с ними? Потому и говорится, что он не вразумлял их, ибо вразумление состоит в том, если мы не просто советуем, но если наносим рану сильную, решительную и такую, какой требует болезненная гнилость. Недостаточно только сказать или предложить увещание, но надо внушить и великий страх, чтобы пресечь беспечность юности. Итак, когда он хотя увещевал, но не вразумлял, как должно было, Бог предал их врагам, во время сражения они пали, и сам он, не перенеся вести об этом, упав, разбился и умер. Видишь ли, как справедливо я сказал, что отцы бывают детоубийцами, не принимая сильных мер в отношении к беспечным детям своим и не требуя от них благоговения к Богу? Таким образом Илий сделался детоубийцей. Ибо хотя сыновей его умертвили враги, но виновником убийства был он, лишивший их помощи Божией своим нерадением о них и оставивший их беззащитными и открытыми для желающих умертвить их. И не только их, но вместе с ними он погубил и себя самого» (Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста. М.: «Дар», 2006. С. 88–89).

Нетрудно предвидеть реакцию некоторых читателей на эту цитату. Нам уже не раз доводилось слышать, что святые отца писали для своего времени, а сейчас старые, тем более ветхозаветные, методы вразумления абсолютно неуместны.

«Это что же получается? – воскликнут такие читатели. – Вы против вежливости? За крики и ругань? За постоянные уличения и обличения?»

Отнюдь, дорогие друзья! Заявляем со всей определенностью: мы за вежливость, улыбки, мы против криков, грубости и хамства. Даже одну из своих книг назвали «Проклятие Хама». И детей советуем чаще хвалить, а не уличать или обличать. И не сомневаемся в том, что общаться «в духе кротости» всегда предпочтительней. Нам, например, очень нравится такое поучение аввы Пимена: «Если человек согрешит и будет отрекаться, говоря: “Я не грешен”, – не обличай его, иначе отнимешь у него расположение (к добру). Если же скажешь ему: “Не унывай, брат”, – чрез это возбудишь душу его к покаянию» (Древний патерик. С. 174).

Но, увы, это поучение не универсально. В том смысле, что применимо не ко всем. Из самого текста поучения явствует, что «брат» хотя бы в глубине души унывает из-за содеянного, что совесть его неспокойна. Иными словами, у него есть пускай скрытый, но все-таки импульс к покаянию.

Однако бывает (причем в современной жизни не так уж редко), что совесть крепко спит, и для ее пробуждения требуется что-то вроде барабанного боя. Можно ли было кротко вразумить бандитов, захвативших заложников в «Норд-Осте»? А «гроссмейстеров», рассматривающих мир как шахматную доску и пролитие человеческой крови как выигрыш партии? Можно ли ласково увещевать насильника, деторастлителя, наркомана, которому срочно нужна доза? Да какое там! Куда более законопослушные, вполне социализированные и даже претендующие на управление социумом люди (к примеру, чиновники) нередко вразумляются, только услышав сверху грозный окрик или лишившись места, а то и свободы.

«Письма к пьющему брату»

Размышляя на темы допустимого и недопустимого давления, перехода кротости в попустительство и т.п., мы натолкнулись на совет игумена Никона (Воробьева), который он дал жене алкоголика: «Если он пьет, то надо его пожалеть. Он уже раб своей страсти. Один, своей силой избавиться он не может… Ты не должна требовать от него здоровья, когда он болен, а должна оказывать снисхождение его немощи. Не должна ругать, когда он пьян, но молчать, чтобы не вызвать на что-либо худшее. И в трезвом состоянии ты должна не пилить его, а совместно обсудить с ним, как вам быть, чтобы общими усилиями победить его слабость» (Носители духа святителя Игнатия. 4-е изд. Б.м., 2005. С.121–122).

Признаться, мы были смущены, потому что, привыкнув с уважением относиться к советам старцев, не могли просто отмахнуться от этих строк. А опыт взаимодействия с алкоголиками – профессиональный (поскольку таковые нередко встречаются среди родителей наших маленьких пациентов) и жизненный – свидетельствовал о другом: о том, что далеко не со всеми подобные советы приводят к желаемому результату. Поэтому мы решили обождать с выводами в надежде, что ситуация со временем прояснится.

