Православный календарьПравославный календарь
Две весны с интервалом в 60 лет
Екатерина Сачкова
«Болеет?» – женщина вздрогнула от голоса незнакомого старичка, неожиданно оказавшегося рядом с ней.
Богатство дяди Гены-прораба
Ольга Шигина
Я оглядываю его скромное жилище, пытаюсь понять, как бы улучшить его жизнь, и вдруг разочарованно понимаю, что у него… уже все есть!
Слово о мирской печали, печали ради Бога и человеческом утешении
Митрополит Лимасольский Афанасий
Иногда Бог скрывает Свою благодать, и человек остается один, чтобы побороться, претерпеть, чтобы явилась его сила, его дерзновение перед Богом.
«Ему выпало счастье пророка, никто не имеет права гадать на него»
Прот. Анатолий Правдолюбов
Мы противопоставляли отрадное прискорбному, и находили, что отрадное настолько в жизни нашей превозмогает, что о прискорбном и трудном даже и говорить не приходится.
Сколько рук должно быть у правильной женщины
Анна Сапрыкина
Чаще всего все наши разговоры о роли женщины в традиционном обществе опираются на мифические, никогда не существовавшие образы.
«С отцом Сергием и тюрьма не тюрьма»
Прот. Сергий Правдолюбов
Отец Сергий часто цитировал святоотеческое изречение: «Кто не ощущал на себе действие бесов, тот не начинал еще духовной жизни».
Бог лишил меня почти всего, но я Ему благодарен
Илья Долматов
Я живу, мыслю, общаюсь, радую дорогих мне людей, у меня есть друзья и враги, я ненавижу и люблю.
И такая дребедень… Записки соцработницы
Ирина Худякова
Ира, зачем вы снова говорите, что купили мне́ «Феликс» с лососем? Это не мне, а моей кошке!!! Прошу Вас больше не позволять себе таких фамильярностей!
«О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся»
Митрополит Лимасольский Афанасий
Всем нам нужно научиться любить место, в котором мы живем. Равнодушие и неуважение к нему служит признаком душевного беспорядка.
«Как не любить молиться? Это самое главное»
Беседа с новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви
Архиерейская митра говорит мне не столько о славе архиерейского служения, сколько о тяжелой ответственности.

Были ваши, стали наши

Мысли о сегодняшнем родительстве и воспитании

Третий очерк Андрея Рогозянского отвечает на вопросы, почему родитель теряет нить воспитания и что настраивает детей против старших.

Природная потребность воспитанности

Бунт против запретов и правил, преувеличенное внимание к личной неприкосновенности, обидчивость… Знакомые нам по поведению подростков вещи, несмотря на массовость, не являются природными; они заимствуются и приобретаются детьми позже. Таков эксцесс «теста в неправильной форме» — обрыва педагогической коммуникации.

По природе своей ребёнок не ищет свободы, для него более важно внимание старших

По природе своей ребёнок не ищет личной свободы, для него более важны внимание и оценка старших. Временами дети проявляют упрямство и лень, но принцип послушания как таковой не подвергается ими сомнению, пока взрослый не отчуждается сам и не иссякает переток жизненного содержания в сообщающихся сосудах родительской и детской душ.

Любовь к детству, тяга к педагогическому творчеству сегодня встречаются редко. Мало о ком скажут: он или она любит детей. Идея личной независимости довлеет не только над младшим; взрослый по-своему также не прочь освободиться от ребёнка. Стиль времени — деловой, торопливый, прагматический — диктует свои интересы. Детьми занимаются через силу и на педагогические обязанности взирают как на повинность. Детские непоседливость, жажда родительского внимания воспринимаются как настоящая тирания!

Ребёнок видит это, он знает, что нужен взрослым только в редких случаях. Подходя с просьбой или вопросом, он то и дело рискует напороться на раздражённую отповедь или на рассеянные общие фразы. Его внимание раз за разом переадресовывают к телевизору и развлечениям. Мир живого общения ограничен одновозрастной средой, где дети и подростки, оставленные педагогическим участием, живут по своим диковатым законам, напоминающим законы большой стаи.

Стихия подростковых тусовок и соцсетей — это современный аналог подворотни

Взрослый первым выкорчёвывает привязанность к себе, поощряет психологическое беспризорничество. Стихия подростковых тусовок и соцсетей — это современный аналог подворотни. Дети из приличных семей, хорошо одетые, экипированные «гаджетами», в педагогическом отношении, по степени своей упущенности, увы, недалеко отстоят от армии беспризорных оборванцев прошлого.

