Не Чехов

О фильме Андрея Звягинцева «Нелюбовь»

Кадр из фильма «Нелюбовь» Кадр из фильма «Нелюбовь»

Давно ждал фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Мне было интересно, как этот, без сомнения, талантливый и именитый режиссёр раскроет тему трагедии и гибели современной российской семьи. Тему, под которую, пожалуй, и не надобно писать сценарий, ведь нет сейчас практически ни одного человека, которого бы прямо или косвенно эта проблема не коснулась в реальной жизни.

Не люблю страшных и тяжёлых фильмов, но в таких темах «жесткач» необходим

Ждал я этот фильм по двум причинам. Во-первых, посмотрев трейлер, я понял, что разговор будет очень серьёзным, а сюжет — предельно жёстким, без всяких хеппи-эндов. Не люблю страшных и тяжёлых фильмов, но всё же считаю, что в таких темах «жесткач» иногда крайне необходим. Ведь он может стать последним весомым аргументом в дискуссии с тем, кто стоит на пороге, может быть, одного из самых важных решений в своей жизни.

Во-вторых, на мой взгляд, самое главное: в ленте была заявлена попытка Звягинцева показать, что важнейшая часть проблемы распада семей, о которой обычно как-то все забывают, — дети. В любом семейном конфликте всегда виноваты обе стороны — кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, — но всегда есть невиновный, и при этом более всего страдающий в такой ситуации — ребёнок.

Собственно, сюжет фильма довольно прост: материально вполне благополучная московская семья переживает завершающую, самую нервную часть развода, при которой происходит делёж имущества. Все отношения давным-давно выяснены, и холодно ненавидящие друг друга бывшие муж и жена, уже определившиеся со своим будущим в лице новых «партнёров», не могут решить главный вопрос — куда девать ребёнка, подростка Алёшу.

Режиссёр не занимается простым морализаторством и не подталкивает зрителя к выводу о том, кто виноват больше. Эмансипированная ли, привычно «занимающаяся собой» мама Алёши, не скрывающая изначальной нелюбви к своему мужу («Вышла за тебя по залёту, побоявшись сделать аборт, да и от матери оторваться хотелось», — говорит она ему) и осознанной, идущей с самого рождения от нераскрытого дара материнства нелюбви к своему ребёнку, которого она, отчасти ещё и мстя мужу, не желает взять на своё попечение после развода?

Или же виноват папа — равнодушный и недалёкий эгоист, от которого ждёт ребёнка женщина на стороне и которого во всей этой ситуации смущает не столько то, что сын при живых родителях, в самом уязвимом возрасте, может оказаться в интернате, а то, что его шеф, «задвинутый» на православии самодур (в фильме сотрудники называют его «Борода»), узнав про эту историю, может уволить его с высокооплачиваемой работы?

Никому не нужный ребёнок, подслушавший разговор родителей о своей будущей нелёгкой судьбе, убегает из дома, причём родители, погружённые в свои проблемы и свидания на стороне, обнаруживают пропажу только через несколько дней.

Сразу хочу предупредить: чуда в фильме не случается, кризис семью добил ещё больше, причём совершенно очевидно, что новые варианты обустройства личной жизни тоже не закончатся ничем хорошим, ну а самое главное — в самом конце картины мы вместе с нерадивыми родителями увидим растерзанное то ли маньяком, то ли электричкой тело Алёши в грязном морге…

Фильм настолько драматичен, что в нём, несмотря на прекрасную игру актёров, теряется реалистичность. Все герои, за исключением, пожалуй, волонтёров-поисковиков, показанных довольно статично, — отрицательные, пустые, глупые и эгоистично-недалёкие обыватели, тоскливо взирающие на серый снег за окном и телевизор, красноречиво рассказывающий о войне в Донбассе.

Несомненно, режиссёр в картине много раз «попал в самую точку», показывая, например, патологически одиноких, жующих жвачку социальных сетей современников, или же давая понять, что корень семейных проблем стоит искать в несчастливом детстве родителей погибшего мальчика.

Непонятно, то ли мэтр осуждает ханжество, то ли идею способности Православия быть «солью земли»

Кстати, серо-ледяной мир Звягинцева при этом обильно затенён и примерами самого отвратительного религиозного ханжества. Причём не совсем понятно, то ли мэтр осуждает само ханжество, то ли идею способности Православия быть «солью земли» как таковую.

Помимо вышеупомянутого «православнутого» начальника бывшего главы семьи, существенное место в драме занимает «православная» тёща, которую бывший зять за скандальный и тяжёлый характер метко называет «Сталин в юбке». Бабушка, у которой весь дом обклеен иконами, вперемешку с божбой осыпает матерной бранью взволнованных родителей Алёши, приехавших к ней поздно ночью в поисках пропавшего ребёнка, и категорически заявляет, что ни в коем случае не позволит «сбагрить» внука ей и что надо было «раньше меня слушаться и аборт делать».

Страшно, что слово «аборт» неоднократно звучит в картине, как нечто спасительное для всех: незадачливых жены, мужа, единственной бабушки, а главное, самого Алёши, жизнь которого сложно назвать жизнью. Собственно, его страшная кончина в некотором смысле выглядит в итоге как избавление для него самого, обречённого иначе впоследствии замкнуть порочный круг и сделать кого-то тоже несчастным и одиноким.

Ханжески молится Богу и счастливая женщина, так или иначе поучаствовашая в разрушении чужой семьи и довольно равнодушно относящаяся к тому, что у её мужчины пропал без вести ребёнок от предыдущего брака.

А счастливой семейной паре (пожалуй, это единственные, кроме поисковиков-добровольцев, неинфернальные герои в картине), пришедшей посмотреть выставленную на продажу квартиру, мама Алёши говорит: «У нас район очень хороший: магазины и школа рядом… недавно храм построили». «Храм — это хорошо», — автоматически соглашается потенциальный покупатель, явно думая о своём.