И она действительно прояснилась. Совсем недавно, находясь далеко от Москвы, купили брошюрку – игумен Никон (Воробьев). «Будь милостив к себе: Письма к пьющему брату и его жене» (М., 2002). Вкратце суть дела такова. Сначала игумен Никон писал письма жене «пьющего брата». Утешал, уговаривал потерпеть, говорил: «Ты стоишь на верном пути, а он на гибельном». Потом к нему приехал ее муж. По словам игумена Никона, «со скорбью рассказал» об их взаимоотношениях и, как это часто бывает с алкоголиками, постарался в своем пьянстве обвинить жену. Она-де сварливая, то и дело осуждает и огорчает. А учитывая нередко присущий алкоголикам артистизм, обвинения его могли прозвучать вполне правдоподобно. Во всяком случае, игумен как раз после этой встречи и послал К. (жене «пьющего брата») процитированные наставления. Но потом познакомился с С. (мужем) поближе, и тон его разговора с ним стал меняться, постепенно переходя от мягко-увещевательного к строгому и даже суровому. Вначале: «Дорогой, милый, добрый, умный С.! Опомнись: куда ты идешь? Если тебе здесь еще тяжело, то каково будет после смерти?.. В светлую минуту помолись Господу, Он поможет тебе и все простит… Приезжай к нам».

Через какое-то время тон уже более сдержанный: «С., ты имеешь все условия для покаяния и спасения… какие в наше время редко кто имеет… Очень советую тебе: не оправдывай себя ни в коем грехе, как бы мал он ни казался».

Жене (К.) старец, кстати, уже не делает выговоров за недостаточную кротость, а наоборот, пишет мужу: «С., у тебя есть дома учительница духовной жизни – К. Ты перед ней младенец-сосунок. Поэтому слушайся ее, спрашивай о всем, что тебя интересует в духовной жизни. Ни один духовный отец так не может любить, как она тебя… К. не обижай и еще говорю – слушай ее в вопросах духовных».

Еще через некоторое время: «Дорогой С., я слышу, что ты совсем попал в сети вражии. Неужели ты этого не видишь? Неужели не ясно, что враги хотят тебя погубить? Жить тебе осталось немного. Если не одумаешься, то после смерти попадешь прямо в руки бесов. Ты знаешь, как они жестоки… А ты что делаешь? Кое-как исповедуешься и чуть ли не в пьяном угаре причащаешься. Что это такое? О чем ты думаешь? Знай, что Бог поругаем не бывает… Ты стоишь на краю пропасти. Бесы легко могут столкнуть тебя в бездну».

Старец уже не зовет С. к себе, как вначале, и даже отказывает ему в просьбе повидаться: «Твой приезд я не считаю необходимым для твоей душевной пользы. Ты сам знаешь, что надо делать».

А вот чем закончилась эта переписка: «Получил твое многословное письмо. Из него видно, что ты ничему не научился. Все та же старая песня, самооправдание, обвинение других и нежелание потрудиться над своим спасением… Твое дело ясно. Если хочешь спастись, перестань напиваться и предавать себя в руки бесов. Не будет от них пощады тебе, если Господь отступит от тебя за твои мерзости… Ко всем грехам своим ты еще прибавляешь фарисейство. Твой несчастный язык оправдывает тебя во всех мерзостях и грехах, а обвиняет других. И люди верят этому, а ты в очах Божиих делаешься фарисеем, которых так не любил Господь и заживо осудил их, если не покаются».

Политкорректные ругательства

Напоследок зададим вопрос: верны ли сами проповедники тотального неосуждения заявленным принципам? Проявляют ли они сами безграничную терпимость и всеобъемлющее прощение?

Нисколько! Они тоже осуждают, причем весьма энергично. Хотя и в духе политкорректности. Что же подвергается осуждению? Составим краткий перечень:

– патриотизм («ура-патриоты»);

– приверженность корням, традиции («традиционалисты», «фундаменталисты»);

– защита нравственности («моралисты»);

– искренняя, горячая вера, защита православных ценностей («ревнители», «ура-православные»).

Все эти слова, изначально имеющие положительный смысл, стараются сделать «культурно-ругательными», опустить их вниз, приставить знак минус. И в рамках информационной войны за построение глобалистского миропорядка это вполне логично. Любовь к своей Родине и народу, нравственный образ жизни и главное – живое, ревностное Православие мешают довершить создание «прекрасного нового мира», который придется по вкусу антихристу.

А что, по этой логике, должно выступать со знаком плюс? Политкорректоры пока дипломатично молчат.

