О постоянстве в молитве и птицах небесных

    

Всё живое в этом мире ищет для себя блага в житейском смысле, но только человек призван к обладанию благами духовными, высшими, и жажда этих благ заложена в самой его природе, если только он не угашает в себе этот дар. И когда мы задаёмся вопросом: о чем и как молиться Богу, то первый ответ всегда должна подсказывать нам сама эта духовная жажда. Помните, как у псалмопевца Давида сказано: Как олень стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41, 2).

Господь Сам говорит, что Отец Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 11). И под благом здесь понимается не еда и питие, не одежда (не обычное, потребное в житейских нуждах), а благодать Духа Святаго, как об этом и говорится прямо в другом Евангельском отрывке (ср. Лк. 11, 13).

Высшее благо для нас — это стяжание духа Христова

Высшее благо для нас — это стяжание духа Христова, чтобы мы были во всём подражателями Ему, но подражателями не механическими, а живыми, чтобы в нас присутствовали те же чувствования, что во Иисусе Христе. Этого нам надо искать более всего, об этом иметь главное свое попечение и заботу.

Но бывает так, что это наше естественное стремление, будучи заглушаемо суетной, греховной и плотской жизнью, ослабевает и гаснет в нас настолько, что вместо живого стремления к Богу остается только смутная мятежность и тоска от неизбывной и необъяснимой с житейской точки зрения мучительной неудовлетворенности.

Есть только один путь возвращения к живой вере — это путь слушания Слова Божьего

И тогда есть только один путь возвращения к живой и естественной вере — это путь слушания Слова Божьего. Сознательное и, может быть, даже с понуждением волевым стремление узнать о Боге то, что Он Сам благоволил нам открыть о Себе, о мире и о призвании нашем. Это желание узнавать о Боге всецело находится в нашей власти, связано с нашим свободным выбором. И если мы среди бесконечного множества разнообразных и преходящих вещей этого мира выбираем Слово Божие, то мы избираем благую часть (Лк. 10, 42), как Сам Господь говорит о желающих слушать Его. И апостол Павел говорит, что вера происходит от слышания (ср. Рим. 10, 17). То есть когда мы слышим Слово Божие, или читаем, или воспринимаем его как-то иначе (потому что есть люди, неспособные ни к слушанию, ни к чтению, но и от них не сокрыта возможность приобщения Слову Божьему) — вот когда мы воспринимаем те самые глаголы жизни вечной (ср. Ин. 6, 68), о которых говорит Господь и апостолы — то мы таинственным образом питаем душу духовным хлебом, придаем ей духовные силы, приобщаемся животворящей силе. Как и Господь говорит: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). И как человек, восполняющий силы вкушением хлеба, приходит в полное и здравое своё самочувствие, так и человек, питающийся Словом Божиим, постепенно входит в полное и здравое своё устроение, основанием которого является добрая связь с Богом посредством веры и исполнения Божиих Заповедей. И смысл веры заключается в исполнении Слова Божьего. Апостол Павел так и говорит: вера есть осуществление ожидаемого (Евр. 11, 1). Мы ожидаем полноты исполнения Царствия Божьего, а вера помогает нам уже здесь и сейчас делать то, что от нас зависит, чтобы Царствие Божие являло себя и на земле, как на Небе. То есть чтобы и телесная наша жизнь во всём её благословенном и добром разнообразии была исполнена Духа Святого, то есть была правой, честной и безгрешной. Конечно, настолько, насколько это возможно в условиях реальной действительности и в условиях нашей непрестанной борьбы с грехом. И, конечно, вот это торжество Божественной правды в нашей душевной и телесной жизни, в нашей личной жизни, в жизни нашей семьи и общества — это первое и главное, о чем нам надо слезно просить Бога.

Но как просить? Именно, что с усердием и постоянством. Невзирая на обстоятельства переменчивой внешней и внутренней жизни. И вот здесь нам опять Господь подаёт пример через братьев наших меньших. Помните, как Спаситель говорит о птицах небесных, что они не сеют, не пашут, а Господь питает их (ср. Мф. 6, 26). Как же именно питает? Всевозможными путями, в том числе и через нас — людей. Но вот что важно: сами птицы усердствуют в поиске пропитания и в этом своем усердии показывают нам пример того, как и мы сами должны просить Господа, но только не о земной пище, а о высшей, духовной.