Подведу итог. Фильм внешне крайне объективен, злободневен, точен, тонок... Только смотреть не советую. Он провален — как с точки зрения попытки хотя бы поднять для позитивного обсуждения проблему кризиса семьи, а не просто «ткнуть пальцем» в моральное уродство героев, так и с точки зрения искусства. Автор заявлял благую цель картины — чтоб вышедший из кинотеатра зритель пошел домой и обнял своих детей. Это было бы прекрасно! Но почему-то, кроме тяжкого уныния и тоски, фильм других чувств не оставляет... Вместо катарсиса — ощущение мешка, огревшего из-за угла по голове.

Андрея Звягинцева как художника я бы в чем-то противопоставил Антону Павловичу Чехову.

Во многом они похожи, похожи и по силе таланта. Герои Звягинцева по отдельности весьма реалистичны, они как бы сотворены скудным, лаконичным, но изящным росчерком пера. Поднимая важную проблему, режиссёр, как и Чехов, отходит в сторонку и не довлеет над своей аудиторией, не понуждает её сделать единственно правильные выводы.

Режиссер видит мир чёрно-серым — и оттого упрощает поднимаемые им проблемы нашего бытия

Однако в главном Звягинцев — Античехов нашей современности. Он не умеет (пока?) разглядеть в самом падшем человеке искорки добра. Или хотя бы простить героя за его страдания. Создается впечатление, что он, как автор, не чувствует боли за своих героев, не сочувствует им. Вспомним, например, отчасти похожий сюжет повести Антона Павловича «В овраге», где тоже в несчастной семье мученически погиб ребёнок, — там даже лютые крестьяне, загубившие жизнь младенца и его матери, вызывают... некую боль за их моральную инвалидность. Не оправдание и попустительство, но боль, очищающую душу читателя. У Чехова вместе с автором читатель не столько осуждает героев, сколько болезнует душой о том, что они — такие. У него остаётся надежда, что у них есть шанс хоть немного измениться в лучшую сторону…

На этом фоне режиссер видит мир словно чёрно-серым — и оттого упрощает, в отличие от Чехова, поднимаемые им важные проблемы нашего грешного бытия.

