Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за братской трапезой в Оптиной пустыни 20 июля 2017 года.
Сегодня на монашестве нашем лежит очень большая ответственность. Монахи, с одной стороны, — словно передовой отряд церковной «армии»; с другой, — это отряд, который отступает последним. Именно поэтому на протяжении всей истории монашество играло очень большую роль в сохранении единства Церкви, преодолении ересей и раскольнических настроений. Но эта ответственность должна не подпитывать гордыню, а наоборот, побуждать монаха к постоянному духовному росту; а уж если кто считает, что призван вносить свой вклад в хранение веры православной, — то и к росту интеллектуальному, потому что сегодня православная вера сталкивается с мощными вызовами со стороны внешнего мира.
И это не те вызовы, что были в глубокой древности, о которых мы хорошо знаем из истории Церкви. Сегодня мало кто оспаривает тонкости богословской мысли или постановления Вселенских и Поместных Соборов. Но есть очень условное и часто лукавое противопоставление: современные и несовременные люди. Если под современным человеком понимать того, кто держится на плаву в общем потоке, кто живет как все, то это большое заблуждение. На самом деле современный человек — это тот, кто умеет критически оценивать происходящее в мире. Все мы плывем в потоке времени, никому не дано вырваться из него; но можно плыть бездумно, полагаясь на то, что плывущие рядом знают, куда плыть, а можно плыть осознанно, выбирая свой собственный путь. Для этого нужно уметь плыть и против течения. Когда Господь говорит: «не бойся, малое стадо» (Лк. 12:32), когда Он говорит, что «узок путь», ведущий в Царствие Небесное (см. Мф. 7:14), — Он именно об этом говорит. Не о широком потоке, в котором легко плыть, а об узком пути, который требует осознанного и критического отношения ко всему, что происходит в мире.
Почему это так важно для монашествующих? А потому что монах должен сохранять внутреннюю свободу от внешних обстоятельств. Единственное, чем он должен руководствоваться, — глубокой верой, искренней и сердечной молитвой. А все то, что управляет извне сознанием огромного количества людей, должно монахом восприниматься критически. Есть очень полезные сигналы, приходящие извне, и было бы неправильным их игнорировать. Но, помимо них, есть множество сигналов опасных и вредных. Искус монашеской жизни и заключается в том, чтобы следовать словам апостола Павла «все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:21). Знать надо многое, но принимать в сердце и разум только то, что проверяется Словом Божиим, учением Церкви и своей собственной совестью.
Вот почему монастыри всегда были оплотами Православия. Это не обскурантистские общины, которые ничего не признают, ничего не принимают во внимание, живут исключительно собственными внутренними установками, — совсем не так! Настоящий монах — это тот, кто сохраняет критический взгляд на окружающий мир. Критический — не значит отрицательный, как вы знаете. Вполне возможно иметь и положительный взгляд на многое из того, что происходит. Но критический взгляд предполагает способность оценивать происходящее в мире, исходя из того, что нам вручено Самим Господом, то есть нашего церковного Предания, идущего от святых апостолов.
Церковь должна учитывать все, что происходит, принимать во внимание перемены в окружающем мире, для того чтобы выстроить правильную пастырскую и миссионерскую работу. Мы не можем уклоняться от того, чтобы владеть современными знаниями, но мы должны сохранять внутреннюю свободу, чтобы стихии мира сего не разрушили наш внутренний мир. Собственно говоря, на этом и основывается непреходящее значение монашества в Православной Церкви.
Иноки должны прежде всего хранить веру православную. Хранить так, чтобы быть способными отвечать на вызовы современного мира, и отвечать убедительно, не только словами, но и опытом всей своей жизни. Ведь монастырь — это не академия наук и не университет, сюда приходят не за какими-то особыми знаниями. Сюда приходят со своими скорбями и радостями, чтобы приобщиться к богатому духовному опыту иноков. Поэтому самое главное в жизни монаха — его внутренний, духовный мир. Нужно хранить свое монашеское призвание, никогда не размениваться на мелочах, не увлекаться тем, что порой захватывает душу, но по сути является грехом. Нужно хранить обеты, хранить монашеское братство, хранить крепкую и чистую молитву, и тогда вокруг иноков будут спасаться тысячи людей.