Православный календарьПравославный календарь
Владыке Илариону часто звонили бабушки, и он их поддерживал»
Диак. Давид Дутканич
Если честно, я до сих пор не чувствую, что владыки Илариона больше нет с нами, – он всегда рядом.
«Мама, ты что, Николе молилась?»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 1. Тума и Сынтул
Ну что, сынок, не едет? А ты перекрестись. Садись. Заводи свою машину. И трогай потихонечку.
«Как мне Николу не почитать? Он мне жизнь спас»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 2. Касимов
Он стал кричать: «Никола, помоги!» ‒ И вдруг увидал фигуру стоящего на берегу человека, который громко сказал: «Василий Иванович, не бойся, я сейчас приду».
«Вот святые – это православные. А мы?»
Наталия Сухинина
Я стараюсь ничего не декларировать. У меня есть книги, где ни разу не упоминается слово «православный». Это нечто сокровенное, что должно быть внутри.
Как «Хроники Нарнии» учат покаянию
Мария Минаева
Не ругая, не наставляя, Аслан подводит героев к ответу на свои вопросы. Они отвечают – и содрогаются от своих поступков. Голос Аслана – это голос совести.
«Как по маслу»: семейная мануфактура, в которой любят свое дело и Русский Север
Станислав и Марина Ивановы
Занимайся тем, что тебе нравится, просто делай это для других хорошо – как для себя. Вот и весь секрет.
О Пасхе в заключении
Архим. Иустин (Пырву)
Жизнь, которую я вел в эти годы, была, может, самой плодородной и прекрасной, потому что все эти 16 лет я переходил от смерти к жизни и от жизни к смерти.
Такая служба. Новосоловецкая Вселугская пустынь, остров Божье дело
Архим. Аркадий (Губанов)
Самое главное – это понимание того, что ты находишься в единении с Богом, и то понимание Царства Божьего, которое пребывает везде и всюду.
«Он проявлял благочестие и большую любовь к богослужению»
Еп. Иероним (Шо) о Митр. Иларионе (Капрале)
Брат Игорь всегда вел себя в большей степени как послушник, чем как семинарист.
Три великопостные идеи: как не испортить подготовку к Пасхе
Анна Сапрыкина
Мы лишаем свой дом приобщения к Пасхе, когда всё делаем или стараемся сделать «как положено», а по дороге… забываем, куда идем и куда пытаемся привести своих детей.

«Не мы развиваемся — нас поставили в положение»

Беседа о стратегии экономической безопасности России

13 мая Президент В. Путин подписал стратегию экономической безопасности до 2030 года. Впервые в документе такого уровня говорится о глобальной конкуренции с «экономически развитыми государствами», а также о «недостаточно эффективном» государственном управлении. Почему наша страна в состоянии лишь реагировать на изменения в глобальной экономике и что может предложить людям отечественный управленческий аппарат – рассказал архимандрит Филипп (Симонов), доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Церкви истфака МГУ им. Ломоносова.

Сложные решения

В следующие 3 месяца Правительство должно разработать «дорожную карту» по реализации стратегии – тогда станут известны конкретные меры. Но уже сейчас ясно, что наше экономическое положение выглядит не очень радужным. Стратегия перечисляет угрозы, с которыми сталкивается российская экономика сегодня. Среди внутренних: исчерпание экспортно-сырьевой модели развития, низкие темпы экономического роста, снижение качества и доступности образования, усиление дифференциации населения по уровню дохода и недостаточно эффективное госуправление. Внешние угрозы сводятся к нарастающей глобальной конкуренции, а также к исключению России из процесса принятия решений в сфере мировой экономики. Для выхода из ситуации предлагается укрепить экономический суверенитет, улучшить систему госуправления, добиться роста реального сектора экономики, поддержать научно-технический потенциал и конкурентоспособный экспорт и, наконец, повысить качество жизни.

– Отец Филипп, новая стратегия озвучивает то, что уже делается, или только ставит задачи на будущее?

– Любая стратегия – это комплекс мер, опирающийся на достигнутое. Данная стратегия не исключение. Нельзя формулировать перспективу, не исходя из того, что реально происходит сейчас.

Не один кризис, а два: циклический и структурный, системный

– Сейчас мы слышим про кризис и санкции. Как вам кажется, кризис закончится после их отмены?

– Вопрос в том, что мы понимаем под кризисом. Если только те процессы, которые развиваются в нашей экономике – то вполне может быть, что на какое-то время он и смягчится. Если смотреть объективно и попытаться понять, что кризис – не у нас, а везде, что кризис системный и охватывает, прежде всего, мировую экономику, составной частью которой мы являемся, – тогда проблема гораздо шире. Сейчас в мировой экономике наблюдается даже не один кризис, а по меньшей мере два: циклический и структурный, системный, т.е. кризис модели развития. Оба они для нас осложнены системой внешних санкций и наших контрсанкций.

Кризис идей

– Кризис, который везде: о чем идет речь?