Впрочем, Чехов начинал как автор талантливый, но не совсем глубокий. Хочется верить, что и творческий путь Андрея Звягинцева еще открыт для благих трансформаций, к каковым ведут возраст, опыт и неосуждающее внимание к людям.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарии
Вера 1 февраля 2018, 17:14
Посмотрела фильм. Если б в нем не было непристойных сцен, советовала бы посмотреть и православным.
Потому что лучше разглядеть в себе и чокнутую тещу, и повернутого начальника - да-да, фарисеев и безумцев, а мы что, не такие? Лучше разглядеть в себе нелюбящую жену, равнодушную мать, практически несуществующего отца - до того, как это все стало нашим вторым я, до того, как со смертью потеряем и возможность покаяния.
Очень рада, что посмотрела этот сложный, тяжелый фильм, присмотрелась к себе. Хочется надеяться, что, с помощью Божией, не зря - что ростки злобы и равнодушия, нелюбви удастся подавить, а взрастить любовь.
Ольга29 января 2018, 06:21
Дерзну предположить, что этот фильм, как и другие, - во многом автобиографичен, это взгляд инсайдера, то есть человека,пережившего подобную травму в детстве. См. биографию режиссера в Вики.Человек талантливый, не получивший полноты родительской любви в детстве, вырастает и отдает миру талантливо выраженную нелюбовь.
Татьяна27 июня 2017, 11:42
С трудом досмотрела фильм. Очень мрачно, безысходно, как будто бы Бог умер... Но все же похоже на правду жизни. Может людям с сайта никогда не приходилось сталкиваться с подобным состоянием души? Ну и слава Богу. А я с начала и до конца испытывала сострадание к главной героине - Жене. Ксения, вы абсолютно правы! Я 15 лет "в Церкви", а любви не стяжала!!!!
Иоанна_26 июня 2017, 13:15
Надежде. Моему пониманию недоступно ни то, ни другое. Но когда аномальную ситуацию представляют как ОБЫЧНУЮ - вот это меня глубоко возмущает. А обычная, слава Богу, -это та, когда родители любят своего ребёнка и заботятся о нём, даже если сами они не идеальные.
Надежда23 июня 2017, 10:08
Иоанне: "Мать, которая в здравом уме бросает своего ребёнка - это АНОМАЛИЯ!" - А вот отец, который в здравом уме бросает своего ребенка, уже не аномалия, а всеми уважаемый человек. Хотя еще полстолетия назад это было не так. Даже здесь ни один комментатор не удивился поступку отца Алеши. Фильм предупреждает нас, что мы вот-вот выйдем на следующий этап. Если отказ от своего ребенка совсем и отнюдь не считать позорным, что будет сдерживать женщин от такого же поступка? Особенно в ситуации, когда их к этому подталкивает распад семьи, глава которой устремляется на поиски нового счастья. Родительский инстинкт только в первые годы действует.
Ксения22 июня 2017, 11:16
Продолжение...
Звягинцев, конечно же, не Чехов, но, если быть объективным, зачем же их сравнивать? Мне думается, что фильм посмотреть стоит. И стоит задуматься над тем, как мы живем и что хотим от этой жизни и какую цену за это готовы заплатить. Для верующего человека, может быть, эти вопросы уже решены, но для человека, находящегося в поиске Истины, фильм может помочь задуматься...
И еще, в фильме открытый финал. Режиссёр не показал смерть ребенка - это должна была подтвердить экспертиза ДНК, результат которой в фильме не озвучен!
Ксения22 июня 2017, 11:06
Читая отзывы понимаешь, что каждый делает выводы из фильма в меру своей любви/нелюбви. Фильм тяжелый, но правдивый. Серость и тяжесть - это жизнь без Бога, что в фильме и показано очень хорошо. Никакой грязи, вылитой на верующих, лично я в фильме не увидела. На самом деле есть люди ходящие в храм десятилетиями, но при этом не стяжавшие любовь за это все это время - самое главное в нашей вере.
В фильме четко прослеживается мысль, что человек не меняется при смене только внешних обстоятельств (новые семьи героев фильма) и всю свою грязь понесет по жизни. Верующие люди знают, что изменить себя возможно только если в жизни на главном месте стоит Христос - источник Любви!
Вальцов20 июня 2017, 00:57
Иоанна_19 июня 2017, 20:35 "Мать, которая в здравом уме бросает своего ребёнка - это АНОМАЛИЯ!" Конечно аномалия, кто-ж спорит то? Только у нас таких аномалий - миллионы. Узнав что ребенок родился с серьезным заболеванием лишь единицы матерей забирают ребенка домой, остальные "пишут отказ". А что такое дальнейшая жизнь (а точнее доживание) этих несчастных детей-отказников в наших интернатах для инвалидов, можно узнать из книги Гальего "Белое на черном". Страшное чтиво, но отрезвляющее...
Иоанна_19 июня 2017, 20:35
Иулиания, зачем "из последних новостей"? Это такой жанр, где специально собирается всё самое негативное. Но лично вы - много ли знаете тех, кто "за деньги легко продает все"? Вас окружают сплошь "матери-извращенки", родители, которые спаивают своих детей? Неужели? Мать, которая в здравом уме бросает своего ребёнка - это АНОМАЛИЯ! Что касается абортов, то 20-30 лет назад аборт воспринимался как дело ОБЫЧНОЕ; малоприятное, но практически неизбежное. Аборты делали почти все, причём, особо не задумываясь. И то, что сейчас об этом открыто говорят как об убийстве - это огромный шаг вперёд. Так что какие нравы более "упадшие", ещё неизвестно.
п.п19 июня 2017, 20:28
р.Б. Максим19 июня 2017, 14:23 "Если он добр и чист, то и видит среди окружающих нормальных людей". Ага, и не видит (не замечает) ни миллионов убиваемых младенцев (абортов), ни брошенных детей, ни спивающегося населения, ни того, что больше половины браков в стране кончаются разводами... Всё верно. Только это называется не "добрый и чистый" человек, а "прекраснодушный мечтатель в розовых очках". Вспоминается король из "Обыкновенного чуда": "прекратите меня пугать, я не хочу этого слышать..."
р.Б. Максим19 июня 2017, 14:23
Спаси Господи! Я не смотрел фильм, ради интереса просто посмотрел трейлер. Ничего удивительного я там не обнаружил, сплошная чернота, безысходность, тьма. Вопрос зачем это показывать? Мало убийств, чернухи льется с экрана? Ответ очень прост, что у человека в сердце, то он и видит среди себя. Если он добр и чист, то и видит среди окружающих нормальных людей и не боится жить.
Александр18 июня 2017, 20:06
Этот фильм - напоминание нам всем о том, что БОГ это ЛЮБОВЬ. Отлично показано состояние общества - вроде и храмы есть и "духовность" и "спасаемся"..., только вот НЕлюбовь почему-то делаем.
Петр17 июня 2017, 23:37