Ничего, мы скажем за них, выстроим пары смысловых антиподов. Итак, «ура-патриоты» – плохо. Тогда что же хорошо? Вероятно, «ура-предатели»? Быть фундаменталистом плохо. Значит, надо быть нефундаментальным, безосновательным, строить на песке. «Моралистом» быть плохо. Выходит, защищать или попускать разврат – похвально? «Ревнитель»… Как бы поточнее сказать наоборот? Пофигист? Этот неологизм уже прочно вошел в разговорную речь. Но лучше выразимся пополиткорректней, предложив собственный неологизм, – «наплеватель». «Ура-православные». Тут, пожалуй, возможны два контр-варианта, выбирайте на вкус: «капут-православные» или, если особо не политкорректничать, «ура-сатанисты». По сути это одно и то же.

Нет, нельзя, поддавшись на грошовые уловки, отказываться от хороших понятий и слов, бояться прослыть патриотом, ревнителем и моралистом. Не стоит и отдавать извращенцам голубой цвет – цвет неба и Богородицы. Политкорректность не просто лукава, она вероломна, нацелена на слом веры. А поскольку оружие это информационное, то и заряжают его словами. Вот почему так важна сейчас битва за слова и смыслы. В ту «классическую» войну, когда битва, казалось бы, шла за территорию, ресурсы, в общем – за нечто материальное, Анна Ахматова с прозорливостью гения призвала нас к самой главной битве, написав в 1942 году стихотворение «Мужество»:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое
русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Как известно, «ура!» – боевой клич победы. Не заменить ли нам дефис в слове «ура-православные» на запятую? И тогда получится: «Ура, православные! В атаку!».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Дима25 июня 2018, 00:15
Здравствуйте, я прочитал про «Письма к пьющему брату» и мне кажется, что в этой истории есть еще один момент. Игумен увещевал одного, а слова его помогли многим. Он увещевал безнадежного с сердечною верою в его спасение. С верою в чудо - и достучался со своими словами к другим людям, которые его слова со слезами восприняли как спасительную весть. Но в тот же момент, как он признал бы в пьющем человеке безнадежного, требующего только осуждения - он бы не смог написать ни строчки целительной, живой.
В письмах есть еще другое - что Игумен уже не мог писать но и в последнем письме он не оставил веру в него.
Олеся30 июня 2012, 12:39
Уважаемые Татьяна и Ирина, огромное вам спасибо за ваш труд! Читаю ваши статьи с большим интересом, и узнаю много не только полезного, а и душеполезного. В наше сложное время борьбы с православием ваша работа нужна как воздух. Бог вам в помощь! Жаль, что многие в Него не верят...
Сашок27 октября 2011, 08:22
Молодцы,хорошо пишите,продолжайте)))))))))))))
Виктория Тимофеева27 февраля 2009, 19:46
Согласна абсолютно. Приведу пример. Есть у меня такой грешок: если вижу начужом столе книги и бумаги, то, хлебом некорми. дай в них залезть. Так однажды вела урок в чужом кабинете,и увидела на столе брошюрку об уроках толерантности. Крупным шрифтом там было напечатоано, что наименее толерантными и политкорректными являются люди верующие, и ,как правило, они очень сплоченные. Вот что педагоги внушают учащимся на класных часах, а меня и моих подружек осмеивают на совещаниях, называя нас "богомолками". А вот еще пример. Я учусь на психолога, так большинство из наших преподавателей уже заразились этим ядом политкорректности и толерантности. Если их, в принципе, можно понять, психологическая литература идет в большей степени с Запада, то уж своих сокурсниц я понять не могу. Когда они сидят и согласно кивают, слыша выражения типа:"Ах, американцы сказали...", я уже не выдерживаю и говорю все, что думаю про эту западную отраву и слышу в свой адрес обвинения в квасном патриотизме и даже шовинизме. Реально, толерантность в медицине обозначает привыкание к алкоголю, наркотическим и токсическим веществам. У нас же пытаются привить толерантность ко всякой моральной погани. и пусть это звучит высокопарно, но я буду с этим бороться, пока живу. У меня все.
Виктор20 февраля 2009, 17:22
Здравствуйте.
У меня не столько комментарий к статье, сколько, так скажем, обращение к Ирине и Татьяне. Я довольно-таки регулярно читаю их материалы (хотя, конечно, далеко не все). Мало того, я даже процитировал в своей книге "Экология общества" немалый фрагмент из одной их статьи. Отдаю должное их увлечённости и их трудам по спасению общества. Смею о себе сказать, что это тоже моя и боль, и труд. Понимаю, конечно, что сказать – "труд, работа по спасению общества" – это слишком много на себя брать. Но всё же...
Правда, я и Ирина с Татьяной, мы находимся совершенно на разных позициях по многим вопросам. Тем более было бы интересно войти с ними в контакт, подискутировать. Не знаю, поместите ли вы моё сообщение на сайте, но большая к вам просьба передать Ирине и Татьяне мою просьбу побывать на странице моего сайта
http://civil-identification.info/70_00.htm
С уважением, Виктор Шмаков
Калашников П.Ф.20 февраля 2009, 17:22