Про системный кризис я докладывал в Академии наук в 2008 г. Это кризис модели воспроизводственного процесса, основанного на нарастающей кредитной экспансии[1], в рамках которой мировая экономика развивается, по меньшей мере, с рубежа 1960-х-70-х гг. Решение этой проблемы зависит от ответа на единственный вопрос: удастся ли, и как скоро, в мире выработать новую экономическую парадигму, изменить принципы экономического роста с учетом не только экономической, но и социальной составляющей. О ней ныне принято забывать и решать все проблемы только за счет тех, кто их не создавал. Но никаких поисков новой эффективной модели экономического роста не наблюдается, ведущие промышленно развитые страны ищут выхода из кризиса в рамках устоявшихся экономических представлений.

Кроме того, мир вступил в третий этап кризиса внешнего долга[2]. На первом этапе им были поражены развивающиеся страны (начало1980-х гг.), на втором – страны бывшего «социалистического содружества» во главе с СССР, оставившим этот кризис в наследство новой России (начало 1990-х гг.), а теперь (с середины «нулевых») – сами промышленно развитые страны, которых мы долго считали сознательными продуцентами, но не объектами кризиса.

– Вы сказали, что, кроме системного, есть циклический кризис. Как он влияет на нас?

– Коль скоро мы с 1990-х годов уверенно и по собственному желанию вошли в систему капиталистического производства, мы должны, также по собственному желанию, смириться с тем, что капиталистическая экономика развивается циклически, за подъемом следует спад и кризис, и никто пока не изобрел средства, чтобы от этого цикла избавиться.

Последние кризисы – в начале в 1997‑1998 гг., затем с 2008 г. (этот кризис преодолеть   никак не удается и поныне) – показали, что в мировой экономике возникли новые взаимосвязи, в том числе технологические, результатом которых становится своего рода «направленный взрыв», в считанные дни охватывающий всё мировое хозяйство. Этот «взрыв» может быть созидательным (как показала, например, технология развития мирового финансового рынка), но он же может принести непредвиденные отрицательные последствия.

Новый мир

– Предыдущая Стратегия была принята в 1996 году. Какие еще перемены произошли в мировой экономике?

– Принципиальные. По сути, сформировалось новое соотношение мирового экономического «центра» и «периферии». К сожалению, мы оказались гораздо ближе к состоянию последней. Развивающаяся в мире модель глобализации – монополярная, она предусматривает единственный центр, который определяет порядок и экономических, и социальных отношений. Иные мнения, иные исторические обстоятельства и традиции не учитываются.

Эта же тенденция коснулась международного разделения труда и технического развития. В мире радикально меняется технологический уклад, причем эти изменения, в силу глобального характера экономики, быстро распространяются в промышленно развитых странах, оставляя при этом всему остальному миру роль сырьевого придатка и реципиента продукции новых технологий. При этом есть признаки того, что «сырьевая экономика» теряет историческую перспективу. Таким образом, сложилось серьезное технологическое отставание мировой «периферии» от мирового «центра», усугубляемое недостатком финансовых ресурсов и соответствующей трудовой миграцией.

Кроме того, существенные средства отвлекаются на военное противодействие – в настоящее время это противодействие «мировому терроризму». И это – только та часть, которая видна мне на экономическом поле. А полей – очень много.

И вся-то наша жизнь есть борьба…

– Внешние угрозы в документе сводятся к увеличению конкуренции и давления на Россию со стороны развитых стран. Почему конкуренция на глобальном рынке стала вдруг для нас угрозой?

– Середина 1990-х – это время, когда мы только пытались понять, что такое глобализация и вообще – есть ли она. Международные организации изредка употребляли этот термин, кто-то из западных специалистов пытался дать научную дефиницию, наша экономическая наука только присматривалась к новому процессу, который разворачивался в мировой экономике. Ныне глобализация стала фактом. Настолько, что мы помещаем определение глобализации в учебники для студентов.

Кроме того, та история о конкуренции, которая в рамках «экономики» преподавалась нашим студентам с начала 1990-х годов, – это сказка. Я приведу один пример: в 1994 году в Англии, где я тогда преподавал, было принято решение о приватизации молочной промышленности. И у преподавателей университета, в котором я работал, это почему-то не вызвало никакого энтузиазма. Я во всех разговорах делал круглые глаза и упорно спрашивал: почему, коллеги, я не вижу никакой радости во взоре? Ведь будет же конкуренция, это приведет к росту качества и снижению себестоимости, продукт станет доступнее и дешевле, как вы нас упорно учите!.. А на меня смотрели жалостно, как на   болящего, и мягко объясняли: ничего, кроме роста цен, приватизация не приносила и не принесет, потому что любая приватизация – это широкая дорога к монополизации… Я потому это рассказал, что речь идет об Англии – колыбели капитализма. Им-то всё гораздо виднее.

Конкуренция, по сути своей, – это борьба за рынок. А борьба предполагает уничтожение конкурентов любыми путями, в том числе демпингом – его можно применять, пока не завладеешь рынком, а потом наступает время монопольных цен.

– Мы смогли найти свое место на глобальном рынке?

– Мы – нет, наши «партнеры» от нас этого и не ждали, когда обставляли нас красными флажками. Но нам – его нашли. Это общеизвестно, как и номенклатура товаров, которые мы отправляем на экспорт и получаем по импорту. Раньше это называлось «сырьевой придаток», «рынок сбыта» и «источник дешевой рабочей силы».

– То есть это все «злые происки врагов»?

