Какие опасности таит в себе чрезмерное «обрядовое благочестие»?

Фото: otyrar.kz Фото: otyrar.kz
    

Господь и Бог наш Иисус Христос сказал: «Cуббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2:27, 28).

Что это значит? Что во всех церковных Таинствах и обрядах, установленных Богом и святыми людьми по внушению Духа Святого, мы должны видеть живого Господа и Его образ и подобие – живого человека, то есть ближнего своего. Нам не следует поклоняться букве, но духу. Об этом нас предупреждает также и митрополит Антоний Сурожский в своем докладе, сделанном в Московской духовной академии 25 декабря 1973 года, опубликованном в книге «Пастырство». Он говорит следующее: «Мы тоже создаем себе кумиров в своем роде. Есть люди, которые создают кумира на низшем уровне из типикона, из уставного богослужения, из определенного типа пения, из определенного типа иконописи. Все это – правда, все это справедливо; но это не все. Есть место у святого Григория Богослова, где он говорит, что если мы соберем все данные Священного Писания, все учение Церкви о Боге и из этого сделаем вполне законченную картину и скажем: “Вот наш Богˮ, мы станем идолопоклонниками. Потому что все, что мы знаем о Боге, это отблески и приближения, а Бог всегда бесконечно глубже и больше, и всякая законченная картина – ложь, идол. Поэтому нам самим надо в этом отношении быть осторожными».

О том же свидетельствует и Евангелие. Вдумчивый читатель Священного Писания не может не заметить, как часто и много в нем уделяется места разговорам Христа с фарисеями и книжниками, споров с ними. И даже целая 23-я глава Евангелия от Матфея посвящена исключительно им; вернее сказать, глубинному Божественному анализу того негативного явления в еврейском обществе, которым стало фарисейство на момент прихода в мир Спасителя.

Почему так много чести? Почему так много внимания на страницах Нового Завета к фарисеям и книжникам? Мне кажется, из-за того, чтобы мы не стали ими. Это нам, грядущим поколениям, – предупреждение.

Ведь, к сожалению, в нашем славянском православном обществе довольно сильно развито такое явление, как «театральное православие», или вера напоказ. Мы носим густые бороды и красивые платочки с постными благообразными лицами под ними, но порой метаем в ближнего своего такие словесные молнии, что, превратись они бы в стрелы, наверное, убили бы человека.

Мы часто придаем огромное значение правильному совершению поклона, поставлению свечи на подсвечник, точному повороту (чтоб не дай Бог спиной к алтарю!) при каждении храма, но сколько раз мы поворачиваемся спиной к ближнему своему?! Сколько у нас шипения раздражительного на неофита, который делает первые неловкие и робкие шаги в храме? Как мы часто его «забиваем» всей этой обрядовой геометрией, пытаемся влить ее полностью в новообращенного, так что места для живого разговора с Богом в душе не остается, потому что все внимание в человеке сконцентрировано не на Всевышнем, не на общении с Ним, а на том, через какое плечо повернуться, сколько шагов сделать и куда при этом стать. Преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань» написал: «…Ибо много есть духовных лиц, которые лишают себя спасительного плода мира от духовных своих деланий тем, что длят их, полагая, что потерпят ущерб, если не доведут их до конца, в уверенности ложной, конечно, что в этом и состоит совершенство духовное. Следуя таким образом воле своей, они много трудят и мучат себя, но не получают покоя истинного и мира внутреннего, в коем воистину обретается и упокоевается Бог».

Я довольно давно смотрел документальный фильм об одном русском женском православном монастыре где-то в глубинке России. Меня поразило в нем следующее интервью. Монахиня рассказывала случай из своей жизни. Будучи еще молодой послушницей, она на воздухе читала свое молитвенное правило, а как раз в это время мимо нее шла старушка с огромным тюком (по-моему, сена или соломы, не помню. Монастырь тот находится в деревне. И в своем быту насельницы соприкасаются с крестьянами). Монахиня тогда отвернулась и не помогла бабушке поднести тяжелую ношу, потому что ей нужно было дочитать молитвы. Но теперь, спустя много лет, с Божьей помощью став уже монахиней, она очень жалеет о том, что не прервала молитву и не помогла ближнему своему.

Вот это, мне думается, правильное духовное развитие: за всем видеть Господа и бессмертную человеческую душу.

