Разговор об абортах умолкнет в одном из двух случаев: либо это злодейство станет привычным, как вырывание зубов; либо убийство будет названо убийством и заклеймено со всеми вытекающими. Пока ситуация смешанная, и потому разговор неизбежен. Его ведут женщины, совершившие непоправимую ошибку, врачи, волонтеры, священники, правозащитники, специалисты по демографии и т.д. Ко всем голосам стоит прислушаться. Как не без гордости говорил Платонов: «Без меня народ не полон». Пусть же будет дано слово и поэтессе Марии Шкапской, в прошлом веке старавшейся откровенно говорить о жизни женщины так, как редко кто говорить осмеливается.
Женская поэзия – это часто поэзия героини, томящейся на медленном огне любовных переживаний (если не брать гражданскую поэзию различных революций, когда женщина становится «товарищем»). Роковые встречи, трагические разрывы. Тоска ожидания, козни разлучницы, боль измены. Это чувственная вселенная, помещенная между шепотом «Ваш нежный рот – сплошное целованье» и криком «Мой милый! Что тебе я сделала?» У Шкапской совсем не так. Ее поэзия – поэзия зачатий, вынашивания плода, родов, кормлений и, к сожалению, в том числе аборта. Всего утробного. Прислушаться к ее голосу стоит уже потому, что это голос женской боли и опыта. Без резонерства, без болтовни о правах, без феминистических истерик. Голос женской души, неразрывно связанной с женским чревом.
Да, говорят, что это нужно было...
И был для хищных гарпий страшный корм,
И тело медленно теряло силы,
И укачал, смиряя, хлороформ.
И кровь моя текла, не усыхая –
Не радостно, не так, как в прошлый раз,
И после наш смущенный глаз
Не радовала колыбель пустая.
Вновь, по-язычески, за жизнь своих детей
Приносим человеческие жертвы.
А Ты, о Господи, Ты не встаешь из мертвых
На этот хруст младенческих костей!
У любого действия есть мотивация. И у аборта тоже. «Говорят, что нужно». Врачи ли говорят, муж ли… Какая разница. Так или иначе дело сделано. Хищные гарпии получили страшную пищу. Гарпии – это у древних греков чудовища с женским лицом и грудью, но с птичьими крыльями и лапами. От них исходит смрад. Они крадут младенцев и души. Они отвратительны. Бесы. Им страшная пища – расчлененный младенец. И кровь матери не хочет сворачиваться (течет, не усыхая). «В прошлый раз», надо полагать, были роды, а не убийство. Потому было радостно, хотя и кровь была. А теперь пустая колыбель, как прочерк вместо живого человека. Все это справедливо названо языческим принесением человека в жертву. Только Господь тут ни при чем. И из мертвых Он встал. А «хруст младенческих костей» целиком на совести человека.
Вот еще одно стихотворение на эту тему:
Не снись мне так часто, крохотка,
Мать свою не суди.
Ведь твое молоко нетронутым
Осталось в моей груди.
…
Что ж ты ручонкой маленькой
Ночью трогаешь грудь?
Видно, виновной матери
– Не уснуть!
Тут особые комментарии излишни. Мать виновна, и ночь для грешника – время пробуждения совести. Причем речь обращена к младенцу как к живому, в духе народной мудрости: «Избавишься от зачатого – не избавишься от убитого».
***
Ни с кем не вяжут вас невидимые нити,
И дни пустынные истлеют в мертвый прах.
С какою завистью вы, легкие, глядите
На мать усталую, с ребенком на руках.
Стекает быстро жизнь, без встречи, но в разлуке.
О, бедные, ну как помочь вам жить,
И темным вечером в пустые ваши руки
Какое солнце положить?
Солнце, имеющее лечь темным вечером в пустые руки, это дитя, дающее женской судьбе смысл. Не только смысл, но и тяжесть, и страх, и тревогу, и боль. Но вместе с тем смысл, оправданность. И нужно быть готовой к тому, что пустота и бессмысленность нерожавшей утробы сменятся не только радостью полноты. Кроме радости будет тяжесть самопожертвования:
О, эта женская Голгофа! –
Всю силу крепкую опять в дитя отдай,
Носи в себе, собой его питай –
Ни отдыха тебе, ни вздоха.