Вечный вопрос. Если "святая" Русь и ура-патриоты - единственный заслон на пути к царству врага рода человеческого, то чё мы живем-то так плохо. Давайте будем говорить про исконно русские ценности, если начнет подвигать решение проблем бедности, братвы, разницы в доходах, преступности, дедовщины в армии, порядка на зоне. А сейчас всем нам следует, в общем-то, призаткнуться. Разоружать страну и разваливать ее я не призываю. Но скажите: если мы хоть чему-нибудь поучимся у Запада, от этого что, Россия погибнет? Помните: ГОСПОДЬ был распят за ЛЮДЕЙ, а не за страны. Давайте думать не о Расее, а о благополучии русского народа. Распределять доходы справедливей, братков убивать даже за один внешний вид или дорогую тачку, без суда, не побрезгуем ввести широкую систему слежки в армию и в тюрьму, повысим там уровень жизни (питание, условия службы и труда, защищенность от "дедов" и "авторитетов"). Не побрезгуем! А то со своей "святостью" будем веки вечные сидеть в ... яме, мягко говоря. не побрезгуем и оборонные планы пересмотреть, так чтобы избежать захвата сельхоз. земель и страшного голода, как в Великую Отечественную. Кичиться своим терпением очень клево. Только вот в желудке от этого лучше не будет, не так ли?
Николай Павлович20 февраля 2009, 17:22
Политическая корректность или она есть, или её нет. Когда проявления корректности придерживается только одна сторона - православных и воспитанных на основах православия в государстве где 80% православных, то это называется уже не корректностью, а непротивием против постоянных нападок на наши устои. В силу того, что все СМИ принадлежат другим конфессиям, представительство нашей церкви и представителей православой морали составляет не более 10 %. Поэтому православное большинство не имет возможности и на данный момент не может противопоставлять свою идеологию, идеологии разрушения православия и государства. В этой связи хочется обратиться к руководству православной церкви и спросить у них - "Как можно призывать народ к продлению приемников политики руководства государством, при котором разрушаются православные устои, а демократия для малой кучки стала тиранией для большинства?" "Почему церковь раздает свои награды тем, кто не достоин им награждаться?"
Сергей20 февраля 2009, 17:22
До чего отвратительно видеть, как Шишова и Медведева используют стихи великого поэта Анны Андреевны Ахматовой, чтобы придать больше веса свои мракобесным писаниям! Ну, надо же - я то думал, что замечательное стихотворение "Мужество", написанное в годы Великой Отечественной войны, было призвано вдохновить народ на борьбу с фашистами, а оказывается Анна Андреевна на самом деле хотела сподвигнуть авторов статьи на их "главную битву" с политкорректностью! Дамы, вы в самом деле думаете, что Анна Ахматова, живи она в наше время, вместе с вами требовала бы отнять у детей компьютерные игры, закрыть журнал "Cool Girl" и пересажать гомосексуалистов? Достаточно сравнить удивительно чистые прозрачные стихи Ахматовой с вашими неуклюжими писаниями, чтобы понять, как бесконечно далеки вы от великого поэта. Цитируйте лучше Шпренгера и Инститориса - авторы "Молота ведьм" наверняка бы вас поддержали.
Тамара20 февраля 2009, 17:22
Статьи И.Медведевой и Т.Шишовой - то, что можно и нужно читать сегодня. Все расставлено по своим местам - иноги, и голова и все, что между ними. Проповедники терпимости и толерантности к "больным"-алкоголикам,-наркоманам, -педофилам, -нимфоманкам, извращенцам прекрасно осведомлены, что эти "больные" - хроники и "выздоровление"их практически невозможно. Если не случится чудо.Тем не менее, их человеколюбие почему-то не приводит их к следующему человеколюбивому и логическому шагу - внести предложение с участием необходимого лобби признать их всех независимо от возраста пожизненными инвалидами с соответствующей выплатой пенсии, предоставлением бесплатных лекарств (в том числе от ломки и от похмелья) , а также прочих льгот на коммунальные услуги и телефон. Примерно, как больным раком. Резонно? Я думаю, сейчас самое время, а налогоплательщики так просто обязаны. А относительно мадам Арбатовой - меня тоже удивляет ее излюбленная формула "не долюбили". 50 лет тетке, а до сих пор не заметила, что одному ребенку или взрослому нужно совсем немного, чтоб быть сытым и довольным любовью близких и пищей, а другому ребенку или взрослому всегда всего мало, а потому он вечно злобен. Про нас, грешных все правильно в ваших статьях. Это зеркало. Спасибо.
Тамара20 февраля 2009, 17:22
Это нужно публиковать в широкой печати, бороться за публикации в широкой печати - чтоб если уж не читали, то хотя бы видели все. Кто-то прочтет и многое прояснится в голове, А в мозгах в лучшем случае вакуум, а в большинстве -мерзость, которую называют терпимостью и толерантностью.Это удобно, не надо "париться". Наблюдала телевизионный сюжет - осмотр квартиры погибшего наркомана в присутствии матери, которая твердо и жестко заявляла, что никогла не замечала признаков наркомании у сына. Оперативниками предъявлены ей разбросанные десятки шприцов в ее собственной ванной комнате, На вопрос: "А это что?", она ответила: "Ну мало ли что". Все мы детоубийцы, каждый в своем роде, поэтому нет удовлетворения от детей и вряд ли будет прощение.
Алексей Гладких20 февраля 2009, 17:22
Добрый день!