А я фильм посмотрел. Мрачно, страшно, но очень правдиво. Фотографически правдиво. Это наше разлагающееся общество (не говорю "народ", народа давно уже нет, осталось "население"). Причем никаких выпадов в адрес Церкви не заметил. Слова про "православного на всю голову" начальника говорит жена - пустая и испорченная женщина, изменяющая мужу. Так что это явно не позиция автора. Церковь в жизни главных героев вообще отсутствует, как она отсутствует в жизни абсолютного большинства наших сограждан в нашей реальной жизни. Так что это скорее простая констатация факта. Сухая, беспристрастная и оттого ещё более ужасающая. Тяжелый, но нужный фильм. Лекарство сладким не бывает...
Наталья17 июня 2017, 15:10
Спаси Господи, о. Димитрий за Ваш комментарий к фильму. Да, было желание посмотреть, но сейчас точно не буду. И так понятно, о чём будет речь... Когда показывается только моральное уродство и духовное нищебродство без какой-либо надежды на спасение - фильм автоматически становится чернушным, увы. В принципе, название говорит само за себя, если "нелюбовь", значит места Богу здесь не будет. А без него всё мёртво. К сожалению, у автора отдалённое представление о православии, судя по всему. Стыдно, товарищ Звягинцев, в наше то время, когда столько доступных ресурсов, жить в темноте. Отсюда и псевдоправославные герои. И ведь опять ложь, получается. Ой, простите, сейчас это " вИдение художника" на
Софи_17 июня 2017, 10:27
"Изобрази вора,падшую женщину,надутого глупца,да и человека тут же не забудь.Где же человечность-то?Вы одной головой хотите писать!—почти шипел Обломов.—Вы думаете,что для мысли не надо сердца?Нет,она оплодотворяется любовью.Протяните руку падшему человеку,чтоб поднять его,или горько плачьте над ним,если он гибнет,а не глумитесь.Любите его,помните в нем самого себя и обращайтесь с ним,как с собой,—тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову...Изображают они вора, падшую женщину,..а человека-то забывают или не умеют изобразить.Какое же тут искусство,какие поэтические краски нашли вы?Обличайте разврат,грязь,только, пожалуйста,без претензии на поэзию".И.И.Обломов
Иулиания16 июня 2017, 22:57
Иоанне. Не верите, что мать может не любить своего ребенка? Читаю Вас и складывается ощущение, что давно носите розовые очки или приехали с другой планеты. Аборты - это что? Любовь? Нежелание возиться с собственным особым ребенком и оставление его в дд - это любовь? Собственное моральное уродство и спаивание своего дитя - это любовь? Из последних новостей, когда мать-извращенка, состоявшая в секте, приводила туда своего сына за всем наблюдать - это любовь? Мы живем во времена упадших нравов, где за деньги человек легко продает все. Свет в конце тоннеля - Христос.
Светлана Краснова16 июня 2017, 21:25
Я посмотрела в кинотеатре фильм "Нелюбовь". Фильм потрясающей силы и мудрости! Автор рецензии не понял главного:в какой бы семье ни жили бы главные герои фильма, они копируют предыдущую поведенческую модель семьи,в т.ч. в домашней одежде. В финале героиня такая же не ухоженная,как и в прежней семье. Она садится на велотренажёр и, вращая педали, вдруг меняется в лице: а куда же я приехала в итоге? Что изменилось в моей жизни после того, как я сменила мужа? Ни-че-го!Тогда для чего была такая высокая цена заплачена?
п.п.16 июня 2017, 21:25
Спасибо автору статьи! Благодаря ему посмотрел вчера фильм. Так смотреть не стал бы, после "Левиафана" остался осадочек. Слабоватеньким был "Левиафан", не стоил он той шумихи. Но "Нелюбовь" - иное. Этот фильм НУЖНО СМОТРЕТЬ. Это объективный, спокойный, взвешенный и АБСОЛЮТНО реалистичный срез нашей жизни. Я смотрел фильм и видел всё то, что вижу каждый день. Тех самых людей, ту самую нашу пустую жизнь пустых озлобленных потребителей. Понимаю что неприятно такое о себе читать, тем более смотреть, мы же привыкли считать себя самыми "душевными" и самыми "духовными" в мире, а тут нам всю правду о нас любимых. Реакция вполне ожидаемая: "клевета! Не хотим это насмотреть!"
Арина16 июня 2017, 19:56
Звягинцев с фильмом тогда тоже "типовой сюжет" из творческой жизни либеральной интеллигенции, почти по Чехову, "...потерял свою новую форменную фуражку и веру в человечество".
Надежда16 июня 2017, 15:49
А изрядная дискуссия получилась в комментах, не правда ли? Кто-то узнает реалии, кого-то такие вещи обошли стороной и кажутся далекими и невероятными. Как по мне, чего-то ничего совсем уж невероятного в фильме нет. И где все это происходит, неважно - это могло быть в любом государстве СНГ или Европы, где угодно. Просто, действительно, очень не хватает какого-то указания на варианты разрешения этой ситуации. Проблема обозначена более чем четко, но на этом все. Может быть, Звягинцев (или другой) продолжит эту тему и раскроет ее, как и пожелал автор статьи. Присоединяюсь к пожеланиям и еще раз спасибо о.Димитрию за статью, которая так явно заинтересовала читателей.
Надежда16 июня 2017, 15:32
Михаилу. Лишь два факта из биографии Чехова: первый, о котором здесь упоминала Анна Рябикова - лечил людей от холеры, рискуя ею заразиться, хотя мог отказаться. Второй - отпустил жену, которую очень любил и, по свидетельству близких, очень скучал по ней, в Москву - делать карьеру артистки, а сам жил (лечился от туберкулеза) в Крыму и в письмах утешал ее : "Ни ты не виновата, ни я не виноват, а виноват лишь бес, вселивший в меня бациллу, а в тебя - страсть к искусству". А мог бы просто не выдавать ей паспорт - в те времена муж имел юридическое право не отпустить жену. Это уже не об отсутствии эмпатии, по крайней мере мне так кажется.
Иван16 июня 2017, 02:19
Сравнивать Звягинцева с Чеховым это конечно перебор. Не та величина. Но чем сюжет то так всех возмутил??? Это же абсолютно типовой сюжет из нашей жизни, из жизни "дорогих россиян". Мы по миллиону собственных детей каждый год убиваем. Да мы людоеды и вурдалаки! А тут нас такой беззубый сюжет ТАК ОСКОРБИЛ, "ах, мы не такие, мы такие хорошие и душевные, а это клевета..."
Петров16 июня 2017, 01:56
Анна Резе14 июня 2017, 06:34 "Звягинцев не имеет светлую душу русского народа." Прошу прощения, а миллионы абортов ежегодно это тоже нам Звягинцев делает? Или всё же это делают носители "светлых душ"? Может тогда нечего на зеркало пенять? Господи, спаси Россию, только на Тебя Одного надежда...