Антивоспитательная дрессура

Призывают дать ребёнку свободу, забывая спросить: а чего больше желает он сам — отделённости или со-бытия с родителем? У Антона Макаренко в «Книге для родителей» есть печальная история со счастливым концом. Одинокая мать тяжело переживает измену и уход из семьи мужа. Она растеряна, судорожно пытается начать жизнь заново, совершая при этом по отношению к подростку-сыну мыслимые и немыслимые ошибки. Кажется, что воспитание безнадёжно испорчено. Но стоит героине отвлечься от себя самой и своего горя, сместить акцент на помощь ближнему и служение высокой цели, как сын возвращает своё уважение и встаёт рядом с матерью.

Резервы сыновнего всепрощения, притяжения к родителю велики, почти безграничны.

Примитивный подлог: рассматривать детскую свободу исключительно как свободу от воспитующего. Родителю и учителю одним не разрешается оказывать влияние! Остальные субъекты процесса, как-то: одновозрастная среда, масс-медиа, проповедники радикальных течений и деструктивных идеологий, — не несут обязательств. «Запрещается запрещать» — этот лозунг бунтующей молодёжи Парижа 1968-го характерно передаёт дух антипедагогики. Детям между тем откровенно промывают мозги, настраивают против родителей. А ведь из того, что ребёнок — отдельная личность, никак не следует, что любому встречному-поперечному позволено вбивать любую дрянь ему в голову…

Отдельность, самостоятельность личности (раньше говорили, самостояние) — это самостоятельность и отдельность во всём, в первую очередь по отношению к пошлости — к поверхностным отношениям и вызывающим поступкам. Умение, которое не даётся само по себе и которое необходимо воспитывать.

«Были ваши, стали наши», — я-культура с ехидством потирает руки, принимая «тёпленькими» и облапошивая новые и новые души. В подростковых компаниях фактор негативного мнения, обструкции в отношении «не такого, как все», не соответствующего стандарту, крайне существен. Это настоящая дрессировка, происходящая в то время, когда родитель пальцем боится шевельнуть из опасения стеснить мнимую детскую свободу.

Преемство в непослушании

Дитя с ясным челом и улыбкой, проявлявшее вчера ещё столько открытости, пылкости сердца, стыдившееся неправды, любившее церковность, напускает на себя безразличие и отрицание, чуждается, кривляется и увиливает, говорит с чужих слов, перенимает чьи-то ужимки… Взрослый, замечая эту порчу детской души, не находит ничего другого, как успокоить себя. Он машет рукой, объясняя всё тем, что, дескать, «ничего, в жизни поможет, так ещё лучше…».

Мы — христиане, смирившиеся с собственной невозможностью, признавшие превосходство мирского разума. Приобретение даже не христианских добродетелей, но обыкновенной культуры, правил хорошего тона кажется нам во многом чем-то нежизненным, непозволительно дорогим.

Всегда бывшие ориентирами педагогики непосредственность, скромность, совестливость, послушание, услужливость, исполнительность ребёнка перестают оцениваться как необходимые и похвальные. Возможно, что современный родитель даже выразит сомнения в пользе их. В хит-парад симпатий войдут совершенно другие детские качества: раскованность, хорошо подвешенный язык, способность управляться с техническими устройствами, деловитость, в подражание взрослой солидности, для девочек — зрелая не по годам внешность, умение «сказануть», преподнести себя перед старшими, рассмешить за столом. Этим гордятся, и сообщения и фотографии, в удостоверение смелости и креативности чада, выставляют в соцсетях.

Свободолюбивое, раскрепощённое поведение романтизируется. Одна знакомая мамочка много раз пересказывала фразу дочери-четырехлетки: «Ни фига себе, мама пришла!». С её точки зрения, это было смешно и здорово. Другие родители часто слушали Гребенщикова, и куплеты и отдельные фразы, вовсе не детского содержания, в подражательном исполнении малышей приводили их в совершенный восторг.

Идеи я-культуры действуют изначально в самом воспитующем. Далее, через эмоциональные импульсы поощрения, осознанные и неосознаваемые, они передаются к ребёнку. Послушание и преемственность, таким образом, остаются, они никуда не девались. Только в наш век это будет усвоенная с детства вера в главенство для каждого своих интересов — странные, парадоксальные послушание-в-непослушании и преемственность-в-индивидуализме.

Может ли любовь являться заменой воспитанию?

