Православный календарьПравославный календарь
Отцы и дети
Дмитрий Гаврилов
То, что для Гаврилыча было абсолютной истиной, не требующей подтверждения, у Чанышева скрывалось за тайной небытия.
«Деревня чуть ближе к раю»
Люди дела: Всеволод Чухаркин
Любовь к родной земле прививается и через возделывание этой земли, и через активное приобщение к ее культуре и истории – уверен Всеволод Чухаркин, директор Агентства знатных событий «Жили Были» и Музея живой истории.
Не чуя страны
Александр Богатырев
Православные люди знают, что подвиг – это продвижение к Богу. Россия велика, и места для подвигов по-прежнему остаются.
Хабаровский эксперимент: психология и психологи в духовной школе
Архиеп. Биробиджанский Ефрем
Лекции по богословию отодвигались ради того, чтобы «расчистить» место под занятия с психологом. Складывалось впечатление, что психология – главное, что может потребоваться будущему священнику.
Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями
Священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков
Мы ответственны за те священные изображения, которые находятся в нашем распоряжении, — размещать и хранить их необходимо должным, благочестивым образом.
И будет Голгофа, и будет Фавор
Архиепископ Алексий (Фролов)
Мы должны любить врагов. Но это же неестественно! Да, это противоестественно. Это сверхъестественно. К приобретению этой сверхъестественной любви и призывает нас Господь.
При неудачах и утратах – сопротивляемся унынию
Священник Павел Сержантов
Тех, кто был на грани развода, старец Иоанн (Крестьянкин) настраивал на аскетическую борьбу: «За семью-то надо побороться. И первое, что надо делать постоянно, это молиться о супруге».
Богословская критика модного атеиста: о книгах Харари
Свящ. Александр Ермолин
Автор судит о религии с точки зрения полезности и обрушивается на христианство. Но какое христианство? Он не знает Православия – истинного христианства. Так научно ли судить о предмете по его карикатуре?
Зачем жениться? Зачем венчаться?
Свящ. Павел Сержантов
Слово «супруги» происходит от глагола «сопрягать». Жизнь супругов сопряжена воедино, они в одной связке.
Молодожены меняют привычный образ жизни
Священник Павел Сержантов
В настоящем супружестве две судьбы переплетаются воедино, даже стирается граница между двумя людьми.

Если есть Бог, почему в мире столько зла?

    

«В Москве задержали мужчину, бросавшегося с ножом на прохожих», «Житель Челябинской области обстрелял прохожего из ружья», «Под Тверью мужчина застрелил девять человек», «В Москве школьницы жестоко избили сверстницу и выложили видео в Сеть»…

Это далеко не полный список заголовков новостей подобного рода только за несколько дней прошлой недели. Но я сейчас не хочу начинать старую тему: почему в СМИ столько негатива? Коснусь другой темы: где во всех этих случаях был Бог? Точнее, главный вопрос даже не в этом. Может быть, не так важно, почему Бог это допускает, а важно, что нам, людям, простым людям, не всемогущим, тем, кто не может любить, — по крайней мере тех, кто все это вытворяет, — нам-то что делать? Как себя вести? Как примирить Бога и зло?

Проклятые вопросы. Так их называют. В литературе это лучше всего сформулировал Иван Карамазов у Достоевского. В знаменитом разговоре с Алешей, там, где про слезинку ребенка. Помните? Иван говорит: «Не хочу я, наконец, чтобы мать обнималась с мучителем, растерзавшим ее сына псами! Не смеет она прощать ему!..»

Что тут сказать? Каким логическим доводом примирить реальность с Евангелием? Страшный вопрос! Куда пойти? Как себя вести, наконец? Интересно, что сам Достоевский, как мне кажется, отвечает на этот вопрос. Но только не через Алешу.

В главе с красноречивым названием «Маловерная дама» гостья приходит к старцу Зосиме и спрашивает, как ей обрести веру. И получает такой ответ: доказать, говорит старец, здесь ничего нельзя. А вот убедиться — возможно. Как же, спрашивает маловерная дама. Ответ, как бы мы сказали, ломает шаблоны. Старец говорит: убедиться опытом деятельной любви.

Дальше процитирую, потому что лучше Достоевского не скажешь. «Постарайтесь любить ваших ближних деятельно и неустанно. По мере того как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей. Если же дойдете до полного самоотвержения в любви к ближнему, тогда уж несомненно уверуете, и никакое сомнение даже и не возможет зайти в вашу душу. Это испытано, это точно».

Думаю, что нет другого ответа и в Евангелии. Только любовью снимаются проклятые вопросы Ивана Карамазова, который никак не может выйти из безнадежного круга собственных интеллектуальных построений. Интересно, что Достоевский вот этот свой ответ Ивану дает еще до вопроса: глава «Маловерная дама» стоит в романе намного раньше главы «Бунт», где Иван беседует с Алешей.

Кто-то задаст справедливый вопрос: ну, это литература. А в жизни, в реальной жизни что это такое — деятельная любовь? Бывает ли она вообще? Конечно, бывает. Вспомним Доктора Лизу. Человека, жившего рядом с нами. И видевшего столько страданий, что Карамазову и не снились. Я не знаю, были ли у Лизы проклятые вопросы. Но у нее точно был опыт деятельной любви.

Рейтинг: 9.5 Голосов: 354 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Vasiliy Kondalov18 июня 2017, 22:21
Спасибо! Коротко, но убедительно...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×