Как строить отношения с Божией Матерью?

В день прославления Святогорской иконы Пресвятой Богородицы праздничную Божественную литургию в Успенском соборе Святогорской лаврысовершили двенадцать архиереев в сослужении множества духовенства и братии монастыря в священном сане. На запричастном стихе митрополит Горловский и Славянский Митрофан обратился к братии и многочисленным паломникам с проповедью.

    

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! С праздником вас всех!

В этом году осенью, на память Собора преподобных Святогорских, будет двадцать пять лет, как открылась Святогорская обитель, как здесь возобновилась монашеская жизнь после многих лет запустенья. Уже четверть века в этот день перед Святогорской иконой Матери Божией собираются архиереи, священнослужители, монашествующие, мужчины и женщины, старики и дети, простые и образованные, богатые и бедные. Собираются в большом множестве для того, чтобы встать перед этой святыней и душой и сердцем обратиться к Матери Божией. Мы верим, что через Её образ Святогорский мы получаем эту возможность.

Двадцать пять лет назад в обители не было прекрасных храмов — они были в запущенном, разрушенном состоянии. Братия состояла из нескольких монашествующих, не собирались сюда в таком количестве паломники, как мы видим сегодня, несмотря на непростое время, но в обители уже было главное её сокровище — икона Матери Божией. И эта икона свидетельствовала о том, что это место находится под покровом Матери Божией, что Она здесь Игуменья, Она здесь Хозяйка. И всякий, кто сюда приходил и хотел остаться в обители в числе братии, молился Матери Божией, прося у Неё на это благословения. И все, кто приходили и приходят сюда, в первую очередь идут в Успенский собор, чтобы стать на колени перед образом Матери Божией, обрадоваться этой встрече, поклониться перед Её образом и вознести Богу святые молитвы.

Мы видим чудо: разрушенная обитель в некогда безбожном Донбассе стала духовным центром, одной из лавр в нашей Православной Церкви, под своим кровом собравшей множество доброй и благочестивой братии, собирающей сюда десятки тысяч паломников. Это свидетельство того, что Матерь Божия здесь, что именно Она совершила это чудо. Ей в первую очередь мы благодарны за то, что за двадцать пять лет в обители произошли такие изменения.

Каждый раз, когда мы становимся перед иконой, мы надеемся, что чудо совершится и в нашей жизни, что после этого общения между нами и Матерью Божией что-то в нашей жизни изменится и станет по-другому. И Матерь Божия совершает чудеса. Бывает так, что и неверующие люди, и безбожники после этой встречи совсем по-другому начинают смотреть на жизнь, и в их жизни очень многое меняется. Такие случаи известны, и братия о них сохраняет предания в пример и назидание для всех, кто об этом будет узнавать.

Мы сегодня уже пережили первую встречу, первое узнавание, что такое вера православная, что она значит в жизни каждого из нас, какую богатейшую историю имеет наша Церковь и наша культура, и нам сегодня нужно делать какие-то шаги дальше. Или, по-другому можно сказать, нам тоже нужно строить отношения. Мы не можем всё время думать: пусть Божия Матерь совершит в нашей жизни чудо. Нам нужно научиться так строить отношения, чтобы в нашей жизни постоянно были Её присутствие, Её молитва и наша благодарность Ей за это.

Как эти отношения строить? Если мы посмотрим на общечеловеческую историю и на историю Церкви, то увидим, что любые отношения начинаются с благодарности. Нельзя никаких отношений строить, если ты неблагодарен, если ты не ценишь то добро, которое для тебя сделали, и не помнишь благодеяний, которые были для тебя совершены. Человек так устроен, что если что-то в его жизни произошло плохое, он это будет помнить долго, а если хорошее — он об этом сразу забывает.

Мы помним евангельскую историю о десяти прокажённых, которые после того, как исцелились, сразу забыли, кто их исцелил, — кроме одного человека. И этот один, который вернулся и поблагодарил Спасителя, приобрёл гораздо больше, чем здоровье. У него начались отношения с Богом. Он теперь может прийти во второй раз. Он теперь знает, куда ему приходить. У него появились вопросы: «что мне делать дальше, чтобы эти отношения стали ещё лучше?»

