Итак, Бог сказал Аврааму: ...потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев (Быт. 15, 18 – 21).
Если река Египетская указывает на нашу прежнюю греховную жизнь, то река Евфрат указывает на вхождение в Небесный Ханаан – Царство Божие. Народы, земли которых должно наследовать, чаще отождествляются с семью смертными грехами, ибо на момент вхождения в Святую Землю их и было ровно семь народов (Втор. 7, 1).
Иоанн Кассиан пишет: «Это те семь народов, земли которых Господь обещал дать (т. е. «дать» победить – О.С.) вышедшим из Египта (т. е. оставившим прежний греховный образ жизни – О.С.) сынам Израилевым (т. е. в нашем случае чадам Авраама по вере во Христа – О.С.). Все это, по апостолу (1 Кор. 10, 11), было образом для нас, и мы должны принимать написанное об этом для нашего (т. е. христианского – О.С.) назидания... А что говорится, что они многочисленнее, то это потому, что пороков больше, нежели добродетелей. И потому, хотя в каталоге перечисляются семь народов, в поражении их они представляются без обозначения числа»[1].
И далее мы читаем: Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары. И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою (Быт. 16, 1–4).
Иметь ребенка, наследника, любой ценой – означало иметь основание жизни ( буквально: фундамент под ногами[2]), так как не имеющие детей считались в то время заживо умирающими (ср. Быт. 30, 1).
Слова: Аврам послушался слов Сары – свидетельствуют о том, что Аврам понимал особый духовный статус своей жены и не пренебрегал ее советами. Он как бы прислушался к содержательному смыслу ее слов, распознав в них голос Всевышнего. Иначе излишне уточнение: послушался слов, которое можно понимать как «расслышал их подлинный смысл». Иначе было бы написано: «послушался Сары»; но мы прочитали: послушался слов.
В данном отрывке еще более непонятно выражение: взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою. Что значит «взяла»? Возможно, имеется в виду, что она убедила словами Агарь в правильности такого решения (стать наложницей Аврама).
Уточнение: по истечении десяти лет – позже в еврейском народе стало юридическим прецедентом искать развода с женою, если по прошествии десяти лет совместной жизни она так и не понесла плода от мужа.
Слова: вошел к Агари, и она зачала – исключают прочтение: «входил»; то есть зачатие произошло от первого соития, и эта история не имела продолжения при жизни Сары...
Святые отцы Церкви всегда находили оправдания для таких действий Авраама, рассматривая их с разных позиций[3].
Апостол Павел предлагает аллегорическое истолкование на данный отрывок. В этом есть иносказание (т. е. необходимо духовное истолкование – О.С.). Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму (т. е. еврейскому народу – О.С.), потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам (т. е. христианам – О.С.). Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Мы, братия, дети обетования по Исааку (Гал. 4, 24–28).
Блаженный Августин писал: «Павел явно показывает, что здесь обеих [женщин – Агарь и Сарру] надо воспринимать аллегорически. Ведь кто-то захочет увидеть и в сыновьях Хеттуры (Быт. 25, 1–6) некий образ грядущего, полагая, будто запись о том, что такие люди делали определенные вещи, сделана не просто так, а по наущению Духа Святого; и выяснится, возможно, что такая аллегория означает ереси и схизмы (т. е. сыновья, которых Авраам прогнал от себя – О.С.). А сыновья свободной, т.е. Церкви, рождены не по плоти, а духовно по обетованию»[4].
То есть Сара неплодная в данном случае символизирует собою «не рождающую во спасение языческую церковь»[5]. То есть все те многочисленные народы, которые не могли родиться свыше от Духа Святаго, так как пребывали во тьме язычества.
Следовательно, рождающая Агарь символизирует собою синагогу, где познания о Боге получались из Писания (потому и «рождающая»);
Дети Хеттуры (третей жены Авраама), которых он (Авраам) прогнал от шатров Исаака (символизирующего собою детей обетования, то есть Церковь), – прообразы всех еретиков и раскольников.