– Мы сами себя поставили себя в такое положение – теперь время пожинать плоды безумной политики, начатой в 1990-е годы. Тогда мы слишком сильно хотели интегрироваться в мировую экономику, к чему нас активно стимулировали. По совету западных консультантов разрушили агропромышленный комплекс (в рамках «стабилизационных программ» МВФ, которые мы получили в 1990-е годы как страна, находящаяся в долговом кризисе). Мы успешно деиндустриализовали экономику, ликвидировали под разными благовидными предлогами производящий сектор, который мог бы составить конкуренцию нашим западным «партнерам», впустили к себе неподконтрольно иностранный капитал.

Таким образом, даже на внутреннем рынке нам практически нечем конкурировать, поэтому мы должны потреблять только то, что получаем, а получаем мы далеко не самый качественный товар. О внешних рынках и говорить не приходится: нас нашими собственными руками вытеснили из всех сегментов, в которых мы когда-то что-то собой представляли.

Итогом «экономических реформ» стало превращение страны в сырьевой придаток промышленно развитых государств со всеми вытекающими последствиями – прежде всего с исключительной зависимостью от мировых цен, манипулирование которыми (независимое, конечно, от нас) может иметь не только экономические, но и политические последствия.

Действуйте по обстановке

– Какие внешние факторы больше влияют на экономику России: политика и санкции или кризисные явления в мировой экономике?

– Глобальная стратегия, от влияния на которую наши «партнеры» нас совершенно абстрагировали. К сожалению, участь стран «второго» и последующих эшелонов такова, что мы должны действовать ситуативно, реагируя на ситуацию, а не формируя ее.

– Есть ли ценностные противоречия (может быть, идеологические), которые не позволяют России развиваться в сотрудничестве с Западом?

– Не мы развиваемся – нас поставили в положение. Это разница. И нам диктуют. Это тоже разница. В идеологии разницы не может быть: у нас один способ производства – капиталистический, идеология отражает экономику, поэтому, находясь в одних и тех же условиях капитализма, принципиально иной идеологии мы предложить не можем.

Выходит, мы должны следовать этим идеалам, если хотим быть успешными в мире.

Однако, согласно капиталистической философии, конкурент это враг. Как вам кажется, такая философия противоречит Православию?

– В данном контексте нет разницы между православием и инославием. Давайте перефразируем вопрос: противоречит ли всё это Христу? Да, противоречит. И тем принципам, на которых Он основал Церковь Свою (помните: возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе (Мф. 19, 19), тоже противоречит.

Конкуренция – это никак не братская любовь и трогательная забота о ближнем. Конкуренция – это не: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест (Мк. 10, 21). У нее совсем другая цель – максимизация прибыли. Это соревнование, а в результате любого соревнования победитель остается один. Помните у апостола: Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? (1 Кор. 9, 24).

Каким образом можно разрешить это противоречие?

– Именно в этом и есть экзистенциальный вопрос современности: как и чем христианину оправдать свое существование (в том числе и экономическое существование) в мире, принципиально противоречащем христианству. Но это тема для отдельного и длительного разговора.

Зачем говорить о религии с теми, кто выкинул Бога из Европейской Конституции?

– На каких общих моральных началах может строиться наше сотрудничество с Западом? РПЦ активно взаимодействует с Католической Церковью. Целесообразно ли нашим политическим лидерам в разговоре с западными апеллировать к христианской вере?

– Зачем говорить о религии с теми, кто выкинул Бога из Европейской Конституции? У нас нет общих моральных начал. Мы для них – прилагательное, а не самостоятельная величина. Как только им удастся перестать смотреть на нас как на подчиненное предложение (а этого ещё надо захотеть) – можно начать поиск общих начал. Права человека для начала вполне подойдут.

Пока гром не грянет – мужик не перекрестится

– Причина кризиса – внутри страны или за ее пределами?

– Легче всего возложить всю ответственность на внешние обстоятельства. Трудно, но нужно начинать с себя и называть вещи своими именами. Конечно, нельзя абстрагироваться от внешних причин: мы – в мировом рынке, и всё, что он продуцирует, непосредственно касается и нас. Но гораздо больше нас касается то, что мы делаем своими руками. Сейчас мы пытаемся преодолеть последствия внешнеэкономической (соответственно, и внешнеполитической) ситуации. Но не было бы санкций – мы б и не думали об импортозамещении. Пока гром не грянет – мужик не перекрестится.

– Укрепление экономического суверенитета России – первоочередная цель в Стратегии. Что такое экономический суверенитет и возможен ли он в глобальном мире?

– Сложное понятие. В особенности в условиях развития конкуренции не только на уровне отдельных стран, но и на уровне региональных ассоциаций. Тем не менее США, Германия и отчасти Франция показывают, что это дело вполне достижимое. Но это возможно, когда страна руководствуется прежде всего внутренними экономическими и социальными интересами, при этом участвуя в различных группировках. А для этого в своей экономической и социальной политике нужно ориентироваться не на «нобелевские догматы», а на реальные процессы. Например, не произносить мантр «государство по определению неэффективно как собственник», а делать то, что должно делать:   обеспечивать эффективное использование государственной собственности. Так это происходит в США, которые разбрасывают ее по сторонам под прикрытием «приватизации», результаты которой совсем не приводят к росту эффективности, занятости, производства и т.д.

– Что, по вашему мнению, сильнее всего тормозит нашу экономику?