Вспоминаются слова монахини Елевферии, которая десятки лет была помощницей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Она говорила: «Разве дело в свечке, дорогой? Дело не в свечке. Можно миллион свечек поставить – и все впустую. А можно ничего не поставить, со смирением, как тот мытарь пришел: “Боже, милостив буди мне грешномуˮ. И ничего не поставил. А тот положил незнамо сколько жертв и пошел в ад. А этот пошел оправданный».

Потому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что Таинства и обряды церковные не являются самоцелью, конечной пристанью нашего Церковного корабля. Нет. По мысли святителя Феофана Затворника, они являются благодатными средствами, которые помогают человеку восстановить утраченное богообщение. Они – это двери, через которые мы входим на небеса. Двери, а не потолок.

Какая же тогда цель христианской жизни? Как говорил преподобный Серафим Саровский, «стяжание Духа Святого» и в Нем добродетелей: смирения, покаяния, сокрушенного плача о грехах и любви к Богу и людям; любви как высшей добродетели, потому что Бог есть любовь.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Тамара20 июня 2017, 23:00
Cпаси Господи. Очень полезная статья Как в любом обществе существуют элементарные правила поведения и их ЖЕЛАТЕЛЬНО соблюдать ( чтобы не мешать молящимся) СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ
Ксения 18 июня 2017, 18:53
А ведь когда-то я стеснялась ходить в Церковь, потому что надо мной стали смеяться из за того что я зашла в джинсах и не знала как правильно себя вести. Знала только Отче наш. Спустя только несколько лет я снова пошла в Церковь. Спасибо за статью.
Дмитрий18 июня 2017, 13:31
Господи избавиться нас от фарисейства и пустого благочестия!
р.б Марина18 июня 2017, 13:24
СПАСИ ГОСПОДИ о АНДРЕЙ за наставление!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ В СЛУЖЕНИИ И В ДЕЛАХ!!!ПОМОЛИТЕСЬ БАТЮШКА о бол отр Варваре она не ходит после комы!
Маргарита Семина18 июня 2017, 13:21
Спасибо за статью. Укрепляет и наставляет.
Сергей Подгорный18 июня 2017, 13:17
Все так!
Сергей Рымарев18 июня 2017, 13:08
Очень сильно задела мою душу эта статья. Ведь дело не в свечке и не в количестве "вычитанных" молитв, а в вере и любви к Богу и ближнему! А мы все в букве, а не в духе, потому, что МАЛОВЕРЫ!!! Спаси нас, Господи!
Кирилл18 июня 2017, 12:18
Преподобный Никодим писал о духовных лицах (в данном случае) , т. е., о пастырях и клириках Церкви. Нам, мирянам, необходимо соблюдать хоть какие-то приличия, так что неплохо научиться хотя бы " внешнему" и "лицемерному" благоговению!Смотришь- и внутреннее Господь даст, чтобы внешнее не пропало...А то у нас ходят по Храму как и когда попало, болтают, стучат каблуками, ходят в лосинах или шортиках и накрашенные, подвывают за хором, мешая окружающим.. И это- не неофиты! Это "прихожане", как правило.. Потому и неофитам "достаётся" - доведут до белого каления "воцерковлённые", а человек сорвётся на вновь пришедшего, к сожалению...
Александр Б18 июня 2017, 06:08
...да, это про меня. Каюсь.
Oleg Barbin18 июня 2017, 01:45
Хорошая,мудрая статья надо распространять как церковный листок.
Вячеслав Берая17 июня 2017, 23:43
Спаси,Господи! К сожалению не способен плотской человек правильно понимать духовное.По причине грехопадения человека. А в притче о мытаре и фарисее, Иисус Христос сказал:" Говорю вам, что мытарь пошел более оправданным в дом свой, нежели фарисей. На счет ада ни слова.Статья Ваша полезна и актуальна.
ВЕКШИНА Людмила17 июня 2017, 19:30
Грамотная и очень полезная статья.
Благодарю автора и сайт за интересную и значимую духовную информацию.
Светлана17 июня 2017, 17:07
Спаси, Господи, Вас за статью... увидела себя, такую - как описано : начитавшись "правильных книжек", так же придавала особое значение всем обрядовым вещам в жизни церкви.Но, Господь милостив до бесконечности. Нужно только идти маленькими шажочками и не бояться своей неумелости на пути познавания нашей веры православной . Думаю так, что каждый трудящийся Господом не будет забыт. Ещё раз благодарю Вас, отец Андрей, за статью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×