Православный календарьПравославный календарь
«Запомни: христианин неуязвим»
Воспоминания о священнике Валерии Бояринцеве
О Православии не рассказывают ‒ его показывают. Я приезжала в Алупку отогреваться сердцем и укрепляться убедительным примером жизни во Христе.
«Муся – настоящий православный человек»
Памяти Марии Николаевны Соловьевой
Самое главное – она была русским православным человеком. То, что этот тип в неприкосновенности сохранился в безбожной стране, – настоящее чудо.
«Счастливая семья — та, где иго и бремя Христово принимают с радостью»
Прот. Марк Тайсон
Божия милость и благодать помогли мне понять, что Лиза — тот самый единственный человек, с которым я должен быть вместе.
Что не так с идеей возврата к «советскому образованию»?
Анна Сапрыкина
Школьное образование, которое привело СССР к великим достижениям, которое «привело нас в космос», ‒ это… школьное образование времени правления царя Николая II.
Русский учитель Сергей Александрович
Марина Бирюкова
Нужно нам всем жить тою жизнью духовною, которую мы хотим вдохнуть в учеников наших школ. Лицемерие в школьном деле не только бесплодно, но и преступно.
«Тюремщики больше всего ненавидели нас, священников»
Архим. Иустин (Пырву) о годах пребывания в коммунистических застенках
Он 16 лет жизни провел в тюрьме, куда попал в молодом, цветущем возрасте, а вышел оттуда больным, полуживым стариком.
Слепая птичка, оса и Промысл Божий
Свящ. Валерий Духанин
У Бога никто не забыт. Даже если тебе кажется, что выхода нет, Господь найдет возможность помочь тебе. Главное, не забывай о любящем тебя Отце.
О трепетной дружбе Н.В. Гоголя и А.О. Смирновой-Россет
Мария Тоболова
Гоголь писал об Александре Смирновой: «С ней мы были издавна как брат и сестра, и без неё, Бог весть, был ли бы я в силах перенести многое трудное в моей жизни».
Хозяин, наемный работник или потребитель?
Анна Сапрыкина
Если в классическом отечественном образовании ребенка «встраивали» в общество, то новые учебники формируют человека «исключенного» из общественной, реальной жизни.
«Преподобный Серафим предсказал о ней, что она будет благодатной матерью для России»
Ксения Гринькова
Она будила в людях совесть, потребность быть чище, добрее и правдивее.

Великая пропасть

    

Посмертная участь у людей различна. Об этом говорится в евангельской притче о богаче и Лазаре (см. Лк. 16, 22—23). Очевидно, пышные «статусные» похороны богача были последним его «утешением», поскольку он оказался в аду. Для Лазаря вместе с жизнью окончились все страдания, и он оказался там, где в радостном ожидании Искупителя пребывали все святые (даже для них рай был заключен до Сошествия во ад и Воскресения Иисуса Христа). Спаситель определяет их местонахождение по имени самого известного у евреев святого, называя его «лоном», то есть пристанищем, Авраамовым.

Это не укладывалось в сознании ветхозаветных людей. Они даже предположить не могли, что страдавший, нуждавшийся, скорбевший в этой жизни человек будет после смерти пребывать в вечном блаженстве, а живший в богатстве будет страдать. И сейчас можно встретить мнение, что внешнее материальное благополучие означает благоволение Божие за праведность, а бедность и страдания — это признаки явных или тайных пороков. Христос объясняет, что это не так.

Однако не всякий тяжко страдающий, как Лазарь, будет в раю, а только тот, кто терпел, подобно ему. Лишь принимающие свои страдания, лишения, болезни как чашу из руки Божией получат Его милость. И не все, жительствующие роскошно, примут посмертное наказание. Но если человек превратит себя в закоренелого эгоиста, как евангельский богач, он будет неспособен к жизни со Христом, Который есть всецелое самопожертвование, сострадание и любовь.

Поведение богача в аду по-прежнему свидетельствует о крайнем себялюбии. Только здесь, в муках, он словно бы впервые видит Лазаря, хотя прежде тот не день и не два «мозолил ему глаза» своим изнуренным и болезненным видом. Но при жизни у богача не было надобности замечать нищего. Теперь же он сам оказался в бедственном положении, а Лазарь стал его единственной надеждой.