Хорошая статья. И главное - правильная.
В настоящее время, среди людей считающих себя Православными Христианами очень много заблуждений на тему, затронутую в этой статье.

Я полностью согласен, со всем, что изложено в статье.

Более того, считаю что всякое зло должно быть наказано! Жестко. Такими способами и в той мере, которые приведут к его уничтожению!
При этом, будет ли это физическая брань или интелектуально-умственное противостояние - зависит только от ситуации.


Дмитрий20 февраля 2009, 17:22
Уважаемая редакция, на одном дыхании прочитал "курс молодого бойца", все три части. Очень актуальный и, не побоюсь преувеличить, душеспасительный курс. Открываются духовные очи на многие житейские вопросы, казалось бы пустяковые, но не правильно понятые, могущие привести к гибели души, не только своей, но и ближнего. Благодарю Вас за курс. Надеюсь прочитать продолжение. С уважением, Дмитрий, студент ТДС.
Саша20 февраля 2009, 17:22
-- Нетрудно предвидеть реакцию некоторых читателей на эту цитату. Нам уже не раз доводилось слышать, что святые отца писали для своего времени, а сейчас старые, тем более ветхозаветные, методы вразумления абсолютно неуместны. «Это что же получается? – воскликнут такие читатели. – Вы против вежливости? За крики и ругань? За постоянные уличения и обличения?» --