Пока, иссохшая, не свалишься в дороге –
Хотящие прийти грызут тебя внутри.
Земные правила просты и строги:
Рожай, потом умри.
В таких противоречиях и протекает жизнь. Сила боли равна желанию эту боль принять. И беременность полна то перееданием, то отвращением от пищи; то радостным предчувствием, то тревогой. Это не выдумано философами, чтобы потом внушить мужские мысли доверчивой женщине. Эта двойственность изначально дана, и данность эта живет в естестве. Быть матерью по Шкапской – «соблазн неодолимый».
О, тяготы блаженной искушенье,
соблазн неодолимый зваться «мать»
и новой жизни новое биенье
ежевечерне в теле ощущать.
***
Нередко считается, что поэзия уместна и естественна, даже желательна или просто необходима в период романтических встреч или тягостных разлук. Тогда душа поет томительно и грустно. А потом, когда близость оформляется в брак и начинается совместный быт, поэзия должна якобы уступить место прозе. Или вообще со всякой литературой, кроме детских сказок над колыбелью, пора тогда заканчивать. Мария Михайловна с этим не согласна. Она сплетает строки не только будучи мечтательной девушкой, но и будучи уже все узнавшей женщиной. «Все» – это, конечно, не только счастье. И поскольку с аборта, с добровольной потери собственного ребенка мы начали знакомство с ее поэзией, строчками об этой беде и подойдем к финалу.
Ведь солнце сегодня ярко
И легче земные ноши,
Но сердце – пустая барка
И груз ее в море брошен.
И мне все больней и жальче
И сердце стынет в обиде,
Что мой нерожденный мальчик
Такого солнца не видит.
***
Нерожденные мальчики не видят солнца. Нерожденные мальчики не влюбляются в девочек, не убегают с уроков, не смотрят мечтательно на звезды. Хотя все уже начиналось. Они были в дороге. Но первый в жизни дом – дом материнского тела стал гробом. Все начиналось и оборвалось. Начиналось чудесно и оборвалось преступно.
Когда люди спорят о том, что хорошо и плохо, они стремятся подкрепить свои доводы словами ученых, историческими фактами, мудростью прошлых веков. Может статься, в жарком современном споре об очевидном зле – убийстве нерожденных детей – кому-то пригодится опыт Марии Шкапской. Опыт, нашедший поэтическое выражение.
А какой из меня пример и должный воспитатель?
А в прошедшие времена? Дома сидели только жены аристократов. Обычные крестьянки упахивались побольше сегодняшних мужчин и ещё детей вынашивали, вкалывая как лошади. Так что не в наше время женщины начали в поте лица зарабатывать добывать хлеб, к сожалению. Женщины практически всегда работали и работают.
Катто, сопереживаю постигшему вас испытанию, оно очень нелегкое. Уверена, что Бог слышит ваши молитвы и ваша малышка наверняка с Ним. Вы молодец, что не отчаялись.
Я не рассматриваю себя как уникальное явление. Это вы так решили, не я.)) Но спасибо- ведь каждый из нас уникален, в том числе, и для Бога.Многодетные матери - и мученицы, и героини.Не мазохистки,не самоистязательницы-так вновь написали вы,не я.
"Мясорубка" вы буквально поняли это выражение?Тогда вы сделали неправильно, ведь я писала образно.Это означает боль, боль, ещё раз боль и кровь.А не груду мяса и костей.Это вновь ваше суждение,не моё. Мне же хочется, чтобы вы правильно меня поняли,не более.))
В реальной жизни в поте лица хлеб добывают не только мужчины, но и женщины.На войну,слава Богу,мужчины ходят даже не каждый год.И я не считаю родительство Крестом.
И пытаюсь дискредитировать роды. Вы очень неправы.Я писала о своем личном,повторю: личном опыте и не более. Жаль,что это прошло мимо вашего внимания, в связи с чем вы пришли к неверным выводам обо мне.Рождение ребенка-это радость,я тоже так считаю.Но сам процесс - мучение, о чем я и писала,причем лично о себе.Возможно, кому-то это далось легче,но у меня было так.Простите если что.
