Храм Воскресения Христова и Новомучеников Церкви Русской в Сретенском монастыре уже возвышается над Рождественским, Петровским, Сретенским бульварами, уводя взгляды прохожих в высь, к сияющим узорчатым куполам. Церковь, построенная в самом сердце столицы, не спрятана за фасадами, а наоборот, выделяется на фоне центральных улиц. Теперь уже сложно представить, что такой традиционный, такой московский храм могли счесть неуместным в городском ландшафте. Споры остались позади — пришло время поговорить, чем стал храм Новомучеников Церкви Русской для города и для храмового зодчества, а также какие перспективы есть у русского храмостроительства в целом. С этими вопросами мы обратились к ректору МАРХИ, доктору искусствоведения, профессору, заведующему кафедрой Истории архитектуры и градостроительства Дмитрию Олеговичу Швидковскому.
— В праздник Вознесения Господня, 25 мая, пройдет освящение храма Воскресения Христова и Новомучеников Церкви Русской в Сретенском монастыре. Не секрет, что немало копий было сломано вокруг проекта в полемике между архитекторами и специалистами: многим хотелось принять в этом участие, предложить свои проекты, естественно кто-то оставался недоволен, критиковал; а с другой стороны, был и такой вопрос — само место строительства. Критики говорили, что это совершенно новый храм конкретно в этом месте, что он изменит, исказит городскую среду, атмосферу… На ваш взгляд, удался ли проект в этом плане? Вписался он в место, где находится, и насколько вы оцениваете оригинальность проекта как такового?
— Прежде всего я хотел бы сказать, что не ожидал такого результата, который получился. Когда мы на Комиссии по строительному развитию Москвы и сохранению ее наследия обсуждали место строительства храма, когда был конкурс проектов и наш Институт тоже участвовал (у нас был другой вариант, более скрытный, когда этот собор не так ярко проявлялся в городском ландшафте), — я не боюсь сказать, что мы чего-то тогда недопонимали и не ожидали того эффекта, который, видимо, владыка предвидел и который сейчас получился.
Должен сказать, что для меня, как для историка архитектуры и градостроительства, очень важен не только конкретный объект, но и образ города. Образ Москвы в начале XX века был совершенно необыкновенный. Это был один из удивительных и самых красивых городов мира. Так о нем говорили те путешественники, которые были наиболее чутки к Москве и имели право так высказываться, — поэты Верлен, Верхарн, норвежский драматург Кнут Гамсун, знаменитейший архитектор стиля модерн Чарльз Макинтош, которого Шехтер сюда пригласил, и он тут был в 1910-м году. Они все были абсолютно потрясены Москвой, и эта красота, к сожалению, была в большой степени уничтожена, прежде всего, с уничтожением 760 церквей. Все, кто из этих художников и поэтов видел Москву, — все говорили об этом удивительном эффекте: бесконечные купола в лазури, колокольни, вертикали…
Храм Воскресения Господня и Новомучеников Церкви Русской со своим характером: там есть, мне кажется, черты и трактовка древнерусского наследия в духе стиля модерн. Это очень правильно, на мой взгляд. Мы как бы строим такой важный храм, начиная с того момента в развитии храмостроительства, на котором остановились.
Русская церковная архитектура перед революцией находилась на очень высоком уровне. Это было несопоставимо ни с чем, ни с какими православными балканскими, католическими, протестантскими странами — ни у кого не было ничего подобного постройке Щусева (39 церквей), Шехтера, Кекушева; главные архитекторы авангарда Веснины проектировали, еще будучи студентами, много церквей… И уровень росписи и утвари!
