Мы празднуем годовщину Крещения Руси в обстановке, которая может послужить поводом для уныния. Люди, которые возводят свое родство к св. Владимиру и поклоняются Христу, сегодня на берегах Днепра подвергаются нападкам, а в качестве героев прославляют, напротив, тех, кто поклоняются Перуну и возводят свой род к Бандере и Шухевичу. Патриарх Московский всея Руси не может безопасно посетить свою паству. Артиллерийские снаряды, разносившие храмы в донецкой области, продолжают летать — хотя и реже. Но яростная пропаганда и мощная клеветническая кампания против Украинской Православной Церкви — единственной, которую признает мировое Православие — ничуть не утихает.
Но можно ли сказать, что это самые тяжелые времена для той восточнославянской христианской цивилизации, которая берет свое начало в днепровской купели? Нет, бывало и намного хуже. Киев (как и Москва, Минск и Новгород) пережил 70 лет владычества государственного атеизма, который пытался покончить с Православием — и со всяким богопочитанием вообще. Это был долгий срок; и многие, жившие в то время, полагали чем-то само собой разумеющимся, что свеча Православной веры коптит, гаснет, и вот-вот потухнет окончательно, и ее бледный дымок рассеется перед зарей нового, коммунистического общества. Те из нас, кто застал это время помнят лозунги - «Победа коммунизма неизбежна!» - украшавшие улицы городов.
Но рухнул коммунизм, а не Церковь.
Во время Войны на небольшое время Киев оказался под властью других адептов «северных богов», которые желали искоренить не только Православие, но и славянство. Но и их замысел не удался.
Церковь Христова пережила много государств и империй, племен и наций, деревянных, каменных и стальных идолов.
Она была здесь задолго до Майдана, и будет долгое время спустя после того, как поднятая им смута уляжется. Люди будут славить святого Владимира и после того, как новоздвигнутый идол Перуна будет выкопан и употреблен, как и подобает бревну, на какие-нибудь строительные или хозяйственные нужды.
Нынешние гонители Церкви, все же, намного слабее тех кто им предшествовал. Они имеют гораздо менее силы, убежденности, фанатизма или способности соблазнять народ, чем коммунисты и национал-социалисты. Об камень Церкви разбивались намного более мощные и страшные волны — разобьется и эта.
Церковь видит все с перспективы вечности — в свете той Божией победы, которая навсегда одержана в Воскресении Христовом. Церковь знает, что именно Бог является Владыкой мировой истории, и даже те, кто противятся Ему и нападают на Его верных, против своей воли служат Его замыслу. Как сказали Апостолы, впервые столкнувшись с враждебностью и гонениями,
«Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (Деян.4:24-28)
Как еще раньше возвестил Пророк, «С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится» (Ис.14:24)
Политические конфликты современности, нападки на Церковь, вызванные этими конфликтами — все это обладает гораздо меньшей реальностью, чем тот вечный Дар, который мы получили в Крещении.
И тут бессмысленно спорить, какой из стран — Украине, России или Белоруссии принадлежит святой князь Владимир. Отец не принадлежит детям — это дети принадлежат отцу. Даже когда они отрекаются от него, они остаются детьми — хотя и заблудшими. У нас — украинцев, русских, белорусов — невозможно отнять святого Владимира. Как у нас невозможно отнять Крещение.