Ольга15 июня 2017, 23:48
Мерзкий фильм! Жалко что талантливый человек продался.Смотреть не хочу, только душу грязью вымазать. Больше сказать нечего. Деньги как говориться не пахнут.
Михаил15 июня 2017, 23:07
Надежде:
В продолжение. Биографию я читал как раз, и "открыть" его буквально вот недавно пытался - всё то же ощущение, что и раньше. В биографии, кстати, этот облик, который вырисовывается из текстов, вполне себе сквозит. Особенно удивило то, что с Буниным у них была взаимная симпатия, тот тоже холодный и пустой человек, судя по текстам. А то, что кукушка хвалит петуха за то что хвалит он кукушку, так это известное дело, мало ли что там в биографиях мёдом мажут. Шила в мешке не утаишь. Людей не "понимать" надо. Им надо сопереживать и жалеть их. А у Чехова эмпатия табуретки.
Иван15 июня 2017, 23:01
Спасибо, что проспойлерили финал фильма.
Михаил15 июня 2017, 22:42
Надежде:
Да перечитывал. Мышь он. И Бунин, вместе с ним, два сапога пара. Позерство одно, тоску нагоняют, сноба корчат, это не мудрая любовь - это безблагодатное резонерство. И всё эдак свысока с самолюбованием, вот дескать, я какой добренький интеллигент, радею за просвещение, немытая Россия. Весь Чехов так похож на старую деву, а Бунин..Сказал бы, да всё-же православный сайт, не стоит тут резкими словами кидаться. Бунин с ним дружил и они друг друга очень уважали. Жизнь слишком хороша и человек слишком блистателен, чтоб так его, серой краской возюкать прям по душе. Это жестоко, как минимум, Чехов своим "реализмом" как бы в плюёт и проклинает все надежды и мечты, принижает творение.
Антон Олендер15 июня 2017, 21:37
Нисколько не сомневаюсь в том, что фильм заказной, как и "Левиафан". Заказали те, кто хочет разрушить нашу страну, наш народ, уничтожить нашу духовность как таковую. Эти же заказчики и деньги давали на фильм, они же создали и самого Звягинцева и сделали его лауреатом нарад разных западных кинофестивалей. Это мое личное мнение!
Ирина15 июня 2017, 20:02
Замечательно,тактично,с истинной любовью написанная статья. Очень приятно было читать мнения Елены Левшовой, МаринЫ,Тоже Анны,Анны,Надежды, К. Как мило сердцу,что не все мыслят поверхностно,как большинство...
Анна Рябикова15 июня 2017, 17:41
Звягинцев и Чехов...Звягинцев лишь обозначает проблему, но сам лично остаётся в стороне наблюдателем. Чехов не только писатель, но и врач. В его произведениях всегда прочитывается понимание и любовь к человеку. Да и на деле людей он любил...Антон Павлович после окончания медицинского факультета Московского университета, в 1884 году стал хорошим врачом – практиком. А. П. Чехов принял для себя, что его основное дело в этой жизни лечить людей.Особенно знаменательно то, что доктор Чехов в 1892 — 1893 годах, когда в средней полосе России прогрессировала эпидемия холеры был особенно активен и много лечил людей."Утром приемка больных, а после утра — разъезды»,- писал доктор Чехов.
Константин15 июня 2017, 15:36
Алисе. Фильм "Излечить страх" Александра Пархоменко (если о нём речь) - произведение украинского кинематографа при участии Госкино Украины и Минкульта Беларуси. Об этом и речь, к сожалению, что не России. За информацию благодарю, обязательно посмотрю.
МаринА15 июня 2017, 14:57
Какая у нас тут в комментариях ярмарка, не тщеславия, но самодовольства. Мы - такие правильные и разумные, а Звягинцев - чудак и фантазёр, напридумывал того, чего нет. Смешно.
Павел О.15 июня 2017, 13:30
Давно составил мнение о Звягинцеве и его творчестве, рецензия на фильм и даже краткий его пересказ только подтверждают это мнение. Чернуха, беспросветное, всепобеждающее и неистребимое зло окружает нас. Люди - неисправимые моральные уроды. Всё кончится плохо, мы все умрем, и в первую очередь те, кто наивно еще верит во что-то хорошее. Это просто какое-то воспевание и алкание тоски, безысходности, беспросветности. Остается только повеситься, либо броситься до основания разрушать этот полностью погрязший во зле ненавистный мир. Трудно понять, что творится в голове у человека, снимающего эти фильмы. Хотя, в принципе, это его личные, и очень серьезные, проблемы.
Михаил15 июня 2017, 13:28
Хорошая статья и хорошие комментария!
Иоанна_15 июня 2017, 12:19
Не верю, что мать может не любить своего ребёнка, может быть безразлична к нему настолько, насколько это описано здесь. Это случай РЕДКОГО нравственного уродства, который именно так и следует рассматривать. В кино, как и в художественной литературе, должен соблюдаться принцип правдоподобия, а здесь им пренебрегли. Всё от начала до конца чернушный вымысел. Так зачем разбирать этот фильм по косточкам и тем самым приобщаться его злой энергетике? И главное, режиссёры, сценаристы - зачем что-то выдумывать? Жизнь интереснее и богаче всяких вымыслов, а в России уж точно не заскучаешь. Бери чуть ли не любую жизненную историю и снимай увлекательное, правдивое кино на благо людям, и сочинять не надо.
Надежда15 июня 2017, 10:18
Михаилу. Перечитайте Чехова, Вы увидите любящего людей и весь мир особой, мудрой и строгой любовью писателя. А биография Чехова! Часто ли можно встретить человека, который бы ТАК любил близких (и дальних тоже)? Не знаю, какие рассказы и в какую минуту попали Вам под руку, но если не пожалеете времени открыть для себя его творчество заново - то, простите за тавтологию, не пожалеете.
Алиса15 июня 2017, 08:28
Константину.Про святителя Луку уже сняли художественный фильм.Несколько лет назад шел в кинотеатрах
Михаил15 июня 2017, 01:55
Никогда не любил Чехова, не люблю вообще всё серое и унылое, а Чехов он такой самовлюбленный, так гордо стоит в своих рассказах; десскать - "смотрите как я умён и тонок, вот вижу всю эту грязную мышинную возню - вот она жизнь!"... Он холодный человек и холодный писатель любящий описывать серость и тоскливую безысходность, причем он не любит тех о ком пишет, не прощает им убожества, в отличии от Достоевского и многих других русских и не только русских писателей. Даже безбожник Маркес любит людей, а он вот нет. Да и бросил таки свою копеечку в копилку мировой революции, что уж. Повлиял талантом. А кино смотреть не буду, и так тошно. Будто я не знаю как страшно жить. Не надо ещё нудеть мне тут
Роман14 июня 2017, 23:43