– В «Стратегии» нашлось нужное слово и для одной из основных проблем нашей экономики – «недостаточно эффективное государственное управление» (п. 12.17) – главная экономическая беда. Правда, эта палочка – о двух концах. Как понимать эффективность управления: что эффективнее, например, – побыстрее приватизировать остатки госсобственности или ею управлять так, чтобы вместо расхода был приход?

Ведь правда: кто это – государство? Если конкретно – то управленческий аппарат. И если «государство», т.е. аппарат, не может обеспечить эффективное использование собственности, то это беда не государства, как конституционного образования, а профнепригодного аппарата.

Пора выйти в свет

– Одна из внутренних угроз – теневая экономика. Как сделать так, чтобы платить налоги стало выгодно?

Главное в экономике – прекратить «кошмарить» саму экономику

– Во-первых, и это одно из главных – отказаться от недалеких, но прекраснодушных соображений. Например, от идеи «прекратить кошмарить бизнес». Потому что главное в экономике – прекратить «кошмарить» саму экономику. Нечестный бизнес, намеренно – подчеркиваю! – и организованно «кошмарящий» потребителя, – это тормоз в развитии и экономики, и социальной стабильности.

Во-вторых, неплохо было бы разобраться с законодательством: налоговая система должна стать прозрачной не только для налоговой службы, но и для общества. А с увесистым томом «Налогового кодекса», особенно с учетом периодически вносимых изменений, работать не так просто. А это – еще одно из проявлений недостаточно эффективного государственного управления.

В-третьих, нужен эффективный государственный контроль. Государство не должно кланяться и просить, но автоматически получать доходы, установленные законодательством. Наверное, необходимо перестать абстрактно «администрировать доходы».

И еще один аспект проблемы. Теневая экономика – это ведь не только из-за налогов, это – для того, чтобы украсть. Это – когда у кого-то на квартире или на зарубежных банковских счетах вдруг находят миллиардные денежные суммы. И я вас уверяю, налоги тут совершенно ни при чем. Тут нужен не просто учет и контроль, а в ряде случаев – учет и контроль, осуществляемый «компетентными органами».

– Что нужно делать, чтобы не брали взятки?

– Некогда в истории явилось государство. А явилось оно, надо думать, не для того, чтобы собирать налоги и их потом проматывать под видом финансирования развития, а для того, в частности, чтобы воспитывать граждан и охранять честных от нечестных. Вот эту-то воспитательную функцию государства мы как-то незаметно утратили, наверно, как «избыточную». Вот, скажем, наше «совестливое» телевидение зачастую ласково называет «воришками» людей, которые на деле – обычные воры, по которым плачет уголовный кодекс. Что это значит? Это значит, что обществу рекомендуют закрыть глаза на бытовое воровство: «воришек» же достаточно просто пожурить, сажать их не нужно, правда? Сажать. Показательно. Чтоб не возникало повода увлекаться.

Долг платежом красен

Деньги – категория не самостоятельная. Они берутся не с финансового рынка, а из производства

– Закредитованность граждан создает риски для экономики. Как выйти из замкнутого круга: нет денег, нет потребления, нет спроса, медленный рост экономики?

– Говоря о закредитованности населения, я бы начал не с экономических, а с социальных и политических рисков. Посмотрите, как изменилась, например, система «быстрого» кредитования: раньше ее основу составляли потребительские идеи (начиная от кредитов на покупку бытовой техники и заканчивая машинами и жильем), теперь людям зачастую не хватает денег на еду до зарплаты. Это – там, где есть работа. А во многих местах и работы нет. А где работа вроде бы и есть, производится в офисах «воздух», а не материальные ценности. Пора задуматься о том, что в основе воспроизводственного процесса лежит материальное производство, а всё остальное (финансовый рынок, валюта, логистика и прочее) лишь его обслуживает. Деньги – категория не самостоятельная. Они берутся не из воздуха и не с финансового рынка, а из материального производства. И там, где материального производства нет, нет и денег.

– Как не повестись на сиюминутное желание приобрести вещь не по карману или и вовсе ненужную?

– Наверное, верующий человек должен при этом подумать, собирает ли он сокровища для себя или в Бога богатеет (ср. Лк. 12, 21). Наверное, работающий человек должен посчитать деньги и решить, готов ли он будет пару месяцев не есть, например, чтобы отдать долг. Наверное, ребенку нужно с детства объяснять, что деньги не берутся из воздуха: «как потопаешь, так и полопаешь», говорил издавна народ. Нужно научить соотносить потребности с возможностями. И не нужно назойливо настраивать его, в школе и на улице, на жизнь взаймы, как диктует кредитная модель экономического роста. Может, стоит ограничить недобросовестную рекламу в денежно-кредитной сфере, как того требует действующее законодательство, на которое мало кто обращает внимание.

– Одна из важнейших тем – бедность. Как самим гражданам выйти из сложной ситуации и не пасть духом?

– Давайте не будем вешать всю ответственность на «самих граждан». Длительный опыт развития капитализма в мире показывает: к частной предпринимательской инициативе способны только порядка 10 % населения. Остальные живут на зарплату. А ее почему-то неолиберальная теория никак не хочет регулировать. Вот и получается: медсестры, скажем, получают копейки, а главврач – в разы, а то и в десятки раз больше. А мог ли бы он оказывать платные услуги без сестер – сам бы пошел уколы делать?