У нас на карнизе, с внешней стороны кухни и на балконе обитает уже не один год пара голубей. То есть они появляются там периодически, питаясь от нашего дома, и для них это стало такой же естественной и неотъемлемой частью их жизни, как летание, курлыканье и свивание гнезда по весне. Но они не просто питаются — они просят, требуют пропитания с настойчивостью и с постоянством. Не случайно преподобный Паисий говорил, что мы для животных как боги, и они от нас ожидают милости…

    

«Глава семейства» — маститый голубь, бывалый и переживший немало. Об этом говорят хотя бы лапки его, по-видимому, отмороженные когда-то, потому что на одной у него недостаёт пальца, а вторая и вовсе представляет собой культю, на которую он прихрамывает, когда прогуливается неспешно по подоконнику. Подруга его — по видимости, моложе его и бойчее, и неустанно, в перерывах между кормежками, проявляет о нем самую трогательную заботу. То блошек выискивает с нежным курлыканием, то «целует» заботливо.

Оба они, по-видимому, считают, что балкон наш и карниз кухонный — это их «вотчина», и когда залетают сюда иные собратья — начинаются настоящие битвы «за сферу жизненных интересов». Тут и трубные звуки всех угрожающих и воинственных оттенков, и хлопанье крыльев — которыми голуби, оказывается, лупят друг друга почем зря, так что только перья летят, и «героическое» раздувание и выпячивание груди, и все прочие шумные атрибуты голубиных боёв. Балкон у меня приоткрыт, я с утра печатаю иногда на компьютере, и вот, когда голубиная братия поднимает совсем уж невообразимый шум, — я выхожу, чтобы их разогнать. Но это бывает нечасто, только когда на «кровное» посягают залетные. А большей частью жизнь голубиной парочки протекает тихо и мирно.   

Итак, раннее утро. Я захожу на кухню, жалюзи и шторы закрыты, но я знаю, что с наружной стороны, в любое время года и в любую погоду, на карнизе уже ждет или сам «бывалый», или в паре со своей ненаглядной голубкой. Прежде всего я догадываюсь об этом по характерному и даже, как я думаю, нарочитому «топотанию», которым голуби стараются привлечь внимание, едва поймут, что кто-то появился на кухне. Я их так и называю за эту «чечетку»: «голуби-топотуны». Но если эта «мера влияния» не оказывает должного воздействия — начинается настойчивое и внятное «мычание». Да, я не оговорился, и, представьте себе, голуби, когда хотят напомнить о себе и привлечь внимание — начинают «мычать». Вот и матушка моя заходит на кухню и, услышав это «мычание», ещё никого не видя за закрытыми ставнями и жалюзи, уже искушенно замечает:

— О, прилетела парочка, Абрам да Сарочка!..

Шторы открываются, мы готовим завтрак, общаемся, но между делом замечаем, как из-за закрытых и занимающих половину окна жалюзи периодически высовывается и заглядывает в кухню любопытная голова с внимательным, в оранжевом ободке, глазом. Головка как бы говорит: ну что вы там, про нас не забыли? И для верности опять начинается согласное «мычание». И так продолжается… сколько надо. То есть до тех пор, пока створка окна не приоткроется и хозяйка не просунет в расковырянную в низу противомоскитной сетки дырку — зерна или хлебушка, что придется. И вот тут начинается ликование и буйство восторга. Не забыли! Ура! Накормили!.. К слову, сама эта дырка образовалась не естественным путем, а именно вследствие, с одной стороны, неотступных и настойчивых просьб, а с другой — «сдавшегося» на милость сердца.