Звягинцев мой любимый режиссёр. По правде сказать это его худший фильм на мой взгляд. Да где то сыроват по сценарию и не совсем реалистичен.НО все таки он поднимает в фильме очень много проблем(аборт,социальное сиротство,разводы,причины разводов,проблемы подросткового периода,сребролюбие и др.) показывает нам отчасти какие мы. Это ли не глас вопиющего в пустыне? Я считаю что глас.
Наталья Богоявленская14 июня 2017, 22:56
Не согласна с утверждением, что творческий путь Звягинцева ещё открыт для благих трансформаций. С ним произошла как раз обратная трансформация -- неблагая. Напомню, что Звягинцев как режиссёр начинал четверть века назад с потрясающего фильма, получившего главный приз международного кинофестиваля (кажется, Каннского), -- "Возвращение". Тема -- та же: семья, дети, родители. Действительно талантливая работа. Андрей тогда ещё был молодым, искренним, не отравленным духом Запада и ненависти (не побоюсь этого слова -- именно ненависти) к Православию. И с такой высоты он буквально шлёпнулся оземь. Подняться ему будет ой как трудно -- если вообще возможно. Да и захочет ли он подниматься, тоже вопрос.
Константин14 июня 2017, 22:20
Есть уйма сложных тем и сюжетов, экранизация которых была бы намного полезнее. Но увы: такой публике, как звягинцевы, они неинтересны - на них нет спроса за бугром. Вот построили новый храм, увековечили память и подвиг тысяч святых - новомученников и исповедников, а где хоть сколько-нибудь масштабная реакция за эти 25 лет нашей творческой интеллигенции, допустим, в форме добротного кино на эту тему? Хотя бы про НЕПРЕРЕКАЕМЫЕ фигуры, например, Святителя Луку?
Константин14 июня 2017, 21:54
Сейчас, к счастью, такое время, что творчество звягинцевых, в основном, идёт "мимо кассы": прививки 80-90-х не прошли для народа даром. На все поделки этого режиссёра давно поставил гриф "не смотреть". Очернение России всегда было гнусно, а сейчас, когда, в частности, содомия у наших "западных партнёров" - официальная политика, трата сил, времени и денег на такие фильмы, выискивающие соринки в глазу - моральное преступление.
Дамир Фахреев14 июня 2017, 18:36
Давайте - ка лучше ещё раз посмотрим "Крамер против Крамера"
Vasiliy Kondalov14 июня 2017, 18:34
Спасибо отцу Дмитрию за рецензию. Как критик и журналист он не оценим, жаль, что в отечественной интернет-публицистике, сейчас, развелось огромное количество, даже не журналистов, а, просто, блогеров, вообразивших себя журналистами-философами, которые из СМИ узнали о "западных ценностях", возлюбили их всей душёй, даже не захотев узнать о ценностях христианских, не говоря уже о попытках сравнить эти ценности друг с другом. Что касается фильма, то, да, смотреть его уже не хочется, тем более, что в памяти ещё свежи воспоминания о, например, "Заводном апельсине" С. Кубрика. Но, очень хочется верить, что Звягинцев, всё же, изменится в лучшую сторону, хотя бы, когда-нибудь...
Anna Losseva14 июня 2017, 18:25
Я тоже расхотела смотреть фильм, почитав статью и отзывы. Если это фильм - критика на наше общество, то совсем не конструктивная. А от деструктивной критики - кому польза? Обидно, что многие другие будут смотреть и считать этот фильм самым что ни на есть реалистичным, а режиссера - христианином (ведь он неплохо знает Писание). Вот только Христу в его жизни и творчестве, похоже, места нет...
К14 июня 2017, 17:21
Игорь Миронов. Бог создал и русофобов и либералов тоже. Даже американцев создал Бог.А православное христианство легко отделимо от Руси, поскольку существовало за 1000 лет до и без Руси 70 лет при коммунистах.
И, если Вы не в курсе, Николай Чудотворец не был русским. А апостол Павел был не только ярчайший либерал (после личного вразумления Христа,конечно), но ещё и еврей... Не понимаешь- не осуждай! Борись со злом. Добром.
Татьяна14 июня 2017, 17:19
После любого звягинского фильма у меня, почему-то, всегда остается чувство беспросветной тоски.
Елена, фильм не буду смотреть. Хватило описания.14 июня 2017, 16:26
Первый раз поставила за статью единицу, хотя уважаю автора.
Автора статьи читать приятно. Культурный слог,мысли.
Доброта ко всем.
И попытка разглядеть талант даже в таком случае.
Не обижайтесь....
Наверное дело во мне самой.
Просто я люблю кино где есть мораль,смысл,нет мата,(автор способен без него выразиться).
Я не ханжа, я люблю разное кино.
Но я не люблю серое настроение навеваемое ложно с экрана, с которым только в петлю. Чему он учит? Что хочет показать?кого спасти? В чем соль? Аборт делать? Нельзя таким фильмам потакать.
Сравнение с Чеховым не понравилось.
Хвалим режиссера за что?
Не принимаю такие идеи,стиль и фильмы и не считаю что стоит их даже смотреть.
Еще раз прощу прощения.
М. С.14 июня 2017, 16:23
Прочитав краткое содержание фильма, я вспомнила один позднесоветский фильм (название не помню) о том, как у мальчика тоже развелись родители, сразу вступили в повторные браки, и ребёнок пытался найти своё место. Но там у мальчишки была замечательная добрая бабушка и вдумчивая понимающая мачеха. Фильм двухсерийный, шёл в начале девяностых, особо замечен не был. Если кто помнит его, интересно провести параллели.
Ольга14 июня 2017, 16:17
Елена написала: "...Он, как мне показалось, отразил в фильме как раз те больные стороны некоторых прихожан, которые кичатся и прячутся за православием, а по сути таковыми не являются". Елена, а есть другие прихожане: добрые, неравнодушные, искренне старающиеся жить по заповедям,скажу больше, есть настоящие подвижники веры, есть старцы. Но каждый волен говорить о том, и в том числе на широкую публику - через фильм, что ему ближе. Кто-то видит преображение душ людей после их обращения к Богу и Церкви, а кто-то заостряет внимание на ханжестве и лицемерии. Уместно вспомнить притчу о пчеле и мухе.
Людмила14 июня 2017, 16:11
Спасибо за хорошую статью.... Мне кажется не совсем правильным сравнивать Звягинцева с Балабановым (Упокой Господи душу Раба Божьего Алексия!). Вы посмотрите фильм "Я тоже хочу". Да и остальные именитые фильмы отнюдь не бесчувственные по отношению к "отрицательным" героям, а очень человечные...
священник Валерий14 июня 2017, 16:08
Вот как раз на Чехова своим творчеством Звягинцев очень похож. Тот тоже любил разделать человека. Хладнокровно и тонко. Правда у Чехова бывали просветления ди и время было другое. Добрее было время. Но в целом Звягинцев достойный продолжатель чеховского безжалостного реализма.