«И все-таки неплодная (т. е. Сара-Церковь – О.С.) превзошла ее (т. е. Агарь-синагогу – О.С.) многочадием (т. е. множеством уверовавших – О.С.). Первая (т. е. синагога – О.С.) обнимала собою только один народ (еврейский – О.С.), а чада Церкви наполнили Грецию и варварские страны, землю, море и всю вселенную»[6], – учит Златоуст.
И далее мы читаем: И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою. Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее (Быт. 16, 5–6).
Теперь от аллегорического прочтения текста мы вернемся к его простому смыслу.
Агарь не вынесла жестокого отношения к ней со стороны Сары и обращается в бегство в сторону Египта (что мы и увидим далее). И действительно, нельзя такое притеснение беременной женщины не назвать жестоким.
Когда в Святой Земле мне пришлось беседовать в книжном магазине с одним еврейским раввином, то он спросил меня:
– А вы знаете, за что Бог наказывает нас арабским терроризмом? – Я сказал, что не знаю. И он объяснил:
– Когда Агарь была беременна, то Сара угнетала и притесняла ее. А разве можно так поступать с беременной женщиной? За это Бог и наказывает нас в ее потомках – арабах[7]!
Далее мы читаем: И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей (Быт. 16, 7–9).
В данном отрывке поражает множественное повторение: нашел ее Ангел Господень... Ангел Господень сказал ей... сказал ей Ангел Господень – словно речь идет о множестве ангелов. И древние экзегеты так и понимали этот текст, уточняя, что ангелы так стремительно исполняют волю Божию, что для каждого поручения Господня, для каждого Его слова посылается новый ангел.
В шатрах пророка Авраама явление ангелов воспринималось как рядовое событие
С другой стороны, поражает реакция Агарь на явление ангела (или ангелов): она ведет себя странно спокойно, в то время как мужи веры впадали в трепет от подобных явлений (Нав. 5, 14; Суд. 13, 20; Отк. 22, 10). Это можно объяснить только тем, что в шатрах пророка Авраама явление ангелов воспринималось как рядовое событие.
Древнехристианские экзегеты обращали внимание на то, что встреча с Ангелом, происходит у источника воды (нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне)[8]. В аллегорическом (духовном) прочтении, найти человека «у источника воды» означает застать человека за чтением Священного Писания или рассуждающим над Словом Божиим, древним символом которого и является вода (Пс. 147, 7; Зах. 14, 8; Ин. 7, 38).
Обращаясь к Агарь со словами: Агарь, служанка Сарина, ангел подтверждает ее статус. Она действительно беглая служанка своей госпожи!
Слова-вопрошания: откуда ты пришла и куда идешь ― осуждение Агарь, которая ушла из дома пророка Божия (откуда ты пришла) и теперь, возможно, собралась вернуться в Египет (и куда идешь). – Вопрос риторический, так как выше ангел назвал ее по имени, то есть имел полное представление о том, кто она, откуда и куда собралась[9].
Как бы раскаявшись, Агарь сознается: Я бегу от лица Сары, госпожи моей...
Каждый год летом я участвую в крестном ходу из Витебска в Смоленск на праздник Одигитрии. Как проповедник этого крестного хода, я провожу на стоянках беседы для паломников. И однажды, после беседы о конфликте между Сарой и Агарь, ко мне подошла молодая монахиня и сказала:
– Я уже собралась покинуть свой монастырь из-за суровой матушки-игуменьи... Но эта беседа-урок поменяла мое решение, и я решила вернуться и покориться матушке. – Я спросил ее, какой текст произвел на нее особое впечатление? И она ответила:
– Откуда ты пришла и куда идешь!
