Священная История показывает нам всю сложность взаимоотношений Бога и Его творения – человека. Книги Писания открывают нам великую высоту святости, на которую Всевышний возводит полюбивших Его людей, и страшную глубину падения, какую может пережить отказавшийся от Бога человек. А между этими крайними точками находится и обычная жизнь со всеми ее грехами и грешками, немощами и слабостями, ошибками и потерями. И об этой жизни, так знакомой нам, Писание тоже говорит. Это радостно и очень важно, потому что в библейских строках есть я, есть все мы, обычные люди, со всеми нашими немощами.
Как хорошо, что священные писатели не скрыли от нас тех недоразумений и грехов, которые случались в древней Церкви. Библейские книги показывают, что Христос пришел спасти воистину всех – и правителей и рабов, и книжников и неграмотных, и великих людей, и самых обычных мелких грешников, как мы. Может быть, кто-то обидится на эти слова, считая себя непременно «великим грешником». Но мы с вами вряд ли способны на великие, масштабные злодеяния, ибо для этого нужно быть выдающейся личностью, хоть и со знаком минус. А мы и живем незначительно, и грешим мелко и скучно. Понимание этого есть одна из граней той добродетели, что зовется в Церкви смирением.
Так вот, Библия являет нам важную вещь: оказывается, христианам древней Церкви не было чуждо все наше, человеческое. Ошибки, разногласия, отступления, минуты духовной слабости, сомнение, маловерие – все это встречалось как в жизни святых апостолов, так и у многих других христиан I века.
В первые же дни существования Церкви христиане-эллинисты начинают роптать на христиан-евреев по поводу своих вдовиц (см. Деян. 6:1). Анания и Сапфира, пожалев деньги, совершают грех против Святого Духа (см. Деян. 5:1–11). Апостолы Павел и Варнава ссорятся из-за апостола Марка (см. Деян. 15:39). Первоверховный Петр уличается Павлом в лицемерии, вместе с Варнавою (см. Гал. 2:11–14). В основанной апостолом Иоанном церковной общине некий Диотреф (возможно, епископ) не желает принимать посланных от Иоанна (см. 3 Ин. 1:9). Апостол Иаков (брат Господень), будучи иудеохристианином, в своем Послании спорит с Павлом о вере и делах; Павел же всю жизнь борется с иудеохристианством. Петр, Павел, Иоанн, Иуда, Иаков пишут о беспорядках в церквях и о появлении множества еретиков и лжеапостолов. Все это происходит в апостольском веке, на заре христианства.
В этом смысле весьма показательно Первое послание апостола Павла к коринфянам. Павел жестко укоряет коринфян в грехах, которыми болела их община. К ним относились: судебные тяжбы между верующими, внутрицерковные партийные разделения, движение женской эмансипации, гордость философов-платоников, вступивших в общину как в некое философское общество и проповедавших гностические идеи; случаи вкушения идоложертвенного, сомнение в телесном воскресение мертвых, непонимание сути духовных дарований, разные нарушения церковной дисциплины и, о ужас, мерзкий вид блуда – кровосмешение.
Однако все это не мешает Павлу называть коринфскую общину Церковью. Почему? Потому что хоть многие и были больны в этой Церкви, но они не отказывались лечиться и главным церковным врачом признавали Господа Иисуса Христа. Сам факт написания Павлом письма свидетельствует о том, что коринфяне слушались апостола и соглашались лечиться именно так, как Павел говорил. Они участвовали в Евхаристии, община окормлялась апостольской иерархией. Поэтому, несмотря на все недостатки, коринфская община была настоящей Церковью.
Церковь есть богочеловеческий организм, Тело Христово, вбирающее в себя людей и наполняющееся Святым Духом. И Церковь Свята именно этим Божественным присутствием, а не людьми. Ее человеческая сторона может болеть, страдать, ошибаться и даже грешить. И каждый из нас приносит в Церковь какой-то свой грех, свою духовную болезнь. Да так и должно быть, потому что по своему предназначению Церковь есть больница, в которой мы лечимся.
Если продолжить эту мысль, то нужно заметить: как и во всякой больнице, в Церкви есть разные больные. Есть выздоравливающие и умирающие. Есть послушные, а есть протестующие против лечения и позорящие статус заведения. Признающий свои болезни, желающий исцеления лечится и исцеляется. Но тот, кто лишь иногда заходит в больничный корпус, да и то потому только, что ему нравится отделка потолка, картины на стенах и чистые халаты докторов, и сам не поправится, и других смутит.
Многие, придя в Церковь, ищут не исцеления от своей погани душевной (кажется, Петр Мамонов однажды так выразился), а прозорливых старцев, суровых аскетов-постников, пещерных затворников, монахов-чудотворцев. Но вместо них они встречают таких же людей, со всеми их страстями и страстишками, грехами и грешками. И бывает, что человек соблазняется, поворачивается и уходит. Он покидает Церковь, ничего не поняв о Ней; оставляет больницу, испугавшись множества больных и не помышляя о том, что он сам точно такой пациент, как и все.
Как замечательно, что Писание честно сообщает нам о немощах и болезнях Иерусалимской Церкви. Нам это необходимо знать для того, чтобы мы не соблазнились на пути воцерковления. Рассказывая об этих неурядицах, Библия избавляет нас от иллюзий. Она учит смотреть на Церковь не как на лубочную картинку, где только святость и чудеса, а как на большой раковый корпус. В нем человек глубокий и терпеливый получает исцеление, а поверхностный и нетерпеливый уходит, обидевшись на первую же санитарку, ему нагрубившую.
Именно такая аллегория приходит на ум при чтении всяких исповедей «бывших» – людей, ушедших из Церкви. Мне непонятна логика этих откровений. Да, у моей матери могут быть разные недостатки, и я, может быть, иногда тихонько повздыхаю о них со своим братом, таким же сыном той же матери. Но я никогда не покину мать и не вынесу ее немощи на обозрение чужих людей.
Внимательный читатель Библии не соблазнится грехами церковных людей хотя бы потому, что он об этом уже читал в Писании, что все это уже было. Да, грехи церковных людей иногда велики и безобразны. Но если мы ищем в Церкви не грехи человеческие, а ищем Христа, то всегда найдем Его там. И тому, кто нашел Иисуса, никакие соблазны не страшны, потому что узнавший Господа радуется о Нем и в то же время плачет о своем состоянии, понимая, что грехи мешают ему приблизиться ко Христу. И здесь, в соединении этого плача и радости, и начинается духовная жизнь, которая заслоняет собой все чужие грехи, потому что человека теперь по-настоящему начинает заботить духовное состояние. А если этого нет, значит, мы еще не пережили самую важную встречу в жизни – встречу с Тем, Кто простил всех на свете грешников и повелел прощать и нам.
Вне Христа все фальшиво и ложно.
Можно жить без Него кое—как,
Но спастись без Христа невозможно!