Андрей14 июня 2017, 15:26
Не уверен, уместно ли сравнивать твочество Звягинцева с творчеством Тарковского? Вот окружение "Сталкера": жена со своими проблемами, дочь-инвалид, разруха за окном и бедность. Но вместе с тем и чувство надежды, чувство веры, что все будет хорошо. Звягинцев четко следует своей установке - лишить зрителя и надежды, и веры, вместо этого, привив чувство безнадежности, утопить зрителя в отчаянии. Только метод перевоспитания зрителя, на мой взгляд, кажется неправильным - невозможно человека сделать прекрасным, постоянно мокая его лицом в "грязь". Таким методом, даже кошку не приучишь ходить в лоток - в ответ, она нагадит в тапки. Для христиан - утешение Господь и вера, для Звягинцева - ... увы!
Григорий14 июня 2017, 14:36
Несомненно Андрей Звягинцев талантливый режиссёр. На днях посмотрел его фильм "Изгнание". Там одни из тем - семья, дети, аборт. И автор блестяще показал, что аборт, смерть близких - это результат эгоизма и отсутствия подлинной христианской любви. От наших трагических ошибок страдают чистота, искренность, доброта, непосредственность, честность, любовь, правда... На самом деле никогда чужая жизнь, если как бы со стороны на неё смотреть, не может иметь оценок. То есть они всегда будут неправильными. Поэтому наверно Бог строго наказывает не судить.
Сергей14 июня 2017, 14:29
Мне всегда претили творческие "продукты", использующие самодовлеющий материал. "Страшность" неведомым образом самопривлекательна. Мы останавливаемся, что бы рассмотреть страшное ДТП. Уезжаем в страхе и подавленности. Звягинцев нащупал эту жилу в кинематографе. Распад семьи, доведённый до трагедии. Автор расставляет флажки - и здесь (в православии) вы не найдёте спасения и избавления, от абсурдности самодовлеющего зла этого мира. Они (православные) лицемерны и такие же уроды, как и все. " Идёт охота на волков...", то бишь людей. И проходит она весьма успешно - главная мысль автора? Я бы назвал его, хорошим фотографом "кровавых сцен". До художника он не дотягивает.
Вячеслав14 июня 2017, 14:24
А может не стоит смотреть таких фильмов, писать о них? Зачем нюхать отбросы, а потом громко об этом заявлять, что от них воняет? Может стоит посмотреть новый фильм про 28 панфиловцев и сказать какой хороший я фильм посмотрел и прийти домой и поиграть с детьми, а после просмотра они сами подскажут во что играть, сами они встанут на правильное место. И потом не удивляться что дети ударяются в ....но,как в фильмах наших "тварцов" а радоваться, что растут честные люди любящие не только себя.
Елена14 июня 2017, 14:16
Священник Димитрий молодец, в конце статьи дал именно ту возможность на исправление погибающего человека!
Кто как не священник, знает, что ожидает таких режиссеров в ином мире, которые ставят картины не во Славу Божию...
Если у кого то душа ещё жива, то помолитесь за погибающего режиссера, может молитва грешника спасёт грешника.
Мой супруг всегда говорит, что после просмотра только трейлера фильма этого режиссёра уже хочется помыться.
Сергей14 июня 2017, 14:12
У меня от просмотра фильма сложилось впечатление, что автор, как и в "Левиафане", взял американскую историю и поместил её в российские декорации, характеры героев какие-то чужеродные, не наши. Когда-то Стинг пел: "если русские любят своих детей...". Этот фильм снят для западного зрителя что бы убедить его, что не любят, что русские выродки, уничтожение которых - благо. Именно поэтому фильм посмотреть стоит, его снимали не для нас и не думали о том влиянии, которое он нас окажет. Если воспринимать этот фильм не как отражение реального состояния общества, а как предостережение, напоминание о плодах свободы греха. Готовы ли люди заплатить за свободу и сытость жизнями своих детей?
Арина14 июня 2017, 14:07
Прочитав появившиеся в интернете отзывы о фильме, включая статью выше, сложилось впечатление, что Звягинцев выплеснул свою нелюбовь к тому, что в последнее время пытаются возродить в нашей стране как истинные ценности, к самой стране, да и к человеку. "Корень семейных проблем стоит искать в несчастливом детстве родителей...", корень следовало бы искать в нежелании человека меняться. Произведения без света в конце туннеля вряд ли пробудят желание что-либо поменять в своей жизни. Почти по Высоцкому, баобабом живи и помирай, с поправкой на то, что и не виноват вовсе, не сам родился, тебя родили баобабом. Удобную религию придумали, только не индусы.
Игорь Миронов14 июня 2017, 14:07
И это священник написал?!С режиссером все понятно-законченный русофоб и либерал.Но от священника не ожидал подобного бреда.Тот,кто защищает заказных русофобов,на деле не имеет никакого отношения к православной церкви.А фактически выполняет тот же самый заказ по очернению России и православия.Жаль,что среди православных появляются такие люди.
Те,кто кричит об "осуждении",пусть сначала вспомнят о том осуждении,которое имеет место в фильме.А потом о том осуждении,которое несут они сами на всех с ними несогласных.
14 июня 2017, 13:51
любые мнения и обсуждения Авторских работ - это лишь мнения и обсуждения
Елена Левшова14 июня 2017, 13:42
А мне фильм понравился. Я бы даже его рекомендовала к просмотру для большинства людей из моего окружения (моих ровесников - кому лет 30-35). Я не увидела плевка в православие. Он, как мне показалось, отразил в фильме как раз те больные стороны некоторых прихожан, которые кичатся и прячутся за православием, а по сути таковыми не являются.
Отзыв на фильм очень хороший, добрый, глубокий. А замечание в нелюбви к героям, мне кажется, что этим Звягинцев пытался как можно реальнее дать почувствовать ту бесчеловечность, которая сейчас очень часто встречается в людях. Даже по отношению к своим близким.
Елена14 июня 2017, 13:38
На самом деле автор ничего не хотел показать того, чего он сам не видит в этой жизни, это его взгляд на жизнь и он не одинок. Это реальный взгляд человека без Веры на эту жизнь и больше ничего. У кого другой взгляд на жизнь - надо благодарить Господа и молиться Ему, чтобы ОН открыл этот взгляд и другим людям, живущим без Веры, в том числе и автору вышеописанного фильма. Это вопль человека, не имеющего Веры, в том числе вопль верующим людям о том, что он не видит света даже там, где другие этот Свет видят (в Церкви, в Вере, в Православии)