Я со студенческих лет собираю архитектурные издания того времени. У меня есть все ежегодники московских и петербургских императорских архитектурных обществ, и там собраны лучшие проекты и постройки — совершенно очевидно, что это был расцвет церковной архитектуры. Потом наступило, как писал Шмелев, «сошествие во ад», наступила пропасть шириной почти в 90 лет, если учесть период, пока мы сориентировались и начали что-то делать, и прибавить его к советскому времени…
Это проект, подхватывающий великую русскую духовность в ее художественном выражении, которая пережила все эти годы и гонения
И сейчас для меня этот храм является знаковым не только в историческом (100-летие революции), не только в духовном, но и в архитектурном отношении. Именно этот храм обладает тем образом, который возвращает силуэт этой части города, потому что панорама, возникающая с Цветного, Рождественского, Петровского, Сретенского бульваров, с Трубной площади — прекрасна. Я каждый день езжу мимо и каждый день потрясаюсь, потому что неожиданно время повернулось вспять, и возникла та Москва, которая была такой фантастически красивой в глазах этих знаменитых путешественников. В отношении градостроительном это большая удача. Удачей было и строительство храма Христа Спасителя, потому что он мобилизовал пространство XIX века и стало понятно, куда пошли улицы, на что были ориентированы мосты, даже такие далекие, как Бородинский. А храм Новомучеников возвращает этому району города то, что было после строительства храма Христа Спасителя, — то состояние, ту атмосферу и тот художественный характер, который приобрела Москва того времени, которое мы называем Серебряным веком, — начала XX столетия. И это замечательно, потому что многие ориентировались на эти образцы, но никому не удавалось достичь подлинного эффекта. При том, что проект безусловно индивидуальный, он не воспроизводит что-то старое, это новый проект, но проект, подхватывающий великую русскую духовность в ее художественном выражении, которая все-таки, оказывается, пережила все эти годы и гонения и может восстановиться в архитектуре. Мы очень беспокоились последние годы о нашем церковном строительстве и даже создали выпускающую кафедру храмового зодчества в МАРХИ, единственную в Европе, и в Америке такой нет тоже.
— Последние четверть века у нас повсюду активно строятся храмы. Можно сказать, что мы переживаем расцвет храмового зодчества. Что радует вас из происходящего в храмовом строительстве, а что, может быть, беспокоит?
— Радует меня то, что среди уже немалого количества церквей, которое возведено, есть какая-то часть (пока еще не большинство), которые достигают высокого художественного уровня. Я отнюдь не хочу осудить других архитекторов. Если выпустить на Олимпийские игры спортсменов, которые лет 70–90 не тренировались, трудно ожидать от них каких-то невероятных результатов, а у нас результаты все-таки очень неплохие для такой ситуации. Но буквально в последние 5 лет появляются все более и более интересные и совершенные проекты.
Во-первых, что очень существенно, мы вышли на иной тип храма, чем это было раньше. Это и благословлено Святейшим Патриархом. То есть храм-комплекс, где находится и воскресная школа, и зал приходских и епархиальных собраний, и трапезная, и технические помещения: сейчас нужно и кондиционирование, и освещение; многие инженерные проблемы раньше решались другим образом, а теперь требуют отдельных помещений. Да даже гаражи подземные, особенно в Москве, — ну ведь негде поставить машину, поэтому ничего катастрофического в гаражах подземных я не вижу, хотя некоторые видят. В условиях нашего города другого выхода у нас нет.
Сформировался функциональный новый тип храма. Например, церковь Сергия Радонежского на Ходынском поле объединила все эти элементы в одном объеме, — это один из самых интересных храмов. С.Я. Кузнецов, наш профессор, построил, что очень отрадно.
На протяжении всей истории мы использовали один тип византийского храма — крестово-купольный. Или использовали западный тип храма, уже после Петра I: там мы просто встроились в ту дискуссию о церковном зодчестве, которая велась в Западной Европе, — так возникли собор Александро-Невской лавры, Петропавловская крепость.
Но византийскую тему мы развивали в ее масштабном построении, примером чему служит храм Христа Спасителя и масса других храмов в русско-византийском стиле, которые последовали за ним, — но они не очень много добавляли нового с точки зрения древней православной теории и представления об архитектуре. А вот сейчас мы начинаем по-новому интерпретировать крестово-купольную систему, и храм на Ходынском поле являет собой то, чего у нас не было, а в Византии было распространено: купольная базилика, где соединяются вытянутые элементы базилики, и это производит очень сильное впечатление в интерьере. Оставаясь в рамках православной византийской традиции — вряд ли нам надо куда-то от нее уходить, — мы можем использовать все огромное богатство древнего православного зодчества, идти вперед, развивая эту традицию.
Действительно странно, почему у нас использовался преимущественно один тип византийской церкви, хотя в Византии их было очень много. И это церкви, построенные великими святыми, и вряд ли есть какие-то сомнения в их каноничности или правильности.