Здесь еще надо сказать, что (уж не знаю, к стыду нашему или нет), мы не раз зарекались эту нашу «благотворительную столовую» прикрыть. Потому что, как я уже сказал, не одна эта парочка прилетает, а и другие голуби залетают порой, причем как правило, небольшими и бестолково-шумными стаями, и загаживают они «в благодарность» карниз оконный и балконные перила, лихо превращая их в «Авгиевы конюшни». И если выходишь после таких визитов чудесным летним вечером на балкон подышать свежим воздухом, то первым делом озадаченно ищешь место — куда бы опереться руками, чтобы не угодить в «благодарственное приношение». Да и просто, как я уже рассказывал, соберется такая голубиная бестолковая толпа, невесть откуда взявшаяся, и все гудят, мычат, дерутся, требуют хлеба, треплют друг друга, бывает, и цветы на балконе потопчут… Словом, порой эта требовательная толпа просто достает своей наглостью, честное слово. И вот в такие моменты матушка моя (а она, несомненно, главный «спонсор» всех этих «сирых и обездоленных») сердито объявляет о прекращении кормежки. И действительно несколько дней терпеливо переносит все карнизовые баталии, и драки, и шум, и бестолковую толчею, и даже требовательные постукивания в окно клювами. Но стоит каким-нибудь неожиданно тихим и будничным утром опять появиться «бывалому» со своей подружкой, стоит матушке услышать их настойчивое, но какое-то всё же деликатное «мычание», увидеть их трогательную заботу друг о друге, как жена «ломается» и отпирает опять, казалось бы, уже навечно закрытую ставню, и проталкивает хлебные крошки в расковырянную дырку, и все начинается сначала…

Только бы мы не ждали, что всё случится само собой, а просили с настойчивостью и постоянством

Начинается всё сначала, потому что надо же нам как-то напомнить: просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам (Мф. 7, 7). Только бы мы не ждали, что всё случится само собой, а тоже просили с настойчивостью и постоянством…

Этой весной «бывалый» нас удивил, он стал приносить веточки. То есть не то чтобы он просто «проходил мимо» с этими веточками в клюве, а именно приносил, и заглядывал в окошко, и ждал, пока появится «хозяйка», и чуть ли не вручал ей эти «веточки мира» — настойчиво и терпеливо. Мы всё пытались понять, что бы это значило, и шутили, что «бывалый» приглашает матушку стать «старшей по гнездовищу». Но, так или иначе, вспоминалась всё время история с Ноем и голубем, который принес свою веточку в клюве, как символ милости и примирения человечества с Богом…

Священник Димитрий Шишкин

10 августа 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Молитва – не долг, а кислород души Молитва – не долг, а кислород души
Архим. Андрей (Конанос)
Молитва – не долг, а кислород души Молитва – не долг, а кислород души
Беседа о безумном уме, мудром сердце и Иисусовой молитве
Архимандрит Андрей (Конанос)
О том, как связаны молитва и покой души, надо ли нам «исправлять» ближних и какая помощь им будет лучшей.
«Боже, у меня ни на что не хватает времени!» «Боже, у меня ни на что не хватает времени!»
Марина Бирюкова
«Боже, у меня ни на что не хватает времени!» «Боже, у меня ни на что не хватает времени!»
Марина Бирюкова
Знакомая жаловалась: у нее ни сил, ни времени не остается на духовную жизнь, и даже утром и вечером помолиться не всегда получается. Как тут быть?
Величайший из даров Величайший из даров
Игум. Нектарий (Морозов)
Величайший из даров Величайший из даров
Игумен Нектарий (Морозов)
И оскудевает в нас вера подчас, и даже умирает – а вместе с ней и наша душа. Что же убивает их – веру и душу, что убивает нас?..
Быть христианином Быть христианином
Святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский
Быть христианином Быть христианином
Из проповедей святителя Гавриила Имеретинского
Недостаточно христианину избегать греха, он должен также взращивать добродетели. Для спасения души мало не быть хищником – должно быть милосердным; мало не любить ложь – должно быть самоотверженным защитником правды; не только не быть прелюбодеем – но и помыслов нечистых не допускать.
Комментарии
ЕленаS22 августа 2017, 08:50
А я так хотела прочитать на сайте что-нибудь доброе и радостное и вот пожалуйста! Спасибо за статью!
Ольга17 августа 2017, 17:08
Какая трогательная поучительная статья. Скажите, в каком храме служит батюшка - автор статьи ?. Очень хотелось бы с ним лично встретиться и побеседовать. У меня очень личный вопрос по поводу моего поступка с бездомным животным. Меня очень беспокоит ситуация, которую я совершила.
Спаси Господи.