МаринА14 июня 2017, 12:57
Звягинцев - бесконечно талантливый человек! Такое настроение, такая работа со светом, такие не избитые новые актёры. НО. Какая же это БЕДА, когда талантливый человек высказывается о политике. Один из финальных кадров,когда во всей вселенской НЕЛЮБВИ одним лёгким, но мощнейшим кинематографическим штрихом обвиняется ВСЯ Россия, вводит в ступор. Ну вот на основании ЧЕГО такой вывод? Всё же ещё раз убеждаюсь,что талант и политика - две вещи не совместны как гений и злодейство. А по поводу "ханжества в Православии", нынешнем, современном - так и есть. Со стороны видней. Может ли "соль земли" окружать себя предметами роскоши и поклонением? Звягинцев - бесконечно талантлив и глубоко несчастен.
Тоже Анна14 июня 2017, 12:44
Анна, пожалуйста, не отправляйте никого в ад раньше времени. Это только Господь может решить. И покаяться человек и на смертном одре может. И, например, если я сама в ад попаду, то мне будет глубоко все равно, какой политик или режиссер мучается неподалеку.
Отец Димитрий, спасибо. Я тоже считаю, что искусство должно нести что-то положительное, а не чернуху одну.
Мария14 июня 2017, 12:41
С интересом прочла рецензию. Только батюшка, по-моему, преувеличил, сравнив Звягинцева с Чеховым: Звягинцев ремесленник, а Чехов художник, мастер.
Настоящее искусство всегда делает человека лучше, приближает к Богу.
Андрею Звягинцеву 53 года. К этому возрасту он не научился людям сострадать (а не только приосаниваться на их фоне), вряд ли дальше будет лучше...
Alex Kochegov14 июня 2017, 12:39
Разве допустимо сравнивать Звягинцева и Чехова? Никак! Хотя бы потому, что талант и наследие Антона Павловича проверен его современниками, многими потомками... временем, а мрак безысходности Звягинцева обречен на забытье уже завтра.
Его отношение к православию (да и к вере вообще) стало понятно после "Левиафана". Не нужно питать никаких иллюзий на этот счет.
Есть ли "такие" христиане вокруг меня? Есть. Фильм способен их изменить? Нет. Есть ли такие семьи и подобные (а то и хуже) трагедии в нашей жизни? Есть. Они одумаются и изменяться, если посмотрят этот фильм? Нет. Тогда зачем этот слив в сортире под видом "проблемного кино"? Мне непонятно.
Миша14 июня 2017, 12:17
Спасибо, батюшка, за хорошую рецензию на фильм Звягинцева. Фильм пока не видел, но видел почти все его предыдущие фильмы и осмелюсь предложить это название, "Нелюбовь", ко всему творчеству этого режиссёра. Он может и не согласится, но чем-то его картины напоминают ленты Балабанова: реалистично, правдоподобно, но остаётся мерзкое послевкусие и желание забыть увиденное. И смотреть, наверное, пока не буду именно по этой причине. По-моему, режиссёр просто не верит в Бога, иначе бы его творчество не отдавало такой безнадёгой. И эта постоянная хула на Церковь. "По плодам узнаете их". Но пока жив человек, точка не поставлена.
Любовь14 июня 2017, 12:14
И это в то время когда нацисты реально жгли как крыс Здесь только распустили языки и эмоции даже реальной проблемы нет.
Людмила14 июня 2017, 12:09
По моему мнению в героине Жене всё таки искорки добра есть. Несмотря на то, что ночь провела у любовника, и придя домой даже не заглянула в комнату к сыну, и утром не встала, проводить сына в школу.Она ведь не просто обратилась в полицию, но просила, требовала помочь. И тогда опер предложил обратиться к волонтёрам.И волонтёру она сказала, что не может так просто сидеть сложа руки, и он поручил ей обзванивать больницы. И если б мальчик нашёлся, мать бы переменилась.
И после фильма моя подруга сказала, что больше не будет при сыне выяснять отношения с мужем.
Любовь14 июня 2017, 11:59
И как не стыдно писать растерзали родители.В войну подростки работали в поле и кормили солдат.
Ольга14 июня 2017, 11:44
Опять плевок в православных. Лицемерная теща, чокнутый начальник. Автор явно хочет показать: смотрите, какие они эти православные. А с другой стороны, что удивляться плевкам от человека, которому мерзостно все, что связано с Россией, а православие от России неотделимо. Почитайте его интервью иностранным изданиям.
Марина14 июня 2017, 10:53
Соглашусь с Надеждой: смерть мальчика - символическая, его растерзали родители. Про христиан замечено точно: уж святым и подвижником в стенах с иконами становиться необязательно, можно просто постараться быть заботливым, вежливым и тактичным. Это, на самом деле, большой подвиг. Фильм и правда смотреть не хочется. Если в нём нет добра, то к чему же он?
Анна14 июня 2017, 08:09
Спасибо за рецензию! Фильм смотреть конечно не хочетеся, но судя по статье, в фильме реально показана жизнь большинства "христиан", которые покупают иконы, учат молитвы и посещают службы, а на деле сплошное лицемерие, зависть, злоба. Сколько этого на приходах, в Воскресных школах - все только на показ, для фотоотчета. Это реальная проблема, очень большая проблема, а не взгляд режисера.
Анна Резе14 июня 2017, 06:34
Спасибо. Чёрное ещё черней не сделаешь. Этот фильм,как и"Левиафан",- отравляющее вещество. Не созидает. Не дарит светлую надежду на торжество добра. Неприятно, что автор не берёт из жизни настоящих верующих, ощущается, что он сам противник добра и света. Он намеренно внушает людям безысходность, толкает на уныние, депрессию. Звягинцев не имеет светлую душу русского народа. Потому он не имеет права об этом вещать на весь мир. Думаю, что будет гореть в аду. Простите, Христа ради. Мне известно, что более грешит тот, кто искушает на грех. Мир всем. Николае Чудотворце моли Бога о нас.
Надежда14 июня 2017, 06:26
Очень чуткий отзыв о фильме, спасибо отцу Димитрию! Мне кажется, что авторы показали все с точки зрения бессильного что-либо изменить ребенка (того же Алеши или любого другого), лишь добавив для объемности картины детали, которые только и способен подметить человек со стороны. И гибель Алеши в конце фильма - символическая, т.е. растерзал его не маньяк и не поезд, а родители его растерзали своим отношением. Отсюда столько беспросветности и безысходности, в отличие от Чехова, который писал с позиций себя самого, взрослого человека, нашедшего себя в жизни.
К14 июня 2017, 06:25
Приятно было прочитать. Наверное образец того, как должен пользоваться своим языком христианин. Без капли злословия, без малейшего осуждения. При том, что Вы батюшка, ещё очень молодой человек. Храни Господь! Хотел кино посмотреть- теперь и не знаю:)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×