Православный календарьПравославный календарь
Весенняя Русь
ФОТОГАЛЕРЕЯ
«И сердце сильно так в груди / стучит, как будто ждет чего-то, / как будто счастье впереди / и унесла зима заботы!»
Памяти Нины Александровны Чавчавадзе, вдовы А.С. Грибоедова
Ксения Гринькова
Сама почти ребенок, в 16 лет Нина Александровна осталась вдовой, потерявшей одновременно и мужа, и ребенка.
«Не могу умолчать о чуде»
Архим. Иоанн (Крестьянкин) в воспоминаниях семьи Правдолюбовых
Его келлия была «рентгеновским кабинетом». Можно даже сказать – реанимацией. Местом, где тебя возвращают к жизни и «расправляют крылья».
Следственное дело архим. Иоанна (Крестьянкина)
Часть 1. Арест и следствие
«Преступлений антисоветского характера я не совершал, и показывать мне об этом нечего».
Следственное дело архим. Иоанна (Крестьянкина)
Часть 2. Каргопольлаг
Любовь к Богу и к людям — вот что определяло все его поведение, вот о чем говорил он весь, летящий, устремленный вперед.
«Вся наша огромная страна стала моей»
Арсений Симатов
Стремление человека к творчеству, к красоте имеет божественное происхождение.
Последний мастер
Валерий Серяков
Жизнь пролетела. Успеть бы передать кому-то мастерство, а никто не приходит. Не хотят молодые работать. Раньше мастера секреты прятали, сейчас учеников ищут…
«Хотеть быть любимым – естественно. Хотеть любить – выше естества»
Прот. Димитрий Шишкин
Пусть ты делаешь дела любви больше от ума, чем от сердца, но, если твое желание исполнить заповедь о любви искренне, это уже начало твоей сопричастности Христу.
Матушка
Памяти В.К. Ивакиной-Тревогиной
Ее сердце жило заповедями духовника, о. Алексия Мечева, и заветами преподобного Серафима.
Следственное дело архим. Иоанна (Крестьянкина)
Часть 3. Инвалидный лагерь «Гаврилова Поляна»
«Всегда надо помнить о том, что при отсутствии должной любви к ближним ничто не может быть угодным Богу».

Выбор фараона

    

Ветхозаветная история о казнях египетских — история общечеловеческая, раскрывающая разные грани отношений Бога и человека. Возьмем главного правителя Египта — фараона, который олицетворяет государственную власть.

Как ему следовало поступить, услышав повеление Бога? В одном детском пособии по Ветхому Завету сказано, что он «должен был сразу послушаться». Но «слушаться Бога» не так-то просто даже нам, христианам, мы то и дело преступаем Его заповеди и не всегда живем по духу Евангелия.

А фараон — язычник, у которого множество чтимых богов. Он и сам считался сыном верховного божества. А к нему приходят два простых человека, Моисей и Аарон, и требуют именем своего Бога отпустить всех евреев — дешевую рабочую силу, рабов, занятых на самых тяжелых и грязных работах. И он должен был сразу послушаться? Ни Господь Бог, ни Его посланники, очевидно, на это не рассчитывали.

В те времена у каждого народа были свои божества. И в представлении фараона, даже если Моисей и говорил от имени Бога, то своего, национального, локального. В Египте Богу Моисея поклонялись одни нищие бесправные рабы, и фараон полагал, что их Бог и не способен защитить верующих в Него. По этой причине правитель Египта не признал власти Господа над собой.

«Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исх. 5, 2), — отвечает фараон. С его надменных слов начинается история казней, в которой Всемогущий Бог постепенно открывается гордому правителю, чтобы спасти в первую очередь самого фараона. Бог хочет, чтобы тот как минимум поступал по совести. Ведь наслаждаться благоденствием и роскошью за счет лишений и горя бесправных — это против совести. Выполнение фараоном воли Божией в отношении еврейского народа было бы свидетельством его внутреннего изменения, отказа от зла.

Но к призыву Бога фараон остался глух. Тогда Господь, снисходя к его человеческой немощи, являет знамения и чудеса, чтобы понятным для язычников образом обнаружить Свое могущество. Змея, в которую по повелению Бога обращается жезл Аарона, поглощает всех змей, которых насылают египетские жрецы (см. Исх. 7, 12). Но, несмотря на этот очевидный знак, «сердце фараоново ожесточилось», и Божиих посланников — Моисея и Аарона «он не послушал» (Исх. 7, 13).

Так обнаруживается упрямство фараона, желание настоять на своем, доказать свою правоту. И это его поведение уже нельзя извинить тем, что он язычник и был так воспитан. Апостол Павел говорит, что «язычники, не имеющие закона, по природе законное делают» (Рим. 2, 14). Если человек живет в соответствии с законом совести, который заложен в его природу Творцом, то он слышит голос Бога и служит Правде.

Христианская проповедь была бы бесплодной, если бы языческое воспитание делало людей невосприимчивыми к Истине. По заповеди Христа апостолы шли ко всем народам (см. Мф. 28, 19). И в зависимости от своего внутреннего выбора одни язычники откликались и просвещались светом Христовой Истины и даже становились святыми, а другие упорствовали и коснели в своем невежестве. Подобно последним, и фараон не захотел что-либо менять, прислушаться к голосу совести, и она умолкла — его сердце ожесточилось.

Святые отцы предупреждают, что слова Писания, особенно Ветхого Завета, нельзя понимать буквально. Сказанное Богом: «Я ожесточу сердце фараона» (Исх. 7, 3), не значит, что фараон был добрым, а Бог сделал его жестоким, чтобы явить на нем Свою силу. Блаженный Феофилакт Болгарский поясняет: эти слова указывают на то, что Господь не препятствовал фараону действовать по его сердечному намерению. Фараон сам ожесточил свое сердце, а Господь попустил ему оставаться в ожесточенном состоянии.

Пока фараон упорствовал в своем неверном выборе, Господь продолжал предоставлять ему все новые шансы взглянуть на мир другими глазами: принять Истину и исправить свою жизнь. В ходе различных казней — бедствий, постигавших Египет, фараон не откликался на голос Бога, Который призывал его к Себе различными способами, способными смягчить ожесточенное сердце правителя.

И лишь когда совершилась десятая казнь — погибли все египетские первенцы, камень сердечного ожесточения наконец дал трещину. Самоуверенный правитель, не желавший слушать никаких увещеваний и вразумлений, превратился в убитого горем отца, рыдающего о потере наследника. Только в этом состоянии он призывает Моисея, отпускает еврейский народ из Египта и просит благословить его (см. Исх. 12, 31—32). Но перемены в душе фараона оказались недолговечными: своя воля в итоге пересилила. Так бывает – человек вопреки всем внутренним доводам сердца и разума, вопреки всем внешним обстоятельствам жизни и советам окружающих поступает так, как сам считает нужным, и в результате погибает.

Гибелью фараона заканчивается для Египта история десяти казней. У истории этого невероятно упорного сопротивления Богу нет хеппи-энда. Ведь свобода воли — неотъемлемое качество человека, которое может привести его к вечному спасению, а может ввергнуть в вечную смерть. Господь, как пишет святитель Феофан Затворник, настолько уважает человеческую свободу, что не смеет прикоснуться к ней. Он посылает разные ситуации и обстоятельства, которые могут направить человека к спасению. Но решение всегда остается за человеком.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 322 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×