В праздник Вознесения Господня митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Вознесенском храме посёлка Байрак города Горловка. По окончании богослужения владыка обратился к присутствующим с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, настоятель храма отец Геннадий, дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с двунадесятым праздником Вознесения Господня и с престольным днём этого храма!
В этот день мы вспоминаем событие, которое описывает нам Слово Божие.
Ученикам во время земной жизни Спасителя иногда было непросто понять, о чём Он говорит. Слыша Его слова, они воспринимали их совсем по-другому.
Спаситель очень часто учил о Царствии Божием. Но это Царствие Божие в их понятии было царством земным — царством земной славы, земной власти и земных благ. И настолько тяжело им было представить, что Царство Спасителя — Царство не от мира сего, что даже после Его Воскресения они продолжали Его спрашивать: ну вот теперь Ты будешь восстанавливать Израилю царство, становиться земным царём — после Своей смерти и Воскресения (Деян. 1:6)?
Нам точно так же, как и апостолам, очень трудно принять ту мысль, что у нас есть что-то большее, чем всё то, что есть на земле, и согласиться с ней. Это большее находится не здесь — не в этом времени, не в этом периоде нашей жизни. Оно находится там, где, по слову апостола Павла, жизнь будущего века и «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1Кор. 2:9).
Мы эти слова слышим и об этом знаем, но нам так же, как и апостолам, очень тяжело в эти слова поверить, потому что земная жизнь — вот она, рядом. Она состоит из конкретных обстоятельств, вещей, которые нас окружают, и того реального опыта, который мы все получаем. А та жизнь Небесная, о которой говорит Евангелие — это то, во что нужно поверить. Очень трудно бывает, находясь здесь, на земле, особенно когда здесь есть достаток, внимание, здоровье — всё то, к чему человек стремится, — задумываться ещё о какой-то другой жизни. Человеку она не нужна — он хочет, чтобы эта земная жизнь продлилась как можно дольше.
И вот Спаситель говорит о том, что не только здесь, на земле, есть жизнь. Он говорит о том, что она есть ещё там, куда наш взор, наш опыт не простирается. Всё, что мы знаем об этой земной жизни, заканчивается кладбищем и датой смерти, которая стоит после даты рождения. Но после этого есть продолжение. Хотя Спаситель говорил об этом много раз, даже апостолам поверить в это было очень трудно. И тогда Он не только говорит, но и показывает, что существует и другой мир, другая жизнь, которая не хуже, а лучше этой земной жизни.
На сороковой день после Своей Воскресения, пребывая с учениками, когда они ждут от Него, что Он будет сейчас брать власть и восстанавливать Израилю его царство, Он в их присутствии после молитвы на Елеонской горе возносится на небо. Небосвод, на который мы смотрим, — это не то место, где пребывает Бог и где та будущая жизнь, напоминание, что ученикам не нужно смотреть только на землю и думать только о земном царстве, восстановления которого они от Него продолжают ждать.
Нам нужно научиться отрывать своё сердце от земли и возносить его к Богу — туда, где пребывает Отец Небесный и Воскресший Христос. Ученики в этот день об этом задумались и это поняли. Им стало понятно, что не будет никакого земного израильского царства, в котором они будут соправителями земного царя Иисуса Христа. Они начинают вспоминать все слова, которые Он говорил, и понимать, что то Царство не от мира сего — действительно не в этом мире и не в этих земных реалиях себя осуществляет и проявляет.
Внешним образом Христос от них становится дальше, потому что Он уже больше не приходит к ним, как Он это делал в течение сорока дней после Воскресения, но они понимают, что их сердце к Нему становится ближе. Они могут не ждать Его прихода в какую-то минуту, а всегда сердцем пребывать с Ним, потому что то Царство, куда Христос вознёсся, хотя и не от мира сего, но живя здесь, на земле, можно к нему прикоснуться и в нём жить. И это то, что Господь дарует Своим Воскресением, Своим вознесением на Небо и сидением одесную Отца.
Одновременно случилось и расставание, и приобретение нового опыта — познание того, что такое Царство Божие и какой подарок от Бога — иметь это Царство всегда в своём сердце, ближе, чем когда-либо, чем когда Христос был с ними видимым образом. Всё это происходит сегодня, поэтому мы этот день празднуем как двунадесятый праздник.
Хотя нам не легче, чем апостолам, поверить, что кроме этой земной жизни есть ещё какая-то другая, и мы, даже говоря о том, что веруем в ту жизнь вечную и знаем, что в ней пребывает Христос, всё равно больше привязаны к этой земной жизни. Наша вера в Бога связана бывает скорее с ожиданием того, что Он здесь, в земной жизни сделает нас счастливыми, чем с пониманием того, что эта земная жизнь — начало вечной жизни, если мы здесь научимся жить со Христом. Этот день — для того, чтобы нам напомнить о самом главном: о том, что мы все будем со Христом, если захотим вместе с Ним быть, если мы эту жизнь изберём, если мы каждый день будем полагать начало этой бесконечной жизни своими делами и словами, нося звание христианина.
Дай Бог, чтобы с каждым из нас это произошло. Чтобы в то, во что трудно было поверить апостолам, легко было верить нам, то, что они не понимали, мы смогли понять, и в том, в чём уверил их Господь, уверил Он и нас в день сегодняшний.
Поздравляю всех вас с праздником! Храни вас всех Господь!