Очередь к мощам святителя Николая Чудотворца растягивается по набережной Москвы-реки от Храма Христа Спасителя к Крымскому мосту и дальше. Возле нее каждый день дежурят священники, чтобы отвечать на вопросы людей, пришедших поклониться святыне. Часть из них — из Восточного викариатства Москвы. Вместе с ними там ежедневно бывает и управляющий викариатством, глава Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. По просьбе портала Милосердие.ru владыка Пантелеимон рассказал о том, кто приходит поклониться святыне, чего можно ожидать и о чем нужно помнить тому, кто собирается к мощам святого Николая.
— Сколько времени сейчас занимает ожидание в очереди к мощам?
— Людей много. 24 мая в очереди к мощам стояли три часа, 25 мая — уже четыре, она начиналась почти от зданий Генштаба на Фрунзенской.
— Как организован допуск инвалидов?
— На углу Остоженки и Соймоновского проезда есть пост, где дежурят социальные работники. Инвалидов первой группы, по паспорту и предъявлении документов, подтверждающих инвалидность, пускают в начало очереди. Также пропускают людей с грудными младенцами на руках и в колясках. Я видел, как там пропускали беременную, как женщину, которая не могла подняться в храм сама, поднимали на подъемнике для инвалидов.
Очень много детей стоят в очереди вместе с родителями. На пути следования есть автобусы, где можно отдохнуть, поэтому для них это не так сложно.
Вообще, все организовано очень хорошо. Обеспечивают питанием. Люди стоят в очереди, для кого-то это тоже небольшой подвиг.
— Кто пришел поклониться мощам святителя Николая, о чем спрашивают священников?
— Многие приходят со своими скорбями. У кого-то умерли близкие, у кого-то внезапно умер ребенок, у кого-то внук не разговаривает, хотя ему уже три года. У других операция, у третьих дети больные, у четвертой сын перестал общаться с матерью… Очень много людей несчастных.
Много воцерковленных, а есть и те, кто мало ходит в храм, никогда не исповедовался. Когда я спрашивал их, чего они идут просить у святителя Николая, многие — иногда даже хором — отвечали, что идут просить здоровья. Этим людям я объяснял, что здоровье души важнее, чем здоровье тела.
Стоят в очереди неверующие и некрещенные, стоят мусульмане, один мужчина спрашивал, можно ли ему идти к мощам, если он принадлежит к Армянской церкви. Очень много разных людей.
Люди, стоящие в очереди очень отзывчивые, готовые друг другу помогать. Они молятся. Просят, обращаются к Богу. Такие замечательные, хорошие.
— Что нужно знать тому, кто собрался идти к мощам, о чем нужно помнить?
— Такой человек, во-первых, должен быть готов простоять в очереди несколько часов. И конечно, в это время нужно не просто смотреть по сторонам и в нетерпении ожидать, когда пустят приложиться к святыне. Это время надо провести в молитве — к Богу, святителю Николаю, к Божией Матери.
Человек должен подумать, прежде всего, о здоровье своей души. Хотя, конечно же, если человек болен, или больны его близкие, он просит об исцелении. Но нужно подумать и о своих грехах. Господь пришел, чтобы дать нам жизнь, и дать ее с избытком. И в этом мире радость такой жизни воспринимается душой человека на духовном уровне. Очень важно, чтобы душа могла эту радость воспринять.
Когда мы чего-то просим у святителя Николая — хотя он и помогает бескорыстно, но мы сами должны подумать о том, чем мы можем ответить на его любовь и заботу о нас. Когда идешь к святыне — нужно обещать отказаться от каких-то вредных привычек, обещать не делать каких-то грехов. Если человек никогда не исповедовался, очень хорошо было бы сходить на исповедь.
Очень важно понимать, что святой Николай помогает нам не сам по себе, как какой-то «сверхчеловек» — а как проводник Божественной благодати. И эта благодать подается человеку не только когда он прикладывается к мощам. Она подается в церковных Таинствах — когда мы исповедуемся, причащаемся, мы приобщаемся к этой благодати и получаем ее от Бога.
К сожалению, не все это понимают, и не все люди, стоящие в очереди к мощам, знают о церковных Таинствах, не все стремятся чаще в них участвовать — хотя, конечно же, это прямой путь к получению того, что они хотят получить по молитвам святителя Николая.
Что еще важно помнить и понимать: святитель Николай прославляется Церковью, как «правило веры, образ кротости, учитель воздержания». Этим добродетелям, вере, кротости и воздержанию, человек может научиться у святителя Николая. Хорошо было бы почитать его житие, попросить его, чтобы он дал нам эти добродетели.
К сожалению, многие люди, верящие в Бога — верят неправильно. И научиться правой вере, той, что была у святителя Николая, было бы очень хорошо. Кротость — добродетель, к сожалению, не всегда распространенная даже среди православных христиан. А ведь без кротости нельзя получить благодать, нельзя получить прощение грехов, нельзя научиться радоваться по-настоящему.
А воздержание? Хорошо, когда люди свободно себя ведут — но когда свобода превращается в разнузданность, в следование своим похотям — тогда она, конечно, ведет ко злу. Учиться воздержанию, этой добродетели, которая необходима для спасения — ведь в Царство Небесное ведут не широкие, а узкие врата — мы тоже можем у святителя Николая.