Вот в том порочность ваших писаний, Ира и Таня, что вы без конца додумываете за других, вкладывваете в их уста высосанные вами из пальца реплики.
Андрей20 февраля 2009, 17:22
А как же быть со словами Божиими "А суд есть Мой"?
А также со словами ап. Павла "Жена да не учит"?
Лукашов Антон20 февраля 2009, 17:22
Политкоррекность -- способ выживания западного общества. Он заключается в выработке правил, мешающих разным культурным, религиозным, этническим группам столкнуться между собой. Проблема столкновения культур у них внезапно обострилась, вот они и лепят на скорую руку кривые правила.
И основным правилом стала преславутая толерантность.
У нас способ сосуществования людей из разных культур начал складываться еще до принятия христианства. Люди, населявшие леса и степи Евразии, всегда контактировали с другими людьми, и людьми не всегда приятными. Просто почти всем и почти всегда был нужен мир. Исключения забивают учебники истории, но мир был объективно нужен почти всем и почти всегда. Поэтому русские, татары, мордва и прочие народы и народности нашей страны умеют уживаться почти с кем угодно. Даже с евреями, с которыми у жителей Европы были проблемы до середины 20 века
включительно.
А у них на их полуострове ( а Европа -- это просто большой полуостров ) веками складывалась мозаика близких друг другу культур. Запад. В бывших испанских и португальских колониях люди тоже смогли ужиться друг с другом. У них нужды в политкорректности нет. Но посмотрите на историю Испании. Испанский халифат. Реконкиста. Потом завоевание полумира. Научились. А англосаксы не научились. Тут еще их
протестантская этика, не к ночи будет помянута. Испанец видел в негре-рабе человека, он заводил наложницу-рабыню, детям давал свободу, деньги; в испанских, французских и португальских колониях были богатые мулаты, даже мулаты-плантаторы. Американец заводил наложницу-рабыню и считал что он просто улучшает породу своих негров.
Видимо не мог считать негров людьми. Как и индейцев.
Вот и сложилась сейчас в Штатах дилемма: либо апартеид, либо толерантность. Выбирайте что ХУЖЕ. Они поигрались с апартеидом сколько могли ( пытаясь сделать одновременно плавильный котел для выходцев из Европы ). Но когда в Америку приехало слишком много азиатов, африканцев и латиносов и невидимые заборы перестали выполнять свои функции, тогда пришлось переходить к толерантности.
Издержки толерантности чрезвычайно высоки! Но в статье об этом сказано достаточно. Важно добавить только, что даже в среднесрочной
перспективе толерантность, сиречь политкорректность, свою задачу по предотвращению межкультурных конфликтов решить не сможет. Попробуйте объяснить правоверному мусульманину, что человек может жениться на родной сестре, потом развестись и вступить в межвидовый гомосексуальный брак с ее псом. Поэтому политкоррекность -- это просто попытка отложить разрушительные конфликты ценой потери своей этнической и религиозной идентичности.
Цена мне представляется чрезмерной. Да и никакой надобности в этой глупости нет. Повторюсь, мы умеем жить в мире с теми кто живет рядом с нами. И скорее не американцы нас, а мы их должны этому учить.
А к тому что они считают себя образцом для всего остального человечества...так они же самые богатые. Протестантская этика.
Сергий20 февраля 2009, 17:22
Большое спасибо авторам, Ирине Медведевой и Татьяне Шишовой, за этот труд!

Но, если будет позволено, я хотел бы поделиться оставшейся по прочтении этих страниц печалью. В большей степени – оттого, что миру реального зла противопоставляется, как мне показалось, мир идеальный. Будто есть на земле страна, где заповеди Божьи обладали юридической силой, и туда еще не поздно вернуться. Каждый православный, наверно, тоскует по этой стране. Но на земле ее нет. И не было никогда. И вся история нашего земного Отечества, подобно иконе, указывает на “вожделенное Отечество” Небесное.

Страшно столкнуться с новым иконоборчеством. Попытка разрушить систему знаков – отражение все той же непримиримой борьбы. Но если так, то единственная возможность устоять в этом столкновении – стремиться самим быть “живыми иконами”, указующими на Царство Небесное.

Спаси, Господи.
Алексей20 февраля 2009, 17:22
Девчоночки мои дорогие, какие же вы хорошие! Спасибо вам! :)
Александр20 февраля 2009, 17:22
Молодцы сестры, постоянно вас читаю со всем согласен.
Так держать от православной молодежи!
Александр20 февраля 2009, 17:22
Очень неплохо. Читал раньше несколько статей Ирины и Татьяны - жутко не нравилось, поэтому принципиально их не читал, включая и первые две части данной статьи. Но в этой, третьей части, мне сразу понравился анонс ("Можно обличать чьи-то плохие поступки и в назидание другим и т.д."), решил посмотреть, о чем статья. Заинтересовался с первых строк, прочитал на одном дыхании и преисполнен благодарности авторам. Со всем согласен, статью считаю очень полезной - понял множество моментов, которые до сих пор не понимал, но о которых много думал. Скопировал статью себе на память. Спасибо, так держать!
Анастасия20 февраля 2009, 17:22
К вопросу о "политкорректных ругательствах". В своих предыдущих публикациях авторы этой статьи довольно часто употребляли выражения типа "горе-миссионеры", "лжемиссионеры", в том числе по отношению к уважаемым священникам, несущим апостольское служение.
Если бы в этой статье И. Медведева и Т. Шишова указали и на свои былые ошибки, покаялись в них, это было бы гораздо правильнее.
ПафлеГ20 февраля 2009, 17:22
Ну что ж, аргументы убедительны. Осталось главное - что бы их услышали, глубоко осмыслили и приняли те, кто мыслит себя либерально-толерантно-прогрессивным человеком /как бы/ крепких моральных устоев.
Mamalyzhenko20 февраля 2009, 17:22
Отличная статья!
Огромное спасибо, полностью разделяю своё мнение с авторами по всем пунктам.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×