Государство как регулятор в этом процессе задействовано мало. Профсоюзной системы, которая регулировала бы трудовые отношения, настаивала бы на коллективных договорах, в которых можно было бы определить уровни и соотношение зарплат, у нас нет. И вот – мы возвращаемся снова к недостаточно эффективному государственному управлению…

…а сам не плошай!

– Традиционно Церковь старается помогать прихожанам. В РПЦ есть социальные программы. Может ли опыт Церкви помочь в реализации социальной политики государства и как?

– Особенность церковной социальной работы, которую принято называть благотворительностью, только одна: вся она совершается во имя Христово, ради Бога и добровольно, ибо, если делаю это добровольно, то [буду] иметь награду (1 Кор. 9, 17). Она – если это действительно она – не требует никакого дополнительного внешнего стимулирования: налоговых льгот, например, или чего-то там еще.

Народ волнует не рост ВВП, а рост благосостояния, для обеспечения которого и существует государство

А государство не благотворит – оно исполняет те функции, которые возложил на него народ. Наше современное государство, созданное по зарубежным неолиберальным лекалам, намеренно сформировало себя как систему, сбрасывающую с себя социальные функции, перекладывающую их на граждан и их объединения. Их так и назвали: «избыточные функции государства», от которых необходимо «освободиться». И только совсем недавно кого-то на Петербургском экономическом форуме осенило: народ волнует не рост ВВП, а рост благосостояния, для обеспечения которого и существует государство. Итак, одна из задач государства – реализовывать социальные функции в масштабе всего общества. Церковь никогда не ставила перед собой такие всеобъемлющие задачи.

– Каким образом Церковь может принять участие в обеспечении роста и безопасности экономики?

– Мне кажется – только ревностно исполняя собственно церковные функции, ради которых Господь ее и создал. Сейчас курсирует много разных «благих идей» на эту тему, только все они почему-то в основу свою кладут исключительно секулярные, мирские критерии (коммерческую эффективность, например), и требуют некоей исключительной жертвенности. А Христос ведь сказал: Милости хочу, а не жертвы (Мф. 9, 13).

Помните место в Евангелии, где похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде (Лк. 16, 8)? Помните, за что именно похвалил? Коротко говоря, за подделку документов, за должностной подлог в целях сокрытия недостачи! Вот в чем заключается «свой род», те основания, на которых строится секулярная экономика. Церковь явно не из этого мира. Она – часть того Царства, которое не от мира сего (Ин. 18, 36). И тот «свой род» деятельности, в котором поднаторели «сыны века сего», – явно не её.

– На кого надеяться людям?

– А надеяться в этих условиях надо на Бога (потому что каждый – сам за себя, один Бог – за всех) и на руки мои сии, как сказал когда-то апостол Павел (Деян. 20, 34).

Рейтинг: 9.8 Голосов: 950 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Кредитная экспансия – стимулирование кредитных операций путем снижения процентных ставок, выделения льготных кредитов и другие подобные меры, предпринимаемые для подъема экономики.

[2] Неспособность государства обслуживать свои долги.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Игра на понижение»: алчность как абсурд «Игра на понижение»: алчность как абсурд
Александр Попов
«Игра на понижение»: алчность как абсурд «Игра на понижение»: алчность как абсурд
Александр Попов
Фильм, раскрывающий подноготную мирового финансового кризиса 2008 года, чрезвычайно интересен и с духовной точки зрения как приговор современной финансовой системе и её стержню – безграничной человеческой алчности.
Про экономику, мировые войны и домострой Про экономику, мировые войны и домострой
Игум. Филипп (Симонов), д.э.н.
Про экономику, мировые войны и домострой Про экономику, мировые войны и домострой
Беседа с доктором экономических наук игуменом Филиппом (Симоновым)
Автор книги «Церковь-общество-хозяйство» о специфике современной экономики, о том, возможно ли бескризисное ее развитие, почему мы все время догоняем Запад и всё никак не догоним и зависит ли экономика от религии.
В тишине и уповании В тишине и уповании
Сергей Худиев
В тишине и уповании В тишине и уповании
Сергей Худиев
Рубль падает, люди злятся и паникуют. Между тем это не первый кризис в мировой истории, и нам давно сказано, как надо (и как не надо) на него реагировать.
Комментарии
Алексей24 июня 2017, 23:10
Безумный мир, летящий в бездну
С названием "технический прогресс",
Умрет без права вновь воскреснуть,
Чтоб не испытывать терпение небес
К23 июня 2017, 18:03
С автором согласен, но в каких же стереотипах заблудились комментаторы. "Россия исторически для Запада как кость в горле". Да не совсем так. Скорее Россия исторически безразлична Западу (как например и Китай). Кроме случаев конкретной пользы (купить дешевой нефти, повоевать с Гитлером (положив жизни миллионов своих людей), попроизводить дешевых товаров за счёт бесплатного труда (положив здоровье миллионов своих людей) -это уже про Китай. Другая, непонятная и неинтересная культура. Люди на западе не всегда любопытны. Им не сильно важно покопаться в глубинах "особой" русской души (или Китайской). Они видят то что видят. А мы что? Отличаемся? Нам так же безразличны их особенности и проблемы.
Елена22 июня 2017, 23:26
"сначала надо подумать о том что ежегодно убиваем сотни тысяч младенцев .вся страна бредет по горло в крови убиенных малюток.как только уберем этот ужас из нашей жизни ,тогда и экономика будет и армия будет и все остальное .как еще Господь нас терпит и не стер с лица земли как народ .об этом надо думать"