Мы с вами должны быть благодарны Матери Божией. В первую очередь, за то, за что Её благодарит вся Церковь каждый раз, во время каждого богослужения — за то, что Она послужила тайне нашего спасения, став Матерью Божией. За то, что Те Тело и Кровь, Которых мы причащаемся и через причащение Которых мы соединяемся со Христом, Бесплотное Слово, Сын Божий взял от Неё, воплотившись от Духа Свята и Девы Марии, как мы произносим в Символе веры. За то, что Её ходатайство о нас перед Богом — важнейшая часть нашей жизни, нашей надежды и упования. Церковь об этом говорит в самый важный момент богослужения, когда хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господними, когда мы вспоминаем всех, кто послужил тайне спасения и кто, восприняв эту тайну, наследовал святость и жизнь вечную. Мы говорим: «Изрядно (то есть больше всего) о Пресвятей, Пречистей и Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», — и поётся торжественный гимн в честь Матери Божией — «Достойно есть» или другое богородичное песнопение согласно уставу церковному.

Первое, с чего наши отношения начинаются — это благодарность Матери Божией за то, что Она совершила для нашего спасения своим личным жизненным подвигом. Кроме того, у каждого из нас есть опыт, когда мы, совершив молитву перед Её иконой, получили ответ. И это тоже должно быть предметом нашей благодарности. Мы никогда об этом не должны забывать. Мы всегда должны снова и снова благодарить Её за ту милость, которую Она нам оказала. Без этой благодарности мы не должны приходить к Её образу и начинать молитву.

Если мы не помним того, что сделано для нас, и не ценим то, что у нас есть сейчас, и даже саму возможность сегодня стать перед Её образом и сказать: «Матерь Божия, спасибо Тебе за то, что я сегодня здесь, что я могу пред Твоей иконой стоять и вместе со всей Церковью, одной семьёй молиться Тебе как нашей Матери», — если мы с вами не научимся это делать, у нас не будет никаких отношений. Ничего дальше не продолжится, потому что не был совершён первый шаг с нашей стороны — быть благодарными, не забывать о том, что сделано для каждого из нас.

Кроме этого, нужно задуматься, какими мы приходим к Матери Божией. Ведь за каждым из нас тянется определённая история из того, что мы сказали, сделали, как мы поступили в той или иной ситуации. И, вспоминая эту свою историю, каждый из нас произносит слова мытаря, который когда-то зашёл в храм помолиться: «Боже, милостив буди мне грешному».

Каждому из нас хочется у Матери Божией попросить прощения своих грехов. Нам кажется это естественным, потому что Она свята, а мы грешны. Мы просим Её о чём-то, но сами не исполняем волю Её Сына. Мы нуждаемся в Её помощи, но сами нарушаем заповеди. Конечно, приступать к Ней без покаяния — это дерзость, это наглость. Так нельзя поступать.

Нужно всегда смотреть на самого себя и осознавать свою греховность, чтобы с чувством покаяния предстать перед образом, а не с дерзостью — «Ты мне что-то должна, вот, я у Тебя сейчас буду просить» или «вот, я к Тебе пришёл, а Ты давай со мной теперь за это расплатись, потому что я вот тут молился, или был на службе, или поставил свечку». Надо, чтобы было сердце сокрушенное и смиренное, которое Бог не уничижит. Мы должны помнить, что Матерь Божия смиренна, и сами к Ней подходить со смирением и покаянием, прося Её помощи. Это будет продолжением наших отношений. Если мы подойдём с благодарностью, с покаянием, то уже можно какие-то отношения строить.

Для того чтобы строились наши отношения с Богом, обязательно нужна вера. Вера не просто как убеждённость в том, что Матерь Божия нас слышит и о нас ходатайствует перед Богом, хотя, если у нас это есть, — и это уже немало. Вера должна иметь ещё и другое измерение. Я буду говорить о том, о чём больше всего болит сердце в наши дни: скажите, наша вера разрешает нам ненавидеть друг друга? Не разрешает и прямо говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24), «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14).

Наша вера прямо запрещает нам вражду. Наша вера запрещает нам ненавидеть друг друга, тем более — поднимать друг на друга руку. Тем более — друг другу угрожать смертью и убийством. Но мы, называя себя верующими, поступаем так, как будто наша вера нам это не запрещает, и находим для себя всякие оправдания, и убеждаем себя в том, что есть какие-то причины, которые позволяют нам поднять руку на своего брата или кого-то ненавидеть. Мы говорим, что есть причины, которые могут заставить нас считать своего ближнего хуже себя. Какая же это вера? Значит, мы лицемерим, называя себя верующими и делая то, что наша вера нам прямо запрещает.