Длительное время педагогика ставила целью взрастить в детях правдивость, трудолюбие, прилежание, дружеские качества, способность выполнять обещания, доводить начатое дело до конца. Сегодня богатство опыта, многообразие воспитательных приёмов, нюансы взаимоотношений, напряжение сил поглощены наименее определённым и наиболее приятным — превознесением на разные лады «ЛЮБВИ». Любви к детям.

Взяв в руки педагогическое пособие полувековой давности, мы будем видеть рекомендации по исправлению недостатков ребёнка и развитию положительных качеств. Раскрыв книгу авторства нынешних корифеев, мы обнаружим, скорее всего, обсуждение родительской ненормальности при единой общей рекомендации максимальной любви.

Любовь — подпорка и палочка-выручалочка, универсальный аргумент и объяснение. Редукция современного педагогического сознания наверняка имеет связь с мощным, стремительным и неодолимым шествием идеи любви. Люби (представляй, что любишь) и спокойно живи своей жизнью: делай карьеру, общайся с друзьями! Люби (покупай) — и ощущай себя в числе лучших родителей на свете! Люби и не забивай голову разной ерундой (что там происходит в школе, почему одежда у дочери стала вызывающе открытой и как быть с неспособностью сына забить молотком гвоздь).

С.И. Гессен в «Основах педагогики» назвал воспитательную работу прикладной философией. Обратившись к философским источникам, мы обнаружим, однако, что тема любви для мудрецов всех времён и народов представляла одну из труднейших. Интересно наблюдать за тем, как на фоне угасания воспитательной культуры, распространения антипедагогики родители и профессионалы пытаются переопределять простые вещи через более сложные.

В пространстве я-культуры любовь — сирота! Сколько ни пой песен «о главном», ни снимай мелодрам, дефицит любви для современности — данность. Таковой вытекает логически из всей организации жизни отчуждённых, противоречащих друг другу по интересам, зацикленных на комфорте, на принципе удовольствия и личной свободы субъектов.

О любви говорят тем больше, чем её меньше

Любовь для нашего современника — это задание «на засыпку», напоминающее сказочные: «принести то, не знаю, что» и «достать перстень со дна моря так, чтобы рук не измочить». О любви говорят тем больше, чем её меньше. В мире прошлого, где люди не искали своего и все вместе стремились быть счастливы одним общим счастьем, разговаривать о любви считалось неприличным, да в этом и не было особой нужды.

В детях из-за недостатка жизненных впечатлений, отсутствия горького опыта следования своим желаниям преобладание «принципа удовольствия» над «принципом реальности» бывает проявлено острее всего. Цель родителя — побудить ребёнка преодолевать принцип удовольствия в пользу принципа реальности. Любовь, трактуемая в контексте личного выбора ребёнка, с неизбежностью даст «принципу удовольствия» перевес.

Если провести опрос родителей с предложением описать своё представление о любви, для большинства это будет эмоциональный «позитив»: чувство успокоения и неги с ребёнком, удовлетворения общих желаний, устранения острых вопросов. Но такое состояние неустойчиво, скоропреходяще! Плодотворно кропотливое, последовательное педагогическое действие, побуждаемое любовью к ребёнку.

Андрей Рогозянский

31 мая 2017 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 1106 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О философии Вовки в Тридевятом царстве О философии Вовки в Тридевятом царстве
Андрей Рогозянский
О философии Вовки в Тридевятом царстве «Вредные советы» родителям,
или О философии Вовки в Тридевятом царстве