Метаморфозу, случившуюся с богачом, часто можно наблюдать в обществе. Она послужила сюжетом для множества художественных произведений. Как только человек возвышается, получает богатство и власть, отношение к нему большинства окружающих в корне меняется. Так мгновенно была переоценена личность героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот» князя Мышкина, когда обнаружилось, что он наследник огромного состояния. За минуту до этого его не принимали всерьез, смеялись над ним. И хотя получение наследства нисколько не изменило этого человека с чистой душой, перед ним сразу же открылись все двери. Мгновенно он стал нужен и интересен прежним насмешникам.

Так и нищий Лазарь «заинтересовал» богача, когда они поменялись ролями в загробном мире. Но и познав крайнюю нужду, богач не изменился. По-прежнему думая лишь о себе, он просит патриарха облегчить его участь, прислав для этого Лазаря (см. Лк. 16, 24). Однозначный отказ: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк. 16, 25), — на первый взгляд вызывает недоумение. Почему Авраам не попытался помочь страдальцу, проявив к нему милосердие?

Не будем спешить обвинять патриарха в жестокости. Вспомним, что в жизни Авраам дерзал уговаривать Господа из милости оставить невредимыми Содом и Гоморру ради незначительного числа праведников. И Бог обещал, но достойных спасения оказалось всего трое: Лот и его дочери. И они не были безгрешны, но сохранили способность исполнять волю Господа, потому-то им удалось избежать участи нечестивцев, живших в этих городах (см. Быт. 19, 12—26).

В эссе К. Льюиса «Расторжение брака» главный герой спрашивает своего учителя о том же: почему населяющие рай праведники не могут облегчить мучения грешников в аду? И учитель ему отвечает, что святые прикладывают максимум усилий, чтобы людей в аду не осталось. Но если грешник сам не хочет своего спасения, его судьбу изменить нельзя. Человек всю жизнь свободен выбирать, как ему поступать: либо по своей воле, либо по воле Божией. Так что «все, кто в аду, сами его выбрали», — заключает Льюис устами своего героя.

Отказ патриарха обусловлен той же причиной. Богач не способен принять облегчение своей участи, воспользоваться помощью святых. Он не испытывает раскаяния: сожалеет не о своих грехах, а об утерянных благах, о прежнем своем комфортном земном бытии. Оказавшийся среди святых Лазарь, как и Сам Бог, нужен эгоистичному богачу исключительно как «средство» облегчения мук. Таким помочь невозможно.

Далее Авраам говорит богачу о пропасти, разделяющей праведников и грешников. Никто из людей не волен ее преодолеть. Но судя по притче, таинственная пропасть не мешает видеть друг друга и общаться. Это прикровенно указывает на единое пространство, где пребывают все усопшие. Все они предстоят Единому Богу, но в совершенно разном состоянии духа. Эта разница — как раз та самая «великая пропасть» (см. Лк. 16, 26), о которой говорит Авраам.

В зависимости от внутреннего состояния, с которым мы войдем в Божественную вечность, мы по-разному будем воспринимать Христа, Который там будет «все во всем» (1 Кор. 15, 28). Для одних Он станет драгоценным благом, а для других — мукой, ибо в Нем нет возможности угождать своим желаниям. Каждый будет развиваться в соответствии со своей линией вечной жизни, а направление этого развития мы задаем здесь, на земле.
Подробнее: http://vm.ru/news/393923.html

Рейтинг: 9.9 Голосов: 473 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анжела Зудова 6 июля 2017, 09:36
Слава Богу, Сергей что всё решать будет милостивый и милосердный Господь а не такие жестокие и равнодушные к чужому страданию люди как мы с Вами.
Сергей 4 июля 2017, 13:53
Если вам, Раиса, ваши дети важнее и более любимы, чем Христос, тогда - да, вы правы, вам во ад вместе с ними, хотя всё решает Суд и милостивый Господь. Писание вы, видимо не читали совсем. "Оставьте мертвым погребать своих мертвецов" и т.п. Эти слова Раисе неведомы. А ежели дети, как вы пишите, "непутевые", так это целиком ваша вина. Молитесь за них при жизни и да будет вам милость Господня.
раиса 2 июля 2017, 11:50
Если в раю мы будем видеть как будут мучиться наши горячо любимые родные, это будет уже не рай, это будет место пытки. Либо мы матери должны пойти в ад следом за своими непутевыми детьми, иначе никак. Здесь на земле мы, мучась и страдая, пытались сделать их лучше, но ни уговоры, ни убеждения, ни личный пример в преданности церкви Христовой, ни слезы матери, ни постоянная молитва о них не помогла. Значит наш удел - быть с нашими детьми в аду.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×