23 июля 2017 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кириллсовершил чин великого освящения храма Живоначальной Троицы в Троицке (Троицкий административный округ Москвы) и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня 7-е воскресенье после Пятидесятницы, и во время Божественной литургии мы продолжили читать 9-ю главу Евангелия от Матфея. Неделю назад воскресное чтение также было из этой главы — речь шла о том, как некие люди принесли к Господу расслабленного, то есть парализованного, и Спаситель, видя их веру, исцелил его (Мф. 9:1-8). Вся 9-я глава посвящена поразительным примерам исцеляющей Божественной силы, в том числе повествование, которое мы сегодня слышали (Мф. 9:27-35).
Встретив Господа, двое слепых кричали: «Иисус, Сын Давидов, помилуй нас!» Наверное, ни о чем другом они не думали так, как о своем исцелении, но откуда они могли бы его получить? Какие врачи вернули бы зрение тем, кто его полностью утратил? Последняя надежда у несчастных оставалась на Спасителя, и Господь, обращаясь к ним, спрашивает: «Вы действительно верите, что Я могу это сделать?» В ответ они восклицают: «Ей, Господи, — то есть да, Господи, — мы верим!» И тогда Господь кротко говорит им: «Да будет по вере вашей».
В начале 9-й главы рассказывалось, как Господь исцелил расслабленного по вере тех, кто принес его к Спасителю, а здесь чудо происходит по вере самих нуждающихся в исцелении — тех, кто был способен испросить у Господа помощи и засвидетельствовать свою веру в то, что это возможно. В обоих случаях, как и во всех других, связанных с чудесными исцелениями, присутствует это активное начало, активное действие со стороны тех, кто обращается к Спасителю. Вера — это и есть активное действие со стороны человека.
Святитель Феофан Затворник, размышляя над текстом сегодняшнего Евангелия, сравнивает веру, которую называет вместилищем и приемником Божественной благодати, с человеческими легкими. Чем сильнее легкие, тем больше воздуха они могут в себя принять. Точно так же и вера: чем она сильнее, тем больше Божественной благодати, Божественной милости человек может принять в себя. А если нет веры? Способен ли дышать человек, лишенный легких? Жизнь может поддерживаться в нем только при помощи искусственных процедур. Так же и в духовной жизни: если нет веры, нет и контакта с Богом, нет и ответного действия Бога на эту веру.
А ответные действия Бога многообразны. Господь может исцелять наши физические недуги и укреплять наше здоровье. Он может наделить нас яркими сильными мыслями, которые вдохновлены Его благодатью, но становятся нашими мыслями. Господь может вдохновить на великие свершения, когда человек проходит через грань возможного, потому что Господь в ответ на его веру был вместе с ним. И, размышляя, как все это происходит в душе человека, святитель Феофан говорит, что Господь посещает нас, входит в нашу душу, в наше сознание, не беря нас силой, а по нашему приглашению. Мы должны Бога пригласить, чтобы Он вошел в нашу жизнь. Недостаточно просто сказать «Господи, приди!» — нужно верить, что Бог имеет силу не просто войти в нас, как воздух входит в легкие, но что Он может исцелить наши души, наши телеса, что Он может обогатить нас мыслями и силой, может сделать нас настолько успешными в этой жизни, насколько это будет угодно, так что вся наша слабость истребится силой Божественной благодати.
Если говорить об исторических примерах присутствия Бога в человеческой жизни, то они бесчисленны. И если мы, несмотря на все это, живем так, будто Бога и нет, то ответа на нашу молитву не будет, ибо вера есть непременное условие вхождения Бога в нашу жизнь. И речь идет не только о личной жизни, ведь мы хотим, чтобы Господь присутствовал в наших общественных отношениях, чтобы из них исторгались зло, неправда, насилие, злоба, коварство — все то, что разрушает человеческие отношения, то, что отбрасывает людей и целые общества далеко назад, то, что мешает поступательному развитию общественной жизни и общественных отношений.
Вот почему мы должны открывать навстречу Богу свои сердца и просить не только о своем, но и о стране нашей, о народе нашем, о властях и воинстве и особенно о детях и молодежи нашей. Вот почему мы и строим новые храмы, — чтобы люди XXI века, соединив свои знания, свой опыт, свои мысли с глубокой верой, могли по-настоящему преобразовать самих себя и окружающий мир. И да поможет нам Господь хранить веру, да поможет Он нам осознать, что Бог входит в нас, говоря словами святителя Феофана, по нашему приглашению, не разрушая ту силу, которой Он Сам нас наделил — великую силу человеческой свободы.
Пусть Господь хранит каждого из нас, особенно наших детей и молодежь, которые сталкиваются со многими искушениями и соблазнами. Все эти искушения и соблазны проходят с возрастом, но как ужасно, если человек в молодости разрушил себя прикосновением ко злу, неправде, нечистоте, а затем спохватился по прошествии многих лет, — а жизнь-то уже позади! Пусть Господь помогает и молодым людям, и тем, кто в возрасте, и пожилым, готовящимся переступить порог физической жизни. И верим, что по вере нашей Господь способен исцелить наши недуги и личные, и общественные, и укрепить нас в здравии душевном и телесном. Аминь.