8 июля в России праздновался День семьи, любви и верности, поэтому на этой неделе мы решили поговорить с Настоятелем храма святых благоверных Петра и Февронии Муромских в Марьино, автором более десятка монографий, посвященных вопросам семьи, протоиереем Павлом Гумеровым.
— Вы пишете книги о семье. Почему Вы считаете, что это очень актуальная тема сейчас?
— Вы знаете, первую свою книгу написал в 2006 году, то есть прошло уже более 10 лет, это была книга «Малая Церковь». Это сейчас, действительно, немножко странно как-то звучит, зачем писать книги о семье, хотя это тема важная, нужная. Но на тот момент это была тема очень мало представленная на нашем книжном рынке. Была книга отца Ильи Шугаева, моего однокурсника по семинарии, были какие-то книги, может быть, Шишовой и Медведевой… Но наших отечественных книг о том, как нам строить семью, как решать какие-то семейные проблемы, было очень мало.
А на тот момент с семьей было еще хуже, чем сейчас, и сейчас у нас непросто, но тогда было совершенно катастрофическое такое, чудовищное положение - 80 разводов на 100 браков ежегодно! И я понял, что это вообще после проповеди Евангелия, после проповеди Православия, — самая важная, нужная тема, тем более что понятно, что страна Россия — огромная, население на тот момент вымирало по миллиону в год, сейчас все-таки поменьше гораздо, хотя убыль там есть все равно, несмотря на все ура-патриотические цифры.
Я считаю, что эта тема после непосредственной священнической обязанности проповедовать Слово Божие, — самая важная тема. Потому что у человека две в жизни ценности: это вера в Бога и это семья. Но семья, понятно, бывает разная, у кого-то, например многодетная семья, с множеством детей, у кого-то, например, он и супруга, у кого-то даже этого нет — есть мама, есть братья, есть родственники, есть крестники. Все равно это семья, это сообщество людей. И вот это очень важно, потому что нам не спастись в одиночку, "нехорошо человеку быть одному", "где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них". Человек сам по себе спасается в очень редких случаях, в монастыре, и то он там молится за весь мир. Сейчас, слава Богу, люди почувствовали, что это очень нужно. Сейчас уже вышло немало книг и без меня. Но в тот момент их было достаточно мало. Надо писать о том, что нужно и чего нет.
— Вы говорите, что сейчас много книг по семейной психологии, взаимоотношениям. А какие Вы могли бы посоветовать почитать молодой семье?
— Я бы мог посоветовать книги Ирины Анатольевны Рахимовой, например, «Люди встречаются, люди влюбляются, женятся…»; Машковой Ирины Николаевны, книги Шишовой и Медведевой, естественно. Из священников тоже немало людей в этой теме специализируются. Отец Максим Первозванский, отец Сергий Николаев. И знаете, честно сказать, я не сильно слежу за всякими новинками, потому что мне дай Бог святых отцов читать.
Я сам — духовник центра "Православная семья", у нас в центре 15 психологов работают. Поэтому я просто захожу иногда в магазины, но не отслеживаю новинки, сейчас их очень-очень много.
— Что Вы посоветуете из семейного святоотеческого чтения?
— Естественно, Паисий Святогорец «Семейная жизнь» — замечательная книга, я тоже ее цитирую постоянно, это просто фундаментальный труд. Очень рекомендую прочесть письма Александры Федоровны Николаю Александровичу и ее дневники. Это такой образец — прямо на личном опыте — счастливой христианской семьи. Еще есть книга, где собраны размышления о семье из поучений Иоанна Златоуста, сборник такой. Тоже очень хорошая книга. Также есть подобные сборники высказываний о семье Амвросия Оптинского и Феофана Затворника. Еще хочу отметить книгу владыки Антония Сурожского про Таинство Брака. Тоже замечательная такая богословская книга. Но смотрите, Паисий Святогорец, Иоанн Златоуст, Феофан Затворник, Амвросий Оптинский, владыка Антоний — это все священники, книги которых мне очень нравятся, но они все не имели личного опыта семейной жизни. У меня он, слава Богу, есть, 20 лет семейной жизни, двое детей подросткового возраста. Когда я писал, мне самому было интересно разобраться в этой теме, чтобы свою семейную жизнь как-то улучшить.
— Вы говорите в своих книгах о том, что мужчина должен быть главой семьи. Какие книги Вы посоветуете читать молодому человеку, чтобы подготовиться к такой ответственности?
— Я посоветую две книжки: Иоанна Златоуста и Паисия Святогорца. Ну и, естественно, апостола Павла читайте, в послании к Ефесянам очень много сказано об обязанностях мужа, его главенстве, что это такое, что это не просто почет и уважение, это очень большая работа в семье. К этому должен быть готов мужчина, вступающий в брак.
— Сейчас говорят о том, что нужно поддерживать семейные традиции. Есть ли в вашей семье какие-то традиции, связанные с чтением?