Наша вера запрещает нам осуждать друг друга. Она запрещает нам свои интересы ставить выше интересов своего ближнего: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Наша вера запрещает нам лукавство, лицемерие, ложь по отношению друг к другу. Наша вера учит нас, чтобы основой нашего общения, нашего единства была любовь, чтобы без любви мы ничего не делали в этой жизни, чтобы всё, что мы ни делаем, было освящено ею, и она была главным направлением и главным двигателем всех наших поступков.

Сегодня в апостольском послании вспоминается о неких христианах, которые, имея чрезмерное рвение, ревность жить по заповедям евангельским, начали осуждать других людей, которые не такие, как они. Даже такое доброе чувство, как ревность по Богу, если оно не соединено с любовью, с уважением к ближнему, со смирением, становится Богу неугодным и приводит к распрям, о чём апостол с сожалением говорит и упрекает в этом своих последователей. Он говорит: я слышал, что есть распри между вами из-за чрезмерного рвения. Да, кто-то может больше, у кого-то получается лучше. Но это не повод считать своего ближнего хуже себя или кого-то осуждать, унижать, над кем-то смеяться.

Когда мы подходим к иконе Божией Матери, пусть каждый себя спросит: а по моей жизни видно, что я верующий? Или, говоря, что я верующий, делаю я всё наоборот? Меняется ли моё сердце, меняется ли моя жизнь? Если мы строим отношения с Богом, мы должны сами у себя спрашивать: моя жизнь — по моей вере, или я только говорю, что я верующий, а живу так, как будто бы никогда о вере и не слышал?

Все эти мысли — благодарность, покаяние, вопрос о том, верующий ли я человек на самом деле, строю ли я свою жизнь по вере — это то, что должно быть в нашем сердце, когда мы стоим перед иконой Матери Божией. Иначе мы будем только надеяться на то, что Она сотворит с нами чудо, но сами ради того, чтобы это произошло, ничего не будем делать, сами не будем строить никаких отношений, не будем ни к чему стремиться. А это самое плохое, что может быть.

Нельзя себя навязывать другим таким, какой ты есть. Нельзя пытаться заставить себя полюбить, ничего не меняя в своей жизни. Мы знаем, что нас Бог любит, что нас любит Матерь Божия. Но если мы задумаемся над тем, о чём было сказано, и хотя бы что-то сделаем в сегодняшний день для того, чтобы самим стать лучше, наша жизнь точно изменится не в худшую, а в лучшую сторону.

Стоя перед иконой Матери Божией, будем себя спрашивать о том, благодарны ли мы Богу. Будем себя спрашивать о том, какова наша вера и в каких делах она выражается. Будем помнить о том, что Богу никакие дела не угодны, если в них нет любви, и любовь — это и есть тот критерий и то мерило, которым мы можем измерить, правильно мы что-то делаем или неправильно.

Будем помнить о том, что Господь хочет, чтобы мы жили не только ради себя, но свою веру и свою любовь проявляли в добрых делах и по отношению к Нему, и по отношению друг к другу. А это значит, что прямо сейчас, прямо в эту минуту нужно посмотреть, кто вокруг нас. Может, кому-то тяжело стоять, нужна помощь. Может, кому-то дать воды, подать руку, если он по ступенькам будет спускаться. Может, на трапезе нужно кому-то место уступить, может, чем-то помочь, когда ты видишь, что трудно всем, но ещё имеешь какие-то силы. Начинать делать добрые дела, свидетельствуя ими о своей вере, нужно не завтра, не послезавтра, а прямо с сегодняшнего дня.

Дай Бог, чтобы все эти добрые мысли приходили к нам и оставались в нашем сердце, когда мы стоим перед образом Матери Божией. И когда Она это увидит, Она пошлёт благодать, которая нас укрепит, которая поменяет очень многое в нашей жизни и пошлёт то недостающее, о чём мы даже не знаем и о чём мы не просим, потому что мы просим о самом главном — о том, чтобы мы стали настоящими Её детьми, учениками Её Сына, настоящими христианами.

В сегодняшний день хочется стоять с такими мыслями перед образом Матери Божией и получить от Неё благословение. И дай Бог, чтобы все молитвы и прошения, которые совершаются сегодня, не остались без ответа, а самым главным ответом была добрая перемена в жизни каждого из нас по молитвам Той, перед Которой мы сегодня стоим и праздник в честь Которой мы сегодня празднуем.

Спаси вас всех Господь!

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
рбМарина 1 августа 2017, 12:09
СПАСИ ГОСПОДИ м-т МИТРОФАН за наставление!!!ПОМОЩИ ВАМ БОЖИЕЙ В СЛУЖЕНИИ и в ДЕЛАХ и ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×