Мысли о сегодняшнем родительстве и воспитании
Андрей Рогозянский
Сегодня родители деморализованы, они ощущают внутренний барьер при указании своему чаду на должное и недолжное: «Откуда я знаю, что для него правильно?»
О воспитании детей, «безусловной любви» и родительской строгости О воспитании детей, «безусловной любви» и родительской строгости
Психолог Ольга Лысова-Бродина
О воспитании детей, «безусловной любви» и родительской строгости О воспитании детей, «безусловной любви» и родительской строгости
Беседа с семейным психологом Ольгой Лысовой-Бродиной
Что такое «безусловная любовь»? Какой смысл вкладывает в это понятие православная психология? И совместима ли такая любовь с требовательностью и строгостью?
Когда горят роботы Когда горят роботы
Cвящ. Сергий Якушкин
Когда горят роботы Когда горят роботы
Cвященник Сергий Якушкин
Когда мы требуем от детей соблюдения определенных требований, мы относимся к ним как к роботам. И вполне возможно, что они смогут найти лазейку… Мы подспудно толкаем их к лицемерию.
Комментарии
Светлана 5 июня 2017, 15:50
в ответ на ПП от 1 июня 2017, 23:22:
Странно... Неужели Вы считаете, что в современном обществе в принципе невозможны нормальные, Богом установленные отношения между детьми и взрослыми? Или хотя бы стремление людей соответствовать им вопреки всем существующим безобразиям?
Такое понятие, как истинная любовь и взаимопонимание между родителями и детьми, педагогами и детьми для Вас есть исключительно "суррогат, прикрываемый этим словом, подлинного значения которого никто не понимает"?
Ирина 5 июня 2017, 11:22
Очень хорошая статья.Но что делать,когда дома пытаются воспитывать так,как нужно,а среда обитания делает своё чёрное дело.Это о семье моих знакомых.Семья воцерковлённая,дети с детства в церкви,учатся в православной гимназии,.воспитывать пытались как положено,а дети теперь сюрпризы преподносят.Типа-все веры хороши,все ведут к Богу.Вот так!
евдокия 3 июня 2017, 23:52
Может быть нужно начать с того что показать кто в доме главный? Что мать хоть и одиночку подросток должен слушать беспрекословно. Выкинуть телевизор с планшетами оставить один компьютер только для учебы в крайних случаях и начать жить по человечески? Я лично точнее моя семья именно так и делает. Дети в ваших руках. Лепите. Кто им барахло-То покупает с компьютерами? И деньги на руки дает? На сигареты...
Алексий 2 июня 2017, 16:54
Дерзну ответить читателям, задающим вопрос: "Что делать, по порядку: 1,2,3". Друзья, если ребёнок УЖЕ преодолел грань привязанности, а воспитательный взаимный контакт утрачен, это значит, что ошибки, изложенные ув.автором, УЖЕ совершены; пути назад нет. Человеческих сил недостаточно, чтобы даже остановить этот пагубный процесс, а уж повернуть его вспять - и подавно. Ответ один (сошлюсь на о.Димитрия Смирнова и проф.А.И.Осипова):
1. Молиться.
2. Каяться искренне.
3. Сознать свою полную немощь, невозможность исправить дитя своими силами.
4. Вопиять о помощи ко Господу, к пресв. Владычице Богородице, к любимым святым, ко Ангелу Хранителю чада.
5. Предать себя и чадо в руце Божии.
Прошу молитв.
Анна Гончарова 2 июня 2017, 16:36
Если ребенок маленький, построить вместе домик из конструктора или поиграть в прятки. Детям постарше можно поручить часть Вашей работы. Ну, например, самому составить список продуктов для семьи и вместе пойти за покупками. Если у Вас свое дело, поручите какую-то простую работу и терпеливо и с любовью поправляйте Ваше чадо, если что-то идет не так. Ребенок должен чувствовать свою нужность, получать удовольствие от принятия правильных решений. Конечно, лучше всего это удается в многодетной семье. Помоги нам Бог! Дети - это самое дорогое, что у нас есть. Воспитание - нелегкий труд, который облегчается Верой и Любовью.
Анна Гончарова 2 июня 2017, 16:23
Начать, мне кажется, нужно с себя. Кто-то сказал, что наши дети - это непосредственное отражение наших недостатков. Во-первых, на исповеди покаяться, что не умеем по-настоящему воспитывать детей. Совет священника - всегда ответ Господа Бога на наш вопрос. Меня священник после исповеди всегда спрашивал, люблю ли я детей сердцем своим. Я сначала не понимала, зачем он спрашивает. Потом осознала, что по жизни мы - эгоисты, думаем в первую очередь о себе. А когда меняем отношение к ближнему и начинаем жертвенно служить ему, тогда вся жизненная ситуация меняется, и в первую очередь - воспитательная. А из практических советов могу поделиться, что лучше всего помогают совместные с детьми проекты.
Александр 2 июня 2017, 14:29
Присоединюсь к большинству. Статьи как анализ ситуации, очень хороши. К сожалению, практической ценность их невелика. Дети ведут себя непредсказуемо и абсолютно ничего не помогает - ни слова о любви, ни внимание к их интересам, ни разговоры о вере. Стоит признать, что я - культура победила навсегда и это естественная ситуация при приближении к Апокалипсису, куда уверенно движется и весь мир. Остается только смиряться, потому что по - другому может быть еще хуже.
Лариса 2 июня 2017, 09:37
Здравствуйте!Я мама-одиночка двоих мальчиков, так уж вышло что папа наш ушел почти 7 лет назад.Конечно как бы я ни старалась роль отца никогда заменить не смогу, но все же ответ придется держать как я воспитала детей, все ли возможное сделала?Порой бывает не слушаются, спорят, тема учебы и во все отдельный разговор, да и в храм уже ходят не с такой охотой когда были малышами.Стараюсь читать им на ночь какие-нибудь реальные истории из жизни, Святое Евангелие, а перед вечерней молитвой просим друг у друга прощения, обнимаемся, и говорим друг другу "я тебя люблю".обязательно благословляю на ночь и утром, с утра целуют крест и пьют святую воду.Может быть эти советы кому нибудь помогут.
Сергей 2 июня 2017, 01:04
О великое поколение "Икея". Как же хочется получить инструкцию в её стиле! Нет не получится! Надо думать. Воспитать ребёнка,это не собрать стул. Инструкция очень проста. Хочешь воспитать, займись своим перевоспитанием. А именно это страшно трудно сделать. Напрямую это в статье не сказано, но подразумевается. Да, любви нет! Её нет к детям, жене, родителям... Они все раздражают. Что делать? Через нехочу "творить дела любви". Это ответ прп.Амвросия Оптинского. Притворись, что крайне интересуешься,придя вечером уставший, почему у пупсика ручка отвалилась. И как жене, имеющей 15 пар обуви летней, купить по распродаже саббы.