Владимир14 августа 2017, 11:41
Спасибо. Очень трогательно.
светлана11 августа 2017, 17:03
Ну вот,батюшка,спасибо!Не хотела сегодня идти на огород и кормить семейство кошек -мама и две дочки ,одна еще маленькая,у них дом с хозяевами напротив,а они все время у нас на огороде живут и когда приходишь ,встречают меня как свою хозяйку и бегают за мной и просят ,чтобы их накормили и очень удивляются ,когда им ничего не дашь.,и все равно идут провожают потом.Придется бросать свои дела и идти кормить,ждут.Тоже иногда ругаюсь на них,говорю: у вас хозяева есть,пусть вас кормят,но им(кошкам) ,видимо,виднее. А статья замечательная,спаси Господи,батюшка!
Ирина11 августа 2017, 16:05
Здорово!
Алексей11 августа 2017, 00:05
Спасибо, отец Димитрий! И смотрите - сколько хороших людей откликнулись!
Михаил10 августа 2017, 20:37
Прекрасная статья.Взять, к примеру стрижей,которые созданы для полета,но очутившись на земле не могут сами подняться,лежат и ждут,когда мимо будет проходить человек-единственное существо на планете,которое его поднимет и поможет снова взлететь.Так же, увы, и с некоторыми людми происходит,думающих, что могут обойтись только своими силами,что надеятся можно только на себя,не желая понять,что человек без Бога сам может только упасть и не подняться.Придет время и все это поймут.Господь нам оставил столько подсказок в самой природе,главное научиться их замечать и разгадывать,конечно с Его помощью.
Храни Вас Господь!
Татьяна10 августа 2017, 20:21
Хорошо - то как! В простоте такой глубокий смысл, что ничего говорить не хочется. Только молчать, думать и чувствовать. Спасибо вам, батюшка
ТаняСем 10 августа 2017, 17:49
Удивительно светло и радостно от прочитанного!!!Очень позитивная статья и банально простой и парадоксальный вывод напрашивается-учитесь у голубей,люди!!!А то мы вроде такие разумные и "продвинутые",а Любить ненаучились....учимся чему угодно-техпрогрессу,экономике,а главному-ноль внимания...прости нас,Боже и спасибо за светлое напоминание нам,грешным,что всему фундамент -ЛЮБОВЬ!!!Слава Богу за все!!!
Марина10 августа 2017, 16:20
спасибо большое, о. Димитрий! Трогательно...
Людмила Голубкова10 августа 2017, 15:54
Да читаешь и понимаешь что это какое то чудо. Мы все загружены работой. Мы стали машинами для зарабатывания средств для существования. Мое мнение средства массовой информации должны больше программ с полобной тематикой пускать по основным каналам. И жизнь станет добреее и радостней. Спасибо Дмитрию.
Сергей Рымарев10 августа 2017, 14:20
Прекрасная мудрая и душеполезная статья о Милости Божией к нам неразумным. Спаси нас всех, Господи!
Марина10 августа 2017, 11:44
Какая чудесная статья!даже слов не могу найти, чтобы выразить охватившую радость после прочтения))))
Елена10 августа 2017, 11:09
Как хорошо на душе от этих строк.Ко мне на работу тоже прилетает такая парочка,покормишь их как-то лучше все вокруг становится. Спаси Вас Господь О.Дмитрий.
р.Б. Сергий10 августа 2017, 10:07
На мой взгляд, в этой простенькой зарисовке, сокрыто много пластов для нашего осмысления.Господь научает нас всеми способами,в том числе и через поведение,сотворенных Им живых, но безсловесных творений.Как хорошо, что есть люди,вроде о.Димитрия,на таких примерах,показывающие нам это. Господь постоянно беседует с нами,надо лишь услышать и понять Его.
Татьяна10 августа 2017, 09:59
Какая красивая статья! Она просто дышит Любовью. "Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам (Мф. 7, 7). Спасибо, батюшка!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×