Иоанна, при чем тут жертвенность? Выбор в пользу воды из родника вместо болотной жижи это жертва? По-моему это нормально. И говорить надо о норме, рожать, заботиться, любить, уважать и пр. это норма и обычная(!) жизнь. А у нас нормальность стала жертвенностью, отчего и та и другая обесценились, и всем хочется "клубнички".
Если писать о жертве, как пишете вы, то, выходит, женщина, рожая, во много раз жертвует больше, чем мужчина, а последний остаётся где-то на задворках.
Анна Петровна29 июня 2017, 22:14 В нашем атеистическо-эзотерическом обществе «плод» многие не считают уже человеком, рабёнком.
Спаси Господи за добрые слова.))
Но у меня знакомые родили по трое детей и их последние роды легче не стали. Им было очень и очень больно. На фоне их рассказов и своих прошлых мучений я вряд ли решусь ещё раз пройти через такой кошмар. Я не думала, что будет настолько больно и тяжело, да ещё с последствиями для здоровья на годы.
Надеюсь, у вас это было не так.
А по поводу абортов: в двух семьях моих родственников был сделан аборт, потому что муж был категорически против 3-го ребёнка, мол, тяжело материально будет, хотя женщина, будучи уже матерью двоих детей, была готова рожать. Семьи при этом не распались, живут в гармонии.
Pamelka писала, что материнство не единственный путь ко спасению. Она не писала про семью. Можно ведь иметь семью, но не иметь детей. И что, тогда не спасешься? Или, напротив, иметь ребенка, но не иметь семьи (без осуждения таких людей, пожалуйста, причины разные). И что, будучи одиноким родителем, идти в монастырь, раз семьи нет? Ребенка в детский дом? Не все так "дважды два". У многих есть и одиночество в миру. И это не значит, что такие люди не спасутся. Бог милостивее нас с вами.
"Сила боли равна желанию эту боль принять."
У меня не так. Роды были настолько тяжёлые, и спустя много лет остались такие негативные последствия, что нет никакого желания повторно проходить через эти мучения.
Ещё одного ребенка хочется, а проходить через эту мясорубку - нет.
Мне стихи показались грустными,нерадостными, в них чувствуется непонятная обречённость.
Вот, кстати, вопрос. Проклятие болезненных родов было адресовано лично Еве,а не всем женщинам мира и для этого проклятия была причина.У всех остальных матерей такой причины нет и нам это умножение скорбей не адресовалось. Вопрос: почему и зачем мучаемся в родах?
В прошлом году я носила малыша. Желанного. Зачатого после получения благословения... но! Тяжелые пороки, которые выявили еще на первом УЗИ. На 2 они подтвердились. И тяжелее не было дней, чем проходить комиссии врачей и стоять перед выбором:рожать или прервать? Прервать... как мягко сказано...УБИТЬ!!! Сложнее, чем эти три дня, что были у нас с мужем на раздумье в нашей жизни не было!
Мы сохранили ребенку жизнь.
Дочка родилась со всеми отклонениями, какие нам обещали по УЗИ. Прожила меньше месяца.
Но! Я понимаю, что дать ей шанс было единственно верным! Прошу без комментариев.
Анна Петровна28 июня 2017, 20:53 - да,женщина хочет самостоятельности, и это единственный зрелый подход взрослого человека любого пола к жизни. Нормальному человеку не нужен глава. Совет - да, поддержка - да, и она сама может стать советом и поддержкой в случае необходимости. (я безотносительно темы абортов). А подгонять всех под патриархальную гребенку - очень удобный способ манипулировать обществом. Не всем женщинам подходит только роль матери, и если женщина вместо этого будет пожарным или космонавтом - это ее право. Господь ей, помимо детородных органов, наверное не зря дал таланты
а стихи прямо скажем, ну совсем примитивные.
живым детям,в дальнейшей их судьбе-большие
неприятности.
Если БОГ дал тебе ДИТЯ - роди.
Сам себя не простишь...
Опять же, "какое солнце положить"? Порой неизмеримо лучше любого ребенка прекрасная книга, не так ли?...