Димитрий 1 июня 2017, 23:52
Спаси Господи! Статья заставляет еще раз задуматься. И это хорошо.
Отцы говорят, что причинами немощи наших детей надо видеть наши собственные немощи (об этом и в статье) и искренне каяться в них. Также говорят, что надо с болью и постоянно, не унывая, молиться о детях, хотя бы кратко, но всегда и от сердца. Пресвятая Богородице, помогай нам.
п.п. 1 июня 2017, 23:22
Светлана 1 июня 2017, 12:51 "истинная любовь и взаимопонимания между родителями и детьми, педагогами и детьми преобладает". Преобладает не "истинная любовь", а суррогат, прикрываемый этим словом, подлинного значения которого никто не понимает. Те же родительницы и педагогини в своей частной жизни используют это слово в оборотах типа "заняться любовью". И это очень показательно...
Ольга 1 июня 2017, 15:30
Андрей, здравствуйте. С интересом читаются Ваши статьи. И согласна с мнением Екатерины - что делать? "Плодотворно кропотливое, последовательное педагогическое действие, побуждаемое любовью к ребёнку". Если можно, по шагам - 1, 2, 3. Это не из ехидства, от отчаяния. Коротко -
я мать - одиночка, моя дочь - ранее милая, веселая, любящая становиться такой, как Вы и описываете...ЧТО ДЕЛАТЬ?
1 июня 2017, 15:04
Хорошо, а конкретные действия какие? У меня дома сидит ребенок который целыми днями играет в компьютер, меня не слушает, хорошо если вежлив иногда, ему все побоку? И вот я пытаюсь его заставить это все бросить, но ничего не получается. Тогда махаю рукой и живем кое-как, как получиться. Таких ситуаций очень много. Есть и еще интереснее: когда пьют вместе с детьми например. При том этот ребенок иногда чувствует - что-то не так, но к родителю не идет за решением, у них нет контакта, вообще. Он не хочет слушать и его не хотят. Родитель кричит: "Я!Я знаю как правильно!". Но не выходит ничего. Ребенок кричит: "Я!Мои права и удовольствия!". Но никто не хочет слушать другого. Просто слушать и все.
дПавел 1 июня 2017, 14:53
Спасибо за то, что взяли столь сложную и все-таки благодарную тему
Екатерина 1 июня 2017, 13:56
Андрей, с удовольствием читаю все Ваши статьи, жду продолжения, но сейчас создается ощущение, что Вы затянули с постановкой диагноза. Очень хотелось бы, чтобы пошел уже переход к конкретным педагогическим рекомендациям - что делать-то?
Светлана 1 июня 2017, 12:51
Все правильно, проблемы и болевые точки вскрыты, но после прочтения статьи остается, увы, тоскливое ощущение безысходности.
Наверняка автор не одинок в своем неприятии "я-культуры",но все-таки истинная любовь и взаимопонимания между родителями и детьми, педагогами и детьми преобладает, только проявляется тихо и ненавязчиво, не бросается в глаза. Хотелось бы больше позитивных примеров. В пропасть негатив и уныние!
Марина 1 июня 2017, 11:41
Дорогой Андрей, спасибо большое за статью! Много хороших мыслей, но только вот к концу начинаешь запутываться - либо много слов, либо автор сам не уследил за главной мыслью повествования...
Ольга 1 июня 2017, 09:48
Супер!!! статья просто супер!! Буду рекомендовать знакомым!!! Спасибо, Андрей!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×