— С книгами вообще сейчас большой-большой пробел. Нынешнее поколение людей не имеет, к сожалению, опыта долгого чтения, оно все больше читает социальные сети, интернет, другие какие-то ресурсы. Поэтому тут очень большая проблема. А на самом деле, чтение очень объединяет. Знаете, мы стараемся детям читать на ночь, они до сих пор это любят. К сожалению, честно скажу, мои дети сами читают мало, хотя они достаточно развиты в других областях, но читают они, как все поколение наших современных молодых людей, которые на кнопки умеют давить, — мало. Но они очень любят, когда им читают. Вот этим надо пользоваться, потому что это прививает ребенку любовь к книге, он узнает что-то из книг.
— Что Вы читаете своим детям подросткового возраста?
— Джека Лондона читал, рассказы о животных Кервуда, Жюля Верна. В принципе, не так важно, что читать, главное — читать. Хемингуэя того же надо читать "Старик и море". Старший сын очень любил Вальтера Скотта "Айвенго", он перечитывал по несколько раз. Ну, естественно, Толкиена и Льюиса.
На самом деле, вопрос в родителях. Во-первых, они сами должны любить и уметь читать. Если в доме нет книг, если родители сами их не читают, ребенок никогда не будет читать. А если родители читающие, то он хоть, может быть, задумается когда-нибудь, найдет что-то и почитает. Во-вторых, если ребенок сам не читает, нужно ему просто читать. Читать, аудиокниги ставить.
Очень хорошо, когда супруги друг другу что-нибудь читают, тоже замечательная вещь — посидеть вместе вечерком, какую-нибудь книгу почитать друг другу. Это очень объединяет, когда ты делишься какими-то своими мыслями, чувствами, желаниями, потому что ты когда читаешь, ты что-то всегда свое вкладываешь, ты же не читаешь, как пономарь, а "с чувством, с толком, с расстановкой", поэтому — это же как бы семинар, ты читаешь и обязательно что-то там комментируешь, обсуждаешь. Книга очень объединяет!
— Знаете, сейчас такая тенденция среди верующих людей есть — читать детям только жития святых и Евангелие. Они объясняют это тем, что в них всё написано и детям больше ничего не надо. Что Вы скажете по этому вопросу?
— Дело в том, что я вот, смотрите, — священник уже с 1996 года. А в Церкви я вообще с самого детства. Я хочу сказать, особенно когда я читаю Евангелие постом, там читаешь по 10 глав подряд во время службы, я каждый раз для себя что-то новое нахожу и каждый раз какие-то места есть, которые я не понимаю.
Поэтому я считаю, что детям Евангелие можно читать вполне неадаптированное, Синодальный перевод, а Библию, Ветхий Завет, читать им все-таки адаптированный. И обязательно надо объяснять им прочитанное. Детям можно пересказывать Евангелие своими словами.
Евангелие очень важно прилагать к своей жизни. Все-таки эта книга первого века, она очень многими людьми, если ее читать без толкований святоотеческих, воспринимается умозрительным документом, который мы прочли, ничего не поняли, через 15 минут нас спросили, мы вообще не вспомнили, что мы там читали, забыли все...
Очень здорово рассказывать Евангельские истории так, как будто это происходит здесь, сейчас. Например, не на Генисаретском озере, а на рыбалке, на Истринском водохранилище. Это очень приближает к нам текст, который не стареет, который действительно на все века и времена.
Например, как в рассказе Чехова "Студент". Что там студент делал? Почему этот рассказ у нас такие слезы вызывает? Он просто сел у костра и стал им пересказывать Евангелие своими словами. И эти две женщины настолько почувствовали, что это «про меня», — вот костер, вот мы сидим, и вот Петр, который отрекся от Христа. То есть они поняли, что Евангелие — это здесь и сейчас.
И вот если мы не будем читать какие-то книги, в которых нам объясняется Евангелие, если не будем сами объяснять детям, а будем только читать эти написанные буквы, это деформируется в умозрительное чтение, совершенно оторванное от жизни: Евангелие, эти заповеди не про нас, а у нас жизнь — у нас гаджеты, у нас интернет. А на самом деле, любой эпизод, который с нами случается, не знаю, пусть он даже супер-современный, к нему можно приложить Евангелие. Вот это и надо делать как-то: постоянно прикладывать Евангелие к нашей жизни. А для этого надо читать святых отцов, это как раз то, что нам объясняет Евангелие и, как мостик, соединяет нашу жизнь с Христом.
Знаете, как на мотоцикле первый год ездишь — ты боишься, я просто сам мотоциклист; а на второй год тебе кажется, что ты просто ас вождения. Тебе кажется, что все автоматически, все под контролем. А на само деле, это большие иллюзии. Ты водишь хуже новичка, потому что у тебя пропал страх, но ты ничего не понимаешь, у тебя еще плохая реакция, у тебя нет достаточного опыта. Так же и с Евангелием. Это большая иллюзия, что ты однажды прочитал и сразу всё понял. Постоянно перечитывая Евангелие, ты многое постигаешь, но и всё больше понимаешь, что ты понимаешь еще очень мало… Как Фрэнсис Бэкон еще говорил: «Немногое знание — ты отходишь от Бога, многое знание - ты приходишь к Богу». То есть ты видишь, что вообще твои знания, по сравнению с океаном премудрости Евангелия, — капля.