Храм Воскресения Христова и Новомучеников открывает новую страницу истории искусства православного зодчества в России и в мире
Мне кажется, что храм Воскресения Христова и Новомучеников открывает новую страницу истории искусства православного зодчества в России и в мире. Сейчас уже и другие православные страны обращаются к нашим мастерам: в Сербии, в Черногории. Я, как член Совета по культуре при Святейшем Патриархе, должен сказать: мы уже видим, что церковное зодчество у нас не возрождается, а уже возродилось, и пример такого удивительного создания подлинной художественной и духовной среды в Москве, которое демонстрирует новый храм, — это огромное событие.
Мы как бы вынашивали это, учились. Сразу начать с чего-то выдающегося было просто физически невозможно, а здесь уже зрелая, новая и в то же время осмысляющая и опирающаяся полностью на традицию очень интересная архитектура. И интерьер, и убранство, и все сделано не только красиво, но и правильно, и некоторые новшества оправданы: все-таки церквей еще недостаточно, и на праздники очень нужно пространство. Да и вообще для церкви нужно пространство, это очень важно.
У меня трепетное отношение к этому храму: когда я в первый раз туда вошел, я почувствовал, с каким духовным напряжением, с какой любовью это сделано, — чувства всегда как бы живут в архитектурном пространстве, и здесь вы сразу чувствуете, что это новое пространство наполнено сильными и благими чувствами.
— Что вы могли бы пожелать или посоветовать всем, и молодым, и зрелым архитекторам, и людям, которые играют ключевую роль при принятии того или иного архитектурного проекта — владыкам, игуменам, ктиторам, например?
— У меня совершенно отчетливая позиция: я считаю, что мы должны навести мост через ту пропасть, когда практически не было церковной архитектуры. Для того, чтобы просто самим учиться и сразу выйти на высокий художественный уровень, мы должны опираться на совокупную историческую православную традицию, но прежде всего — на то, что было уже приспособлено к нашим условиям, к нашим национальным особенностям: это архитектура последних двух десятилетий перед революцией. Это будет правильный шаг, трудно ошибиться.
Я считаю, что мы должны навести мост через ту пропасть, когда практически не было церковной архитектуры
У меня даже есть такая мечта: существует целый ряд проектов наших великих архитекторов, утвержденных еще Николаем II, но не построенных. Я все пропагандирую один совершенно замечательный проект Щусева большого кафедрального собора. Но есть много других проектов неисполненных, но апробированных собранием профессионалов, которые лучше нас понимали, потому что были внутри этой традиции.
Я не пропагандирую точное следование определенным векам, это было бы глупо, но опираться на то огромное разнообразие направлений и художественных открытий, сделанных после создания храма Христа Спасителя и до революции, перерабатывая их, — это очень было бы полезно. Приспосабливая их к современным условиям, но все-таки исходя из той высокой профессиональной культуры церковного зодчества, которая была полностью раздавлена советской властью.
История, даже новая, предреволюционная, сейчас работает на нас, и это очень важно. Можно делать что-то совсем новое, но для этого нужно осмыслить то, что было. Без осмысления исторического пути православной архитектуры безответственно двигаться дальше. Мне кажется, допустим вполне такой чистый историзм.
В северо-западном регионе нашей страны много используют псковского, новгородского стиля, XIV–XVI вв. в основном. Часто строят исторический храм в новгородском духе и не понимают, что он своей лаконичностью очень подходит современности.
А вот строить новый храм Василия Блаженного или даже храм Спаса на Крови в Петербурге я бы сейчас никому не советовал — до архитектуры такой сложности мы не скоро дойдем. Говорящая архитектура XVI столетия — очень сложная и не до конца разгаданная, хотя вот сейчас вышла изумительная книга Андрея Баталова о соборе Василия Блаженного, окончательная книга, которая многое объясняет, и огромная. Но все равно моя позиция совершенно определенна: мы должны начинать с того момента, где мы остановились, и, возможно, идти дальше, опираясь как на опыт нашего Отечества, так и на опыт всего православного мира и, конечно, проникая в бесконечные богатства византийского искусства.
У нас огромное поле увлекательного изучения, исследования и творчества на этой основе. Это всегда неправильно, когда творчество не основано на знании, это получается всегда плохо. И я за то, чтобы мы все это изучали и пытались осторожно двигаться вперед.