Вадим, совершенно верно. Всё что имеем, заслужили по грехам нашим.
Антоний22 июня 2017, 08:07
Дорогой брат АлександрГ! Сегодня я вижу немало талантливой молодежи среди своих студентов. Они искренне хотят внести свой вклад в инновационную экономику Родины. Однако возможность эта напрямую связана с вопросом целевого расходования средств, выделяемых на развитие страны. Сколь велико не было бы желание, реализовать его невозможно, когда тебе банально платят 1/2 зарплаты университетской уборщицы и вынуждают бесконечно корпеть над бумагами. Ты хочешь писать статьи и выступать на конференциях, но должен сопоставлять коды компетенций. Ты хочешь нести студентам новейшие знания, а у тебя ветхое оборудование. Лампу в проекторе не могут заменить уже лет 5, зато джипы начальства меняются вовремя.
Арина21 июня 2017, 21:02
А.Смит (откуда простой продукт у Пушкина) и К.Маркс занимались политической экономией. А сейчас политика без экономики, экономика без политики, обе без идеологии. В самом деле, зачем же мы работаем? Может чтобы повысить благосостояние какого-нибудь-энергосбыта, чего-то-там-газа, да и нефти? А все эти отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена, потребления, это позапрошлый век и всех, кто еще помнит об их существовании, следует оставить за бортом экономики без отраслей, но с видами деятельности, измеряемой не национальным богатством, а ВВП, где все до кучи. Если же придерживаться версии общественных отношений, придется и о человеке вспомнить. Оно надо?
Н.С.21 июня 2017, 18:18
Что бы дух творил себе форму, нужны усилия. Этому нужно учить и воспитывать. Иначе форма порабощает. Вообще, форма и дух тесно взаимосвязаны. Так что все в статье правильно.
Юлия21 июня 2017, 18:05
«Недостаточная эффективность государственного управления» фактически означает, что госуправление отсутствует. Однако она стоит в документе на последнем месте!

Половина российских активов находится де-юре в офшорах, которые находятся под неподконтрольными России юрисдикциями.