Ангельский призыв: возвратись к госпоже своей и покорись ей – в самом широком смысле призывает отступников вернуться в Святую Церковь и покориться Ей как Госпоже нашей. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного (Евр. 10, 25); и еще: Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное (Евр.10, 35–36).
Святитель Иоанн Златоуст наставляет: «Нам известно, что спасение является уделом только Единой Церкви и что никто вне Соборной Церкви и веры не может иметь участие во Христе или спастись… ересям мы не допускаем иметь надежду на спасение, но ставим их совершенно вне этой надежды, так как они не имеют и малейшего общения со Христом»[10].
А то, что Церковь точно Госпожа и Царица, в Писании сказано: Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя (Пс. 44, 14–16); и еще: Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа (т. е. разных религий и сект – О.С.), но единственная – она, голубица моя, чистая моя (т. е. Святая Соборная и Апостольская Церковь – О.С.); единственная она у матери своей (т. е. в Церкви Небесного Иерусалима[11] – О.С.), отличенная у родительницы своей (т. е. Церкви Торжествующей – О.С.). Увидели ее девицы (т. е. народы – О.С.), и – превознесли ее, царицы и наложницы, и – восхвалили ее. Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами? (Песн. 6, 8–10).
Святитель Киприан Карфагенский так истолковал эти слова: «Эту единую Церковь обозначает и Дух Святой в Песни Песней, говоря от лица Господня: Единственная – она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Можно ли думать тому, кто не придерживается этого единства Церкви, что он хранит веру? Можно ли надеяться тому, кто противится и поступает наперекор Церкви, что он находится в Церкви, когда блаженный апостол Павел, рассуждая о том же предмете и показывая таинство единства, говорит: Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог (Еф. 4, 4–6)?»[12].
Будущее есть только у тех, которые не отделяются от народа Божия
И далее мы читаем: И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества (Быт. 16, 10). – То есть будущее есть только у тех, которые не отделяются от народа Божия и стремятся сохранять единство с ним. Тогда ветхозаветная церковь Бога состояла только из одного семейства Аврама, и принадлежность к нему могла давать надежду на спасение, осуществленное значительно позже, в Пришествии Христа Спасителя, когда, сойдя во ад, Он извел из него ветхозаветных праведников[13] (1 Пет. 3, 19).
И далее: И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих. И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, [сим] именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня. Посему источник [тот] называется: Беэр-лахай-рои. Он находится между Кадесом и между Баредом (Быт. 16, 11–14).
Имя «Измаил» (Йишмаэль) означает: «услышит Бог». Возможно, это указание на то, что, свернув с правильного пути в начале своей жизни (Быт. 21, 9), он потом, по молитвам отца (Авраама), переживет подлинное раскаяние.
Слова: он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него – являются общей характеристикой его потомкам (арабам).
Следовательно, уточнение: жить будет он пред лицем всех братьев своих – указание на то, что арабам и евреям придется соседствовать друг с другом.
Агарь дает колодцу имя: Ты Бог видящий меня
Итак, Агарь дает колодцу имя: Ты Бог видящий меня (Беэр-лахай-рои)! И это глубоко символично... Действительно, Господь сочувствует каждому страдающему человеку и видит его (Бог, видящий меня), особенно находящемуся в подобных трудных обстоятельствах, в которых оказалась Агарь.
Уточнение, что этот колодезь находился между Кадесом и между Баредом, указывает на Божественную милость, которая всегда является призывом к святости («кодеш»), и Божественным гневом, ибо слово «баред» означает «молния».
То есть Агарь, убежавшая из общины Аврама, находилась между возможным Божественным гневом (если она вернется в Египет) и Божественным благословением (если раскается и вернется к шатрам пророка Божия).
И далее мы читаем: Агарь родила Аврааму (т. е. по возвращении к нему – О.С.) сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил. Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила (Быт. 16, 15–16).
Уточнение: и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари – указывает на то, что Аврам открыто признал свое отцовство[14].
Спасибо!
С уважением,
Юлия.