Эти юрисдикции в свою очередь — под зонтиком Лондона и Вашингтона, следовательно, оттуда и управление. Чему же удивляться?!
ЛА21 июня 2017, 17:46
Экономику в России пытаются поднять предприниматели, опираясь на ответственных рабочих, инженеров, сельчан, которые еще не спились. Но пока чиновников от экономики "и так хорошо кормят" лишь за то, что они десятилетиями стоят у руля и удивляются в своих отчетах, что в России все развалилось-экономику не поднять. Даже экономический форум - ГАЙДАРОВСКИЙ! То же и с ЕГЭшным образованием.
НН21 июня 2017, 16:11
АлександрГ., я бы с Вами согласилась, если бы не одно НО: ИХ ЭКОНОМИКА НАМНОГО СИЛЬНЕЕ НАШЕЙ, вот поэтому-то они и позволяют себе поиграться с идеологией. Но цель их - затормозить экономическое развитие России! (А если смотреть в корень - ПРАВОСЛАВИЕ для Запада всегда было костью в горле). С мирской точки зрения постулат "У кого деньги у того и власть, а у кого власть - у того и деньги" сейчас работает очень четко. Но на всё - воля Божия! Всё в Его руках. Человек полагает, а Господь располагает. Работ Сталина пока не читала, да и заинтересовалась его фигурой только последние время, исключительно только из-за воплей и оголтелой травли либералов. Наверное, пришло время копать глубже. Спасибо!
АлександрГ. 21 июня 2017, 10:19
Дорогой, Антоний. Инновации, привлечение в науку талантливой молодежи. Все это безусловно верно. Проблема экономики, это многоуровневая проблема. Но всегда все упиралось и будет упираться в человека, в его ценностной ряд и систему приоритетов в нем. К сожалению, сейчас в нашем обществе во главу угла поставлены деньги. Именно они выступают, главным мотиватором работы. А это очень опасно. И возвращаясь к главе 4 Евангелия от Матфея. А ведь в нем, наш Господь Иисус отвечает на извечный вопрос: для чего человек живет? Но этот ответ "тянет" за собой ответ на другой вопрос: а для чего человек работает? Ибо, человек не может жить для одного, а работать для другого. Это взаимосвязанные вещи.
21 июня 2017, 04:17
Неужели статья без ура-патриотических лозунгов? Уже страшно читать и слушать последнее время политизированные проповеди о том, как у нас все здорово, а вот у них...
Наталья20 июня 2017, 23:40
Нельзя забывать, что "проклят, кто дело Господне делает небрежно". Начнем с себя!
Еп.Пателеимон (Шатов) молодец!
АлександрГ.20 июня 2017, 22:55
Уважаемая, НН. А Вы когда-нибудь задумывались о том, почему Сталин никогда не ставил во главу угла марксово "бытие определяет сознание"? Может быть потому, что в силу своего семинаристкого образования понимал, что эта формула низводит человека до уровня скотины? А почему сейчас Запад несет колоссальные материальные издержки от санкций и все равно с упрямством достойным лучшего применения их не только продлевает, но и вводит новые? А потому, что там прекрасно понимают, что на деле этот конфликт выходи на ценностной уровень. То есть для них идеология первична, а экономика вторична. Они готовы пожертвовать деньгами. А мы? А мы все блукаем в потемках и до сих пор твердим, что экономика первична.
Антоний20 июня 2017, 22:50
Дорогой брат АлександрГ! Для того, чтобы заработал новый тип экономики, необходимы инновации. Источник инноваций - привлечение в науку активной молодежи. Что сегодня может предложить молодому преподавателю мой университет? Участие в научных исследованиях, творческую самореализацию, выход на внедрение своих разработок? Нет. Он может предложить зарплату в 13800 рублей, нагрузку в 840 аудиторных часов в год, бесконечную писанину вроде сверхсрочной подготовки рабочих программ и фондов оценочных средств к ним по регулярно меняющимся стандартам. Может предложить компьютеры образца 2007 года. А на бумаге красиво: средняя зарплата растет как на дрожжах, награды руководства множатся исправно...
Иулиания20 июня 2017, 22:35
Интересно было прочесть статью. Современный человек, действительно, поставлен в рабские условия. О профсоюзах, отстаивающих права работников в частных компаниях, можно только мечтать. Уровень цен на все совершенно не соответствует доходу. Если в крупных городах помимо еды на зарплату можно позволить купить себе что-то еще, то в малых - не жизнь, а не пойми что. Далеко не каждому дано быть предпринимателем - это тоже верно. Но разрыв в десятки раз в доходах между управленцами и подчиненными - социальная утопия. Чем мы отличаемся от нищей Африки или Индии? Православием? Которое большинству все равно не нужно.
Ирина20 июня 2017, 22:02
Почему же церковь не поддержала государство, когда был принят закон о целевом капитале, и почему отвергли получение "Универсальной электронной карты" от государства. Может быть сейчас и против карты "МИР" настроены?
НН20 июня 2017, 20:51
АлександрГ.,
Маркса никто не отменял! В чём он не прав-то? У КОГО ДЕНЬГИ(бытие)- У ТОГО И ВЛАСТЬ(сознание), а у кого власть - у того и деньги. Разве Вы не убедились на примере нашей страны? При социализме такого не было! КАПИТАЛИСТЫ решают всё, а не христиане. И они, капиталисты, никогда по доброй воле не допустят "экономики с человеческим лицом". НИКОГДА! Они живут ради прибыли и готовы ради неё буквально на всё! Весь народ поставить на уши и плевать на возмущение с высокой колокольни. У нас сейчас НОРМА собирать деньги (десятки тыс. РУБЛЕЙ) на лечение больных детей, а футболистам и хоккеистам Госкорпорации платят МИЛЛИОНЫ долларов. А мы, как дети малые, рассуждаем, КАК ДОЛЖНО БЫТЬ!
р.Б. Сергий20 июня 2017, 18:14
",,,где работа вроде бы и есть, производится в офисах «воздух», а не материальные ценности..."( из статьи архимандрита Филиппа (Симонова)
Ещё А.С.Пушкин замечал :"Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. ..."
Даже до революции в своеобразной "табели о рангах" среди предпринимателей на первом месте стояли промышленники, затем купцы и только на последнем-банкиры,делающие деньги "из воздуха"
Сегодня,к сожалению, всё наоборот.
Действительно, остаётся надеяться только на Бога, чтобы Он вразумил Россию в лице нас грешных.
ТаняСем20 июня 2017, 17:44
Абсолютно согласна с коммент вадима и Евгения!!!Действительно-надо остановиться и вспомнить лучшее,что было,а не мусолить "совковые неприятки" из года в год....И действительно в какую область ни ткнись-виноват гражданин,а государство с кучей административного аппарата вообще ни причем,только штрафы и пени плати за то,что ты не семь пядей во лбу и не можешь решать вопросы юристов,экономистов и банкиров, а аппарат все больше и больше (современные мытари в костюмах)....прости,Боже нас всех и вразуми,грешных!!!!
АлександрГ. 20 июня 2017, 17:41
Добрый день, уважаемый Антоний. На закате СССР и вначале 90-х очень часто можно было услышать тезис о том, что в СССР народ устал от уравниловки. На деле, устал не народ. От уравниловки устала партхозноменклатура, воспитанная на Хрущевском "догоним и перегоним Америку", поставившим по сути во главу угла материальное обеспечение человека. Это именно она рвала на части огромную экономику огромной страны в 90-е. Так, что перестать "вкладывать деньги в ректоров", это не решение. Изменять и работать нужно над ценностной системой всего общества в целом. Произойдут изменения в общественном сознании, заработает иной тип экономических. По другому не получится никак.
Аноний20 июня 2017, 15:43
Добрый день, братья и сестры! Считаю, что главная стратегическая ошибка экономической стратегии Родины была допущена не в 90-е, а раньше, с началом активного экспорта энергоресурсов. Заглотив этот крючок, мы сами добровольно поставили себя в зависимость от Запада, что позволило американцам вместе с их друзьями из свободной и демократической Саудовской Аравии, душить нас посредством искусственно организованного кризиса. Это же делается и ныне. P.S. Если хотим развития, то деньги следует вкладывать в науку и производство. В оснащение университетов и становление их как научных центров, а не в карманы ректоров. В реальную продукцию, а не в бумажную писанину и прочую мишуру-отчетность.
Елена20 июня 2017, 15:39
Уважаемая редакция! Прошу прощения, что пишу не по теме,просто нет другого способа оставить комментарий. Сегодня на портале Православие.ру епископ Пантелеимон обратился с просьбой оказать финансовую поддержку проектам службы "Милосердие" и оставил контакты для связи, в частности руководителя отдела благотворительных проектов Владлены Калашниковой. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что эта девушка еще и Канта Гири Мата Джи, дипломированный преподаватель йоги, прошедший посвящение в Гималаях,приглашает на свои занятия в центр йоги "Прана". Сейчас она еще и ведущая программы "Уроки милосердия" на телеканале "Спас". В подтверждении написанного
http://h-yoga.com.ua/?p=1280
МаринА20 июня 2017, 15:33
Интересная статья. Сначала даже читать не хотела. Ну причём тут - Церковь и экономика. А притом. Церковь, увы, не показывает властьимущим пример заботы о простом человеке. 200 новых храмов в Москве, при большинстве пустующих храмов в центре города. Зачем? Может взять и заплатить на эти деньги все задолженности по ЖКХ всех пенсионеров и малоимущих? Это было бы очень красиво. Сколько людей этот поступок привлёк бы в Церковь. И людей, и денег. На новые благотворительные проекты. "Социалку" в РПЦ "возложили" на еп. Пантелеимона (Шатова). Возложили и забыли. На его безрадостное лицо во время всяких важных заседаний грустно смотреть. И мед. оборудование вместо букетов для Патриарха это стыдно.
АлександрГ. 20 июня 2017, 15:12
И еще. Простите за назойливость, но накипело. Можно ли построить экономические отношения, базируясь на ценностях, дарованных нам Христианством? Я лично думаю, что это возможно. Отдельные элементы этого, мы видели в советской экономике. На деле, всеми величайшими достижениями советская экономика была обязана, отнюдь не репрессиям (от этого стране становилось только хуже), а принципам "вшитым" в подкорку народа Христианской системой ценностей. На этом поднимали целину, строили БАМ, осваивали Космос. Движущей силой были не деньги и не людской порок, именуемый алчностью. Та экономика нам наглядно продемонстрировала, что в экономике могут быть совершенно иные мотиваторы и движущие силы.
АлександрГ. 20 июня 2017, 14:55
Открываем главу 4 Евангелия от Матфея, читаем о искушении диаволом Иисуса Христа, в пустыне. Чем он искушал Господа? Хлебом (как синонимом всего материального), гордыней (как синонимом избранности и исключительности) и властью над миром. Перекладываем этот ценностной ряд в область экономики и получаем вполне себе узнаваемый тип экономический отношений. И не только экономических, мы узнаем в некоторых странах и народах "избранных и исключительных". А также узнаем идею глобализации. Все эти технологические девайсы, это так сбоку бантик и только приложение к алчности, гордыне и похоти властвования. Так, что тип экономики определяется именно системой ценностей, а не наоборот.
АлександрГ. 20 июня 2017, 14:42
Вообще-то не экономика определяет идеологию, а совершенно наоборот. А то получается марксова формула "бытие определяет сознание" или "базис определяет надстройку". К сожалению, мы до сих пор смотрим на мир сквозь призму перевернутую ногами в верх. К слову на Западе прекрасно понимают, что на деле именно идеология и надстройка определяют тип экономических отношений. А мы отстаем. Хотя на деле, если взглянуть на мир и экономику сквозь призму, в которой в верху Христианские ценности, определяющие содержание надстройки и надстройка наполняющая содержимое экономики, то все встанет на свои места и заиграет совершенно иными красками. И сразу исчезнет вся путаница и станет понятно, что нужно делать
Надежда20 июня 2017, 14:20
Под руководством наших чудо-бизнесменов вся страна либо работает "на помойку",либо делает деньги из воздуха. При этом из-за своей непомерной алчности они стараются продать, дай им волю за "миллион". Им бы поменять свое отношение к жизни, и жизнь всех нас изменилась бы к лучшему. Дай бог нам стараться прежде всего угодить Богу, а не своим необузданным желаниям.
Евгений20 июня 2017, 13:16
Вспоминая Советский Союз, вспоминаешь и мощное социальное обеспечение, всё было зашибись. Наверное стоить взять лучшее из СССР. Сейчас государство освобождается от своих функций и дальше, скоро вообще ни за что отвечать не будет. печалька.
вадим20 июня 2017, 11:21
сначала надо подумать о том что ежегодно убиваем сотни тысяч младенцев .вся страна бредет по горло в крови убиенных малюток.как только уберем этот ужас из нашей жизни ,тогда и экономика будет и армия будет и все остальное .как еще Господь нас терпит и не стер с лица земли как народ .об этом надо думать
Василий20 июня 2017, 09:11
>В идеологии разницы не может быть: у нас один способ производства – капиталистический, идеология отражает экономику, поэтому, находясь в одних и тех же условиях капитализма, принципиально иной идеологии мы предложить не можем.

Какой незамутнённый марксизм.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×